Интерьер в стиле рококо – симфония сладких нот любви…

Дизайн интерьера в стиле рококо

Стиль рококо в интерьере – отчаянно элегантное, более легкое продолжение европейского барокко. Уже не дворцовый, но все ещё прекрасный – читайте в нашем новом гиде какой он – классический рококо.

История стиля рококо

Стиль рококо – стиль в дизайне интерьеров, декоративном искусстве, живописи, скульптуре и архитектуре, популярный в середине 18 века. Характеризуется легкостью, элегантностью, обилием изгибов, естественных форм в орнаменте.

“Слово рококо происходит от французского rocaille, означающее скальную работу, которой украшен искусственный грот”

Немного устав от строгого и пышного барокко , парижские аристократы XVIII века возвращались к более мягким конструкциям и скромным материалам. После смерти Людовика XIV, могущественного монарха, который предпочитал держать всю знать при себе в Версале, французская аристократия наконец-то получила возможность вернуться в собственные дома и украсить их по своему вкусу.

Освобожденные от придворной торжественности, парижане проводили больше времени в частных имениях, устраивали богатые вечеринки и в целом наслаждались жизнью. Новый стиль был продолжением барокко, но характеризовался асимметрией, изяществом форм и восхитительными изображениями повседневной жизни и придворной любви.

Организация пространства для стиля рококо

В отличие от огромных дворцовых помещений барокко, стиль рококо использовался в зданиях поменьше, с гораздо меньшим количеством комнат, большая часть из которых была небольшой и личной частью дома. Поэтому, стиль отлично вписывается как в просторные залы для принятия гостей, так и в небольшие комнаты современного мира.

Как правило, в домах французской знати залы находились в центре дома. В зависимости от удаленности от общих помещений, созданных удивлять великолепных гостей, комнаты становились все меньше и меньше, создавая интимную атмосферу, больше характерную для будуаров.

Цветовая палитра и узоры стиля рококо

Интерьеры в стиле рококо были легкими и воздушными, гораздо более свободными, чем предшественники-барокко. И все-таки, комнаты оставались неизбежно роскошными. Рококо напоминал о богатстве владельцев с элегантностью и деликатностью.

Такая эстетика достигалась благодаря сочетанию светлых пастельных тонов – голубой синевой, зеленым, желтым, розовым – с белой слоновой костью, полированным мрамором, золотом и серебром. Удивительные сочетания рококо – каждый материал или цвет в комнате был визуально легким и одновременно роскошным, словно полет сквозь позолоченное облако.

Узоры также создавали ощущение потока, с большим количеством абстрактных и ассиметричных деталей. В моде были цветочные мотивы, изящные орхидеи, тонкие деревья, аквариумные рыбы, множество заимствований из восточной культуры.

Как и в случае с барокко, в комнатах в стиле рококо к украшению стен относились как к искусству. Все углы в комнатах были скруглены, стены украшены резными панелями, золотыми орнаментами и зеркалами, которые расширяли пространство, придавая ему неопределенность. Для настенных покрытий часто использовались шелковые или дамасковые ткани с растительным или цветочным узором, гобелены.


Оформление стен в стиле рококо

Стены все еще рельефны: делятся на несколько зон, каждый из которых заполняется разным видом декора.

Потолок в стиле рококо

Из-за ограниченного пространства потолки в стиле рококо украшены не так ярко, как в стиле барокко. Как правило, стилю характерна однотонная светлая цветовая гамма потолков с резными извилистыми силуэтами – с цветочным орнаментом, украшенная изображением ангелов или заимствованными китайскими силуэтами.

Важная часть потолка – огромная хрустальная люстра с подсвечниками или их имитацией.

Оформление пола в стиле рококо

В сравнении с остальным пространством комнаты полы выглядят более спокойно. Их задача – показать статус владельца, а не украшать комнату. Продолжая тему роскоши и элегантности, для пола используются такие материалы, как высококачественная и строгая древесина или мрамор. В более интимных комнатах полы украшаются мягкими уютными коврами с восточными мотивами.

Мебель в стиле рококо

На первый взгляд, мебель в стиле барокко и рококо почти ничем не отличается. В обоих стилях мебель ярко декорирована растительными узорами, изящными ножками, повторяет S и C-формы. И все же мебель в стиле рококо более тонкая, скорее женственная, с более стройными ножками, ассимметричная, более светлых оттенков.

Читайте также:
Как устроена центральная и автономная канализация

Мебель часто обивалась шелком серебряного, золотого или бронзового цвета. В бальных залах и прилегающих к ним комнатам находились низкие итальянские диваны, служащие скорее для украшения, чем сидения. Консоли и столики были украшены золотой или бронзовой резьбой.

Освещение

Освещение в стиле рококо роскошно и претензионно, французы очень любят подсвечники и канделябры. В интерьере в стиле рококо распространены великолепные люстры и настенные бра, подобранные таким образом, чтобы увеличить уют пространства.

Большое значение придается естественному свету: в французских домах распространены высокие и узкие окна во всю стену, их дополняло большое количество зеркал для усиления ощущения открытого пространства. Зеркала находились в роскошных позолоченных рамах с резными фигурками цветов и ангелов.

Использование предметов декора в стиле рококо

Роскошная асимметрия рококо вдохновлена естественной кривизной деревьев и цветов, раковин ракушки, облаков. Аксессуаров немного – основной декор приходится на стены, потолок и уже известные нам люстры, зеркала и элегантную мебель.

Главным мотивом комнаты в стиле рококо часто служил низкий камин, покрытый мраморной плитой, на котором нашли себе место часы, фарфоровые статуэтки и другие украшения. Обычно над ним висело зеркало.

Основа стиля рококо – изящный орнаментальный ритм, личный комфорт и уют. Этот стиль, такой французский, такой роскошный, украсит помещение любого размера, если подходить к выбору декора с умом. Именно “элегантность” – ключевое слово той эпохи. Рококо – период выхода из реальности в мир фантазии, театральной игры с небольшим религиозным влиянием.

Для запоминания, рококо – это:

Нежные и легкие цвета, которые сочетаются с золотым и медным декором;

Роскошные материалы: дорогая древесина на пол, шелк и бархат, стекло и хрусталь, кованые металлические аксессуары: бронза, латунь, медь;

Обилие декоративных элементов: зеркал и картин в массивных позолоченных рамах, старинных часов и кованных канделябров;

Основами стиля являются асимметрия, гладкие линии, закругленные формы, декоративная нагрузка.

Спальня в стиле рококо — фото лучшего дизайна и ярких цветовых решений

Стиль изысканной царской роскоши – рококо пришло из Франции XVIII в. После модного направления барокко пришло еще изящнее, чем было принято – рококо, которое быстро стало модным и за пределами страны. Обилие замысловатых завитушек, нежные оттенки, плавность линий завораживали всех, кто видел эту красоту.

Золотые рамы картин и сказочных зеркал, великолепие лепнины, статуэтки античных богов заполнили покои богатых вельмож французской знати и Европы.

Для дизайна спальни рококо и других комнат требовалось огромное мастерство.

Эталон красоты и стиля стал Версальский Дворец, который пытались копировать все страны. Рококо дарит помещению не только изысканную роскошь, но и кокетство, детскую игривость и легкость.

Главные черты рококо

Для рококо мало любить прекрасное, нужны высокие потолки и огромные площади. В небольших квартирах такой стиль воплотить трудно, а для загородных домов и коттеджей идеален, где позволяет площадь.

Сначала надо поставить арочные окна больших размеров для доступа солнечного света, можно разбить на секции, как было принято в прошлые века.

Нужна большая центральная люстра с рожками, где подвески из хрусталя, цветного стекла и фарфора. На стенах обычно размещают красивые бра в форме ракушек или подсвечников. Декоративные элементы серебряные, бронзовые или позолоченные.

Зеркала в роскошных золотых (позолоченных) рамах еще больше расширят помещение.

Оформление спальни

Для спальни в стиле рококо понадобится специальная отделка. Идеально украсить стены шелковыми обоями с красивым переливом или штукатуркой с росписью. Нужна необычная лепнина с плавными завитками, вензелями и маленькими ангелочками (амурами) на потолках и/или стенах.

Читайте также:
Люминесцентная лампа: преимущества и отличия от светодиодных, маркировка

Потолок должен быть естественным продолжением дизайна стен. Посередине потолка обязательно разместить розетку круглой формы, которая будет похожа с узорами стен.

Для пола лучше использовать мрамор, можно паркет. На полу в центре большой узор, который расходится к стенам.

Изящная мебель для рококо

Дорогая изысканная мебель должна иметь изогнутые формы и красивую инкрустацию. Выбираются ценные породы дерева, украшенные золотой патиной. В обивке использовать также дорогие материалы: парча, шелк или бархат.

Дизайн спальни рококо требует различных предметов мебели и множества украшений: большая царская кровать с завитками и растительными узорами и пр. Обязательно большое зеркало над туалетным столиком в роскошной оправе с золотым оформлением, 2-3 комфортных кресла (скамеечек, пуфиков), канапе или комод. Можно подобрать стойки для старинных ваз (геритоны), кушетки для романтического будуара.

Обязательный атрибут спальни – ширма в таком же стиле для зонирования помещения. Здесь приветствуются шелковые шторы с драпировкой, кисти, а также ламбрекены, длинная бахрома, прозрачный балдахин у изголовья кровати.

Декор рококо

Для спальни рококо заполнены многочисленными дорогостоящими безделушками и крупными элементами декора: золотые (серебряные) подсвечники, роскошные канделябры, красивые статуэтки, инкрустированные шкатулки, вазы из фарфора и фаянса и др.

Главные правила рококо

Это показатель богатства, изысканности, роскоши и отличного вкуса, поэтому абсолютно невозможно применять дешевые ткани и материалы в отделке. Декор и мебель для рококо тоже потребует немалых затрат, так как должна соответствовать общему направлению царского будуара.

Надо не забывать, что необходимо большое количество света, как естественного, так и с помощь осветительных приборов.

Не нужно слишком много мебели, чтобы чувствовались простор и легкость.

Обязательно много украшений в оформлении помещения: лепнина растительного характера или амурчики, орнамент с замысловатыми завитками, позолота, серебро (бронза), старинные статуэтки, расписные крупные вазы с цветочными узорами.

Подбирать все оттенки белого (слоновая кость или молочный), идеально подходит нежно-голубой, светло-зеленые тона.

Применяйте все указанные специалистами правила и рекомендации, и вы создадите сказочный мир прошлых веков с роскошью и шиком. Ваша спальня станет изысканным будуаром для отдыха и мечтаний, где царит атмосфера покоя и умиротворения.

Изразцы (61 фото): что это такое, рисунки русских изразцов и применение в архитектуре, муравленая и ярославская плитка и изразцовый мангал

Изразцы — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий

  1. Так что же такое изразец?
  2. Факты об истории распространения изразцов в нашей стране
  3. Отличие изразца от плитки
  4. Что такое изразцы?
  5. Описание
  6. Изготовление изразцов
  7. Поливные изразцы. Москва
  8. Какие материалы требуются для изготовления изразцов
  9. Значение слова «изразец»
  10. Дополнительные плюсы
  11. Шаг 1: изготовление клейма
  12. Последовательность действий:
  13. Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов
  14. Фотографии
  15. Основные разновидности и их назначение
  16. Использование этого вида облицовки в СССР
  17. Технология изготовления изразцов
  18. Секреты производства изразцов — типичные ошибки
  19. Литература
  20. Шаг 6: нанесение глазури
  21. Окрашивание шпаклевочных плиток

Так что же такое изразец?

Изразец — это керамическийэлемент из обожженой глины для украшенияпечей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и частоукрашенный росписью. Как правило, такойдекор весьма ярок, и частенько используетсяв местах, где фантазия архитектора илидизайнера по интерьеру не ограничиваетсятиповым решением.

Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.

Обычно, при таком подходе заказчик хочет видеть не только голый сруб и побеленную русскую печь, но и какую-то впечатляющую отделку, подобную той, что была у помещиков и купцов в доме. В общем, если вам интересны необычные интерьерные решения, тогда вам с изразцами по пути.

Читайте также:
Как правильно обустроить удобную прихожую

Факты об истории распространения изразцов в нашей стране

Изразцы какглазурованные глиняные элементы зданийи сооружений появились довольно давно.Похожая майолика встречается даже вдревностях Востока. Благодаря своейкрасоте и долговечности она быстрооказалась в домах богатых мира сего.

Также, глазурованнаякерамика нашла своих ценителей и встранах Западной Европы на территориитаких стран, как Германия и Голландия.Бело-голубая отделка каминов и стензнакома многим туристам и знатокам.

Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.

Многоцветнаямайолика уходит корнями в далекоепрошлое Новгородской земли. Если бытьточными, речь идет о селе Богородицкое,располагавшегося вблизи ВалдайскогоИверского монастыря. Патриарх Никон всвое время большое внимание уделялстроительству данного здания, поэтомук работам были привлечены лучшиеремесленники, в том числе и иностранные.Благодаря привлечению таких специалистови было заложено основание дляраспространения многоцветной поливнойкерамики. Такие изразцы в народеназывались ценинными (хотя справедливостиради, следует отметить, что муравленыеизразцы изначально не именовалисьтаковыми).

Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.

Отличие изразца от плитки

Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.

Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.

Что такое изразцы?

По сути, это плитка, украшенная на лицевой стороне выпуклым и чаще всего раскрашенным изображением, хотя лицевая сторона такой плитки может быть разной:

То же самое можно сказать и о форме, которую мастер может задать по собственному усмотрению. В большинстве случает предпочтение отдается различным четырехугольникам.

Еще одним отличием являются выступы с изнаночной стороны, которые называются румпа, и чаще всего походят по форме на коробку с открытым верхом (эта деталь необходима, как для обеспечения прочности самого изразца, так и для более надежного крепления на печи и повышения ее теплоемкости.

Описание

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.[2]

Во второй половине XVII века изразцы активно применяются в России для отделки фасадов зданий. Во многом расцвет ценинного дела в Москве в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Полубеса. Он известен по работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях.[3]

Читайте также:
Заработок в интернете опционы

Изразцы известны начиная с VIII века в странах Европы, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком. Изготовление изразцов — сложный процесс.

Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.

Изготовление изразцов

Изразцы изготавливают по авторским рисункам. Учитывая стилистику интерьера и эстетические предпочтения хозяев, художник рисует эскизы будущих изделий. В качестве ориентира обычно выбирают одно из традиционных декоративных направлений (древнерусское, голландское, фламандское).

Но бывают и исключения. В росписи могут быть использованы восточные мотивы или живописные композиции в стиле модерн. Для детских комнат часто заказывают облицовку с сюжетами из популярных мультфильмов.

Следующий этап — определение точных размеров и расчет количества изразцов. К этому моменту должен быть разработан проект будущей печи. Надо сказать, что компании, занимающиеся кладкой изразцовых отопителей, располагают обширными каталогами каминов и печей разного типа. Фирменные сборники также содержат многочисленные образцы облицовок.

Поливные изразцы. Москва

Интересные старинные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные старинные изразцы , заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

Какие материалы требуются для изготовления изразцов

Некогда это искусство было очень распространенным именно потому, что ничего особо сложного для производства таких изделий не требуется. Как ни странно, но в наше время дело обстоит ненамного сложнее. Сами материалы можно найти в любом строительном магазине, но для их обжига понадобится специальная печь, именуемая муфельной.

Но и эта задача вполне решаема: достаточно найти мастерские, специализирующиеся на работе с керамическими изделиями и договориться. К слову, это проще будет сделать жителям больших городов, в которых таких мастерских, как правило, не одна и не две. Что касается самих материалов, то это:

· ровные деревянные бруски для изготовления опалубки.

Кроме этого могут потребоваться ангобированная глина, толченый флюс, крахмал.

Значение слова «изразец»

Точное значение такого названия этого вида керамики не известно. Однако предполагается, что произошло оно от слова «резать». Дело в том, что при изготовлении такой облицовки когда-то применялись деревянные формы. Красота плитки при этом напрямую зависела от мастерства резчика по дереву. Чем искуснее был мастер, тем оригинальнее и привлекательнее получался готовый материал.

Возможно, значение слова «изразец» имеет и несколько другие корни. Некоторые исследователи проводят параллель между ним и словом «образец». Дело в том, что последнее было очень распространено в России именно в эпоху расцвета изразцового искусства.

Дополнительные плюсы

Довольно часто начинающие домашние мастера задаются вопросом о том, что такое изразцы. Они являются толстостенными изделиями, что обеспечивает их высокую термостойкость, долговечность и теплоемкость. Подобные элементы способны отдавать большое количество лучистого тепла, которое сравнивается с солнечным.

Изразцы изготавливаются по особой рецептуре, что позволяет получить изделия с низким водопоглощением. Их можно использовать в помещениях с высокой влажностью и даже на фасадах. Если перед вами тоже встал вопрос о том, что такое изразцы, то вы должны знать, что среди ингредиентов изделий отсутствуют токсины.

Шаг 1: изготовление клейма

Последовательность действий:

1. Положить большую (не менее 30х30 см) керамическую плитку гладкой стороной вверх.

Читайте также:
Монтаж вентиляции — естественные и искусственные вентиляционные системы

2. Взять пластилин средней твердости (хорошо подходит скульптурный), и на поверхности плитки сделать из него квадрат, высотой 1 см и любого размера.

3. Вылепить на поверхности квадрата любой посильный рисунок.

Важно: размер готового изразца будет несколько меньше, чем пластилинового клейма, что необходимо учитывать еще на данном этапе.

Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов

  • Муравленые изразцы. Они, как уже говорилось ранее, покрывались зеленой свинцовой глазурью. В некоторых случаях такая поливная керамика была другого цвета, но тем не менее называлась муравленой. Большое распространение такие изразцы получили во времена, когда еще была плохо развита полихромная роспись. Однако, и по сей день она применяется на фасадах зданий и печных конструкциях, поскольку далеко не всегда стилистика подразумевает наличие на элементах декора цветастых элементов. Например, если мы имеем дело с комнатами, выдержанными в строгих тонах, где больше 2-3 цветов просто не предусмотрено дизайнерской концепцией. Как правило, упор здесь делается в большей степени на красоте рельефа керамики.
  • Воронежские изразцы. Производство братьев Поповых, экспортировавшее свой товар даже зарубеж, заслуживает того, чтобы рассказать об этой школе мастеров города Воронежа. Местные изразцы в основе своей цветовой гаммы имели зеленые, желтые и бордово-коричневые цвета. Этому способствовали естественность и доступность данных красок в отсутствие современного химпрома.
  • Ярославские изразцы.

Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.

Ярославский изразец на фасаде древнего храма

Полевые цветы, вазы, птицы, ягоды и фрукты, — вот что обычно представлялось ярославскими мастерами зажиточным заказчикам. Розеточный орнамент символизирует благополучие, а это было весьма уместно в этом городе купцов. Ярославские изразцы широко применяли как для интерьера дворцовых зданий, так и для облагораживания фасадов.

  • Итальянская майолика. Если вы увидели салатово-оранжево-желтую керамику на камине, скорее всего, вы имеете дело с делом итальянских мастеров или тех, кто хочет им подражать. Также небольшой контраст создается за счет терракотой окраски, которая мягко подчеркивает некоторые из элементов облицовки. Яркий, позитивный образ, между тем, подразумевает отсутствие большого контраста. Всё мягко и по-домашнему. Кроме того, итальянская майолика содержит временами и голубовато-серые оттенки.
  • Голландские (европейские) изразцы. Отличаются тем, что в подавляющем большинстве случаев не имеют рельефа, что нисколько не преуменьшает их ценность. Преимуществом данного направления является роспись. Цвета, белый и голубой, составляют базу этих изразцов, однако, подобно итальянскому стилю, иногда присутствуют терракотово-желтые элементы. Детальная проработка рисунка голландской керамики — вот что делает ее невероятно сложной для производства. Не всякий человек способен нарисовать картину на небольшом кусочке глазурованной глины. Если вы цените изобразительное искусство, то такой декор вам обязательно понравится.
  • Гжельские изразцы.печная конструкция из гжельских изразцов

    Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.

  • Калужские изразцы.

    Особенностью данных изразцов является их прямоугольная форма, а также достаточно минималистичный вид, если говорить о панно. Отдельные изразцы, как правило, имеют цветное обрамление по краям, пустое пространство в центральной части, а посередине — небольшое изображение. Как правило, это букеты, корзины, наполненные цветами, всадники или мифические животные вроде грифона.

  • Читайте также:
    Как часто нужно менять угольный фильтр в кухонной вытяжке?
  • Майолика с восточным орнаментом. Цвета росписи — оранжево-коричневый, красный, синий, бирюзовый или зеленый. Некоторые пустоты могут заполняться бежевым цветом. Особого внимания заслуживает концепция изображения: здесь может быть два основных варианта и, реже, комбинированный. Первый — геометрические фигуры, такие как прямоугольники, звезды, ромбы, круги. Второй представляет из себя композиции, состоящие из спиралей и стеблей-вьюнов. Иногда используются конкретные изображения фруктовых деревьев, людей-войнов и животных. В таком случае, хотя и сохраняется типичный стиль, восточного орнамента изображено крайне мало. Впрочем, такую реализацию вполне можно назвать восточной, хотя бы в силу ее происхождения.
  • CHARMING RUSSIA

    Интересные факты о русской истории, культуре, традициях.

    • Получить ссылку
    • Facebook
    • Twitter
    • Pinterest
    • Электронная почта
    • Другие приложения
    • изразцы
    • искусство
    • ремесло
    • русская архитектура
    • русские традиции
    • Русь
    • Санкт-Петербург
    • Углич
    • Ярославль

    Ремесло на Руси. Изразцовое искусство.

    Уже в XV веке изразцы широко использовали в убранстве домов и жилых интерьеров. В этот период изготавливались в основном красные изразцы – плитки, которые были выполнены из красной глины, а лицевая сторона их имела рельефный рисунок. В те древние времена деревянные дома декорировали вставками из белого камня, на котором вырезали узоры. Изготавливать их было трудно и долго. Упрощая производство, гончары в XV в. начали делать штампы таких узоров из глины. После обжига получались довольно толстые глиняные рельефные пластины красного цвета, которые называли изразцами. При сочетании их с кирпичной кладкой казалось, что узор вырезан по кирпичу. Когда же красные изразцы белили, то создавалось впечатление, что узор вырезан из белого камня. Благодаря простоте изготовления рельефные красные изразцы получили широкое распространение.


    Изразец западной стороны крыльца храма Иоанна Предтечи, что на Волге, в Ярославской области.

    В Ярославле изразцовое искусство достигает особых высот. Семнадцатый век становится для него золотым. В это время Ярославль приобретает те неповторимые черты, которые на века стали его отличительной особенностью. В то время в городе было семь монастырей и 50 храмов. Массивные церкви из красного кирпича, увенчанные зелеными главами, с устремленными ввысь стройными колокольнями, соревнуясь в красоте и монументальности, встали в одну линию на высоком берегу реки. Богатые изразцовые узоры многоцветным полотном покрывали стены соборов, наличники окон, барабаны куполов. Такие храмы как Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Николая Мокрого отличаются особым богатством и разнообразию изразцовой кладки. Некоторые уникальные ярославские соборы вошли в списки всемирного наследия Юнеско.

    История русского изразца

    Более десяти веков существует в России изразцовое искусство и архитектурная керамика. Ровесниками крещения Руси являются самые ранние русские изразцы X века, найденные в 1907 году во время археологических раскопок под руководством В. В. Хвойко в Киеве, на месте княжеских палат конца X — начала XI века.

    Техника украшения печей керамическими изразцами и традиция украшения зданий керамикой возродилась на Руси с новой силой под влиянием Византии. https://vkplitka.ru/rossijskaya-plitka/

    Начиная с X века на Руси применялись изразцы для декорирования княжеских палат — полы, и печи были украшены изразцовыми плитками, впервые в мире, задолго до того, как изразцы появились в Европе. Первые русские изразцы были не только монохромными поливными, но и многоцветными — с декоративными росписями и глубоким рельефами.

    Русские мастера восприняли новомодные новые византийские сюжеты и изобразительные тенденции, но они по-своему переосмыслили их и воплотили в керамических изразцах свой собственный стиль и русский колорит.

    Полы княжеских палат XII века князя Андрея Боголюбского во Владимире, Суздале и Ростове сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полу львов, полу орлов — символов княжеского могущества. Археологи находили такие же изразцовые плитки XIV века в Галиче, Пскове, Чернигове и Гродно.

    Читайте также:
    Кронштейны для проекторов: крепление в виде полки для видеопроекторов и штанги. Как выбрать универсальный держатель для мультимедийного проектора?

    Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. По мнению историков ордынское иго разрушило многие древнерусские технологии и сложные ремесла, такие как техника перегородчатой эмали, русское стекло, полихромная керамика, хорошо известные древним русичам задолго до появления этих технологий в западной Европе.

    Исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, археолог, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков в своей книге «Ремесло Древней Руси» пишет:

    «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

    Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались древнерусские ремесла, получившие широкое распространение после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был древний Псков, впервые упомянутый под 903 годом в Лаврентьевской летописи «Повесть временных лет».

    Поливные изразцы Пскова.

    При восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы нашли на чердаке собора рыже-зелёные плитки глазурованной керамики конца XIII — начала XIV века. Зелёным огоньком майолики горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Спасо-Мирожского монастыря. Десятилетия спустя отсветы сияния глазурованной керамики вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной керамической черепицей оделись маковки многих городских соборов и храмов. В XIV веке изразцовая плитка стала меньше по размеру и аккуратнее, глазурь на ней стала ярче, цвета сочнее и гуще.

    Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зелёным блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды.

    Керамиды — это большие керамические плиты, сделанные с помощью разборных форм политых глазурью, они имели сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Несомненно, создатели керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.

    Псковские мастера, изготавливающие глазурованные керамические плиты, были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковских мастеров работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возвели Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания её закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле постройки 1485 года.

    Поливные изразцы Москвы.

    Интересные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском Соборе Василия Блаженного. На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные изразцы, заложенные в белёные стены в момент строительства собора.

    Изразцы выполнены из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зелёной стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — художественный приём ранее невиданный на Руси.

    Похожий изразцовый декор был на церкви Святого Сергия Радонежского при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
    Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

    Обширное строительство и расцвет Крутицкого подворья в Москве связан с именем митрополита Павла II (1664–1676). Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор, были сооружены в 1693-94 гг.

    Одним из интереснейших строений на территории Крутицкого подворья является надвратный Терем, украшенный нарядными изразцами и ажурной каменной резьбой. Для украшения Теремка подворья было изготовлено примерно 1500–2000 глазурованных керамических изразцов.

    Полихромные изразцы.

    Уникальные цветные изразцовые барельефы, высотой около трёх метров, можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове, они сверкают цветной глазурью на северной и южной стороне собора.

    Читайте также:
    Классификация современных видов тканей для мебели, критерии выбора

    Изразцовая икона «Чудо Георгия о змие» XVI век в Дмитрове.

    Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем изготовили старицкие мастера в середине XVI веке, по повелению Владимира Андреевича Старицкого получившего в 1566 г. на княжение в Дмитров от Ивана Грозного. Изразцовый барельеф «Чудо Георгия о змие» диаметром 2,93 метра и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы никогда и никто до этого момента не делал — это было что-то совершенно новое на Руси.

    Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный Ново-Иерусалимский монастырь на берегу Истры. На строительство монастыря патриарх Никон привёз итальянских мастеров, которые ввели в русское изразцовое искусство новую палитру красок для глазури. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своей яркостью и многоцветием. При сооружение собора Ново-Иерусалимский монастырь русские зодчие впервые стали изготовлять многоцветные изразцы с синим и белым пигментом, в декорировании зданий стали применяться глухие стекловидные эмали. Для создания грандиозных панно, фриза, иконостасов русские мастера создали около 60 различных видов рельефов, узоры и рисунки для рельефов искали на страницах печатных книг и на старинных тканях.

    Узор «павлинье око», столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с рисунка итальянского бархата конца XVI века. Многие полихромные изразцы были исполнены русскими мастерами по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

    Изразцовый промысел

    Изразцы Покровского собора в Измайлово

    Особое искусство изготовления керамических плиток для облицовки

    Возникновение ремесла на Руси

    Производство изразцов началось примерно в X-XI вв, на территории Древнего Киева, а к XII в во Владимире, Старой Рязани, Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде. Но учёные и сейчас продолжают спорить по поводу даты возникновения изразцового искусства, всё же связывая его с приходом христианства и строительством первого русского каменного храма в Киеве в X веке.

    В мире это искусство было известно во II тысячелетии до н.э., делали изразцы в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии.

    Поначалу изразцы делались из красной глины, они были рельефны и ничем не покрывались, никакой глазурью. Вскоре такие изразцы стали вытесняться более яркими и привлекательными, политыми глазурью.

    Эта глазурь была зелёного цвета и изразцы получили название «муравленые». Особенного развития и популярности зелёные изразцы достигли к XVII столетию.

    Изразцы в оформлении Храма Покрова Богородицы в Измайлове

    Чуть позднее, но наряду с муравлеными, появились ценинные. Это техника покрытия цветной глазурью, полихромная. Она развивалась в основном вокруг Москвы, многоцветные изразцы с рельефной поверхностью впервые использовались в декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653 года).

    Взаимосвязь ремёсел

    Очень долгое время, изготовление изразцов имело много общего с гончарами и резчиками по дереву. Гончары не могли самостоятельно изготовить форму и обращались к резчикам. Так же, нужны были и мастера по росписи, художники.

    Ведущее начало в изготовлении изразца принадлежало резчику, от него зависело то, как будет выглядеть керамическая плитка.

    С началом массового производства это изменилось и за работу взялись специально обученные художники.

    Для того, чтобы изготавливать гладкие печные изразцы, или, как их стали называть, кафели, уже не нужна была резная форма из дерева. Ровную поверхность изразца покрывали белой эмалью, потом наносили на неё роспись и обжигали без нанесения красок.

    Особенности изразцового искусства

    Изразец — это керамическая глиняная плитка специальной формы. Эта форма напоминает, с обратной стороны, коробку, что связано с особенностями крепления.

    Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

    Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец).

    Читайте также:
    Как рассчитать поперечное сечение провода и его диаметр

    Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне.

    В наше время деревянные формы заменили на гипсовые. Это дешевле и удобнее, к тому же гипс прекрасно вбирает влагу, что ускоряет процесс подсыхания.

    Примерно со времени правления ПетраI, в России начинают производство плоских, не рельефных изразцов. Эти веяния пришли из Голландии и рисунок наносился синей краской на белом фоне. Русские мастера, переняв такую технику, всё же не отказались и от разноцветных изображений.

    Для печей XVIII века характерно то, что сюжеты настенных изразцов в их облицовке не повторялись. Одинаковыми были только изразцы, на которых изображались отдельные предметы – вазы, плоды или букеты.

    Процесс изготовления изразца

    В заготовленную форму, где уже есть вырезанный рисунок, закладывают глину. Важно следить, чтобы не было пузырьков воздуха между формой и изразцом. Поверхность обратной стороны выравнивают и изготавливают румпель. Это рамка, которая так же делается из глины.

    Румпель довольно проходит довольно толстой полосой и выступает примерно на 10 см. Когда он сформирован, его выравнивают, положив доску и немного постучав.

    В румпеле проделывают четыре дырки так, чтобы можно было вставить две палочки. Под палочки подкладывают небольшие комочки глины, связывающие поверхность и палочку. Всё это нужно, чтобы изразец при высыхании не прогнулся, палочки препятствуют этому, а затем легко вынимаются.

    Изразец сохнет не в форме, а вынимается. Когда он готов, его помещают в печь. Технология покрытия глазурью может различаться. При полихромном покрытии глазурь варится отдельно, пока сохнет изразец, а затем наносится с помощью кисти.

    Муравленые изразцы покрывают глазурью-муравой на основе свинца и она приобретает зелёный цвет в результате обжига.

    Готовые изразцы долговечны, до нас дошли образцы XVI, XVII веков и даже более ранние, практически в неизменном виде. Опасность представляет только возможность расколоть.

    Применение изразцов

    В основном, изразцами облицовывали печи. Помимо декоративности, у этих керамических плиток было важное преимущество: они сохраняли тепло дольше, ведь между печью и лицевой пластиной получалась воздушная прослойка.

    Очень широко применяли изразцы при облицовке зданий, храмовых построек, интерьеров. Они всегда были очень дороги, тем не менее рассказывают, что князь Меньшиков облицевал свой дворец изнутри и снаружи полностью изразцами, в то время как один изразец стоил двух коров.

    Тематика изображений

    В росписи изразцов некоторым образом присутствует веяние моды и времени. Поначалу изображали растительные и анималистические композиции. Затем появились мифические и сказочные герои, типа птицы Сирин и русалок.

    Среди музейных коллекций встречаются изображения Александра Македонского, сюжетов религиозной тематики и так далее.

    Распространение производства

    Самое широкое распространение производства изразцов произошло в XIX веке и связано с именем князя Меньшикова. В Стрельне он открыл первый завод, где было налажено массовое производство и постепенно, по всей России распространились изразцы и мода на облицовку.

    До наших дней сохранились первые печи, отделанные расписными изразцовыми плитками нового типа, во дворце-музее ПетраI и дворце Меньшикова на Васильевском острове. Их изготавливали на кирпичных заводах в Петербурге обученные в Голландии мастера.

    Муравленые изразцы как искусство на Руси

    Довольно сложно определить, в каком историческом периоде на Руси стали входить в обиход изразцы. Большинство историков и специалистов предполагает, что они появились вместе с приходом христианства.

    Первый русский каменный храм был построен в 10 столетии в Киеве и получил название Десятинная церковь. Он был полностью разрушен в 13 столетии. На его месте современные археологи в ходе раскопок обнаружили схожие с традиционными изразцами керамические изделия, а также мастерскую для их изготовления. Стоит отметить, что уже тогда мастера изготавливали не только терракотовую (неглазированную) плитку, но также и изделия с разноцветной эмалью.

    Читайте также:
    Как крепить лаги к фундаменту

    Деревянная форма для изготовления изразцов

    Образцы муравленых изразцов

    Изразцовый пояс на церковном барабане церкви св.Георгия со Взвоза

    Появление муравленых изразцов

    В домонгольский период для отделки большинства храмов на Руси использовались цветные изразцы. Украшались они, как правило, изображениями растений, животных и птиц. Когда на русские земли пришли татаро-монголы, началось упадничество искусства изготовления изразцов, и только в 15 столетии оно стало понемногу возрождаться. Теперь такими керамическими плитками украшали не только храмы, но также фасады дворцов, домов знати и жилые интерьеры, а потому стала набирать обороты продажа изразцов.

    В тот период по большей части мастера занимались изготовлением красных изразцов – плиток, выполненных из красной глины с рельефным узором на лицевой стороне. Однако вскоре эти отделочные материалы стали вытесняться более привлекательными по своему внешнему виду муравлеными изразцами.

    Своего рассвета и пика популярности они достигли в 17 столетии. Такое название данные изделия получили из-за прозрачной глазури, которой их покрывали и которую называли муравою. Однако значительно чаще эпитет «муравленый» стали употреблять в более узком значении – так называли изделия, покрытые зеленой прозрачной глазурью, цвета травы-муравы.

    Заметим, что свинцовую глазурь начали использовать гораздо раньше – ею еще мастера Древнего Киева оформляли различные глиняные изделия. А в 17 столетии муравленые изразцы стали использовать в качестве отделочного материала для украшения фасадов зданий, а также для облицовки каминов и печей. Лучшими образцами таких изделий было отделано множество русских храмов. С помощью муравленых изразцов также создавались надписи, которыми отделывали в виде фриза наружную поверхность стен.

    Ярославль и Псков – оплоты искусства изготовления муравленых изразцов

    Особое внимание искусству изготовления муравленых изразцов уделяли ярославские мастера. Именно в этом городе и сегодня можно увидеть облицованные ими здания. Храм Рождества Христова, построенный в 1644 году, – первое церковное строение, украшенное муравлеными изразцами, которыми здесь выложена часть фасада и крыльцо. Однако особого внимания заслуживает изразцовый фриз, на котором записаны имена людей, внесших основные пожертвования на строительство церкви. Муравленые изразцы со временем стали своеобразной визитной карточкой большинства ярославских храмов.

    Вторым городом на Руси, имя которого тесно переплетается с развитием искусства изготовления муравленых изразцов, стал Псков. Здесь глазурь для покрытия изделий использовалась еще в 16 столетии. Образцы в виде плит-надгробий можно встретить в склепах Псково-Печерского монастыря, которые датируются второй половиной 16 века.

    Еще более ранними работами украшена церковь св. Георгия со Взвоза, построенная в 1494 году. На церковном барабане выполнен изразцовый пояс, на котором можно рассмотреть различные изображения: мифологический зверь, барс, птица и два человека.

    Ценинная полихромная керамика как усовершенствованная замена муравленым изразцам

    Технологии изготовления изразцов постоянно совершенствовались, что привело к появлению многоцветных изделий. Их стали называть ценинными. Технология их производства заключалась в следующем: поверхность уже обожженных изделий покрывалась разноцветной эмалью, после чего плитку снова обжигали. Такой способ изготовления наделял отделочный материал хорошими прочностными характеристиками, а эмалевым покрытиям обеспечивал долговечность.

    Вот такие полихромные изразцы заменили монохромные муравленые, так как позволили создавать яркие красочные композиции, которыми было украшено множество храмов и церквей на Руси в 17-18 столетиях.

    Красные изразцы стали вытесняться более привлекательными муравлеными

    Фасад церкви Рождества Христова в Ярославле, украшенный изразцами

    На смену муравленым пришли ценинные полихромные изразцы

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: