Изразцы (61 фото): что это такое, рисунки русских изразцов и применение в архитектуре, муравленая и ярославская плитка и изразцовый мангал

Изразцы (61 фото): что это такое, рисунки русских изразцов и применение в архитектуре, муравленая и ярославская плитка и изразцовый мангал

Изразцы – что это такое? Они представляют собой глиняную плитку особой конструкции и широко применяются при отделке печей, каминных порталов, стен. Настоящие изразцы изготавливаются вручную, что обуславливает их высокую стоимость. Так, ярославская русская плитка с муравленым рисунком для мангала стоит не менее 100-150 тысяч рублей.

  1. Так что же такое изразец?
  2. Факты об истории распространения изразцов в нашей стране
  3. Отличие изразца от плитки
  4. Что такое изразец
  5. Керамическая плитка под изразцы купить в интернет-магазине Keramikashop.ru по выгодной цене
  6. Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов
  7. Муравленые изразцы
  8. Фотографии
  9. Калужские и гжельские изразцы
  10. Технология изготовления изразцов
  11. Секреты производства изразцов — типичные ошибки
  12. Литература
  13. Размеры
  14. Ванная комната
  15. Изразцы в современном дизайне
  16. Применение изразцов в печном деле и на фасадах зданий
  17. Уход за изразцами
  18. Оформление части стены
  19. Печь в квартире

Так что же такое изразец?

Изразец — это керамическийэлемент из обожженой глины для украшенияпечей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и частоукрашенный росписью. Как правило, такойдекор весьма ярок, и частенько используетсяв местах, где фантазия архитектора илидизайнера по интерьеру не ограничиваетсятиповым решением.

Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.

Обычно, при таком подходе заказчик хочет видеть не только голый сруб и побеленную русскую печь, но и какую-то впечатляющую отделку, подобную той, что была у помещиков и купцов в доме. В общем, если вам интересны необычные интерьерные решения, тогда вам с изразцами по пути.

Факты об истории распространения изразцов в нашей стране

Изразцы какглазурованные глиняные элементы зданийи сооружений появились довольно давно.Похожая майолика встречается даже вдревностях Востока. Благодаря своейкрасоте и долговечности она быстрооказалась в домах богатых мира сего.

Также, глазурованнаякерамика нашла своих ценителей и встранах Западной Европы на территориитаких стран, как Германия и Голландия.Бело-голубая отделка каминов и стензнакома многим туристам и знатокам.

Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.

Многоцветнаямайолика уходит корнями в далекоепрошлое Новгородской земли. Если бытьточными, речь идет о селе Богородицкое,располагавшегося вблизи ВалдайскогоИверского монастыря. Патриарх Никон всвое время большое внимание уделялстроительству данного здания, поэтомук работам были привлечены лучшиеремесленники, в том числе и иностранные.Благодаря привлечению таких специалистови было заложено основание дляраспространения многоцветной поливнойкерамики. Такие изразцы в народеназывались ценинными (хотя справедливостиради, следует отметить, что муравленыеизразцы изначально не именовалисьтаковыми).

Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.

Отличие изразца от плитки

Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.

Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.

Что такое изразец

Производители предлагают массу вариантов для оформления помещений, часто встречается гипсовая и пенопластовая плитка. Но традиционные изразцы делали из керамики и обожженной глины. Плиткой с резными узорами украшали внешние стены домов, камины и печи. Ее можно увидеть на монастырях и в комнатах средневековых замков. Изразцы расписывают вручную и покрывают глазурью. Плитки могут быть квадратной или прямоугольной формы. Чаще всего их украшают рисунками, стилизованными под классику XVI–XVII века: изображениями рыцарей, флоры и фауны, мифических существ из сказок.

Керамическая плитка под изразцы купить в интернет-магазине Keramikashop.ru по выгодной цене

  • В каталоге интернет-магазина представлено 133 товаров керамическая плитка под изразцы по цене от 64₽.
  • Своевременная доставка керамическая плитка под изразцы по Москве и в любую точку России
  • Гарантия качества и долгий срок службы

Доставка на следующий день

3D дизайн-проект бесплатно

Все товары сертифицированы

Посмотреть, пощупать и приобрести любой товар в тот же день можно в шоуруме в

г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 25 (м. Балтийская), Центр дизайна «Family Room», 1-й этаж, павильон 1Л-22, KERAMIKASHOP.

Читайте также:
Какие пильные диски бывают? Параметры и классификация.

Хотите цену ниже? Для этого Вам надо просто позвонить нашим менеджерам по телефону 8 (495) 231-85-49 или 8 (800) 700-63-15 назвать интересующую позицию из категории керамическая плитка под изразцы и попросить максимальную скидку. Keramikashop.ru. Мы всегда идем навстречу нашим клиентам.

Виды изразцовой росписи, определения и специфика городов

  • Муравленые изразцы. Они, как уже говорилось ранее, покрывались зеленой свинцовой глазурью. В некоторых случаях такая поливная керамика была другого цвета, но тем не менее называлась муравленой. Большое распространение такие изразцы получили во времена, когда еще была плохо развита полихромная роспись. Однако, и по сей день она применяется на фасадах зданий и печных конструкциях, поскольку далеко не всегда стилистика подразумевает наличие на элементах декора цветастых элементов. Например, если мы имеем дело с комнатами, выдержанными в строгих тонах, где больше 2-3 цветов просто не предусмотрено дизайнерской концепцией. Как правило, упор здесь делается в большей степени на красоте рельефа керамики.
  • Воронежские изразцы. Производство братьев Поповых, экспортировавшее свой товар даже зарубеж, заслуживает того, чтобы рассказать об этой школе мастеров города Воронежа. Местные изразцы в основе своей цветовой гаммы имели зеленые, желтые и бордово-коричневые цвета. Этому способствовали естественность и доступность данных красок в отсутствие современного химпрома.
  • Ярославские изразцы.

Эти изразцы отличаются особым рельефным изображением и самобытной цветовой композицией. На зданиях Ярославля до сих пор можно встретить характерную цветочную розетку. Всего таких розеток насчитывается шесть видов, отличающихся в основном количеством лепестков.

Ярославский изразец на фасаде древнего храма

Полевые цветы, вазы, птицы, ягоды и фрукты, — вот что обычно представлялось ярославскими мастерами зажиточным заказчикам. Розеточный орнамент символизирует благополучие, а это было весьма уместно в этом городе купцов. Ярославские изразцы широко применяли как для интерьера дворцовых зданий, так и для облагораживания фасадов.

  • Итальянская майолика. Если вы увидели салатово-оранжево-желтую керамику на камине, скорее всего, вы имеете дело с делом итальянских мастеров или тех, кто хочет им подражать. Также небольшой контраст создается за счет терракотой окраски, которая мягко подчеркивает некоторые из элементов облицовки. Яркий, позитивный образ, между тем, подразумевает отсутствие большого контраста. Всё мягко и по-домашнему. Кроме того, итальянская майолика содержит временами и голубовато-серые оттенки.
  • Голландские (европейские) изразцы. Отличаются тем, что в подавляющем большинстве случаев не имеют рельефа, что нисколько не преуменьшает их ценность. Преимуществом данного направления является роспись. Цвета, белый и голубой, составляют базу этих изразцов, однако, подобно итальянскому стилю, иногда присутствуют терракотово-желтые элементы. Детальная проработка рисунка голландской керамики — вот что делает ее невероятно сложной для производства. Не всякий человек способен нарисовать картину на небольшом кусочке глазурованной глины. Если вы цените изобразительное искусство, то такой декор вам обязательно понравится.
  • Гжельские изразцы.печная конструкция из гжельских изразцов

    Они по цветовой гамме очень сильно напоминают голландские, однако к белому цвету идет насыщенный синий вместо голубого. Кроме того, в отличие от европейских собратьев гжельский декор более минималистичен. Типичные элементы, изображенные на нем — цветы и листочки. Бонусом является огромное изобилие доступной керамической посуды, что для дизайнера интерьера является простым и изящным решением. Не надо ломать голову надо составлением композиции — все элементы согласуются друг с другом и уже в продаже, на заказ разве что изразцы и некоторые вазы.

  • Калужские изразцы.

    Особенностью данных изразцов является их прямоугольная форма, а также достаточно минималистичный вид, если говорить о панно. Отдельные изразцы, как правило, имеют цветное обрамление по краям, пустое пространство в центральной части, а посередине — небольшое изображение. Как правило, это букеты, корзины, наполненные цветами, всадники или мифические животные вроде грифона.

  • Майолика с восточным орнаментом. Цвета росписи — оранжево-коричневый, красный, синий, бирюзовый или зеленый. Некоторые пустоты могут заполняться бежевым цветом. Особого внимания заслуживает концепция изображения: здесь может быть два основных варианта и, реже, комбинированный. Первый — геометрические фигуры, такие как прямоугольники, звезды, ромбы, круги. Второй представляет из себя композиции, состоящие из спиралей и стеблей-вьюнов. Иногда используются конкретные изображения фруктовых деревьев, людей-войнов и животных. В таком случае, хотя и сохраняется типичный стиль, восточного орнамента изображено крайне мало. Впрочем, такую реализацию вполне можно назвать восточной, хотя бы в силу ее происхождения.
  • Муравленые изразцы

    Настоящие мастера, изготавливающие этот вид декора, могут на глаз определить специфику изразца и происхождение картинки. Один из самых распространенных видов — муравленые изразцы, которые покрывались свинцовой глазурью. Их можно узнать по темно-зеленому оттенку. Такая плитка появилась во времена, когда не было возможности расписывать ее разными цветами и фиксировать краску. Тем не менее муравленые изразцы популярны и сейчас, когда интерьеру не требуются полихромные детали.

    Изразцы (61 фото): что это такое, рисунки русских изразцов и применение в архитектуре, муравленая и ярославская плитка и изразцовый мангал

    Прозрачную глазурь называли в XYII – XYIII-м веках муравою, а соответствующие изделия – муравлеными; часто эпитет «муравленый» применялся и в более узком значении, для определения изделий с прозрачной глазурью зеленого цвета, цвет травы-муравы. Анализ письменных документов этого времени, в которых часто встречаются обозначения «Муравленые образцы» (или изразцы), «муравленый кирпич», «муравленая черепица», «муравленые печи», «муравленая посуда» [2] – помогает уяснить значение этого термина.

    В 1680-м году церковь апостола Филиппа в Московском кремле на патриаршем дворе переустроена в честь двенадцати апостолов. В связи с этим, в том же году, 29 мая, патриарх указал сделать в церкви кирпичный пол: «помост выслать «кирпичом муравленым» [3]. 31 августа того же года тяглец Гончарной слободы Федька Петров «подрядился в церковь 12 апостолов на мост (пол) делать кирпич угольчатый и муравить с обе стороны домовым покупным свинцом» [4]. В тот же день в Москательном ряду куплено 22 пуда «свинцу большой руки на муравление в церкви кирпичного мосту» [5].

    Читайте также:
    Краткий обзор и отзывы на септик «Fast»: конструкция, принцип работы и обзор всех за и против

    Из приведенных документов видно, что данный половой кирпич называется муравленым потому, что муравят его свинцом. Комментируя эти документы технологически, нужно сказать, что свинец входит в состав глазури в виде сурика или глета, т.е. металлического свинца, окисленного путем прокаливания. Глет или сурик, смешанный с песком или глиною и нанесенный на глиняное изделие, даст в обжиге прозрачный, слегка желтовидный стекловидный покров – глазурь. Отсюда ясно, что муравлением называли глазуровку глиняных изделий, а муравлеными изделиями – изделия глазурованные.

    Указание на муравленье свинцом (т.е глазуровку бесцветной или неизвестного цвета глазурью) не так часты в документах, как выражение «муравленый зеленый», то и дело встречаемое в XYII-XYIII веках. В 1701 году Каменной слободы каменщик Андрюшка Ермолин на церкви трех святителей в доме патриарха «обил главу и закомары черепицею мурам-зеленою». Полуслившееся со словом «зеленою» слово «мурам» можно понимать и как глазурь и как траву, т.е. главы и закомары обиты черепицею, глазурованною зеленью травяною. Сохранившиеся памятники керамики и письменные документы XYII-го и начала XYIII столетий указывают на очень широкое применение в Московской Руси для поливки изразцов, полового кирпича и черепицы именно зеленой, травяной глазури-муравы. При этом, для одноцветнолй архитерктурной керамики покрытие прозрачной зеленой глазурью являлось как бы правилом, каким-либо другим цветом, так же как и муравление в разные цвета – редким исключением. Примером последнего находим в ответе Иверского Валдайского монастыря на грамоту патриарха Никона 1654 года о посылке в Тверь двух печей муравленых, причем эти печи названы «муравлеными, с розными красками [7].

    В 1701 году «Гончарной слободы тяглец Василий Федоров сделал из своей глины в церковь 12 апостолов и в патриаршую крестовую палату выстилку на мосту, в которых местех старой половой муравленый кирпич выломался, 910 кирпичей угольчатых, четвероугольных: и те кирпичи с одну сторону «зеленил своим свинцом» [3]. Здесь выражение «зеленил свинцом» употреблено вместо «муравил свинцом», как равнозначащее в применении к кирпичу. Конечно, слова «зеленил свинцом» технически не точны. Свинец является составной частью бесцветной глазури и зеленить их можно, лишь прибавив в него краситель, красочный пигмент, каковым в данном случае является медь. Свинец отмечен потому, что он является преобладающим и более ценным материалом в составе зеленой глазури.

    В таком значении зеленой глазури слова «муравить» и муравленый, «Муравленье» стали очень уместными терминами в русской монументальной керамике XYII-го и начала XYIII века потому, что: во-первых, одноцветная, поливная керамика этого времени была почти сплошь зеленою; во-вторых, для многоцветных эмалированных изделий было другое определяющее слово – цениннный; в-третьих, русская монументальная керамика XYII-го века почти исчерпывалась двумя типами окраски – муравленой зеленой и цениннной многоцветной; в-четвертых, в значении зеленой глазури эти слова осмысливались со стороны цвета.

    Позднее, в XYII-м и начале XYIII-го века понятие «мурава» становится расширительным и обозначает всякую глазурь и эмаль. В 1789 году Вольное Экономическое общество присудило награду на «немуравленую» черепицу и похвалу за способ обжига «муравленой» черепицы [9]. В обоих случаях слово «муравленый» здесь употреблено в значении «глазурованный». Технологические руководства по керамике первой четверти XIX столетия – члена Вольного экономического общества Вас. Джунковского [10] и профессора Вильгельма Нассе [11] – прямо ставят знак равенства между понятиями «мурава» и «глазурь». При этом первое руководство обозначает этими терминами глухую оловянную эмаль [12], а второе – глазурь для фарфора [13]. Одновременно, в официальном документе 1816-го года, – штатном расписании вновь учрежденного гончарного завода, принадлежащего императорским кирпичным заводам, – значится «мастер для составления массы, глазури и обжига горнов» [14]; здесь старое слово «мурава»заменено новым «глазурь».

    В конце XIX-го столетия старое понимание слова «мурава» было забыть и это слово иногда применялось в технологии в новом значении – глазури, получаемой путем возгонки поваренной соли, бросаемой в обжигательную печь в конце обжига изделий [15]. Составы прозрачной глазури XYII-го века в значительной мере расшифровываются только что приведенными письменными документами. Покупка свинца и муравление свинцом с ясностью указывают, что глазури по своему составу были свинцовые. Государственные росписи времени Петра I подтверждают эти данные и дают дополнительные сведения о применявшихся красителях. Росписи предусматривают государственный расход на черепицу для покрытия башен Московского кремля: расход 1702 года – «к черепичному делу, на свинец, медную окалину – 519 руб.; расход 1703-го года – «подрядчику за черепицу в артиллерию – 700 руб., к черепичному делу на свинец и медную окалину – 735 руб. [16]. Таким образом, здесь подтверждается, что глазурь для черепицы, совершено аналогичная прозрачным глазурям для изразцов, – была свинцовой, и, кроме того, указывается, что материалом для получения зеленого цвета глазури служила медная окалина. В 1938 году опытная керамическая установка Всесоюзной академии архитектуры произвела качественный химический анализ зеленой муравы изразцов (Рис. 104), найденного при раскопках на месте бывшего завода XYII-го века в Гончарной слободе в Москве. Этот анализ вполне подтвердил приведенные выше сведения старых документов.

    Читайте также:
    Как своими руками из старого зубила сделать молоток сварщика

    Рис. 9. Зеленый муравленый изразец из церкви Троицкого монастыря в г. Муроме

    Процесс муравления русских изразцов или техника нанесения прозрачной глазури на изразец для получения одноцветной зеленой блестящей поверхности в общих чертах нами уже описан. При нанесении на красную глину, которая являлась преобладающим сырьем для русских изразцов в XYII-м веке, прозрачная зеленая глазурь получает темный оливковый оттенок, как акварельная зеленая краска, положенная на красной бумаг. Нами было установлено, что для получения более светлых оттенков зеленой глазури в XYII веке было уже освоено применение предварительной грунтовки красной глины тонким залицовочным слоем белой глины (ангоба) [17]. Это применение ангоба при глазуровке зеленых муравленых изразцов после открытия в 1938-м году остатков древнего завода XYII-го века на территории бывшей Гончарной слободы в Москве не только подтвердилось, но технологический процесс ангобирования и глазуровки XYII-го века получил возможность более четкой детализации. На месте бывшего завода в Гончарной слободе найдено большое количество изразцов и их фрагментов, не бывших в употреблении, как законченных, так и полуфабрикатов. Среди этих находок имеется целый ряд обожженных изразцов из красной глины, с лицевой стороны покрытых белым ангобом, которые дошли до нас неглазурованными в виде полуфабрикатов.

    Рис. 10. Зеленый муравленый изразец из церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевой лавре, построенной в 1637г.

    Рядом найдены изразцы тех же форм и техники, по ангобу покрытые зеленой глазурью и обожженные вторично с нею. Таким образом, точно установлено, что изделия, отформованные из красной глины, залицовывались слоем белого ангоба и обжигались. Затем изделия покрывались зеленой прозрачной глазурью и обжигались вторично. Примерами зеленых муравленых изразцов такой техники могут служить воспроизведенные в настоящем выпуске изразцы в Москве (Рис. 99 – 102 и рис. 104 – 107), в Ростове Ярославском (Рис. 103), в Александровской слободе (Рис. 108, 109, 11), в Ярославле (рис. 115), в Новом Иерусалиме (рис. 150). Совершенно та же техника применялась и при изготовлении других керамических изделий из красной глины – черепицы, посуды и др.

    Рис. 11. Зеленая глазурованная намогильная плита из Псково-Печёрского монастыря, датированная 1560(7058) годом.

    Преобладающим сырьем для изготовления русских изразцов XYII-го века повсеместно служила красная глина, кроме Владимирского края, где для глазурованных изразцов применялись местные светложгущиеся глины. Зеленые муравленые изразцы из такой глины сохранились во Владимире на Клязьме [18], Муроме (Рис.9) и Сергиевом Посаде (рис. 10). При светлом черепке этих изразцов, конечно, грунтовки белым ангобом не требовалось. На производство и применение муравленых изразцов в архитектурной декорации зданий первой половины XYII века указывают ряд тогдашних письменных документов. В 1606-м году в кремлевском деревянном дворце Димитрия самозванца были «печки зеленые, а некоторые обведены серебряными решетками [19]. В 1608-м году, по свидетельству иностранца Петра Петрея, в домах знатных и богатых в Москве – печи изразцовые [20]. Работали в это время в Москве и свои и иноземные мастера. Особенно усилилось строительство после большого пожара Москвы в 1626-м году [21]. Очевидно, своих местных гончаров и муравлеников не хватало и приходилось мобилизовывать их из разных городов и выписывать из-за границы. В описи Москвы 1638 года, от которой, к сожалению, не сохранилось листов, относящихся к главному московскому центру производста изразцов – Гончарной слободе, все же есть указания, что «в слободе Таганной, идучи от Яузского мосту на правой стороне … дом пуст Афиногена мурамщика [22]. Царскими грамотами 1630 и 1631 года гончары собирались из Перьми, Чердыни, с Белоозера и из других мет [23]. Кроме этой внутренней мобилизации в 1631-м году был выписан и приехал в Москву с разными мастерами мурамленик Орнольт Евермер [24].

    Рис. 12. Зеленая намогильная плита из Псково-Печёрского монастыря, датированная 1571 (7079) годом.

    О муравленых изразцах этого времени говорит также немногочисленные сохранившиеся архитектурные памятники. Хорошо освоенное производство зеленых муравленых мемориальных плит во второй половине прошлого XYI-го века в Псково-Печерском монастыре (рис. 11 – 13). Продолжается в XYII-м столетии, о чем говорят сохранившиеся намогильные плиты с датою 1611, 1625 и 1656 годов. Но эти плиты значительно беднее и ремесленнее своих предшественников XYI-го столетия. Ближе к Москве, в Троице-Сергиевой лавре в 1637-м году была облицована зелеными муравлеными изразцами шатровая церковь Зосимы и Савватия. Зеленые муравленые изразцы применялись или в виде шаров кувшинов, вделанных горлом в кирпичную кладку или в виде рельефных изразцов (рис. 10).

    Но уже во второй половине XYII-го столетия сильным конкурентом зеленых муравленых изразцов являются многоцветные эмалированные изразцы. Непрозрачные, глухие эмали этих изразцов получались путем добавки в их состав окислов олова. В то время месторождений олова у нас еще не было открыто и его получали из Англии. В одном из указов XYII-го века говорится: «а Московском государстве олово не родится, приходит из немецких сторон» [25]. По иноземному исходному материалу, входившему в состав эмали в качестве глушителя, – олову (от нем. Zin, или польского zing) получили название вырабатываеме у нас готовые изделия. Эмалированные изразцы и другие изделия назывались в XYII-м веке цениннными или цынинными.

    Читайте также:
    Какими могут быть кровати из ЛДСП, характеристики материала

    Рис. 13. Зеленая глазурованная плита из церкви Николы Чудотворца в г. Острове.

    Во второй половине столетия господствуют многоцветные цениннные изразцы, а муравленые зеленые печи и наружные облицовки ставятся лишь в сооружениях второстепенного значения. Такое снижение применения муравленых изразцов в Москве ясно видно из документов и памятников второй половины XYII-го и начала XYIII-го столетия. При подсчете ветхостей запущенного кремлевского дворца в Москве в 1722-м году описанао 206 печей (подсчет мой – А.Ф.) из этого количества отмечено 65 ценинных печей, 30 муравленых, 13 обращатых печей и 60 кирпичных. При этом в парадных помещениях обычно находятся многоцветные ценинные печи, а зеленые муравленые помещаются в службах, складах, подвалах, палатках сторожей, ключников и истопников под лестницей, мыльне, на хлебенном дворе [26]. Но в некоторых других городах и населенных пунктах зеленые изразцы остаются преобладающими, например в печах Александровской слободы (рис. 108, 109, 11).

    Значительно отстает от Москвы в применении новых многоцветных ценинных изразцов Ростов Великий (рис.103). Здесь, как в самом городе, так и в находящемся в 18 км от него крупном Борисоглебском монастыре, в наружной облицовке каменных построек 1670 – 90-х годов преобладают зеленые муравленые изразцы. Главнейшие архитектурные сооружения Ростова, имеющие изразцовую декорацию, построены в 1670-х годах при местном митрополите Ионе III (1652 – 1690). Эти сооружения, как и постройки патриарха Никона, выражают стремление духовной власти России «облечься величавыми образами светской власти» [27], выражают идеологию церковных верхов о равноправии «священства» и «царства» [28]. Свойственная ростовской архитектуре декоративность крепостных форм «кремля» и Борисоглебского монастыря и архаичность архитектурных форм сказывается и в деталях изразцовой облицовки: запоздалом применении преобладающих здесь одноцветных зеленых муравленых изразцов вместо многоцветных ценинных, применявшихся в это время и раньше в Новом-Иерусалиме, Москве, Ярославле, применении в ширинках церкви Воскресения изразцов-шаров предшествующего века с московских шатровых построек или из Троицкой лавры 30-х годов. Ля достижения своих целей Никон заново создавал и ставил новое в стране ценинное дело. Иона III использовал в этом деле лишь готовые достижения, да и то в скромной и посильной форме, не гоняясь даже целиком за московской, ярославской и новоиерусалимской модой на новое ценинное производство, а ограничившись почти исключительно более простыми зелеными изразцами.

    Использование изразцов еще более усиливает декоративную обработку крепостных форм Ростовского «кремля» и Борисоглебского монастыря. Полихромия архитектуры придает постройке праздничность, уютность и миловидность. Размещение в гнездах ширинок из лекального кирпича они облегчают монументальные стены декоративными проемами углублениями, как бы заменяющими очень редкие в этих стенах оконные проемы. Свойственные темным и блестящим цветным поверхностям глазурей «отступание» от глаза зрителя еще больше усиливает иллюзию глубинности ширинок.

    Изразцы для камина

    Посмотрите видео о том, как мы делаем плитку для печей и каминов

    Отзывы наших клиентов

    Изразцы

    Изразцы и изразцовая плитка – это благородство натурального материала, безграничная вариативности дизайна, эстетика и художественная ценность рукотворных изделий. Плитка ручной работы представляет собой выразительный декор, который легко вписать в общий интерьер и экстерьер дома. Широкий выбор изразцовой плитки в каталоге позволяет купить готовый вариант или выполнить уникальный комплект изразцов на заказ. Правильно подобранные изразцы в отделке подчиняются общему замыслу и в то же время приправлены пряной ноткой индивидуальности.

    За тонкими чертами и внешней хрупкостью изразцовой плитки скрывается эталон надёжной и практичной облицовки. Уникальный материал с одинаковым успехом применяется для оформления дровяных каминов и печей, фальш- и электротопок, биопорталов, а также для интерьерного дизайна и фасадного декора. Универсальность материала для внутренней и наружной отделки обусловлена его устойчивостью к перепадам температур, избытку влаги и механическому воздействию. Красота сияющих глазурей и сочных пигментов сохраняет свою свежесть и не меркнет долгие годы.

    Именно благодаря теплообменным и эксплуатационным свойствам керамики первые изразцы обрели свою значимость. Их изготовлением занимались мастера печного дела. Весьма массивные и неприглядные плитки использовали для отделки очагов исключительно в практических целях. Со временем такое благодатное поле для творчества стало объектом интереса гончаров. Открывались мастерские, мануфактуры по производству декоративных изразцов и магазины для их продажи. Ценой долгих стараний мастеров над совершенствованием изразцов они заметно преобразились.

    Эволюция внешнего облика отделочной керамики способствовала увеличению её художественной ценности. И шаг за шагом изразцы стали частью декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Великие художники и архитекторы взялись за работу с глиной, чтобы окрасить керамическим цветным ковром камины и печи, интерьеры домов и помещений общественного пользования, стены зданий, лестницы, площади и парки по всему миру. Изразцы терракотовые и глазурованные, муравленые и поливные, рельефные и расписные – бесконечный калейдоскоп великолепия из керамики играл узорами и красками на протяжении веков, вращаясь под влиянием стилей и модных тенденций.

    Изразцы – нестареющая классика в сфере облицовки печей и каминов. Сначала огонь в своих жгучих объятиях перерождает глиняную массу в керамику, а затем керамика заключает его в свои восхитительные оковы красоты. Комплекты изразцовой плитки, которые изготавливают настоящие мастера с помощью ручной формовки и росписи, как и в стародавние времена, делают очаги неповторимыми.

    Изразцы для фасадной отделки и наружного декора придают дому индивидуальность, собственный стиль и характер. Сегодня купить материал для отделки фасада на любой вкус в широком диапазоне цен не составляет труда. Но сделать экстерьер здания неповторимым и выделяющимся среди других – особая задача. Изразцы справляются с такой миссией в полной мере. Дом с изразцовой отделкой фасада непременно станет визитной карточкой хозяина и никогда не затеряется в серой массе безликих построек. Облицовка фасада изразцовой плиткой, декоративные вставки, майоликовые панно и фризы могут также преследовать и рекламные цели. Представительство или торговый павильон, кафе или отель, галерея или театр обретут в керамике «вывеску», которая не только обратит на себя самое пристальное внимание, но и надолго врежется в память.

    Читайте также:
    Как сделать сноу слайм: простые способы в домашних условиях

    Плитка ручной работы для интерьерного декора способна украсить любые поверхности. Место для изразцов найдётся в любом помещении – от ванной комнаты до гостиной. Расписные панно могут стать выразительным акцентом интерьера, кухонный фартук позволит создать творческую кулинарную студию, отделка плиткой стен и пола – украсить, организовать или зонировать пространство. Лёгкие и воздушные орнаменты изразцовой плитки для прованса и средиземноморского стиля, сложные узоры для восточного колорита и этники, очерченный рельеф для классики, роспись золотом для пышного барокко, лаконичная геометрия для минимализма – грамотно подобранные изразцы поддержат абсолютно любой стиль.

    Несколько столетий назад изразцовая отделка была доступна лишь узкому кругу знати и зажиточных людей. В Москве и по всей России изразцы встречаются во дворцах и поместьях, усадьбах и родовых имениях. Сегодня изысканная керамическая отделка по-прежнему ассоциируется с шиком и особым статусом, но при этом может стать достоянием и вашего дома. Для этого стоит купить изразцы или готовые комплекты изразцовой плитки для облицовки печи или камина, банной печи, барбекю, фасада дома, наружной отделки, интерьерного декора. Стоимость изразцовой плитки – это не цена за бездушный товар, а плата за произведения художников-керамистов, в которые вложена любовь к керамике.

    Стоит ли использовать изразцы для отделки камина, небольшой обзор облицовочного материала

    Старинная печь с открытым огнем является лучшим украшением любого частного дома и прекрасно вписывается практически в любой стиль интерьера. Подобный элемент декора без сомнений будет притягивать к себе внимание, вне зависимости от его расположения. В современном дизайне есть множество вариантов лицевой отделки изделия, но в последнее время трендом считаются изразцовые камины.

    Само понятие изразцы не что иное, как особый вид керамической плитки, на поверхности которой нанесен специфический рисунок. Технология изготовления изразцов заимствована у наших предков, которые старались всеми способами украсить и облагородить печные выступы в доме.

    История происхождения этого декоративного элемента уходит глубоко корнями в древнюю Персию, но при этом она не забыта и с успехом используется в настоящее время.

    Особенности отделки

    Во многих тематических магазинах представлены в широком ассортименте изразцы для камина, изготовленные из качественной керамики. Технологически в процессе производства декоративного элемента используется глина, которая в последующем обжигается по уникальной методике. Благодаря этому производители выводят на рынок изделия различной формы.

    Плоские элементы используются для облицовки вертикальных и горизонтальных участков камина, а угловые элементы помогают завершить процесс в наиболее тяжелых местах, где стыкуется выступы печи друг с другом или со стеной. При тщательном подходе к процессу облицовки камина изразцами можно отыскать такие элементы с плоской поверхностью, которые будут стыковаться под самым, на первый взгляд, неестественным углом.

    Что касается формы элемента, то она может быть как классической, так и более причудливой, футуристичной. В результате любой желающий сможет выбрать для себя комплект изразцов, с помощью которых получится облицевать камин любой формы. В то же время, если в доме классическая печь прямоугольной формы, то благодаря такой отделке ей можно придать оригинальный дизайн, повторить который вряд ли получится.

    Лицевая часть декоративного элемента может различаться фактурой. Так, в зависимости от общего дизайна интерьера, можно остановить выбор на гладких или, наоборот, рифленых плитках, с глянцевым или матовым тиснением, с геометрическими фигурами или ажурной росписью.

    Для почитателей классики в гостиной, кабинете или библиотеке прекрасно подойдет терракотовый цвет изразцов с грубой обработкой. Такие плитки напоминают древнюю глиняную посуду. Майоликовая плитка делает изразцовые камины гладкими, словно залитыми блестящей глазурью.

    Рассматривая особенности декоративного элемента, встает закономерный вопрос, а чем же отличаются изразцы для камина от обычной керамической плитки. Чтобы получить ответ, необходимо рассмотреть оборотную сторону изделия. Здесь находится румпа – своеобразная рамка прямоугольной формы и высотой несколько сантиметров, внутри которой повторяющийся рисунок изразцов. При помощи этого выступа происходит фиксация декоративного элемента к порталу камина.

    Прежде чем укладывать на камин изразцы, придется приобрести клеевую основу, которая представлена раствором на основе глины. Обычный клей для керамической плитки здесь не подходит. Особенность раствора на основе глины в том, что он постепенно накапливает внутри себя тепло исходящее от камина, после чего также постепенно отдает его. Получается, что в классическом исполнении изразцы не просто являются декоративным украшением печи, но и улучшают ее функциональные показатели, что весьма приятно.

    Тонкости укладки

    Если владелец дома принял окончательное решение, что у него в комнате будет установлен действующий камин, то о методике облицовки следует подумать еще на этапе создания проекта. Суть заключается в том, что обычная керамическая плитка достаточно легкая, поэтому в качестве основания для печи может служить стандартная стена.

    Завершенный камин с изразцами будет иметь достаточно большую массу (глиняное изделие само по себе имеет большой вес, плюс внутри еще оно заполняется тяжелым раствором). Соответственно, стена, около которой будет установлен открытый очаг, обязательно должна иметь дополнительное укрепление. Если пренебречь этим правилом, существует вероятность, что в будущем вся конструкция постепенно деформируется из-за большого веса.

    Читайте также:
    Краска для стен и потолков

    Что касается самой техники укладки, то лучше доверить это дело настоящему профессионалу, который имеет многолетний опыт работы с изразцами. Этот декоративный элемент изготавливается вручную, в отличие от типичной керамической плитки, которая выводится на рынки массово. Соответственно, стоимость такого продукта в разы выше.

    Углубляясь в технику укладки, изразцы для печей и каминов (определенные ряды) должны быть уложены на поверхность изделия еще в процессе его монтажа. Таким образом, получается, что необходимо отыскать не просто мастера, который умеет класть плитку, а специалиста универсала, умения и знания которого объединяют в себе способности печника и плиточника.

    Разновидности

    Учитывая, что рассматриваемый декоративный элемент является продуктом ручной работы, то разновидностей его может быть огромное множество, ведь фантазия человека безграничная. Камины в интерьере украшают плитами с гладкой или рельефной поверхностью, окрашенные в один тон или расписанные несколькими цветами.

    Наиболее распространенные виды лицевой стороны изразцов представлены следующим:

    1. Терракотовой плиткой с имитацией необработанной поверхности.
    2. Майоликовой плиткой с имитацией глазурной поверхности.
    3. Фаянсовой или фарфоровой плиткой, которая покрыта глазурью.

    Если останавливать выбор на расписных изделиях, то нужно быть готовым к их высокой стоимости. В процессе изготовления мастера вручную наносят рисунки в самых востребованных стилях росписи, среди которых:

    • голландский;
    • суздальский;
    • калужский.

    Для создания общей целостной картины и удобства выбора, в магазинах представлены целые комплекты изразцов, которые включают в себя все необходимые элементы кладки:

    1. карнизы;
    2. цоколи;
    3. фасоны;
    4. углы;
    5. ряды.

    Благодаря их умелому сочетанию создается настоящий шедевр, полностью законченное и продуманное архитектурное творение, которым хочется наслаждаться как можно дольше. В зависимости от конструкции камина или печи выбор изразцов может быть расширенным или узким, поэтому еще до момента возведения целостной конструкции стоит все детально продумать.

    Достоинства использования

    Угловые камины или стандартные изделия облицованные изразцами несут не только эстетическое наслаждение, они обладают рядом преимуществ в использовании, среди которых:

    • Уровень КПД действующего очага повышается почти на 80%.
    • Наполнение помещения теплом происходит в разы быстрее.
    • Лучше всего облицовывать камин изразцами в помещении с большой площадью и высокими потолками.
    • Благодаря керамическим изделиям можно сэкономить на используемом топливе, ведь оно расходуется меньше.
    • Кирпичная кладка получает еще один уровень укрепления, а в помещение не проникают угарные газы.
    • Вероятность растрескивания облицовочного материала сведена к минимуму.

    На сегодняшний день лучше материала чем изразцы для внешней отделки печи или камина найти достаточно проблематично, если не сказать, что невозможно. Благодаря древним техникам в современной интерпретации облицовочный материал будет служить не один десяток лет, при этом полностью сохраняя свой первозданный вид и радуя жильцов и гостей дома своим теплом.

    Изразцы для камина: покупаем, сортируем, подгоняем и крепим

    Камин с открытым огнем является прекрасным дополнением к интерьеру любого загородного дома. Он станет центром притяжения, не только конкретного помещения, но и всего жилища. Существует масса способов расположения и строительства каминов. Они могут быть отдельно стоящими металлическими, угловыми или портальными. Портальный камин – это капитальное сооружение, возводимое из огнеупорного кирпича. Однако сама по себе кирпичная поверхность не отличается хорошими эстетическими качествами, поэтому кирпичные портальные камины принято украшать декоративной отделкой. Самым простым способом может стать окрашивание и оштукатуривание, однако это не на много повысит эстетическую привлекательность. Существует способ декоративной отделки камина, который будет притягивать ваши взгляды и взгляды ваших гостей не хуже, чем сам открытый огонь, это так называемые изразцы. Если до сих пор не слышали про изразцы — посмотрите на фото ниже и вы сразу поймете, что это такое.

    Камин, украшенный изразцами

    Что такое изразцы?

    Изразцы представляют собой керамическую плитку, на поверхность которой особым образом нанесен узор. Декоративное покрытие, изготовленное по такой технологии издавна применялось для украшения отопительных приборов. Разноцветные изразцы были изобретены еще в древней Персии и до сих пор радуют человеческий глаз. Особую ценность имеют изделия 18 века, которые до сих пор сохранили свой внешний вид, несмотря на многие столетия использования.

    Из чего делают изразцы?

    Существует довольно большое разнообразие керамических изразцов. Исходный материал – обожженная глина позволяет делать эти изделия любой формы, в следствии чего ими можно покрыть практически любую поверхность. Плоскими изразцами выкладываются вертикальные и горизонтальные поверхности. Кроме того, существуют угловые изразцы, при этом, если постараться можно найти в продаже изделия, плоские поверхности которых сочетаются под самым причудливым углом. Ну и наконец, существуют варианты, которые сами по себе являются декоративными облицовочными элементами очень причудливой формы – от замысловатых карнизов, до самых разнообразных по форме «финтифлюшек».

    Вы можете подобрать комплект изразцов для облицовки камина даже самой причудливой формы и наоборот, украсить унылый прямоугольник кирпичного портала камина декоративными элементами строго стиля барокко.

    Также изразцы могут отличаться по фактуре лицевой поверхности. Это могут быть гладкие, скользкие на ощупь плитки, могут быть рифленые плитки или кирпичики с рельефным геометрическим узором.

    Отличаются изразцы и по способу обработки поверхности. Вы можете приобрести майоликовую плитку, поверхность которой покрыта гладкой глазурью. Можно украсить каминный портал терракотовой плиткой, поверхность которой напоминает грубо обработанную глиняную посуду без покрытия. Естественно при любом типе поверхности на лицевой стороне изразцовой плитки может быть нанесен рисунок, который тоже может исполняться во множестве вариаций: от строго геометрического узора, до затейливой фотореалистичной росписи.

    Читайте также:
    Как правильно разобрать водонагреватель Термекс своими руками

    Единственное видимое отличие изразцов от всем хорошо знакомой керамической плитки расположено с обратной стороны. Это «румпа» — открытая прямоугольная коробка, повторяющая контуры лицевой стороны. С помощью нее изразец крепится к каминной или печной поверхности. Румпа призвана компенсировать солидный нагрев поверхности печи, который не выдержит способ крепления обычной керамической плитки. Внутрь румпы наносится не обычный клей для плитки, а специальный раствор на глиняной основе, который отлично собирает тепло от печи, медленно накапливая и медленно отдавая его. Таким образом, классический изразец не только украшает поверхность печи или камина, но и значительно повышает эффективность ее работы.

    Как укладывать изразцы на поверхность печи или камина?

    Уже на стадии проектирования отопительного камина или печи – вам следует принять решение о целесообразности использовании изразцов в его облицовке. Дело в том, что суммарная масса этих керамических плиток, вместе с выступающими румпами и заполняющих их глиняным раствором — довольно высока. Следовательно вся плоскость каминного или печного портала должна опираться на солидное фундаментное основание, чтобы не вызвать разрушения конструкции камина. Вес облицовочного материала должен быть изначально подсчитан, при проектировании фундамента.

    Изразцы – это штучный творческий продукт и, в отличии от массовой керамической плитки они довольно дорогие. Поэтому для облицовки печи или камина изразцами нужно иметь профессиональные навыки, находящиеся на стыке умений мастера-печника и мастера-плиточника. Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые ряды облицовки изразцами необходимо укладывать уже в процессе укладки кирпича в корпус печи или камина. Конечно, можно взяться за эту работу и самостоятельно, но перед этим лучше тщательно изучить все тонкости процесса.

    Сортировка изразцов

    Штучное производство изразцов определяет некоторый разнобой в их окраске и геометрической форме. Поэтому, еще до укладки все приобретенные изразцы необходимо выложить на ровную поверхность и отсортировать. Принцип здесь простой – самые темные изделия идут на облицовку нижней поверхности печи или камина и постепенно, до верха, их оттенок осветляется.

    При этом необходимо учитывать и небольшую разницу в геометрических размерах, сортируя их так, чтобы в одном ряду находились примерно одинаковые изделия. Изразцы конечно можно и обрабатывать, то есть подгонять их специализированным режущим инструментом до нужного размера!

    Самым простым способом подгонки изразцов является их резка стальной полосой с последующей тщательной шлифовкой кромки. В настоящее время существуют специализированные электромеханические устройства, позволяющие проводить эту операцию без лишних трудозатрат и с высокой точностью.

    Самым доступным инструментом является углошлифовальная машинка, или болгарка. Для резки керамических изразцов используется алмазный шлифовальный круг. Профессионалы используют переносные камнерезные станки, в котором место разреза охлаждается струей воды. Такой станок позволяет производить не только прямые разрезы, но и выпиливать углы и даже делать круглые выемки.

    Как правильно крепить изразцы на поверхность камина или печи

    Основным способом крепления изразцов на поверхность камина или печи является их фиксация при помощи стальной проволоки. Кроме того, ряды изразцов, расположенные по вертикали или горизонтали фиксируются внутри себя стальными скобами, имеющими П-образную форму.

    Для фиксации изразцов используется так называемый костыль – кусок стальной проволоки длиной до 5 миллиметров. Он вставляется в отверстие, просверленной в кирпичной кладке камина, после чего его торчащий конец загибается вверх. В стенках румпы изразца обычно оставляется специальное отверстие, в которое и продевается торчащий хвостовик костыля. В средней части костыля фиксируется еще один проволочный отрезок. Все свободные концы проволочных кусков прикрепляются к кирпичной кладке.

    Схема укладки изразцов

    Стальная скоба П-образной формы предназначается для стягивания рядов изразцов, расположенных по вертикали или по горизонтали. Между отдельными изразцами оставляют зазор до 3 миллиметров. В эти щели укладываются торчащие концы проволочных костылей крепления.

    По горизонтали изразцы также можно скрепить между собой посредством проволоки. Для этого после размещения одного горизонтального ряда изразцов соседние костыли соединяются отрезками мягкой проволоки. Скручивая проволоку крючком – мастер добивается стягивания костылей. Оставшиеся концы также заделываются в швы между изразцами.

    Процесс облицовки изразцами

    Весь сложный процесс облицовки поверхности печи или камина изразцами производится сначала насухо, без глиняного раствора. Процесс укладки начинается с нижнего угла. Убедившись в том, что изразцы встают ровно – конструкцию разбирают.

    При установке «начисто» румпа изразца наполовину наполняетеся глиняным раствором, замешанным с включение мелкого щебня или осколков кирпичей. При этом необходимо помнить, что кирпичный наполнитель должен совпадать по коэффициенту теплового расширения с основной конструкцией теплового прибора. Поэтому предпочтительно использовать осколки тех же кирпичей, что использовались для кладки печи или камина.

    В отверстия румпы изразцов затем вставляются костыли и при полностью заполненной румпе изразец фиксируется на поверхности. Сверху пространство между румпами уложенного горизонтального ряда с тщательной трамбовкой глиняным раствором с шебеночным или кирпичным наполнением. Дополнительно для временной фиксации можно установить горизонтальные скобы.

    Шаг за шагом – горизонтальные ряды изразцов поднимаются до самого верха печи или камина. Концы скрученных концов проволоки при этом заделываются под следующий горизонтальный ряд изразцов. В общем, процедура довольно сложная, но конечный результат заставит вас вспомнить лучшие дворцовые интерьеры – ведь печи, облицованные изразцами раньше можно было встретить только в роскошных особняках.

    Читайте также:
    Клапан на газовую трубу в квартире: особенности выбора, нормативы установки и обслуживания
    Видео процесса декорации печи изразцами

    Изразцы для камина

    Изразцы – это одна из наиболее популярных разновидностей керамической плитки, основным предназначением которой является выполнение декоративной функции, декорирования различных построек, не только отопительных. Также в свою очередь изразцы несут и другую функцию, они способны стать защитой, использоваться в качестве слоя обеспечивающего аккумуляцию отопительного агрегата и любого другого элемента интерьера и декора.

    Оглавление

    Изразцы для камина используются в отделочных работах и фиксируются только на ровной и предварительно подготовленной поверхности, что позволяет такой отделке обзавестись хорошими теплоизоляционными свойствами, равномерному распределению тепловой энергии. При этом внутри топочного отсека всё тепло подвергается аккумуляции и расходуется рационально, с минимальными потерями.

    Облицовка камина изразцами – это кропотливый процесс, который имеет определённую схожесть с фиксацией простой плитки, однако основное отличие заключается в том, что изразцы нельзя разрезать и необходимо закреплять в исходном состоянии.

    Купить изразцы для камина можно в одном цветовом спектре и оформлении, но при этом разных форм и размеров – это позволяет подогнать такой материал и выполнить из него качественную облицовку каминного портала, без резки и потери теплоизоляционных качеств.

    Какая бывает

    Изразцовые камины могут отличаться по своей форме, исполнению, размерам и составу и тем самым отличаться по своей разновидности, при этом такое покрытие необходимо перед применением подогнать по габаритам и очертаниям.

    Изразцовые камины и печи могут быть следующими:

    • Плоскими. Подходит для выполнения облицовочных работ на ровных и плоских поверхностях;
    • Угловыми. Для облицовки углов и изгибов каминных порталов и стен;
    • Цокольными. Используется для отделки первых рядов каминного портала и нижнего участка расположенного прямо под топочным отсеком;
    • Фасонными. Подходят для отделки элементов, которые выступают и выделяются на фоне общей конструкции, такой элемент отделки несёт особую и важную декоративную функцию.

    Камин изразец может иметь различную фактуру и поверхность, она может быть как глянцевой, так и матовой, гладкой и рельефной, что в свою очередь позволяет воплотить в жизнь любое оформление. При этом плитка может иметь различный дизайн, однотонное или более яркое и разноцветное исполнение. На поверхность изразцов производителем или мастером (при изготовлении на заказ), может наноситься узор, рисунок или роспись.

    Изразцовая печь может выпускаться как в России, так и в других странах, исходя из страны изготовления такого материла, он может иметь существенные визуальные отличия, которые заключаются в цветах, рисунках и определённом колорите. Например, русские изразцы более яркие и насыщенные, могут иметь тематическую роспись, рисунок, узоры и орнамент, в то время как другие, например скандинавские часто выполняются в более спокойных, неброских и пастельных оттенках.

    Если говорить о баварских изразцах для них характерно наличие сдержанной неброской цветовой палитры и рисунком с отображением различных геометрических узоров, для голландских изразцов характерно наличие сине-белого оттенка, а продукция производства Испания изготавливает плитку с тематическими узорами в восточных мотивах.

    Перед тем как изразец купить, необходимо убедиться в том, что такая продукция полностью соответствует всем существующим нормам и ГОСТам, плитка имеет толщину порядка 4,505 сантиметров, при размерах ширины и длины 20х20, 22х22, 20,5х13 сантиметров.

    Интерьер и знакомство с особенностями

    Каминная облицовка, представленная изразцами, позволяет воплотить любой образ и задумку, при этом добившись максимального сочетания каждого элемента и уютной, не с чем несравнимой атмосферы. Однако в этом случае большую роль играют не только сами изразцы, их размеры, стиль и цветовая палитра, но и то, какое расположение в интерьере имеет печь-камин.

    Если помещение в вашем доме, в котором планируется установить камин, имеет небольшие габариты до 15 квадратных метров, оптимальным вариантом будет установить печь-камин углового типа, в этом случае изразцами облицовывается только передняя часть, находящаяся над топочной камерой, всё остальное пространство можно облицевать простой керамической плиткой.

    Если помещение в вашем доме достаточно большой и имеет площадь от 25 квадратных метров, в нём можно установить традиционный швейцарский островной камин, который будет размещаться по центру помещения и облицовываются изразцами со всех сторон, для этого могут использоваться как достаточно крупные элементы, так и мелкие и разноцветные мозаики.

    Для каждого стиля и интерьера характерно свое стилевое исполнение:

    1. Для классического стиля характерно применение простой облицовки с однотонной поверхностью и полным отсутствием узоров и рисунков, для этих целей как нельзя лучше подойдут изразцы немецкого происхождения;
    2. Для современного модерн стиля допускается использование различных изразцов, имеющих любую форму, рисунок и цветовую палитру, в этом случае можно использовать изразцы голландского происхождения;
    3. Если вы предпочитаете оформить камин и гостиную с ним в стиле кантри, лучше всего использовать изразцы в русском и ярославском исполнении, для которых характерно наличие орнамента и народного рисунка;
    4. Для стилевого направления минимализм лучше всего использовать изразцы мягких и пастельных оттенков, без узоров и навязчивого рисунка;
    5. Греческий интерьер будет дополнен плиткой имеющей флористические мотивы.

    К основным преимуществам изразцов относится их прочность, высокая огнеупорность, экологичность, индивидуальность, большой выбор цветов, исполнений, форм и размеров,

    При этом такой материал лучше купить или изготовить на заказ, чем пытаться изготовить своими руками, так как этот процесс достаточно сложный и кропотливый.

    Если говорить об отличительных особенностях изразцов, то для такого материала характерно наличие румп, которые не что иное как выступающие бортики, которые выступают с изнаночной стороны каждого изделия и предназначаются для закрепление одного изразца с другим и последующими. Такие бортики могут быть не только классическими прямыми, но и имеющими наклонный срез, состоящими из пустот во внутренней части.

    Читайте также:
    Кролик, тушенный в сметане в духовке и мультиварке

    Печь изразец – это румпы, которые закрепляются посредством специальных штырьков, которые необходимо предусмотреть уже на момент постройки отопительной печи-камина, при отсутствии таких креплений, закрепить изразцы гарантированно не получится и вам придется использовать другую облицовку.

    Изготавливаются изразцы по следующей технологии:

    1. Необходимо подготовить глину, которая после хорошо разминается руками и остается в тёплом месте на 10-20 дней;
    2. Далее необходимо подготовить подходящую форму и заложить в неё глины, после чего постепенно выполнить её полное просушивание, при этом не должно наблюдаться резких перепадов температур, что усложняет данный процесс в домашних условиях;
    3. Теперь необходимо чтобы глина прошла обжиг, далее она покрывается специальной глазурью, на неё наносится роспись или рисунок, и она уже подобно керамическим изделиям подвергается второму дополнительному обжигу около суток.

    Перед тем как начать облицовку печи-камина изразцами, произведите отсортировку плиток по цвету, который может отличаться на несколько тонов, из-за прохождения процедуры обжига.

    Также изразцы можно не только купить в специализированном магазине, но и заказать у мастера по своим индивидуальным эскизам и пожеланиям, однако такая работа будет очень дорогой, не дешевыми являются и покупные заводские изразцы, именно поэтому многие делают вывод, что лучше изготовить их своими руками.

    Изразцы собственного изготовления

    Камин, облицовка которого будет выполнена своими руками – это достаточно сложный и кропотливый процесс, который состоит из определённых этапов и последовательности следующих действий:

    1. Глина разделяется на мелкие кусочки и просушивается под солнцем, после чего путём протирания через сито она преобразуется в порошкообразную консистенцию, а весь мусор полностью устраняется. Далее из порошка формируется вторая глина, для этого она разводится с водой и снова очищается от мусора, подвергается просыханию на солнце. На втором этапе глина постоянно замешивается руками и после того как она преобразуется в массу подобную густому тесту, необходимо действовать дальше;
    2. Теперь приступаем к созданию заготовки, для этого формируем из глины необходимый узор и форму, используя нож и стеки, наносим на поверхность изделия задуманные рисунки и узоры. Теперь размещаем заготовленный элемент в опалубке и производим её залитие гипсовым раствором, после того как с этого момента прошло 10-20 минут, вынимаем и отделяем её от гипса;
    3. В гипсовую сформированную форму закладывают раствор, после чего в нём просверливают отверстия, которые позволят произвести фиксацию каждого элемента на поверхности каминного портала;
    4. Глиняный изразец необходимо достать из формы ещё до полного высыхания и выполнить её полировку с помощью камешка, после чего её необходимо полностью застыть, на это может понадобиться ещё 1-3 дня. Теперь приступаем к обжигу, для этого закладывает изразцы в специальную печь на 2-4 часа, с температурой в 800-900 градусов без перепадов. Теперь необходимо оставить плитку в печке, которая остывает на одни сутки для достижения лучшего результата.

    На последнем этапе на поверхность плитки наносится глазурь и роспись, узор с помощью специальных масляных красок, в основе глазури должны лежать такие компоненты как: крахмальный клейстер и измельчённое стекло. После того как на плитку нанесена глазурь и роспись, для их фиксации, изразцы подвергаются повторному обжигу в печке.

    Важно отметить что изразцы, несмотря на сложность своего изготовления своими руками высокую стоимость на готовые вариации, являются универсальными и подходят даже для выполнения отделки круглых и многогранных печей-каминов.

    В данном видео подробно рассказывается о том, как выполнить облицовку твердотопливной кирпичной печи камина своими руками в доме изразцами или плиткой:

    Секреты самостоятельного изготовления изразцов для печей и каминов

    Содержание
    • Что представляет собой печной изразец
    • Виды изразцов для печек и каминов
    • Как самому сделать изразцы
    • Готовим глину
    • Изготавливаем гипсовую форму
    • Формуем и обжигаем детали
    • Расписываем изделия
    • Глазуруем детали
    • Видео: лепим из глины изразец

    До недавнего времени старинная изразцовая керамика была почти совсем забыта. Камины и печи с узорной облицовкой, замысловатыми орнаментами и мотивами, красочной сюжетной росписью можно было встретить преимущественно в музеях. Однако с конца прошлого века вновь появляется повышенный интерес к таким предметам. Изразцы для печи становятся очень популярными. Современные изделия, произведенные по совершенствовавшимся веками технологиям, позволяют создавать стильную облицовку, привносящую в помещение атмосферу комфорта и уюта.

    Изразцы для печей могут быть выполнены в разных стилях, но в любом случае облицованный ими отопительный прибор отличается особой красотой

    Что представляет собой печной изразец

    Изразец – это керамическая плитка особой коробчатой конструкции. Ее поверхность может быть шероховатой, если это терракота, либо глянцевой, если это майолика. Плитка также может быть гладкой или с рельефным рисунком. Основное отличие изделия – коробчатый выступ с отверстиями, так называемая румпа. Отверстия предназначены для проволоки, концы которой замуровываются в швах между кирпичами в процессе кладки.

    Как устроен изразец

    Традиционная облицовка изразцами не предполагает использования ни клея, ни мастики. При такой отделке между изразцами и печной поверхностью образуются особые «воздушные подушки». Они поддерживают длительную теплоотдачу, аккумулируют тепло и равномерно распределяют его по всей площади. Именно поэтому знатоки говорят, что печь, облицованная изразцами, дает нежное тепло. Обжечься об нее невозможно.

    Виды изразцов для печек и каминов

    Изразцы для печей и каминов бывают:

    • Плоские. Предназначены для монтажа на ровную поверхность.
    • Угловые. Используются для облицовки углов каминов и печей.
    • Цокольные или карнизные. Устанавливаются в нижние ряды, печные цоколи, и в порталы над карнизами.
    • Фасонные. Применяются для декора выпуклых углов.
    Читайте также:
    Как своими руками из старого зубила сделать молоток сварщика

    Печные изразцы могут быть разных видов. На рисунке представлены основные типы

    Как самому сделать изразцы

    Технология изготовления изразцов достаточно трудоемка и сложна. Тем не менее, можно попытаться ее воспроизвести в домашних условиях. Полученные изделия будут вполне пригодны для создания изразцовых печей и каминов.

    Готовим глину

    Начинаем с заготовки глины. Если предполагаются самостоятельные заготовки материала, то лучше проводить их летом или в самом начале осени. Глину, разбитую на небольшие комки, необходимо тщательно просушить на солнце. Затем специальной трамбовкой разбиваем комья и просеиваем глину, чтобы удалить все примеси. Заливаем полученный материал водой и хорошо размешиваем. Сливаем всплывший на поверхность мелкий мусор. Повторяем это несколько раз. Очень удобно использовать специально подготовленную емкость.

    В ней на разной высоте от дна проделываются отверстия, поначалу закрытые пробками. По мере промывания отверстия открываются, вода сливается и остается только жидкая глина. Жидкий материал вычерпывается и выливается в широкую емкость. Затем ставим глину на солнце, чтобы лишняя вода понемногу выпаривалась. Массу постоянно перемешиваем. Позже, когда глина станет похожа на густое тесто, хорошенько вымешиваем ее руками, чтобы придать массе пластичность. Материал готов к работе.

    Приготовление глиняной массы

    Изготавливаем гипсовую форму

    Сделанные своими руками изразцы для печи могут быть самых разных размеров и форм. Выбрав нужную, лепим глиняную заготовку, с помощью которой впоследствии будем изготавливать гипсовую форму. Берем кусочек глины и формуем из нее плоскую лепешку. Острым ножом вырезаем нужную фигуру. Берем правильце и аккуратно выравниваем грани модели. Начинаем лепить рельефный рисунок. Берем стек и наносим на заготовку эскиз узора. Лепим из глины валики и укладываем их по намеченным контурам и по периметру детали.

    Рельефный рисунок на изразце может быть выпуклым или вогнутым

    Постепенно заполняем форму, стеком оформляем все необходимые углубления узора. Готовую форму слегка разравниваем влажной салфеткой из ткани. Из деревянных брусочков готовим рамку. Помещаем в нее готовую модель. Теперь она готова к заливке. Разводим гипс. Для этого берем 10 частей воды и постепенно добавляем 7 частей гипса. Хорошо размешиваем полученный раствор. Использовать его нужно сразу же после изготовления, иначе уже через несколько минут он начнет терять пластичность.

    Лепка модели из глины

    Глиняную форму в опалубке увлажняем водой из пульверизатора и заливаем гипсовой смесью. Сначала заливаем тонкий слой так, чтобы были закрыты детали узора. Затем наливаем смесь до верха опалубки. Через 15 минут, после того как гипс затвердеет, снимаем деревянную рамку и оставляем форму до полного просушивания. После высыхания аккуратно отделяем глиняную деталь, она должна легко сняться. Полученную гипсовую форму хорошо моем и сушим. Теперь ее можно использовать для производства изразцов.

    Изготовление формы из гипса и тиснение в ней изразца

    Формуем и обжигаем детали

    Готовую форму заполняем мягкой глиной. Аккуратно вдавливаем ее в рельеф, следя за тем, чтобы все выемки были заполнены. Берем правильце и равняем поверхность. Теперь делаем деталь объемной. Вылепливаем из глины четыре брусочка и укладываем их на заготовку. Это будет румпа. Не забываем проделать отверстия под проволоку. Ждем, пока отформованный образец слегка затвердеет. Аккуратно извлекаем его из формы.

    Берем предмет с гладкой поверхностью, это может быть округлый камушек, стеклянный пузырек или металлическая ложка, и осторожно полируем поверхность заготовки до появления мягкого блеска. Теперь изразец нужно оставить до полного высыхания. Высохшие заготовки укладываем в муфельную печь, перекладывая маленькими кусочками кирпича, иначе они слипнутся. Обжигаем изделия 3-4 часа при температуре порядка 900С. После обжига детали не достаем из печи, а оставляем их внутри до остывания.

    Плоский изразец может быть украшен многоцветным узором. Проще всего выполнять его в технике холодной росписи

    Расписываем изделия

    Чтобы печь с изразцами была особенно красивой, керамические детали нужно расписать. Можно сделать это двумя способами:

    • Холодная роспись. Покрываем заготовку олифой и оставляем на сутки. Расписываем масляными красками, сушим и покрываем масляным лаком.
    • Роспись ангобами. Метод требует наличия глины разных сортов, которыми расписывается изделие, и повторного обжига.

    Глазуруем детали

    Чтобы приготовить глазурь, необходимо развести жидкий заварной крахмальный клейстер. Смешиваем его с тонко измельченным стеклом. Консистенция готовой глазури должна напоминать жидкую сметану. В этот раствор окунаем изразцы, расписанные ангобами, или изделия без росписи. Оставляем детали для просушивания, а потом вновь обжигаем. Клейстер впитается в глиняные поры и подсохнет, а на поверхности изделия останется тонкий слой глазури.

    Приготовление толченого стекла, роспись и глазурование изразца

    Изразцовые печи и камины – очень красивые и практичные отопительные приборы. Они создают особое «нежное» тепло, которое делает любое помещение комфортным и уютным. При желании изразцы можно попробовать сделать своими руками, это вполне возможно, но достаточно хлопотно и требует наличия определенных навыков работы с керамикой. Гораздо проще купить готовые изделия. В любом случае печь, облицованная изразцами, будет долгие годы радовать своим колоритным внешним видом.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: