Как хранить аккумуляторы различных видов зимой

Автомобильный аккумулятор зимой. Эксплуатация, хранение.

Поговорим о том, как подготовить аккумулятор к зиме.
Давайте сразу тему разделим два типичных варианта.
Первый – это подготовка аккумулятора к зимнему хранению, если автомобиль в холодное время года не эксплуатируется. И второй – подготовка АКБ к активной зимней эксплуатации.

Подготовка к хранению
После того, как автомобиль поставлен в гараж на зимнюю стоянку, отсоединяем клеммы от аккумулятора. Аккумулятор из машины придётся вынуть, поскольку все остальные манипуляции с ним будет делать гораздо удобнее снаружи.
Если батарея обслуживаемая, то нужно проверить уровень электролита и заряд батареи.
Уровень электролита должен быть везде одинаковым и закрывать пластины сверху на 10-15 миллиметров.
Если уровень в разных секциях различается, его нужно выровнять.
Для выравнивания уровня электролита доливается ТОЛЬКО дистиллированная вода! Ни в коем случае не выравнивайте уровень ни электролитом, ни кипячёной водой!
Дистиллированную воду (иначе — дистиллят) можно купить в автомагазине или в аптеке.
Итак, уровень электролита везде доведён до нормы. Теперь нужно выровнять плотности.
Для этого аккумулятор ставится на зарядку.
Подробная информация о заряде аккумуляторов различной технологии есть в табличке ниже.
В конце заряда наблюдается бурное выделение газа – «кипение» (правильное название процесса – гидролиз) – именно за счет этого электролит перемешивается. «Кипение» должно продолжаться примерно 2 часа. Температура электролита не должна быть выше 45°С. Затем электролиту дают остыть пару часов и производят замер плотности. Если требуется, то корректировку повторяют.
Теперь батарею нужно полностью зарядить согласно табличке, указанной выше.
Обратите внимание, что полный заряд требуется и для обслуживаемых, и для необслуживаемых батарей. По сути, разница между ними только в возможности контроля уровня и плотности электролита.
Напомним, что для хранения электролит должен иметь плотность 1,27 г/см³.
Вот теперь аккумулятор готов к зиме!
Идеальная температура хранения аккумулятора +5°С. Эта температура обеспечивает минимальный саморазряд батареи.
С определенной периодичностью аккумулятор, находящийся на хранении, нужно полностью заряжать. Как часто это следует делать, зависит от температуры хранения аккумулятора, его возраста и износа, а также технологии изготовления батареи. При более низких температурах хранение потребуется более частых подзарядов. Чрезмерное тепло – более +20°С – тоже нежелательно ввиду большего саморазряда.
При соблюдении этих несложных требований с наступлением весны вам останется ещё раз полностью зарядить батарею и поставить на штатное место обратно в автомобиль.

Подготовка аккумулятора к зимней работе
Подготовка к зимней работе аккумулятора начинается точно с того же, что и подготовка к хранению. То есть с проверки уровня электролита и заряда. Конечно, и в этом случае, как и при подготовке к зимнему хранению, и уровень электролита, и заряд нужно довести до нормы.
Дальше всё будет определяться температурами, которые ожидаются в вашем регионе проживания зимой. Если морозы незначительные, до минус 25°С – 30°С, особенно беспокоиться не о чем. Нужно просто следить за зарядом аккумулятора и не забывать в случае необходимости дозаряжать батарею зарядным устройством.
А вот если вы живете в холодном районе, где температура зимой падает ниже минус 30°С, то плотность электролита перед таким холодами стоит скорректировать, а именно – повысить, чтобы при разряде аккумулятора «ослабший» по плотности электролит не замёрз.
Итак, если температура зимой держится в пределах минус 25°С – минус 35°С, то рекомендуется поднять плотность электролита до значения 1,29 г/см³.
При температурах от минус 35°С до минус 50°С плотность электролита должна быть 1,31 г/см³.
Ну, а при температурах ниже минус 50°С плотность придётся скорректировать до значения 1,33 г/см³.
Обратите внимание, что здесь приведены плотности для ПОЛНОСТЬЮ заряженного аккумулятора!

Рекомендации по корректировке плотности электролита аккумулятора
Сама по себе корректировка плотности достаточно хлопотный процесс, требующий осторожности. Поэтому лучше эту работу поручить профессионалам.
Однако, если такой возможности нет, то вот наши рекомендации.
Для корректировки плотности электролита используется корректирующий раствор плотностью 1,4 г/см³. Купить корректирующий раствор непросто, так что придется потратить время на поиск.
Работать придется с ещё более кислым, а значит и более опасным, раствором, значит все меры предосторожности должны быть соблюдены неукоснительно.

Корректировать плотность нужно небольшими порциями, по 20-30 мл за один раз на банку. Сама корректировка производится так же, как рассказано выше при выравнивании уровня – кипением при заряде.
Имейте ввиду, что весной, когда морозы спадут, придется заниматься обратной корректировкой – выкачивать ареометром часть электролита, доливать дистиллят и также, через кипение при заряде доводить плотность до требуемой.
Как понимаете, процесс корректировки электролита не быстрый, он требует терпения и аккуратности. Какие есть альтернативы? Их немного.

Первая альтернатива
Если не лень и позволяют условия, то можно на ночь просто снимать аккумулятор с машины и заносить его домой, а утром снова возвращать на штатное место. Хлопотно, конечно. А для прекрасной половины человечества ещё и совершенно не гуманно. Правда, плюс в том, что дома аккумулятор может стоять хоть день, хоть неделю, никаких дополнительных действий для этого не потребуется. К тому же появляется лишний повод зарядить батарею зарядным устройством.
Есть и минус — обычно аккумулятор питает систему охраны автомобиля. Правда, и угнать машину без него не получится.

Читайте также:
Как обогреть самые дальние уголки дома? Установка печи Кузнецова с котлом водяного отопления

Вторая альтернатива
Утеплить аккумулятор. Утеплять можно либо просто запаковывая аккумулятор в специальный тёплый мягкий тканевый короб с крышкой, либо в такой же короб, но с подогревом. В любом случае короба должны быть выполнены из специальных кислотостойких материалов.
Конечно, от хлопот с гаечными ключами и тасканием тяжестей любое утепление избавит. Но следует помнить, что без подогрева утеплитель сможет защищать батарею всего 6-10 часов. А вот утеплитель с подогревом питаем сам подогрев ровно от того же аккумулятора, так что при слишком большом времени простоя есть опасность разрядить аккумулятор именно подогревом.
Какой способ выбрать – каждый решает сам.
А мы желаем всем уверенных зимних запусков!

Способы хранения аккумуляторов различных типов

Любые аккумуляторы имеют определенный срок службы, который напрямую зависит от того, каким образом их эксплуатируют. В определенные периоды (чаще – зимой) они могут совсем не использоваться и тогда сохранить их работоспособность можно, если владелец знает – как хранить аккумуляторы. Существует несколько типов аккумуляторных батарей (свинцово-кислотные, литий-ионные, никель-кадмиевые), различающиеся устройством и химическими составляющими. Соответственно, способы хранения их также несколько отличаются.

Свинцово-кислотные аккумуляторы

Услышав название этого типа аккумуляторов, люди сразу вспоминают автомобильный, а также используемый на мотоциклах или лодочных моторах. В промышленных условиях такие батареи обычно хранят без электролита. В этом случае их срок хранения составляет три года (сухозаряженные – всего 1 год). Они без ущерба выдерживают температуры от минус 30 до плюс 40 градусов.

Но автовладельцы имеют дело с аккумуляторами, в которые залит электролит. Чтобы сохранить работоспособность такой батареи на долгое время, необходимо следить за ее состоянием и правильно хранить в зимний период.

В теплое время года, когда машина активно эксплуатируется, аккумулятор не испытывает перегрузок и всегда полностью заряженный. Владельцу автомобиля остается периодически проверять уровень электролита в банках, так как он постепенно испаряется. При необходимости надо доливать дистиллированную воду (так как испаряется в основном вода, а кислота остается в растворе).

Хранение свинцово-кислотных аккумуляторов зимой

Зимой ситуация меняется. Многие владельцы пользуются машиной значительно реже, а некоторые ставят ее на весь холодный период в гараж или на стоянку. В этом случае, только зная, как хранить аккумулятор в морозное время, можно обеспечить его работоспособность.

Кислотные АКБ плохо переносят низкие температуры. Поэтому ставить их на длительное хранение лучше в местах, где этот показатель зимой не опускается ниже нуля, например, в погребе или на утепленном балконе. Перед тем, как помещать автомобильный аккумулятор на хранение, надо проверить уровень электролита в банках – все пластины должны быть закрыты.

После этого его надо поставить на зарядку, так как хранить свинцово-кислотный аккумулятор следует только полностью заряженным. Клеммы следует защитить от коррозии, смазав литолом. АКБ следует установить на горизонтальную поверхность и накрыть от пыли. Если она не эксплуатируется в течение длительного периода, то раз в месяц ее надо под заряжать.

Если зимой постоянно выезжают, то АКБ с автомобиля обычно не снимают. Но следует помнить, что на морозе даже не подключенный аккумулятор разряжается быстрее, а, значит, снижается плотность электролита. Если его вовремя не подзарядить, то электролит может замерзнуть и разрушит пластины или корпус батареи.

Поэтому аккумулятор следует утеплить и следить за тем, чтобы он всегда был полностью заряженным. А во время длительных перерывов между поездками, лучше снять его с автомобиля и занести в тепло.

Ни в коем случае во время хранения не следует:

  • Сливать электролит из АКБ. Это не только не поможет сохранить ее зимой, а наоборот, полностью выведет из строя.
  • Пытаться повысить плотность электролита, доливая в банки кислоту. Это не даст положительного результата, но и вполне может безвозвратно испортить аккумулятор.
  • Хранить АКБ вблизи отопительных приборов, а также при температуре, превышающей плюс 30 градусов.
  • Нельзя хранить свинцово-кислотные батареи рядом со щелочными.
  • Оставлять разряженным на длительное время.

Кислотно-свинцовые аккумуляторы закрытого типа, появившиеся в России в 90-е годы, применяются, в основном, как резервные источники питания для аппаратуры связи, охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения. Вместо электролита в них используется гель. Они герметично закрыты, а, значит, гель не высыхает. Эти АКБ постоянно находятся в помещении, поэтому вопроса «как правильно их хранить» – не возникает.

Хранение аккумуляторов других типов

Ряд приборов и инструментов, питающихся от различного вида аккумуляторных батарей, в домашних условиях используется не постоянно. Так, АКБ шуруповерта, дрели или электроотвертки в домашних условиях могут использоваться всего несколько раз в году. Поэтому стоит разобраться, как правильно хранить такие батареи и сколько времени они могут лежать без использования.

Автономные электроинструменты получили широкое распространение с появлением никель-кадмиевых батарей. Они способны обеспечить длительное использование шуруповерта или фотоаппарата, выдерживая 3500 тысяч циклов зарядки-разрядки. Если автомобильный (свинцово-кислотный) аккумулятор во время хранения должен быть полностью заряженный, то никелевый, наоборот, должен быть частично (примерно, на 60%) разряженным.

Точно измерить уровень зарядки не всегда возможно, поэтому проще и лучше полностью разрядить батареи, а затем немного подзарядить их. Хранить такие АКБ лучше при комнатной температуре в сухом месте. Зимой нельзя оставлять их в не отапливаемых помещениях. Лучше, сняв с шуруповерта или дрели, чтобы не занимать много места, занести домой.

Читайте также:
Как установить сушилку для посуды в шкаф: виды сушилок, фото идеи

В настоящее время появились более современные литий-ионные аккумуляторы, стоимость которых значительно выше, чем у никель-кадмиевых, но они имеют ряд преимуществ:

  • Высокую емкость.
  • Как следствие – меньший вес и габариты.
  • Требуют меньше времени для зарядки.
  • У них отсутствует эффект памяти заряда.

Такие батареи, в основном, используются на телефонах, планшетах. Для электроинструмента они пока применяются мало из-за высокой цены. Далеко не каждый человек согласится выкладывать за АКБ сумму, которая сравнима со стоимостью приобретаемого шуруповерта.

Литий-ионные батареи при длительном хранении не переносят как полного заряда, так и нулевого. В то же время, частично разряженным (до 30-50%) такой аккумулятор можно безболезненно хранить при комнатной температуре до года. Если литий-ионные аккумуляторы полностью зарядить, то после длительного бездействия их емкость значительно снизится. А оставленную в ящике или на полке на несколько месяцев батарею с нулевым зарядом, скорее всего, придется выбросить.

Литий-ионные аккумуляторы не переносят как высоких, так и низких температур. У случайно оставленного зимой на длительное время в гараже или в автомобиле фотоаппарата, планшета или шуруповерта, АКБ могут придти в негодность. Рекомендуемый срок хранения литий-ионной батареи между зарядками составляет около 90 дней.

Можно значительно увеличить срок службы литий-ионного аккумулятора, если правильно его эксплуатировать. Надо отметить, что такой аккумулятор лучше заряжать, не дожидаясь, когда он станет окончательно разряженным. При режиме полной зарядки-разрядки такие батареи выдерживают порядка 600 циклов. А если подзарядку производить при остаточном заряде 10-15%, то количество циклов возрастает до 1700. Но на устройствах, где подзарядка выполняется без снятия литий-ионных аккумуляторов (телефоны, планшеты, плееры), раз в три-четыре месяца желательно выполнять полную разрядку. Это необходимо для того, чтобы на контроллере устройства, обнулились минимальное и максимальное значения заряда.

После длительного хранения аккумуляторов любого типа, чтобы полностью восстановить их емкость, необходимо провести несколько циклов зарядки-разрядки. Ни в коем случае нельзя разряжать аккумуляторы при помощи короткого замыкания!

Как хранить аккумулятор зимой: где лучше хранить, при какой температуре

Аккумулятор необходим в машине для того, чтобы можно было произвести запуск двигателя. Именно поэтому от его исправности будет зависеть стабильность работы машины. Длительные простои автомобиля в холодное время года очень плохо сказываются на состоянии АКБ. В этой статье мы расскажем вы какие бывают аккумуляторы, а также как их необходимо хранить зимой для того, чтобы он мог долго и качественно вам служить.

  • Виды аккумуляторов для автомобиля
  • Нужно ли зимой снимать аккумулятор
  • Подготовка аккумулятора к зиме
    • Сухой (сухозаряженный) аккумулятор
    • Гелевый аккумулятор
    • Свинцово-кислотные аккумуляторы (с электролитом)
  • Как и где хранить аккумулятор зимой
    • Аккумуляторы с электролитом
    • Сухозаряженные аккумуляторы
    • Гелевые аккумуляторы
  • Восстановление аккумулятора автомобиля после зимы
  • Как хранить аккумулятор долго
    • Убираем АКБ на хранение
    • Возвращаем работоспособность законсервированного АКБ

Виды аккумуляторов для автомобиля

  • Гелевые. Консистенция электролита вязкая, поэтому его и называют гелевым. Эта АКБ обладает хорошей стойкостью к быстрым зарядам, и на ее работу никак не сказываются глубокие разряды.
  • Залитые электролитом в процессе производства. Такие типы аккумуляторных батарей считаются одними из самых распространенных, их также часто называют необслуживаемыми. Они обеспечены специальными элементами, которые гигроскопичны (хорошо вбирают в себя влагу) и не дают возможности электролиту вытечь.
  • Сухозаряженные АКБ. Аккумулятор продается в сухом виде, для того чтобы его ввести в эксплуатацию, необходимо залить электролит собственноручно. Преимуществом этого вида АКБ заключается в том, что после заливки электролита ему не требуется дополнительная зарядка.

Нужно ли зимой снимать аккумулятор

Некоторые автомобилисты завели себе такую привычку — они приносят АКБ в теплую квартиру. Скорее всего необходимости в такой процедуре нет, и у таких людей просто осталась привычка, потому что в СССР так поступали многие водители. Иногда следует только заносить аккумулятор в дом для зарядки, так как в холодное время года аккумуляторная батарея разряжается гораздо быстрее. Если зарядку производить 2 раза в месяц, то этого будет вполне достаточно.

Часто возникает необходимость поддержания тепла АКБ, потому что он уже старенький, и просто не может держать заряд, находясь в холоде. В этом случае следует, конечно, позаботиться об обогреваемом чехле, но, все-таки, лучший вариант — это купить новую батарею. Так как заносить постоянно ее в квартиру, а затем снова подсоединять — процесс, который добавляет в жизнь автовладельца дополнительные трудности.

Если владелец практически не использует авто в зимний период времени, то позаботиться о правильном хранении, конечно, нужно. И делать это следует даже тогда, когда вы уверены в ее надежности, и даже если батарея новая. Даже недавно приобретенный аккумулятор может разрядиться на морозе за пару недель. Если ваш регион не считается северным, и морозы редки, то заносить АКБ в тепло рекомендуется при наступлении холодов от -25 и ниже. Не позаботившись об этом, вы можете пожалеть на следующий день, так как не сможете завести автомобиль с разряженной батареей.

Подготовка аккумулятора к зиме

Для того, чтобы во время зимних простоев аккумулятор не разряжался, снимите с него одну клемму. Разрядка в любом случае будет происходить, но уже гораздо меньше. Если вы снимите напряжения с авто, то это никак не отразится на его состоянии в худшую сторону. Даже наоборот, это принесет ему только пользу, так как многие элементы не будут работать в ужасный мороз, так как это только им вредит. Настоятельно рекомендуется отсоединять сначала минусовой контакт, а потом плюсовой, это делается во избежание короткого замыкания.

Читайте также:
Как обустраивается вентиляция котельной частного дома

Порядок снятия аккумуляторной батареи с автомобиля

Сухой (сухозаряженный) аккумулятор

Подготавливать к хранению аккумулятор необходимо следующим образом:

    Пробки из аккумуляторной батареи необходимо осторожно выкрутить, затем берется стеклянная палочка, ее необходимо погрузить внутрь батареи. Таким образом мы сможем узнать уровень электролита. Бывают батареи с прозрачной крышкой, в этом случае измерить уровень можно просто посмотрев на отметки. Обычно уровень такого вида электролита должен составлять 12-13 миллиметров. Если этот показатель ниже, то необходимо добавить дистиллированной воды. Если в доме нет такой воды, то сделайте ее самостоятельно, для этого соберите воду в любой сосуд, дайте ей предварительно отстояться, а затем поставьте ее в морозильник. Нужно добиться такого уровня льда, когда бóльшая часть воды замерзнет, но часть ее останется ещё жидкой. Это жидкую часть нужно слить. Заледенелую же часть можно вынимать, и ждать, когда она растает — это и будет дистиллированная вода.

Замер уровня электролита

Температура воздуха, °C Рекомендуемый состав электролита Плотность, г/см³
-19…+35 Составной раствор едкого калия с добавкой на 1 л раствора 20 г едкого аккумуляторного лития (моногидрата лития) 1,19 – 1,21
-20…-40 Раствор едкого калия 1,25 – 1,27
+10…+50 Раствор едкого натрия с добавкой на 1 л раствора 15-20 г едкого лития (моногидрата лития) 1,1 – 1,12

Гелевый аккумулятор

Эта категория аккумуляторов относится к необслуживаемым, поэтому в эксплуатации они гораздо проще. Они могут противостоять многим атмосферным осадкам, а также не поддаются другим внешним воздействиям.

Подготавливать к хранению аккумуляторную батарею нужно так:

  1. Гелевые аккумуляторы прихотливы к напряжению, поэтому в процессе работы оно не должно сильно меняться. Перед этим желательно полностью зарядить аккумулятор, производить зарядку нужно при комнатной температуре. Во время использования на автомобиле, напряжение ни в коем случае не должно превышать 14.4 Вольта, иначе может закипеть влага в аккумуляторе, и он может даже взорваться.
  2. Далее следует отсоединить клеммы — первым дело отцепите минусовую клемму и только потом плюсовую. Затем батарею можно расположить где угодно для продолжительного хранения.

Свинцово-кислотные аккумуляторы (с электролитом)

  1. Для начала проверьте уровень заряда батареи, сделать это можно мультиметром. Такой прибор стоит не дорого, его можно приобрести в любом магазине, например, хозяйственном или магазине радиоэлектроники. В заряженном аккумуляторе напряжение составляет 12.7 В, если оно ниже данного значения, то используйте зарядное устройство. В таблице ниже указаны дополнительные рекомендации по данному типу аккумуляторов.
  2. Отсоедините клеммы в правильной последовательности (сначала минус, затем плюс) чтобы не допустить короткого замыкания.
  3. Удалите остатки грязи и, возможно, подтекшего электролита, делается это с помощью тряпочки и содового раствора. Затем вытрите его насухо и уберите в теплое место, к примеру, в теплый гараж или в квартиру, перед этим оберните его старым одеялом. Для обертывания также можно использовать полиэтиленовую пленку.

Как и где хранить аккумулятор зимой

За многие годы использования аккумуляторов, специалистами были разработаны правила по их грамотному хранению. Если следовать этим рекомендациям, то можно значительно улучшить самочувствие автомобильного аккумулятора. Этими важными нюансами хранения мы поделимся с вами:

  • Настоятельно не рекомендуется располагать АКБ возле гигроскопичных аккумуляторов, потому что пары́ кислоты могут оказать пагубное влияние, и это приведет к разрушению и порче материала.
  • Помещение должно обязательно быть теплым, и должно отлично проветриваться, оптимальная температура — от +5 до +10 градусов по Цельсию.
  • Постарайтесь защитить батарею на время хранения от прямых солнечных лучей, так как это может привести к потере первоначальных характеристик покрытия. Лучше накрыть её плотной тканью. Тогда на поверхности АКБ не будет скапливаться пыль, а солнечный свет не будет пробиваться сквозь материю.

Чехол для аккумулятора можно изготовить и самому

Аккумуляторы с электролитом

Во время хранения чаще обращайте внимание на закрученность пробок, если они открутятся, то электролит может прийти в негодность. Размещать АКБ следует в помещении с имеющейся вентиляцией. Заряжайте аккумулятор полностью каждые 2 месяца, это способствует улучшению его работы в будущем. Температура хранения должна все время быть стабильной, так как аккумуляторы под влиянием перепадов температуры могут выдать перепады напряжения.

Сухозаряженные аккумуляторы

Такой тип аккумуляторов всегда должен храниться исключительно в вертикальном положении. Связано это с тем, что в процессе заряда на дно электролита оседают активные частицы. Если вы положите аккумулятор на другой бок, то частицы осядут на стенки электролитических банок, и в последствии может произойти замыкание аккумуляторной батареи.

Хранение должно осуществляться подальше от детей и животных, так как это опасно для здоровья, например, кислота опасна для глаз и кожных покровов. Располагать аккумулятор необходимо подальше от источников открытого огня, в процессе заряда АКБ выделяется водород, а, как известно, он взрывоопасен.

Читайте также:
Ковролин с высоким ворсом

Гелевые аккумуляторы

Если обычные аккумуляторы с электролитом требуется заряжать 1 раз в 2 месяца, то гелевые практически не нужно заряжать, одной зарядки в полгода будет достаточно. АКБ этого типа не привередливы к хранению, поэтому могут храниться в любом удобном месте при температуре от -35 до +65 градусов по Цельсию, но лучше, конечно, брать усредненную.

Восстановление аккумулятора автомобиля после зимы

Почти все автомобильные аккумуляторы не боятся холодов, и поэтому могут эксплуатироваться в условиях суровых морозов. Долгое хранение никак отрицательно не сказывается на состоянии аккумулятора, и его после зимнего хранения можно устанавливать сразу на автомобиль. Если вы периодически заряжали его раз в месяц, и проверяли состояние электролита, то перед установкой на авто нужно только провести быструю диагностику состояния батареи:

    Проверьте напряжение на аккумуляторе с помощью мультиметра. Если напряжение на АКБ меньше 11,8-12,0 В, то это значит, что она разряжена, и требуется дозарядка. Нормальное значение напряжения — 12,5-13,0 В. Ниже мы приведем таблицу с примерным значением уровня зарядка батареи и напряжения (при выключенном двигателе).

Примерный процент заряда АКБ Напряжение на АКБ 12 В Напряжение на АКБ 24 В
100 % 12, 70 25, 40
90 % 12,50 25, 10
80 % 12, 42 24, 90
70 % 12, 32 24, 70
60 % 12, 25 24, 55
50 % 12, 15 24, 40
40 % 12, 07 24, 25
30 % 12, 00 24, 00
20 % 11, 75 23, 90
10 % 11, 40 23, 80

Как хранить аккумулятор долго

Убираем АКБ на хранение

Многие автомобилисты, чтобы постоянно не подзаряжать АКБ при хранении, используют борную кислоту. Она применяется для понижения скорости саморазряда, в таком случае батарею можно хранить хоть в квартире, хоть в гараже.

Для этого способа хранения АКБ следует действовать по следующей инструкции:

  1. Для начала следует зарядить на максимум автомобильную аккумуляторную батарею, помните, что перезаряд также несет в себе опасность.
  2. Смешайте порошок борной кислоты и дистиллированную воду, вам необходимо получить 5%-10% раствор борной кислоты — это, примерно, одна чайная ложка борной кислоты на стакан воды. Также продается борная кислота в пузырьках (также 5% и 10%), в таком случае можно использовать её без смешивания с водой.
  3. После этого большим шприцем или ареометром аккуратно и не спеша (примерное время слива — 20 минут!) откачайте электролит из ячеек АКБ.
  4. Далее тщательно (не менее двух раз) промойте свинцовые колодцы дистиллированной водой для удаления осадков. Занять это действие должно примерно полчаса.
  5. Сразу же после промывки залейте полученный раствор борной кислоты в каждую ячейку и плотно закрутите пробки, затем можно спокойно убрать АКБ на хранение. Разряжаться такой аккумулятор будет значительно медленнее, поэтому даже не придется контролировать его напряжение.
  6. Борная кислота отрицательно реагирует на понижение температуры, поэтому мы рекомендуем вам хранить такую батарею при температуре от 0 до +10 градусов. Также заверните его в одеяло чтобы спрятать его от воздействия солнечны лучей. Одеяло может быть как обычное, так и специально купленное для аккумулятора.

Возвращаем работоспособность законсервированного АКБ

  1. Перво-наперво медленно (в течение 20 минут) слейте раствор борной кислоты, можно делать это, слегка наклоняя батарею либо пользуясь шприцом.
  2. Обязательно наберите в ячейки чистой дистиллированной воды и оставьте на 10-15 минут, потом слейте ее полностью, желательно повторить этот процесс несколько раз. Также можно подсушить колодцы строительным феном, тогда при заливании электролита плотность останется неизменной.
  3. После этого в ячейки шприцем вливаем сернокислый электролит (с плотностью ≈ 1,28 г/см³), можно купить готовый электролит или сделать его самому, используя воду и серную кислоту (но лучше купить!). Если будете изготавливать электролит самостоятельно, то добейтесь правильной плотности, так как от этого зависит функциональность АКБ. Подробную таблицу плотности вы сможете найти выше в статье. Лучше всего заливать электролит при комнатной температуре, так как плотность может измениться при другой температуре если вы будете заливать.
  4. Дайте аккумулятору постоять, после убедитесь что плотность не понижается, только после этого можно будет установить аккумуляторную батарею на свой автомобиль. После этого аккумулятор будет также полноценно работать, как и прежде, но все же следует хотя бы раз в полгода проводить полную диагностику АКБ.

Ниже вы можете посмотреть несколько полезных виде по теме:

Мы надеемся, что нашу статью было интересно читать и вы взяли из нее много полезной информации для себя. Следите за состоянием аккумулятора и тогда он не подведет вас даже в самые лютые морозы. Желаем вам успехов!

Хранение аккумулятора зимой: инструкция ← Полезно знать ← Главная

Чтобы ваша машина всегда заводилась в нужный момент, важно уделить внимание состоянию аккумуляторной батареи. Особенно это актуально зимой после длительных простоев автомобиля. Из данной статьи вы узнаете, какие типы АКБ бывают и какие условия хранения для них нужно создать, чтобы избежать проблем с дальнейшей эксплуатацией.

Виды автомобильных аккумуляторов

  1. Гелевые. Содержат электролит, имеющий вязкую консистенцию. Нормально переносят глубокие разряды и быструю зарядку.
  2. Свинцово-кислотные. Являются необслуживаемыми. Имеют особую конструкцию, предотвращающую подтекание электролита.
  3. Сухозаряженные. Требуют самостоятельной заливки электролита владельцем.
Читайте также:
Как сделать бочку из дерева: технология изготовления и ее секреты

Обязательно ли зимой снимать автомобильный аккумулятор

Такая привычка сохранилась у некоторых автомобилистов с советских времен, поскольку качество АКБ в тот момент было хуже, чем сейчас. Они считают, что если держать аккумулятор в теплом доме, то можно обеспечить его стабильный заряд. Однако сегодня в этой манипуляции нет необходимости. Достаточно пару раз в месяц приносить АКБ домой для зарядки, при условии, что вы используете современную модель.

Если аккумулятор эксплуатируется более 3-4 лет, он зачастую перестает держать заряд на холоде. Оптимальное решение в таком случае – купить новую АКБ. Ведь каждый день заносить аккумулятор домой, заряжать его, а утром присоединять – занятие достаточно трудоемкое, неудобное и требующее времени.

Единственный случай, когда стоит хранить АКБ в теплом помещении, – это длительный простой машины, например, порядка двух недель. Даже если аккумулятор у вас новый, он все равно может разрядиться на морозе. Поэтому при температуре «за бортом» ниже -25 °С стоит занести аккумулятор в отапливаемое помещение. Это позволит вам быть уверенными в том, что авто заведется, когда вы решите возобновить поездки на нем.

Как подготовить АКБ к зиме

Чтобы аккумулятор разряжался медленнее, рекомендуется снять с него одну клемму. Сначала следует отсоединять минусовой контакт, а затем плюсовой. Это позволит предотвратить короткое замыкание. Также нельзя сливать электролит из АКБ, которая уже была в использовании. Иначе она испортится.

Если у вас сухозаряженный аккумулятор

  1. Выкрутите пробки из аккумуляторной батареи, а затем измерьте уровень электролита. Если он меньше 12-13 мм, то долейте дистиллированной воды.
  2. Проверьте плотность электролита с помощью ареометра. При температуре воздуха +25 °С она должна составлять 1,25-1,29 г/см3. Если у вас показатель меньше, то добавьте кислоты, если больше – дистиллированной воды.
  3. Протрите аккумулятор содовым раствором снаружи, чтобы нейтрализовать оставшуюся на поверхности кислоту. Обработайте контакты токопроводящей смазкой.
  4. Убедитесь, что на поверхности АКБ нет сколов, трещин и прочих повреждений. Затем батарею можно завернуть в ткань, и она готова к длительному хранению.

Если у вас гелевый аккумулятор

  1. Зарядите батарею полностью при комнатной температуре.
  2. По очереди отсоедините клеммы – сперва минусовую, затем плюсовую. Отправляйте батарею на длительное хранение.

Если у вас свинцово-кислотный аккумулятор

  1. Проверьте уровень заряда батареи с помощью мультиметра. Напряжение должно быть не менее 12,7 В. В противном случае зарядите АКБ.
  2. Последовательно отсоедините клеммы.
  3. Удалите с поверхности батареи остатки грязи и подтеки электролита. Используйте для этого тряпку, смоченную в содовом растворе. Вытерев поверхность насухо, оберните АКБ в плотную ткань или полиэтиленовую пленку и отправьте на хранение в теплое помещение.

Где и каким образом хранить аккумулятор зимой

  • АКБ желательно держать в помещении, где температура составляет от +5 до +10 °С. Важно, чтобы этот показатель был стабильным. Также желательно, чтобы помещение вентилировалось.
  • Нельзя, чтобы на батарею попадали прямые солнечные лучи. Не стоит также размещать его вблизи отопительных приборов.
  • 1-2 раза в месяц желательно проверять, не разрядился ли аккумулятор до критических значений. Не стоит допускать такого, иначе в дальнейшем АКБ может перестать удерживать заряд вообще.
  • Если у вас сухозаряженный аккумулятор, хранить его следует только в вертикальном положении во избежание короткого замыкания.
  • Если вы храните АКБ дома, следите, чтобы дети и питомцы не имели к нему доступа.

Восстановление работы АКБ после зимнего хранения

Перед тем как установить аккумулятор в автомобиль и начать его эксплуатацию, рекомендуется выполнить несколько простых действий:

  1. Проверьте напряжение на АКБ и доведите его до нормативных значений в случае необходимости.
  2. Измерьте плотность электролита и также приведите ее к рекомендованной производителем норме.
  3. Проверьте, нет ли на корпусе сколов и подтеков электролита. Если их не обнаружено, можно смело использовать аккумулятор.

Подведем итог

Для каждого типа аккумуляторов существуют определенные рекомендации по длительному хранению зимой. Основные были описаны в нашей статье. Соблюдая их, вы обеспечите своей АКБ долгую эксплуатацию, а себе – спокойную езду на автомобиле без сюрпризов вроде вышедшей из строя АКБ.

Согласно рекомендациям большинства производителей аккумуляторных батарей, хранение зимой следует осуществлять в помещениях с плюсовой температурой. Если у вас нет свободного места дома, вы можете арендовать индивидуальный бокс на отапливаемом складе компании Самосклад и разместить АКБ и другие временно не используемые вещи. Условия оказания услуги вы можете уточнить у менеджеров.

Как правильно и где хранить автомобильный аккумулятор зимой?

Летний период – пора самого интенсивного движения на дорогах. Это связано и с дачным периодом, и с отпускным, и просто с тёплой погодой, когда автомобиль практически не создаёт проблем при запуске и эксплуатации. С приближением же холодного времени года многие автомобилисты, наоборот, реже пользуются машиной, а некоторые вообще ставят её на длительную стоянку. При этом далеко не каждый водитель задумывается о том, каким образом может отразиться такой простой на узлах и деталях транспортного средства.

И это в первую очередь касается аккумуляторной батареи, которая, будучи подключена к бортовой сети авто, будет находиться без использования на протяжении длительного времени. Как же данная ситуация отразится на её функциональных свойствах? Да самым негативным образом:

  • АКБ полностью разрядится;
  • низкий разряд или его отсутствие – одна из основных причин сульфатации;
  • в разряженной батарее велика вероятность замыкания между собой «банок», а это уже полный выход устройства из строя.
Читайте также:
Каким может быть бордюр для ванны, как его монтировать.

Как же сохранить автомобильный источник энергии в исправном состоянии до нового сезона?

  1. Основные правила хранения аккумулятора зимой
  2. Подготовка аккумулятора к хранению
  3. Условия места хранения
  4. Заряженный или разряженный?
  5. Типы хранения АКБ
  6. Сухой
  7. Мокрый или заправленный
  8. Как долго можно хранить аккумулятор без подзаряда?
  9. Продолжительное хранение аккумулятора с использованием борной кислоты без дозаправки

Основные правила хранения аккумулятора зимой

Грамотное хранение зависит от различных обстоятельств:

  • будет ли транспортное средство хоть иногда использоваться по назначению или простоит до начала дачного сезона;
  • насколько сурова зима в каждом конкретном регионе;
  • где будет находиться авто всё это время: в гараже или под открытым небом.

Именно эти факторы являются определяющими при решении вопроса, как правильно и где лучше хранить автомобильный аккумулятор.

Подготовка аккумулятора к хранению

В случае, если зима в регионе мягкая или машина содержится в тёплом гараже, то будет достаточно снять минусовую клемму с батареи, чтобы исключить повышенный разряд источника. Кроме того, время от времени следует контролировать уровень заряда.

При постановке автомобиля на длительную стоянку, не предусматривающую эксплуатацию на протяжении нескольких месяцев, рекомендуется снять АКБ и держать отдельно от транспортного средства. Перед тем как выбрать место для хранения аккумулятора зимой (дома, в подвале или где-то ещё), его следует тщательно подготовить к затяжному периоду вынужденного «простоя», придерживаясь следующих рекомендаций:

  1. Необходимо качественно очистить поверхность корпуса от любых загрязнений: пыль, подтёки жидкости или масла и так далее.
  2. Смазать техническим вазелином токовыводящие клеммы, что позволит исключить окислительные процессы при регулярном взаимодействии с воздушными массами.
  3. Проверить уровень электролита в обслуживаемых батареях: жидкость должна полностью скрывать пластины, находясь выше их на 10–15 мм. Если уровень ниже нормы, то следует привести его в соответствие с нормативными параметрами, долив дистиллированной воды.

Доливать в аккумулятор разрешается исключительно дистиллированную воду, прошедшую специальную очистку от всех примесей, чего нельзя сказать об обычной воде из-под крана или природного источника.

Условия места хранения

Как правильно хранить аккумулятор в межэксплуатационный период? В первую очередь следует позаботиться об оптимальных условиях в помещении:

    Положительная температура воздуха, но не выше + 15° С.

Чем выше температурные значения, тем быстрее протекает процесс саморазряда. Но и отрицательные температуры также способны негативным образом повлиять на скорость этого явления.

Оптимальное место для хранения: сухое тёмное, хорошо проветриваемое помещение.

Кроме температурного режима, следует обеспечить правильное размещение источника энергии: только в горизонтальном положении на полу или стеллаже. Обратите внимание: при хранении запрещается ставить батареи друг на друга.

Заряженный или разряженный?

Подготавливая аккумулятор к зимней консервации, стоит задуматься над тем, как его правильно хранить: заряженным или разряженным.

Если бы в разряженном состоянии батарея не утрачивала своего функционала, то и о хранении не было бы речи – спокойно оставляли бы её установленной на автомобиле на весь период простоя, а перед началом сезона просто заряжали.

Но разряженный источник питания – это причина:

  • преждевременного выхода из строя АКБ;
  • «сульфатационной» болезни;
  • безвозвратной потери части ёмкости.

Следовательно, несложно понять, как лучше хранить аккумуляторы – конечно, заряженными и ни в коем случае – разряженными.

Перед постановкой АКБ на хранение проверьте её заряд – он должен быть полным. При необходимости проведите подзарядку, а на протяжении всего неэксплуатационного периода не допускайте полной утраты заряда.

Типы хранения АКБ

Как лучше хранить аккумулятор автомобиля зимой, во многом зависит от его разновидности.

Сухой

Сухими называют АКБ, в которых отсутствует жидкая среда. Производители выпускают такой тип батарей, которые предусматривают заливку электролита лишь непосредственно перед эксплуатацией. А до этого времени они способны годами храниться в герметичной упаковке, не теряя своих эксплуатационных свойств. При этом условия хранения (температурно- влажностный режим, способ складирования, отсутствие прямых солнечных лучей, а также целостность упаковки) должны строжайшим образом соблюдаться.

Мокрый или заправленный

Если же аккумулятор уже заправлен жидкой средой, то и хранить его следует в этом состоянии. Не нужно сливать электролит на период хранения – это лишь приведёт к интенсивной сульфатации и сокращению срока службы. Наоборот, нужно обеспечить нормальный уровень раствора, чтобы исключить «оголение» пластин.

Конечно, хранение мокрого источника намного сложнее и требует ряда подготовительных мероприятий. Но это, по крайней мере, позволит сохранить его полностью в работоспособном состоянии, что намного лучше, чем озаботиться покупкой нового. Понятно, что можно облегчить себе жизнь: слить жидкость, пытаясь превратить устройство в источник сухого типа, но это ни к чему хорошему в итоге не приведёт. Сэкономив минимум времени и усилий, можно понести существенные финансовые затраты.

Как долго можно хранить аккумулятор без подзаряда?

Скорость саморазряда аккумуляторной батареи зависит не только от её типа, но и от условий хранения, срока службы, остаточной ёмкости. Новые АКБ (срок службы не более года) при оптимальных условиях хранения, описанных выше, можно проверять на степень остаточного заряда не чаще одного раза в три месяца.

Более изношенные источники – чаще: чем больше времени отслужило устройство, тем меньший период должен пройти между его проверками.

Кроме того, высокая влажность, низкие или повышенные температуры воздуха в помещении приводят к ускоренному протеканию саморазряда.

Продолжительное хранение аккумулятора с использованием борной кислоты без дозаправки

Оказывается, существует весьма удобный и надёжный способ консервации АКБ, который на протяжении всего периода не требует обслуживания и контроля.

Где и как хранить аккумулятор автомобиля зимой, чтобы он полностью сохранил свои эксплуатационные свойства и при этом не нуждался в нашем внимании?

Всё очень просто:

  1. Подготовьте пятипроцентный раствор борной кислоты объёмом, который будет полностью соответствовать объёму залитого в батарею электролита.
  2. Зарядите аккумулятор до максимально возможной величины.
  3. Постепенно и медленно слейте электролитный раствор из корпуса АКБ.
  4. Дважды тщательно промойте освободившуюся ёмкость дистиллированной водой.
  5. Теперь заполните её подготовленным раствором борной кислоты.

В таком состоянии при температуре 0° С автомобильный источник энергии можно хранить несколько лет без дозаправки и подзарядки. Если температура хранения будет выше, то этот срок станет уменьшаться.

Обратите внимание, основные правила хранения батареи с залитым раствором борной кислоты аналогичны тем, при которых следует хранить АКБ, заполненную обычным электролитом.

АКБ. Правила зимнего хранения и эксплуатации

Зимой некоторые автомобили эксплуатируются нечасто. Нужно ли перед долгой стоянкой скидывать клеммы и отключать массу? И каковы правила хранения АКБ зимой, если машина совсем не используется?

Снимать клеммы и отключать массу необходимо. На это есть свои причины. Прежде всего, в любом случае существует утечка в виде работы бортовых систем, например часов, питание идет и на бортовой компьютер. Все это постепенно опустошает вашу аккумуляторную батарею. Стандартная утечка бортовой цепи автомобиля, допустимая заводом-изготовителем по нормам, составляет 30 миллиампер (0,03 А). На первый взгляд, кажется, что это совсем немного. Но это только так кажется. Попробуйте пересчитать, за какое время такая утечка опустошит ваш аккумулятор. Возьмем, к примеру, стандартную батарею емкостью 55 А/ч. Это означает, что 55 ампер он, выдаст за час. Или 5,5 ампер за 10 часов. Половину ампера он отдаст уже за сто часов. Следовательно, 50 миллиампер уйдут за тысячу часов. Тысячу часов делим на 24 часа, получается, что полностью батарея сядет за 41 день, это если АКБ была 100% заряжена, если нет то еще быстрее. Но эксплуатация при 100% разряде совершенно недопустимо. Если аккумулятор разрядится на 25 % — это уже плохо, а если сядет на 50% — он замерзнет уже при «-27» градусах по Цельсию. Так что за 20 дней при стандартной утечке ваш аккумулятор превратится в кусок льда при стоянке на улице зимой, а про пуск автомобиля мы тут вообще не говорим. Чтобы избежать такого развития событий, нужно просто снять клемму. Это самый простой способ предотвратить утечку энергии и разрядку батареи при длительном промежутке времени «не езды» на машине. Для современных машин это, конечно, не очень хорошо. Могут сброситься настройки бортового компьютера, заблокироваться аудиосистема, потеряться настройки электронного ключа. Но ведь такие машины и не рассчитаны на такую редкую эксплуатацию. Впрочем, и здесь есть выход — периодически подзаряжать аккумулятор или как компромисс хотя бы запускать иногда машину на короткий промежуток времени.

Как же правильно хранить АКБ, если машина зимой на приколе, обслуживать аккумулятор и эксплуатировать его.

1. Хранение аккумулятора

Залитые батареи рекомендуется хранить в сухом помещении с температурой не ниже −30? и не выше 0?. Батареи устанавливаются на хранение полностью заряженными. Допускается хранить батареи и при положительных температурах, однако темп саморазряда аккумуляторов при этом будет в несколько раз выше. Ежемесячно необходимо проверять плотность электролита или измерять напряжение на клеммах аккумулятора. Степень разряда аккумулятора можно проверить по таблице № 1. При снижении плотности электролита более чем на 0,03 г/см3, т.е. до уровня 1,24 г/см3 или напряжения ниже «12,45» Вольт батарею следует подзарядить.

Перед продолжительной стоянкой автомобиля необходимо отсоединить АКБ от бортовой сети, полностью ее зарядить и хранить в прохладном помещении. Моноблок во избежание саморазряда по поверхности должен быть чистым. Если батарея должна быть постоянно готова к установке на автомашину, то при снижении плотности до уровня 1,24 г/см3, батарею следует подзарядить. Если от батареи не требуется постоянной готовности, то рекомендуется ее подзаряжать при снижении плотности до уровня 1,22 г/см3.

Зимой следует иметь в виду, что электролит в сильно разряженных батареях может замерзнуть при наступлении морозов. Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности приведена в таблице № 2.

Не допускайте снижения плотности до критической, иначе при замерзании электролита возможно необратимое повреждение моноблока и пластин аккумулятора.

Таблица № 1. Степень разряженности аккумулятора.

Напряжение на клеммах, (В) 12,66 12,45 12,24 12,06 11,80 и ниже
Плотность электролита, г/см3 1,27 1,23 1,20 1,17 1,12 и ниже
Степень заряда, % 100 75 50 25
t замерзания электролита ? -64 -42 -27 -15 -10 до 0

Таблица № 2. Температура замерзания электролита в зависимости от его плотности.

Плотность Эл-та 1,0 1,05 1,10 1,15 1,20 1,25 1,27 1,30 1,35
t замерзания, ? −3,.3 −7,7 −15 −27 −52 −64 −70 −49

2. Контроль состояния батареи

Рекомендуется один раз в месяц проверять уровень электролита и при необходимости доливать только дистиллированную воду до нормального уровня. Пластины, не покрытые электролитом, высыхают и осыпаются, что приводит к преждевременному выходу АКБ из строя.

Запрещается доливать электролит или кислоту в АКБ.
Это можно делать только в том случае, если точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания.

Не используйте воду сомнительного происхождения.
Контролируйте степень заряженности аккумулятора по плотности электролита или по напряжению на клеммах ненагруженной батареи. Степень разряда батареи можно определить из Таблицы № 1, или посчитать по формуле:

Uнрц = 6*(0,84+Р), где
Uнрц (НРЦ) — напряжение разомкнутой цепи;
Р — Плотность электролита.

Следовательно, плотность можно посчитать соответственно по формуле: Р = Uнрц/ 6 — 0,84

100% заряженная батарея, т.е. с плотностью электролита 1,27 г/см 3 будет иметь:
НРЦ = 6*(0,84+1,27) = 12,66 Вольта;
Р = 12,66 / 6 — 0,84 = 1,27 г/см 3

Зная напряжение на клеммах аккумулятора, можно всегда посчитать плотность электролита в нем.

Категорически запрещается эксплуатировать батареи с уровнем заряда ниже 75% зимой и 50% летом.
Хранение и эксплуатация АКБ в разряженном состоянии приводит к необратимым процессам, при которых восстановление АКБ не возможно.

Низкая плотность электролита в АКБ говорит о её разряженности и для повышения плотности электролита необходимо заряжать АКБ, а не повышать её доливкой кислоты или электролита.
Просто долив кислоты или электролита, приведёт к изменению кислотного баланса и как следствие после полного заряда к превышению допустимого уровня плотности электролита. Превышение плотности электролита выше допустимой нормы приводит к разрушению пластин внутри АКБ.

3. Заряд аккумулятора

Заряд АКБ производится током равным 10% от её ёмкости (например при ёмкости 55 А/Ч ток зарядки не должен превышать 5,5 А). Нарушение данного требования приводит к разрушению пластин из-за перегрузок.

Старайтесь заряжать батарею малыми токами, при этом увеличивается степень и глубина заряда.

Окончанием процесса заряда аккумуляторов следует считать:

  1. равномерное кипение электролита во всех банках;
  2. равномерный нагрев корпуса батареи;
  3. напряжение на клеммах аккумулятора достигло значения 16,4 вольта;
  4. плотность электролита прекратила подниматься в батарее (если плотность растет, то это означает, что не все элементы еще прореагировали и батарея заряжается).

4. Контроль электрооборудования автомобиля

Необходимо качественно и регулярно проверять и обслуживать электрооборудование автомобиля. Отклонение параметров электрооборудования (генератора, стартера, различных реле) от установленных величин приводит к снижению надежности и к сокращению срока службы АКБ.

Нормы на параметры электрооборудования:

Пределы рабочего напряжения бортовой сети автомобиля не должны выходить за пределы 13,8-14,5 V, при различных режимах работы автомобиля.

Отклонение величины зарядного напряжения за пределы нормы на 0,3 — 0,5 V приводит к сокращению срока службы батареи в несколько раз.

Токи утечки не должны превышать 30 мА/ч (0,03 Ампера). Повышенный ток утечки уменьшает срок службы АКБ ввиду ускоренности циклов заряда-разряда батареи, и увеличивает вероятность глубокого разряда батареи.

Повышенное напряжение генератора приводит к осыпанию активной намазки пластин в батареях, что приводит к уменьшению емкости батареи и способствует замыканию пластин за счет осыпавшейся активной массы с положительных пластин.

Эксплуатация разряженной батареи приводит к осыпанию активной массы с отрицательных пластин. Признаком осыпания пластин является потемнение цвета электролита во всех банках (коричневый цвет — осыпание положительных пластин, серый цвет — осыпание отрицательных пластин).

Так же пониженное напряжение генератора (особенно зимой) не позволяет зарядить полноценно батарею, и происходит ее эксплуатация в полуразряженном состоянии. Это может привести к необратимой сульфатации пластин, что чревато уменьшением, как емкости батареи, так и величины стартового тока аккумулятора.

У недозаряженного аккумулятора плотность электролита понижена, что может привести к его замерзанию при сильных морозах и стоянке машины на улице (смотри таблицу № 2).

5. Эксплуатация аккумулятора

Пуск стартера производите короткими включениями, но не более чем на 10 сек. Перерыв между включениями летом не менее 15 сек., зимой не менее 1 мин. Избегайте включать стартер более 3-х раз подряд. Езда при помощи стартера не допускается.

Категорически запрещается «прикуривать» аккумулятор от нестандартных пускозарядных устройств во избежание взрыва моноблока, деформации пластин и внутренних тоководов, что приводит к осыпанию активной массы пластин и разрыву межэлектродных соединений.

При низких температурах происходит замедление всех химических процессов внутри АКБ, батарея переходит в «спящий режим» (электрические параметры АКБ при t ниже «-30» градусов по Цельсию понижаются в 2 раза.) Поэтому перед пуском двигателя на некоторое время необходимо включить электрические потребители (фары, габариты) для возобновления электрохимических процессов и только после этого делать попытки старта.

Для уменьшения рисков плохих пусков при эксплуатации автомобиля в зимнее время рекомендуется подбирать АКБ по ёмкости и стартовым характеристикам в соответствии с конкретной климатической зоной.

Правила хранения аккумулятора в зимний период

С наступлением холодов многие автовладельцы прекращают эксплуатацию транспортных средств до весны. Это связано со сложностью вождения, а также с другими неудобствами использования автомобиля в зимний период. Одной из уязвимых частей транспортного средства в период морозов является аккумуляторная батарея (АКБ). Очень важно знать, как правильно хранить аккумулятор автомобиля, чтобы в холодное время года не возникали трудности. Для начала стоит разобраться в типах и особенностях этих устройств.

Типы автомобильных аккумуляторов

Необходимо рассмотреть типы аккумуляторов, используемых для запуска двигателя автомобиля, т. к. условия хранения и эксплуатации батарей, созданных по разным технологиям, несколько отличаются друг от друга.

Сурьмянистый тип

Свинцовые пластины таких аккумуляторов содержат более 5% сурьмы. Свинец — мягкий метал, поэтому для достижения необходимой прочности добавляется сурьма. Но она провоцирует интенсивное испарение воды из электролита. На корпусе ставится маркировка буквами Sb.

В данный момент такие батареи больше не производятся и встречаются крайне редко, т. к. требуют постоянного обслуживания — доливки электролита. Допускать падение уровня электролита категорически запрещено. В остальном аккумулятор неприхотлив как в использовании, так и в хранении. При консервации на зиму обязательна проверка уровня электролита в банках.

Малосурьмянистые АКБ

Чтобы сократить интенсивность испарения воды из электролита, в современных АКБ уменьшено содержание сурьмы в пластинах, теперь оно составляет менее 5%. Это позволяет гораздо реже доливать электролит. Но всё равно проверки уровня заполнения банок аккумулятора обязательны, делать это нужно в среднем два раза в год.

Помимо этого, необходимо осуществить проверку уровня электролита перед постановкой батареи на хранение. Все рекламные утверждения, что АКБ такого типа не нуждаются в обслуживании, являются маркетинговым мифом. К плюсам таких батарей можно отнести то, что они не склонны к саморазряду, не теряют ёмкость и имеют низкую цену. Они маркируются на корпусе Sb+.

Кальциевый вариант

В батареях этого типа сурьма в свинцовых пластинах заменена кальциевыми добавками. Это практически прекращает испарение воды из электролита, что позволяет забыть о необходимости контроля жидкости в банках и делает батарею действительно не нуждающейся в обслуживании. На корпусе таких аккумуляторов, как правило, стоит маркировка Ca/Ca.

Из минусов этого типа нужно отметить, что батарея очень привередлива к критическому разряду. Достаточно несколько раз полностью разрядить аккумулятор — и он потеряет ёмкость, что приведёт к необходимости замены батареи. Поэтому при постановке на зимнее хранение АКБ должен быть полностью заряжен, а время от времени следует контролировать уровень заряда.

Гибридная разновидность

Такие АКБ имеют маркировку Ca/Sb, Ca+. Электродные пластины изготавливаются по двум различным технологиям. Плюсовые решетки производятся с добавлением сурьмы, минусовые — изготавливаются по технологии с добавлением кальция. Эти батареи — попытка объединить лучшие качества двух типов аккумуляторов. Получилось среднее по характеристикам устройство с малым испарением электролита и достаточной неприхотливостью к полному разряду. Требует контроля заполнения банок устройства только при постановке на зимнее хранение — это обязательное условие, так же как и полный заряд.

AMG и GEL

Батареи этого типа называют гелевыми: серная кислота в них находится в связанном состоянии, проще говоря, в виде геля. Такие АКБ долговечнее всех вышеописанных видов батарей. Они не требуют обслуживания и неприхотливы к критическому разряду. Разница между AMG и GEL видами в способе связывания серной кислоты, являющейся электролитом:

  • AMG технология — пропитка серной кислотой пористого стекловолокна, находящегося между решётками электродов.
  • GEL технология приводит электролит в состояние геля при помощи кремневых добавок.

Эти АКБ требуют специальных зарядных устройств, в хранении неприхотливы, достаточно лишь соблюдать оптимальную температуру хранения.

Щелочные батареи

Эти батареи называются никель-кадмиевыми и имеют маркировку на корпусе Ni-Cd. В них вместо кислоты в качестве электролита используется щёлочь. В настоящее время такие батареи редко используются как стартерные аккумуляторы, и только в грузовом транспорте. Использование этого типа батарей для легковых автомобилей производители считают нецелесообразным. Применяются они в основном как тяговые батареи в различной складской и производственной технике (например, в электрокарах). В эксплуатации очень неприхотливы и требуют малое количество электролита, т. к. он не расходуется при химической реакции.

Из положительных характеристик стоит отметить четыре очень важных для успешной консервации фактора:

  • Отлично переносят критическую разрядку.
  • Консервация и длительное хранение возможны без потери эксплуатационных параметров.
  • Имеют минимальный саморазряд в отсутствии эксплуатационной нагрузки.
  • Не выделяют вредных испарений.

Ионно-литиевые накопители

Батареи такого типа имеют маркировку Li-Ion и пока встречаются редко. Используются в основном для питания электроинструментов (например, шуруповёртов). По такому же принципу производят бытовые заряжаемые батарейки и аккумуляторы для мобильных телефонов. Но встречаются и автомобильные АКБ, созданные по этой технологии. К плюсам таких батарей можно отнести очень большую энергоёмкость и минимальную степень саморазряда, что очень важно при длительном хранении.

Минусов тоже достаточно:

  • Большая чувствительность к минусовым температурам.
  • Малое количество циклов зарядки и разрядки — около пятисот раз.
  • При длительном хранении снижается энергоёмкость. За период в два года ёмкость упадёт в среднем на 20%.

Обслуживания батареи не требуют, но для хранения литий-ионных аккумуляторов важен температурный режим и полный заряд.

Подготовка АКБ к зимней консервации

Перед длительным хранением необходимо провести ряд обязательных мероприятий, которые позволят сохранить аккумулятор любого типа в гарантированно работоспособном состоянии без потери ёмкости заряда.

  • Прежде всего, нужно тщательно очистить верхнюю часть поверхности корпуса, особенно между клеммами, от грязи, возможных окислений, влаги и т. д. Важно, чтобы поверхность между клеммами была сухой и чистой. В противном случае в загрязнениях и отложениях на корпусе могут образовываться микротоки между контактами, что приведёт к преждевременной разрядке батареи. Если не следить за чистотой батареи, дело может дойти до глубокого разряда и, как следствие, возможной потере ёмкости или работоспособности АКБ.
  • В обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ важно проверить уровень и плотность электролита. Плотность должна равняться 1,28 г/см3. В необслуживаемых АКБ необходимо следить за зелёным индикатором в глазке. Какой уровень электролита, разобраться несложно: горит зелёным — сохраняется норма, горит красным — нужно доливать дистиллированную воду и проверять плотность.
  • Перед постановкой на хранение обязательна проверка напряжения. Оно должно быть минимум 12.4 В, но лучше 12.7 В. Если напряжение ниже, то батарею необходимо зарядить. Часто встречаются советы по хранению аккумулятора в разряженном состоянии — это неправильно, и приводит к потере ёмкости и выходу батареи из строя. Такие рекомендации исходят от людей, не имеющих понятия об элементарных законах химии и физики, которые преподаются в средней школе.
  • Клеммы батареи желательно покрыть солидолом или техническим вазелином для уменьшения возможного окисления при контакте с воздухом.

После всех вышеописанных манипуляций батарея готова к длительному хранению. Теперь необходимо выбрать, где хранить аккумулятор автомобиля зимой.

Выбор места

Для хранения АКБ нужно выбрать место с оптимальными температурными условиями. Существует рекомендации, согласно которым необходимы холодные условия и температура от минус 10 до +5 градусов. Некоторые советуют хранить батарею в тепле, возле источника отопления. Однако это неверно. Вариант хранения аккумулятора зимой дома — одно из самых правильных решений по созданию идеальных условий консервации.

Холодные условия хранения от минус 10 до +5 градусов ведут к быстрому разряду батареи. Потребуется частый контроль уровня заряда, на что не всегда есть время, да и можно попросту забыть вовремя проконтролировать.

Слишком тёплое место (с температурой более +23), возле источника отопления, может привести к сульфатации решёток и, как следствие, к потере ёмкости. В худшем случае батарея может выйти из строя.

Места с сильно повышенной влажностью тоже не подойдут. На верхней части корпуса будет образовываться влага, что приведёт к прохождению микротоков между клеммами и к разрядке устройства. Глубокий разряд всегда вреден для любого типа батарей. Так что холодный балкон или сарай точно не соответствует требованиям того, как хранить автомобильный аккумулятор.

Оптимальное хранение будет обеспечено при температуре от +10 до +15 градусов в сухом помещении. Отлично подойдут домашние условия: кладовка в квартире, утеплённая лоджия, тамбур или отапливаемый бокс (гараж).

Время хранения АКБ без подзарядки.

Во время бездействия батареи разных типов постепенно теряют первоначальный заряд, его необходимо контролировать. Периодичность контроля зависит от типа аккумуляторной батареи. Ниже указаны интервалы проверок и подзарядки устройств различных типов.

  • Сурьмянистые устройства ввиду устаревшей технологии производства достаточно быстро теряют заряд — контроль необходим ежемесячно.
  • Малосурьмянистые держат заряд несколько дольше, и проверки необходимы примерно раз в три месяца при температуре хранения +15 градусов.
  • Гибридные устройства ввиду малого содержания сурьмы (до 1,7%) и кадмия (до 1.9%), требуют меньшее количество электролита. Хранятся такие батареи до пяти месяцев без контроля и подзарядки.
  • Кальциевые устройства могут обходиться без контроля от семи месяцев до года.
  • Гелевые устройства тоже долго держат заряд и могут без проверок пролежать до года.
  • Щелочные АКБ требуют ревизии каждые 7−8 месяцев.
  • Ионно-литиевый тип батарей необходимо контролировать 1 раз в год.

Чем современней технология изготовления аккумулятора, тем реже она нуждается в контроле и подзарядке, но все же по техническим рекомендациям, указанным в инструкциях по применению, они должны проводится. Чтобы избежать неприятных случаев самопроизвольного разряда АКБ раньше указанных сроков, при хранении лучше осуществлять проверки уровня заряда каждые два месяца независимо от типа батареи.

Хранение новых аккумуляторных батарей

Иногда, приобретая батарею осенью или зимой, встаёт вопрос, как её сохранить в должном состоянии до начала весеннего автомобильного сезона.

Прежде всего, стоит сказать, что при покупке, если это не сухозаряженная АКБ и в неё уже залит электролит, стоит обратить внимание на месяц и год выпуска. Если батарея выпущена более года назад, то покупать её не стоит, независимо от технологического типа. Простоявшее долгое время без заряда устройство, как правило, сильно теряет в ёмкости. Есть большая вероятность приобрести именно такую батарею, а потом зря винить себя в неверном хранении.

Если с датой выпуска всё нормально, то после приобретения устройства его нужно зарядить током в 4−5 А в течение суток. После этого аккумулятор можно убрать в сухое место с температурой примерно +15 градусов.

Планомерное соблюдение описанных рекомендаций по сохранению аккумулятора в зимний период даст возможность смело продолжить его полноценное использование без потерь в ёмкости заряда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: