Как и чем производится промывка радиатора

Промывка радиатора: обзор средств и эффективных методов

Согласно регламенту ТО автомобиля промывка радиатора должна осуществляться ежегодно весной. Однако в зависимости от количества теплообменников, используемых охлаждающих жидкостей и эксплуатационных особенностей авто, необходима экстренная очистка теплообменника. Для этого следует знать признаки засорения, способы прочистки и типы моющих средств, пригодных для этого.

Конструкция радиаторов авто

Теплообменник системы охлаждения машины пропускает сквозь себя антифриз, с помощью которого от двигателя отводится избыточная тепловая энергия. Жидкость должна охлаждаться за счет высокой теплопроводности конструкционного материала радиатора (медь или алюминиевый сплав) и постоянного обдува воздухом, для чего этот узел вынесен непосредственно к бамперу машины.

С другой стороны:

  • вся пыль и грязь с дорого попадает именно на решетки теплообменника, необходима чистка радиатор может быть поврежден механически случайным камнем;
  • при забивании сот грязью падает теплопроводность конструкционного материала;
  • изнутри трубки забиваются накипью и содержащимися в антифризе материалами, необходимо почистить радиатор специальной жидкостью.

В современных авто помимо ДВС охлаждающие жидкости циркулируют в радиаторах печки и кондиционера. Поэтому для каждого из этих узлов необходима промывка радиатора автомобиля своими руками, причем разными способами. Проще всего наружная мойка аппаратом высокого давления.

Признаки снижения КПД теплообменника

Поскольку антифриз снижает температуру внутри теплообменника исключительно за счет воздушного охлаждения, существует зависимость эффективности его работы от времени года, точнее окружающей температуры воздуха.

Плановая промывка радиатора охлаждения двигателя потому и проводится весной, что позволяет избавиться от примесей внутри системы перед самым жарким летним сезоном, когда тепловые нагрузки достигают своего пика.

Признаками снижения КПД теплообменника для водителя являются:

  • повышенные обороты вентилятора и его частое включение;
  • проблемы с печкой и климатическим оборудованием;
  • загоревшийся датчик температуры антифриза;
  • инертность системы на сигналы реостата;
  • перебои в работе помпы;
  • перегрев ДВС;
  • неравномерный нагрев теплообменника (горячие верхние патрубки, холодная нижняя часть).

В любом из этих случаев потребуется промывка автомобильного радиатора, как самый бюджетный вариант устранения неполадки. Наружная мойка сот жизненно необходима при наличии любого количества грязи, пыли, травы, забившихся мошек.

Внимание: Монтаж изнутри или снаружи решетки радиатора защитного сетчатого экрана на 90% решает последнюю проблему.

Популярные очищающие средства

В специализированных магазинах средство для качественной промывки радиатора представлено широким ассортиментом. Однако для снижения бюджета ремонта часто применяются «народные» способы и средства. Следует помнить, что не все они безвредны для меди и алюминия, из которых изготовлены теплообменники.

Народные

Если производится бюджетная чистка радиатор заполняется народными средствами:

  • трехосновная карбоновая кислота – промывка радиатора изнутри лимонной кислотой эффективна для профилактики, но, никак не для удаления серьезных засоров, рекомендуется залить ее на 3 дня, затем промыть систему дистиллированной водой до тех пор, пока не начнет сливаться чистая жидкость;
  • Фанта – в основе та же самая лимонная кислота, но в меньшем количестве;
  • сыворотка – слабо концентрированная молочная кислота, заливается только после фильтрации через марлю, после 50 км пробега сливается в горячем состоянии, промывается кипяченой водой или дистиллятом;
  • сода каустическая – едким натром можно очищать только медные теплообменники, предварительно снятые с авто, с отсоединенными патрубками, заливается на ½ часа, промывается кипятком 40 минут, затем продувается воздухом;
  • средства для очистки канализации – промывка авто радиатора Кротом допускается только для медных теплообменников, алюминий разъедается гидроксидом натрия уже через 15 минут, радиатор придется менять целиком;
  • кислота соляная – допускается концентрация соляной кислоты 3% максимум и только для медных теплообменников.

В принципе автовладельцу поможет таблица промывочных жидкостей для агрегатов авто из разных конструкционных материалов, приведенная ниже:

Внимание: Появление пены из радиатора свидетельствует о реакции каустика с внутренними отложениями, что является нормальным эффектом для этого способа очистки.

Общими принципами при выведении из узких каналов сторонних отложений являются:

  • когда промываешь систему от грязи, нужно быть готовым к тому, что эти отложения могли частично закупоривать мелкие трещины, поры и отверстия, может «потечь» помпа и отдельные участки радиатора;
  • если в систему, хотя бы раз, заливалась водопроводная вода, ее кислотность могла быть повышенной, что негативно сказывается на местах пайки оловом, при этом не спасают даже специальные присадки в антифризе, предназначенные для защиты олова.

Молочная кислота не может сравниться в агрессивности с каустической содой, однако именно это вещество размягчает ржавчину изнутри лучше всех прочих продуктов. Единственной проблемой является ее отсутствие на прилавках магазинов, из-за чего автолюбителям приходится изготавливать сыворотку самостоятельно.

Специальные жидкости

Для наружной очистки автомобильного радиатора наиболее эффективными считаются специальные спреи в баллончиках. Однако они вдвое дороже аналогичных продуктов для двигателя, а состав практически не отличается. Поэтому вполне подойдет средство для мытья двигателя при ограниченном бюджете ремонта.

Внимание: Промывка авто радиатора без снятия на 30% менее эффективна в сравнении с очисткой теплообменника, демонтированного из системы охлаждения машины, причем, одними и теми же средствами.

В рейтинге автохими для системы охлаждения ДВС, отопителя и кондиционера лидируют моющие средства:

  • Kuhler-Reiniger – производитель Liqui Moly, агрессивных щелочей/кислот не содержит, считается универсальным препаратом для алюминиевых и медных теплообменников;
  • Hi Gear – разводится в воде, заливается на 7 минут, только в теплое время года;
  • Abro R Flush – является ингибитором коррозии, заливается на 10 минут;
  • Pingo – бюджетное немецкое средство;
  • Lavr – в составе имеется ингибитор коррозии.

Выбирая жидкость для внутренней очистки теплообменника, следует учесть факторы:

  • щелочные средства справляются исключительно с органикой;
  • кислоты растворяют неорганические продукты;
  • нейтральная жидкость больше пригодна для профилактики;
  • двухкомпонентной химией (кислота + щелочь) выводятся практически все соединения;
  • однако два разных средства не стоит использовать одновременно, если вы не производитель автохимии.
Читайте также:
Кровати с тумбочками: спальные места с прикроватными тумбами сбоку, цельная мебель, совмещенные варианты, изделия на ламелях

Например, отечественный Лавр, снимая проблему отложения накипи и выведения отложений, дополнительно повышает ресурс антифриза на 30%. А американский Хай Гир бережно относится к резиновым деталям системы, что позволяет не снимать теплообменник во время чистки.

Чем мыть нельзя?

Существует ряд «народных» препаратов, которые, в принципе справляются со снятием отложений внутри теплообменника, но могут причинить вред:

  • при очистке Кока Колой содержащаяся в напитке ортофосфорная кислота удалит большинство химических соединений, однако углекислый газ и растворенный сахар приведут к проблемам;
  • Fairy не справляется с моторным маслом снаружи, резко увеличивает трудозатраты при заливке внутрь теплообменника, поскольку потребуется 10 – 20 ведер воды, чтобы удалить всю образовавшуюся пену;
  • Белизна содержит натрия гипохлорит, разъедающий алюминиевые сплавы, скорость коррозии увеличивается с повышением температуры;
  • жидкость Калгон и схожие вещества (например, Tiret) удаляют из водопровода известковый налет, но практически бесполезны для систем охлаждения авто;
  • смесь соды, лимонной кислоты и уксуса в пропорции 2:1:1 способна разъесть резиновые уплотнения, поэтому так же не рекомендована специалистами.

В крайнем случае, можно залить Coca-Cola на 10 минут максимум, затем промыть большим количеством воды. Белизна содержится в некоторых очистителях (например, в МистерМускул), поэтому вначале следует изучить состав средства, которое будет использовано.

Технология промывки

Общими принципами очистки теплообменника машины для пользователя являются:

  • в идеале лучше посетить СТО, имеющее специальный стенд для промывки радиаторов с регулировкой температуры и напора циркуляции ОЖ;
  • теплообменник нужно почистить изнутри и снаружи, лучше всего демонтировать его перед этим;
  • однако старый антифриз придется в обязательном порядке заменить новой охлаждающей жидкостью;
  • поэтому услуга обойдется в половину стоимости нового радиатора, если не больше.

Например, запчасти на ВАЗ достаточно дешевые, проще заменить теплообменник целиком или произвести промывку в гараже. Чтобы сократить время ремонта, лучше обслужить сразу все имеющиеся по капотом радиаторы (ДВС, кондиционер и отопитель).

Изнутри

Очистка системы охлаждения без демонтажа теплообменника производится по технологии:

  • слив антифриза через нижнюю пробку;
  • промывка кипяченой или дистиллированной водой;
  • заливка моющего средства;
  • промывка водой;
  • заливка антифриза и удаление воздуха.

Однако при использовании народных средств жидкость остается в системе охлаждения машины несколько дней. Только после этого сливается для промывки и наполнения теплообменника антифризом. При использовании некоторых препаратов достаточно завести двигатель на несколько минут/часов.

Гораздо эффективнее очистка системы охлаждения при снятом теплообменнике. В этом случае радиатор можно «взболтать», наклонить под разными углами, чтобы слить из него, как можно больше отделившегося осадка.

Снаружи

При обработке радиатора снаружи следует использовать другую технологию:

  • обеспечение доступа – если промывка автомобильного радиатора своими руками производится по месту, без его демонтажа, следует частично разобрать бампер, решетку или снять их целиком;
  • нанесение пены – из баллончика разбрызгивается спрей на соты теплообменника по инструкции производителя;
  • промывка – пена снимается вместе с растворившейся грязью с радиатора паром, форсунка должна быть отрегулирована на щелевую струю.

Внимание: Вода под давлением может повредить соты теплообменника, поэтому струя должна располагаться под прямым углом к плоскости радиатора, бить в пространство между пластинами параллельно им.

Радиатор кондиционера

Поскольку теплообменник кондиционера встроен в радиатор системы охлаждения ДВС или находится рядом с ним, проблем с очисткой у владельца не возникает. Инструкция промывки абсолютно идентична вышеизложенным технологиям. Делает регулярная чистка радиатор более ремонтопригодным и повышает его эксплуатационный ресурс.

Радиатор отопителя

Во всех теплообменниках машины циркулирует одна и та же жидкость. Поэтому без снятия теплообменника печки его индивидуальная прочистка невозможна физически:

  • промывочную смесь заливают в общую систему;
  • промывают ее целиком;
  • заполняют антифроизом полностью.

Чтобы промыть теплообменник системы охлаждения печки на месте индивидуально, его отсоединяют от патрубков общей системы и собирают в схему:

  • оба шланга от радиатора отопителя укладываются в ведро;
  • емкость заполняется моющим средством;
  • в разрез одного шланга включается помпа с питанием от АКБ машины.

После чего, очиститель циркулирует по малому кругу теплообменник – ведро, как на нижнем фото.

После промывки дистиллятом или кипяченой водой теплообменник включается в общую систему, которая заполняется охлаждающей жидкостью для дальнейшей эксплуатации.

Ввиду небольших размеров этого узла после снятия его можно промыть в ванной, регулируя температуру и напор воды, причем, в обоих направлениях.

Таким образом, даже без специального стенда радиаторы кондиционера, ДВС и отопителя можно промыть народными средствами или специальными очистителями собственными силами. Достаточно знать, каких соединений в моющем средстве быть не должно, технологию без снятия и после демонтажа теплообменника во всех деталях, приведенных в этом руководстве.

Промывка системы охлаждения двигателя

Важный составляющий узел двигателя внутреннего сгорания система охлаждения, которая заправляется или тосолом, или антифризом, или водой (в основном грузовые рабочие отечественные автомобили заправляют водой на Севере, поэтому они не глушат двигатели весь холодный период зимы).

Промывка системы охлаждения двигателя.

Антифризы, в основном, имеют эксплуатационный срок 5 лет или пока двигатель не пройдет 250 тыс. км. У тосола срок службы 2-3 года. Кстати, можете посмотреть, что будет, если смешать тосол с антифризом. В зависимости от эксплуатации автомобиля и качества охлаждающей жидкости, если не менять жидкость или, если разбавлять охлаждающие жидкости, то забиваются каналы радиаторов и рубашка охлаждения. Поэтому для увеличения межремонтного ресурса мотора, требуется периодически делать промывку системы охлаждения двигателя. Промывать можно как в автосервисах, так и в домашних условиях в собственном гараже.

Читайте также:
Кирпич Терекс: виды, преимущества, использование

Многие водители очищают систему охлаждения своими руками. Кто-то использует лимонную кислоту, кто-то кока-колу, кто-то солярку, кто-то использует спецсредства (напр. Лавр), кто-то еще что-нибудь.

Если каналы радиатора и патрубков забились, то, соответственно, ухудшилась циркуляция. А плохая циркуляция двигателя создаст дополнительные проблемы: двигатель будет перегреваться (что может стать причиной снятия ГБЦ для замены прокладки), из печки будет дуть прохладный воздух, детали мотора подвергаются повышенному износу.

Желательно промывать систему охлаждения авто 1 раз в год. Для замены ОЖ нужна теплая погода.

На панели приборов есть значок радиатора охлаждения, который, если горит, говорит либо о низком уровне антифриза или тосола, либо о том, что радиатор надо прочистить или заменить. Такой значок имеется в некоторых марках авто.

Список автомобилей, сколько литров антифриза в охлаждающей системе мы рассматривали в другой статье. В нем приведены марки и модели машин и необходимые объемы ОЖ для них.

Признаки того, что пора чистить систему охлаждения.

Если один из следующих признаков обнаружен, то надо обязательно делать чистку системы охлаждения ДВС:

  1. Температура двигателя резко повышается, причем происходит это часто.
  2. При рабочей температуре мотора из печки дует холодный воздух.
  3. Плохо работает помпа (насос).
  4. Вентилятор рано включается и работает на высоких оборотах.

При появлении таких признаков и причин, надо изучить схему промывки, как промывать, чем промывать, как правильно заливать новую охлаждающую жидкость.

Промывка системы охлаждения двигателя своими руками.

Средства используемые для промывки системы охлаждения двигателя используют как химические спецсредства, так и народные. Народные средства для очистки системы — недорогие и многократно проверенные. Кислотосодержащие средства способны очистить от ржавчины и такого рода отложений, а щелочные средства — от накипи.

Рассмотрим промывку лимонной кислотой.

Так как лимонная кислота (формула С6Н8О7) способна разъедать ржавчину и отложения окисленных металлов, то эффективно использовать ее, если в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя использовалась вода.

Как разводить лимонную кислоту для промывки радиаторов:
  1. Берем один литр чистой воды.
  2. Добавляем в эту воду 20-40 грамм порошка лимонной кислоты (1-2 столовые ложки) — это для легкой чистки или профилактики. Если система давно не промывалась, имеет сильные загрязнения, то надо добавить на 1 литр воды 80-100 грамм лимонной кислоты (8-10 ст. ложек). Чтобы вода стала сильно кислотной, а не щелочной, то есть уровень pH чтобы был меньше 7. Если добавить это количество лимонной кислоты в дистиллированную воду, то уровень pH будет около 3.
  3. Сделать объем готовой жидкости, сколько полезет в пустую систему охлаждения. В зависимости от двигателя. Сколько литров заливали тосола, воды или антифриза, в таком же объеме надо приготовить чистящую жидкость. То есть, чтобы приготовить 10 литров лимонной агрессивной жидкости, потребуется 10 литров дистиллированной воды и 0,8-1 кг лимонного порошка.

Последовать промывки системы охлаждения:
  1. Полностью слить из системы жидкость охлаждения.
  2. Залить приготовленный раствор.
  3. Запустить двигатель, нагреть до рабочей температуры и оставить на несколько часов.
  4. Слить жидкость из системы охлаждения.
  5. Если жидкость очень мутная и грязная, то надо промыть еще раз, пока жидкость не станет прозрачной.
  6. После того, как слитая промывочная народная жидкость оказалась чистой, то надо в обязательном порядке промыть систему обычной чистой водой (желательно дистиллированной или кипяченой).
Следующее распространенное народное средство для промывки системы охлаждения двигателя — это уксусная кислота.

Раствор из уксусной кислоты эффективно удаляет ржавчину. Для приготовления промывочного раствора потребуется:

  • 10 литров чистой воды;
  • 0,5 литра уксуса.

Порядок замены такой же, как с использованием лимонной кислоты:
  • слить;
  • залить;
  • запустить мотор;
  • дать поработать двигателю около 1 часа;
  • слить;
  • повторять, пока жидкость не станет чистой;
  • промыть дистиллированной или кипяченой водой;
  • залить новый антифриз или тосол.
Еще одним народным средством в качестве промывочной жидкости всех каналов систем охлаждения является газированный напиток Fanta (Фанта).

В составе фанты есть лимонная кислота. Поэтому ее также используют для чистки некоторые домашние мастера. Они сливают старую жидкость, заливают всю систему этой фантой, потом дают поработать мотору около часа на холостых оборотах или, если сильное загрязнение, то эксплуатируют авто с залитой фантой пару дней. После чего сливают и заливают дистиллированную воду, и также эксплуатируют дня два. Затем сливают, и смотрят на состояние жидкости. При необходимости проделывают процедуру, пока сливаемая жидкость не станет, относительно, чистой.

После промывки надо проверить все трубки системы охлаждения и радиатор. Бывает так, что ржавчина перекрывала дырочки и система оставалась герметичной. Но после промывки, может потечь радиатор или трубки.

Промывка системы охлаждения молочной кислотой или сывороткой.

Менее распространен вариант использования сыворотки или молочной кислоты в качестве промывающей жидкости системы охлаждения двигателя.

Если есть в наличии молочная кислота, ею заполняют всю систему. Запускают двигатель и дают некоторое время поработать на холостом ходу или под нагрузкой.

Но, не у всех есть возможность использовать молочную кислоту для промывки. Поэтому, вместо нее используют сыворотку.

Последовательность промывки системы охлаждения сывороткой:
  1. Найти или приготовить 10 литров сыворотки.
  2. Процедить несколько раз, чтобы не было кусочков жира.
  3. Слить старую ОЖ.
  4. Залить сыворотку.
  5. Запустить двигатель и отправиться в путь. Проехать километров 50, но ездить не более 2 часов. Потому как основные хорошие свойства сыворотка утрачивает после 2 часов.
  6. Надеть плотные резиновые перчатки, чтобы не обжечься.
  7. Слить горячую сыворотку. Если остынет, то на стенках каналов, рубашки системы охлаждения опять образуются отложения.
  8. После слива, дать мотору остыть.
  9. Залить в систему предварительно вскипяченную воду.
  10. Запустить мотор.
  11. Дать поработать минут 20.
  12. Слить воду.
  13. Залить свежий антифриз G11, G12, G12+ или G13. Лучше заливать от G12 и выше.
  14. Выгнать воздух. Это тоже требует определенных знаний — как удалить воздушную пробку из системы охлаждения.
  15. Проверить уровень, долить при необходимости.
Читайте также:
Кухня на заказ: используем пространство с умом
Следующим народным средством для очищения системы охлаждения ДВС является каустическая сода.

Каустическая сода, она же «едкая щелочь», она же — гидроксид натри, она же — каустик — эффективное средство, но только для, внимание! — медных радиаторов. Содовые составы запрещено заливать в алюминиевые радиаторы и любые другие детали из алюминия. Для использования этого способа и соблюдение инструкций, придется снимать радиатор.

Заводом-изготовителем медных радиаторов разработана настоящая инструкция для промывки каустической содой:
  1. Демонтировать основной радиатор.
  2. Промыть каналы водой.
  3. Продуть воздухом под давлением не выше, чем 1 кгс/см2 (1 атмосфера).
  4. Надеть резиновые плотные перчатки и респиратор, так как такая сода разъедает кожу и оказывает вред лёгким.
  5. Из 10% каустической соды приготовить 1 литр раствора.
  6. Нагреть раствор до +90 градусов.
  7. Залить в радиатор содовый раствор.
  8. Подождать пол часа.
  9. Слить жидкость.
  10. Промывать горячей водой и продувать горячим воздухом поочередно. Делать это много раз, около часа. Производить процесс в направлении обратном движению.
  11. Проверить холодной водой на герметичность радиатора.

Какими средствами нежелательно промывать систему охлаждения ДВС.

КоКа-КоЛа

Многие знают, что кока-колой можно удалять накипь и чистить радиаторы. В интернете много видео по использованию кока-колы для чистки чайников и других предметов, в которых образуются отложения.

Для промывки радиаторов и всех каналов системы охлаждения двигателя возможно применение Coca-Cola. Кока-кола содержит ортофосфорную кислоту, благодаря которой отлично удаляются ржавчины, жирные налеты масла и присадок. Но есть одно но. Дело в том, что помимо кислоты ортофосфора, в кока-коле есть сахар и много углекислого газа.

Если вы выбрали метод промывки системы охлаждения кока-колой, то:
  1. Надо выпустить из него углекислый газ.
  2. Слить старую жидкость.
  3. Залить колу.
  4. Подождать не более 10 минут, так как она разъедает пластиковые и резиновые изделия и поверхности алюминиевых деталей.
  5. Слить колу.
  6. Промыть несколько раз чистой водой, чтобы не осталось сахара в системе. Оставшиеся капельки с сахаром при заливке потом антифриза могут вступить в реакцию и свойства антифриза изменятся.
Fairy (Фэйри)

Некоторые может и используют данное химсредство для промывки хладильной системы ДВС, но не стоит. Он отлично удаляет жир, но не растворяет ржавчину и другие отложения. Зато с помощью фейри можно отлично промыть радиатор снаружи. За лето спереди на радиатор прилипают много мух и других насекомых.

Calgon (Калгон)

Такие средства как калгон и другие (Мистер мускул, Тирет), подобные им, используются для защиты от образования накипи. Удалить ржавчину и отложения он вряд ли сможет. Лучше добавлять его в стиральную машину, чтобы накипь не оседала на барабане.

Белизна

Мощное средство для удаления грязи, микробов, плесени с едким стойким запахом. В белизне есть гидрохлорид натрия, способный разъедать поверхности деталей из алюминия. При нагревании белизна быстро разъест алюминиевые трубки. Поэтому не стоит использовать и испытывать на своем опыте.

Чистящее средство Крот можно использовать только в медных основных радиаторов и радиаторов печки, потому что в его составе есть каустическая сода. Алюминиевые поверхности он испортит. Также он разъедает резиновые уплотнители, сальники.

После промывки заливать новую охлаждающую жидкость тоже надо уметь, иначе может образоваться воздушная пробка. Потом придется выгонять эту воздушную пробку из системы.

Комбинированный способ из лимонной кислоты, уксуса и соды

Есть такие, кто смешивает различные вещества в надежде получить супер средство для промывки системы охлаждения двигателя.

Делают такой состав смеси:

  • 50% соды;
  • 25% лимонной кислоты;
  • 25% уксуса.

Такие самодельные химические смеси может и очистят каналы в системе, но вместе с этим, разрушат резиновые уплотнители.

Специальные жидкости для промывки системы охлаждения

Те, кто не собирается испытывать в качестве очистителя напитки, средства от накипи, а также народные средства и не доверяет им, они выбирают продукции автохимии.

Производители автохимии постоянно разрабатывают новинки, благодаря чему ассортимент выбора велик.

Классификация жидкостей химическому составу:
  1. Нейтральные. Нейтральными называют такие, у которых показатель pH=7. Можно приобрести ph-метр и проверять какую воду мы пьем (полезно пить щелочную воду), и тд. Нейтральные жидкости не имеют различных щелочных и кислотных примесей. Такие жидкости сами по себе не могут хорошо прочистить каналы охлаждающей системы.
  2. Кислотные. Такие жидкости имеют показатель pH 7. Эффективно растворяют органические загрязнения.
  3. Двухкомпонентные. В таких жидкостях присутствуют и кислотные, и щелочные элементы. Эффективно растворяют и удаляют накипь, ржавчину, различных отложений результата распада антифриза или тосола.

Желательно использовать только одну жидкость по химическому составу. Не так, сначала щелочной, потом кислотной или, наоборот.

Среди ТОПовых средств автохимии для промывки системы охлаждения двигателя выделяют следующие:
  1. Lavr Radiator Flush Classic (Лавр Радиатор Флуш Классик) — это химическое средство от российских производителей. Эффективно применяется для полной очистки системы охлаждения ДВС. Стоимость пол литровой емкости Лавра около 300 рублей.

Как использовать ЛАВР:
  1. Слить охлаждающую жидкость.
  2. Залить двухкомпонентный ЛАВР. Объем 430 мл достаточно.
  3. Заливаем в систему воду после Лавра.
  4. Запускаем двигатель и даем поработать на холостом ходу 30 минут.
  5. Заглушить и слить жидкость.
  6. Залить для промывки дистиллированную воду.
  7. Запустить мотор и дать поработать 15 минут на холостом ходу.
  8. Слить эту жидкость и залить новый антифриз или тосол.
Читайте также:
Какой и как применяется уголь для отопления

После такой очистки из системы удалятся отложения накипи, ржавчины и грязи. Помпа и антифриз прослужат дольше.

2. LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger (Ликуи Моли Кахлер-Рейниджер) — средство от немецкого производителя химии для автомобилей. Стоимость в районе 500 рублей за 300 мл баллончика. В составе нет агрессивных веществ.Если надо промыть каналы радиатора и системы в целом от ржавчины и масляных налетов, то Liqui отлично для этого подойдет. Не разрушает резиновые и пластмассовые изделия.

Чтобы приготовить промывочную жидкость для охлаждающей системы авто, достаточно одного баллона 300 мл.

Порядок использования LIQUI MOLY:
  1. Слить часть старой жидкости из системы.
  2. Налить все содержимое баллончика прямо в радиатор.
  3. Завести мотор и дать поработать минут 30 на холостом или, также можно покататься.
  4. Слить жидкость. Обычно выливается грязная коричневая жидкость.
  5. Промыть дистиллированной или кипяченой водой.
  6. Залить новый антифриз или тосол.

3. Hi-Gear Radiator Flush-7 minute — средство от американских производителей. Цена сосуда объемом 325 мл около 6 долларов. Применяется в разных странах для очистки системы охлаждения легковых и грузовых автомобилей. Заявленное производителем рабочее время составляет 7 минут. Также есть 5-ти минутного действия.После использования Хай Гир Радиатор Флюш 7 повышается эффективность радиатора в 1,5 раза, восстанавливается циркуляция жидкости в системе, не разъедает сальник помпы и других резино-пластмассовых изделий.

Вывод

Как видите, эффективно сделать промывку системы охлаждения двигателя своими руками можно, но я рекомендую использовать спецсредства автохимии, предварительно прочитав инструкции. Народные методы также могут быть эффективны, но, кто знает, может для вашего двигателя она не подойдет.

Как и чем произвести утепление монолитной плиты

Утепление фундамента делается в первую очередь для того, чтобы защитить его от разрушения из-за перепадов температур и влаги в грунте. Особенно это актуально при строительстве на влажных глинистых почвах. Стараются утеплить прежде всего боковые стенки фундамента, а подошву в редких случаях и лишь при закладке мелкозаглубленного типа конструкции.

Технология утепления фундамента

Утепление подошвы монолитной плиты и наружных стенок с одновременной закладкой коммуникаций и подогрева пола называется утепленной шведской плитой (УШП). Такая технология сегодня применяется довольно часто. При закладке монолитной плиты еще могут прокладывать теплоизоляционный слой между фундаментом и напольным покрытием. Но эти меры не являются обязательными.

При правильном обустройстве основы пол и так не будет холодным, хотя это изменит немного микроклимат помещения. Для состояния фундамента такое мероприятие особой пользы не несет. В большей степени поможет утепление грунта возле конструкции — это можно считать как вспомогательные меры при теплоизоляционных работах.

Выбор утеплителя для фундамента

Основные требования для теплоизолятора — устойчивость к деформации под давлением грунта и влагонепроницаемость. Минеральная вата в данном случае не подходит. Зато есть более удобные для применения материалы — пенополиуретан и экструдированный пенополистирол. Зачастую используют последний вариант. Он продается в виде плит 5-10 см толщиной. Именно десятисантиметровый пенополистирол высокого качества нужен для технологии УШП, чтобы выдерживать еще и нагрузку малоэтажного дома.

Преимущества пенополистирола:

  • Более низкая цена по сравнению с пенополиуретаном.
  • Простота в монтаже.
  • Надежная влаго — и теплоизоляция.
  • Возможность обойтись при укладке без специального оборудования.

Но существуют небольшие недостатки у такого теплоизолятора. Во-первых, он пожароопасен и не пропускает воздух, что не сильно важно при утеплении фундамента. Во-вторых, что на самом деле должно волновать, это качество монтажа — если выполнить работу неаккуратно, то останутся зазоры и материал начнет разрушаться, что скажется на состоянии фундамента.

Преимущества пенополиуретана:

  • Скорость монтажа.
  • Плотность теплоизоляционного шара.
  • Качественная теплоизоляция и высокая водостойкость.

Минусом такого теплоизолятора является потребность в специальном оборудовании для напыления и мерах предосторожности: необходимо работать в защитной маске и костюме. Хотя распылитель можно взять в аренду или пригласить профессиональных рабочих с оборудованием. Работать пенополиуретаном нужно быстро и при этом качественно, поскольку из-за скорости застывания любая ошибка потребует переделывать все заново.

Последовательность утепления пенополистиролом

Если утепление фундамента делается не при закладке, а уже построенного здания, то необходимо выкопать траншею на глубину заложения удобной ширины (примерно 40-50 см), а затем подготовить основание для укладки теплоизолятора, очистив, помыв и высушив его.

На фундаментную стенку наносят слой гидроизоляции — либо рубероид, либо битумную мастику. Если используется первый тип гидроизолятора, то для крепления пенополистирольных плит потребуется полимерный клей, а мастика может выступать в качестве клеевого вещества. Использовать дополнительные крепежные элементы не требуется.

Для наружного утепления монолита достаточно бывает плит толщиной 5 см, которая приравнивается теплоизоляционным свойствам 9,5 см минваты и метра кирпичной кладки.

На гребнях замков и на угловых стыках рекомендуется применять монтажную пену для плотности теплоизоляционного слоя.

Затем следует еще слой гидроизоляции — мастика или рубероид, для защиты уязвимой перед влагой монтажной пены.В идеале утеплитель должен закрывать не только фундамент, но и часть цоколя. Кстати, по цоколю можно применять пластиковые дюбеля для крепления.

Когда основная работа окончена, пенополистирол можно засыпать землей. Если грунты глинистые, то рекомендуется возле фундамента, под будущей отмосткой засыпать еще в траншею керамзит или песок на глубину 30-40 см.

Читайте также:
Межкомнатные раздвижные стеклянные двери: отличный выбор

Инструменты и материалы для работы с пенополистиролом:

  • Битумная мастика или полимерный клей.
  • Монтажная пена.
  • Рубероид.
  • Строительный нож.
  • Паяльная лампа или строительный фен.
  • Перфоратор.
  • Маховая кисть.
  • Уровень.
  • Веревка.

Утепление пенополиуретаном

Наружную часть монолитного фундамента можно утеплить пенополиуретаном, тогда точно не будет никаких зазоров и щелей, которые испортят всю теплоизоляцию. Распылять материал следует равномерно и быстро, так как через 20 секунд нанесения он затвердевает. Наносят пенополиуретан слоями — либо 2 слоя по 1,5 см, либо 2 по 1 см и последний 1,5 см. Для утепления берут ППУ с плотностью не менее 0,6/1 м³. Поверх слоя пенополиуретана следует проложить гидроизоляцию и засыпать траншею почвой.

Дополнительно производят утепление грунта. Цокольную часть, обработанную теплоизолятором, зачастую штукатурят, но сначала выравнивают ее строительным ножом и грунтуют. Для теплоизоляции пенополиуретаном потребуется:

  • Специальное снаряжение.
  • Пистолет-распылитель для ППУ.
  • Гироизолятор.
  • Строительный нож.
  • Грунтовка.
  • Штукатурка.

Технология шведская плита

Толщина монолитной плиты в этой конструкции составляет всего 10 см. И в этот дециметр бетонируются вся система коммуникация, поэтому о ее монтаже необходимо подумать одновременно с укладкой фундамента.

Порядок работы:

  • Вырывается котлован по площади будущего здания глубиной 40 см.
  • Закладывается гравийно-песчаная подушка с утрамбовкой и укладкой промежуточного геотекстиля.
  • Монтируется опалубка из пенополистирольных плит с бортами с помощью металлических крепежей. Вся площадь устилается обычными плитами ППУ толщиной 10 см. Боковые элементы имеют такую же толщину. Если по периметру используются обычные плиты, то дополнительно по внешнему краю монтируют опалубку из ламинированной фанеры.
  • Дно и стенки из пенополистирольных плит выстилают рубероидом.
  • Укладывают еще один слой пенополистирола (тоже 10 см).
  • Прокладывают коммуникации (водопровод, водоотвод, электричество и прочее) и подогрев пола.
  • Устанавливают арматурную сетку.
  • Заливают все бетоном с применением вибромашины.

Так, за короткий срок получают супер теплую конструкцию фундамента. Хотя есть мнение, что УШП выгодна в первую очередь для производителей пенополистирола.

Недостатки данная технология все же имеет:

  • Монолитная плита склонна к неравномерной усадке из-за мелкого заглубления, а укладка пенополистирола под нее еще больше может усугубить данный процесс. Несмотря на то, что производитель гарантирует способность пенополистирольной плиты выдерживать максимальные нагрузки, для тяжелых и многоэтажных домов эта технология не подходит.
  • В случаях, когда допущена ошибка в укладке коммуникаций, чтобы исправить некачественно выполненную работу придется демонтировать весь фундамент. Ремонтировать водоснабжение и электрокоммуникации при такой закладке будет крайне сложно.

Технология шведской плиты подходит больше для ровных участков, ее нельзя делать ни в коем случае на торфяных грунтах.

Существует немало способов утепления монолитной плиты. В каждом случае наиболее подходит тот или иой вариант. Каждый строитель должен выбирать вариант, исходя из типа грунта, типа сооружения и его будущей нагрузке.

Делаем на века: утепление плитных фундаментов правильными материалами

Партнерский материал

Энергоэффективность сегодня является одним из базовых критериев возводимого жилья, так как отапливать улицу с каждым днем становится все накладнее. Плюс, применяемые для теплозащиты несущих конструкций материалы одновременно берегут их и от внешних воздействий, продлевая срок службы. Чтобы теплоизоляция фундамента была эффективной, надежной и долговечной, ее необходимо правильно проектировать и реализовать.

Технология устройства утепленных плитных фундаментов

С появлением современных утеплителей монолитная железобетонная плита получила «второе рождение». Раньше бетон заливался в котлован на подготовку, и на плиту в течение всего срока эксплуатации воздействовали и силы морозного пучения, и влага. Что негативно сказывалось на целостности плиты, которая деформировалась и давала трещину, и на тепловом режиме в помещениях. Утеплитель же, укладываемый под плиту и с ее торцов, образует надежный барьер, значительно снижая отток тепла, предотвращая подсос влаги, и деформации.
В зависимости от выбранной технологии строительства, стенового материала и этажности, наиболее востребованы два типа плитных фундаментов.

В зависимости от выбранной технологии строительства, стенового материала и этажности, наиболее востребованы два типа плитных фундаментов.

Классический плитный фундамент в современном исполнении отличается «корытом», сформированным из плит утеплителя, укладываемого в один или два слоя в разбег на дно и по бокам котлована. Возводится в несколько этапов.

Возводится такой фундамент в несколько этапов.

  • Разметка плиты согласно проекту, копка котлована (полное удаление растительного слоя).
  • Копка дренажной траншеи по периметру плиты, разравнивание и уплотнение.
  • Укладка геотекстиля на дно котлована, в дренажную траншею, с выпуском за борта, укладка дренажной трубы по периметру, с засыпкой щебнем крупной фракции.
  • Засыпка котлована щебнем средней фракции и крупным песком, послойно, со смачиванием и трамбовкой каждого слоя в основании плиты (толщина каждого слоя песка не больше 150 мм).
  • Укладка инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, электрика).
  • Установка бортовых элементов теплоизоляции (L-блоки) с фиксацией механическим и клеевым способом. Чтобы предотвратить выдавливание раствора, по внешнему периметру борта из утеплителя усиливают опалубкой.
  • Укладка плит утеплителя по всей площади основания.
  • Установка арматурного каркаса плиты на подставки.
  • Если предполагается напольная система отопления, укладка магистрали теплого пола, установка коллектора, опрессовка, укладка арматурной сетки на поверхность пола.
  • Бетонирование (с выравниванием поверхности виброрейкой и обработкой после схватывания затирочной машинкой).
  • Устройство утепленной отмостки по периметру плиты.

УШП (утепленная шведская плита) – откуда «пришла» понятно из названия, относится к облегченным энергоэффективным плитным фундаментам.

От обычной утепленной плиты УШП отличается наличием ребер жесткости под несущими конструкциями. Технология устройства на первых этапах аналогична предыдущей, до момента укладки утеплителя.

  • После монтажа по бортам плиты L-блоков и установки опалубки, укладывают основной слой утеплителя.
  • Согласно проекту укладывают дополнительные слои утеплителя, формируя ребра жесткости.
  • Монтируют и устанавливают арматурный каркас в ребра.
  • Укладывают магистраль теплого пола, устанавливают распределительный коллектор, проводят опрессовку.
  • Поверх укладывают арматурную сетку.
  • Бетонируют плиту с разравниванием и затиркой, для предотвращения перепадов. Благодаря дополнительному утеплению сокращается количество бетона и формируются ребра жесткости, способные выдерживать повышенные нагрузки.
  • Устраивают утепленную отмостку.
Читайте также:
Коптильни домашние: принцип работы, критерии выбора, разновидности

УШП характеризуется повышенной несущей способностью, ее выбирают и под облегченные дома (каркасные, деревянные, из легких блоков на цементном связующем, поризованной керамики и др.), и под массивные конструкции из кирпича или монолита.

Оба вида этих плит необходимо утеплять специализированным материалом, способным выдержать высокие нагрузки и прямой контакт с влагой в течение всего срока службы, сохранив при этом минимальную теплопроводность.

Особенности тепловой защиты высоконагружаемых фундаментов

Если на боковой слой утеплителя в ленте действует косвенная нагрузка только от обратной засыпки, а на отмостку пусть и прямая, но незначительная, ввиду небольшой толщины, плиты нагружены по максимуму. На них приходится нагрузка от всех несущих и ненесущих конструкций, и от перекрытий, и от крыши, а также снеговая и пешеходная. Плита же, в свою очередь, передает эту нагрузку дальше – на слой утеплителя под подошвой фундамента. Да, утеплитель защищает фундамент от всех внешних воздействий и значительно сокращает теплопотери, но сам постоянно находится во влажной среде и под предельными нагрузками. Поэтому просто взять и уложить в котлован пенополистирол, нельзя – материал должен быть плотный и прочный. Пенопласт отличается пористой структурой, впитывает влагу и со временем рассыпается на шарики, а также, недостаточно прочен, чтобы выдержать такие нагрузки. Экструзионный пенополистирол ПЕНОПЛЭКС специально разработан для утепления любого типа конструкций и условий эксплуатации, в том числе он может располагаться в прямом контакте с водой, совершенно не изменяя своих свойств. ЭППС также укладывают в основание дорожек или парковок в условиях водонасыщенного пучинистого грунта, для предотвращения деформаций покрытий.

Какой ЭППС нужен для утепленных плит

Для мелкозаглубленных высоконагруженных плитных фундаментов производители предлагают ЭППС высокой прочности – ПЕНОПЛЭКС ФУНДАМЕНТ.

По результатам испытаний у материала следующие технические характеристики.

  • Прочность на сжатие при 10% линейной деформации – не меньше 30 т/м².
  • Водопоглощение за 24 часа – не больше 0,4% по объему.
  • Расчетный коэффициент теплопроводности – не больше 0,034 Вт/(м·˚С).
  • Температурный диапазон применения – от -70 до +75˚С
  • Срок службы в грунте – не меньше 50 лет.

Будучи непроницаемым и водостойким, ПЕНОПЛЭКС ФУНДАМЕНТне подвержен гниению и не теряет своих теплосберегающих свойств на протяжении всего срока службы. Также он устойчив к воздействию химических веществ и никакие добавки в бетон не спровоцируют нежелательную реакцию. Он сохраняет все свои первоначальные свойства в условиях агрессивной среды, постоянных и переменных нагрузок, десятилетиями защищая фундамент и продлевая жизнь зданиям.

Если фасадную систему и даже отмостку или цокольную отделку можно демонтировать и поменять, утеплитель под плитой может быть только один и навсегда. Специализированный экструзионный пенополистирол является наиболее эффективным материалом для тепловой защиты фундаментов плитного типа, превосходя другие виды утеплителей по всем параметрам.

Целесообразность утепления плиты фундамента, критерии выбора утеплителя, советы по проведению работ

Как показывает практика, более 10% тепла в доме уходит через фундамент, поэтому на этапе проектирования необходимо предусмотреть качественную теплоизоляцию основания конструкции.

Нужно ли утеплять монолитный плитный фундамент, какие материалы могут быть использованы для утепления плиты, какие ошибки могут быть допущены в процессе работ и как их избежать? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Стоит ли утеплять монолитное плитное основание?

Для достижения максимальной энергоэффективности сооружения необходимо реализовать теплоизоляцию плитного фундамента как снизу, так и по периметру конструкции.

В некоторых случаях можно ограничиться утепленным полом и цоколем, но при организации эксплуатируемого цокольного этажа теплоизоляция основания является обязательным условием, обеспечивающим снижение теплопотерь и комфорт проживания в доме.

Мнения за и против

Некоторые практикующие строители экономят и отказываются от теплоизоляции, обосновывая это применением бетона с низкой теплопроводностью или высоким цоколем. Однако улучшение изоляционных параметров конструкции упростит и сделает более дешевой его эксплуатацию.

Так, утепление монолитной плиты фундамента:

  • предотвращает разрушение бетона от перепада температур;
  • дает возможность сэкономить на обогреве здания;
  • уменьшает пучинистость грунта под зданием.

Только этих трех факторов достаточно, чтобы задуматься о проведении работ. Также нужно отметить, что при грамотном инженерном проектировании удается вынести точку росы за контур основной части здания.

В результате вода не будет скапливаться внутри конструкции, а значит не будут развиваться коррозийные процессы и создаваться условия для появления грибка и плесени.

Когда это необходимо?

Вопросу утепления плитного фундамента следует уделить особое внимание жителям регионов со сложными климатическими условиями и почвой глубокого промерзания. Такая зона занимает до 80% всей территории РФ.

Без качественного утеплителя в конструкции фундамента пучинистые грунты при минусовой температуре будут увеличиваться в объеме и подниматься, нарушая целостность железобетонной плиты и вызывая появление трещин в стенах самого сооружения.

Принципы теплоизоляции бетонной фундаментной конструкции

Чтобы предотвратить промерзание плитного фундамента, утеплитель укладывают как под монолитом, так и по периметру конструкции. Несмотря на водонепроницаемость используемых материалов, между плитами теплоизолятора остаются швы, поэтому их крепят на слой гидроизоляционного материала.

Использование механических крепежных элементов не допускается, чтобы не повредить структуру теплоизолятора. Поэтому плиты фиксируют на клею или цементно-песчаном растворе. Швы между сборными деталями заполняют монтажной пеной или другим составом, который подходит по назначению.

Если толщины плит теплоизолятора недостаточно, крепят материал в несколько слоев в шахматном порядке, чтобы избежать образования «мостиков холода». В результате должна получиться бесшовная поверхность, через которую не может проступить влага.

Какие материалы могут использоваться?

Несмотря на широкий выбор теплоизоляторов (пенопласт, минвата, пенополистирол и т.д.) не все предлагаемое отечественными и зарубежными производителями сырье подходит для фундаментов.

Читайте также:
Как подобрать краску?

Выбирая материал по назначению, необходимо учитывать следующие его характеристики:

  1. Низкая степень теплопроводности.
  2. Хорошая влагонепроницаемость.
  3. Высокая прочность на сжатие.
  4. Сохранение свойств в условиях резких температурных перепадов.
  5. Стойкость к агрессивной среде.

Выбранный материал должен удовлетворять всем перечисленным требованиям, поскольку теплоизолятор в процессе эксплуатации подвергается вертикальному давлению от сооружения, а также нагрузкам со стороны внешней среды.

Что лучше выбрать и почему?

Среди существующих предложений на рынке, практикующие строители выбирают для теплоизоляции фундамента в большинстве случаев экструдированный пенополистирол (пеноплекс) или пенополиуретан.

Выгодные преимущества экструдированного пенополистирола:

  • морозостойкость;
  • высокая влагостойкость;
  • безопасность для человеческого здоровья и окружающей среды;
  • устойчивость к биологическим воздействиям.

Другой эффективный материал – пенополиуретан не только обладает теплоизоляционными качествами и не пропускает влагу, но также подавляет шумы, что особенно важно при строительстве вблизи автострад, железных дорог и промышленных объектов.

Пенополиуретан продается в аэрозольных баллонах, что обуславливает возможность его применения для наружного утепления вертикальных частей железобетонной плиты.

Как утеплить?

Перед проведением фундаментных работ индивидуальному застройщику нужно подготовить материал, монтажную пену для заделывания швов, а также инструмент для нарезания плит.

Листы теплоизолятора должны иметь одинаковую толщину. Когда есть возможность, используют плиты со ступенчатой кромкой, чтобы обеспечить максимальное соприкосновение материалов друг к другу. Если зазор между деталями утеплителя превышает 5 мм, его заделывают монтажной пеной.

Снизу

Для защиты основания дома от промерзания снизу, слой утеплителя можно класть двумя способами:

  • в тело фундамента;
  • сверху плиты.

В первом случае дно котлована тщательно выравнивают и застилают геосинтетический материалом. Сверху устраивают подушку из нерудного материала. Для этого послойно песок и щебень высыпают на геотекстиль, увлажняют и утрамбовывают с помощью специального оборудования.

На подушку выкладывают гидроизоляционный материал с перехлестом, надежно фиксируя швы паяльником. Сверху монтируют слой теплоизолятора, как правило, из пеноплекса. Удобно работать, стыкуя плиты системой соединений замков.

Швы прорабатывают монтажной пеной. На горизонтальную поверхность утеплителя одним из следующих технологических этапов будет уложен арматурный каркас и инженерные сети.

Проводить теплоизоляцию плитного фундамента можно поверх плиты:

  1. На монолите устраивают гидроизоляцию.
  2. Сверху монтируют лаги.
  3. Между лаг выкладывают слой теплоизолятора.
  4. Сверху к лагам крепят гидроизоляционную пленку.
  5. Монтируют дощатое основание в качестве чернового пола.

Поскольку пеноплекс обладает повышенной прочностью, то в данном случае можно обойтись без лаг. Плиты кладут на гидроизоляционный слой сплошной поверхностью, сверху настилают подложку и устраивают чистовое покрытие.

По периметру

Теплоизоляция плитного фундамента по периметру позволяет значительно сократить теплопотери в доме. Плиты утеплителя устраивают в вертикальном положении по внутреннему периметру дощатой опалубки.

Если для монолитной плиты используют вязаный арматурный каркас, то, чтобы защитить утеплитель от жидких компонентов бетонного раствора, прокладывают слой гидроизоляционной пленки. Когда армокаркас собирают методом сварки, то сверху гидроизолятора на утеплителе необходимо выполнить тонкую стяжку из низкомарочного бетона.

Утеплитель также можно разместить на готовой монолитной плите с уже реализованной гидроизоляцией. Теплоизолятор крепят к поверхности клеем или через подплавленный битум. Средство для фиксации материалов наносят точечно, а затем плотно прижимают полотно к стене.

Теплоизоляцию основания начинают проводить снизу, выкладывая детали сначала в горизонтальный ряд. Каждый следующий лист крепят встык к предыдущему.

Изменение положения теплоизолятора по истечение двух минут после нанесения фиксирующего раствора не допускается!

Основные ошибки и способы, как их избежать

Перед тем, как браться за проектирование плитного фундамента, на этапе проработки теплоизоляционных мероприятий индивидуальному застройщику полезно будет разобрать типичные ошибки.

Чаще всего начинающие строители выбирают сырье для теплоизоляции фундамента, исходя из их стоимости. Учитывая нагрузки, которым будет подвергаться основание в процессе эксплуатации, можно выделить ряд неподходящих утеплителей для железобетонных фундаментных плит:

  1. Минеральная вата – не обладает достаточной прочностью, жесткостью и влагостойкостью.
  2. Керамзит и другие гранулированные материалы – характеризуются высокой пористостью и хрупкостью, благодаря чему жидкость свободно проникает в структуру материала.
  3. Полимерное пенистое сырье, создаваемое непосредственно на стройплощадке. Для применения метода в строительстве фундамента работник должен обладать специальными навыками.
  4. Пенопласт – несмотря на низкую теплопроводность и хорошую влагостойкость, материал характеризуется слабой прочностью на сжатие, а также низкой стойкостью к механическим повреждениям.

Если грунт на участке не стабильный и пучинистый, то плиту не закладывают на уровне точки промерзания земли, как в случае с лентами или сваями. Такой подход приведет к нерациональному расходу стройматериалов, а эффективность теплоизолятора снизится в разы.

В такой ситуации выбирают технологию «плавающего» основания, когда плита поднимается и опускается вместе с грунтом, не создавая дополнительных нагрузок на стены дома.

Выбор толщины утеплителя ведут, исходя из проектных условий строительства: чем больше нагрузки и ниже температура окружающей среды, тем плотнее и толще должен быть материал. Как правило, производитель теплоизоляторов на упаковке указывает рекомендованные параметры в зависимости от климатических условий в регионе.

Много важной и полезной информации о возведении плитного фундамента представлено в этом разделе.

Читайте также:
Изготовление цемента в домашних условиях

Видео по теме статьи

Как правильно утеплить плиту фундамента, подскажет видео:

Заключение

Практикующие строители не советуют экономить на теплоизоляции фундамента, ведь от этого зависит не только комфорт жителей дома, но и срок службы всей конструкции. Плитное основание требует утепления как стороны подошвы, так и по периметру сооружения.

Подходящий для этого материал должен характеризоваться:

  • низкой теплопроводностью,
  • прочностью на сжатие,
  • влагостойкостью.

Таким требованиям полностью удовлетворяет экструдированный пенополистирол, поэтому его, как правило, и используют в частном домостроении в качестве основного утеплителя.

Утепление плитного фундамента

Плитное основание выдерживает значительные внешние воздействия и подходит для возведения на участках со сложными, нестабильными грунтами, склонными к морозному пучению, с высоким уровнем грунтовых вод. Утепление фундаментной плиты поможет значительно снизить потери тепла через основание и уменьшить влияние морозного пучения грунта. Постройка при движении почвы поднимается и опускается вместе с фундаментом, что защищает конструкции дома от образования трещин.

Общая информация

Конструкция плитного основания состоит из слоев:

  • на песчаный слой застилают геотекстиль полосами внахлест, стыки проклеивают скотчем;
  • насыпают щебенку, слоем 15-20 см;
  • заливают выравнивающий слой цементного раствора, толщиной 5-10 см;
  • обязательно изолируют конструкцию от воздействия влаги с помощью рулонных или обмазочных материалов;
  • устраивают теплосберегающий слой;
  • застилают полиэтиленовую пленку полосами внахлест на 20 см;
  • укладывают арматурную сетку;
  • заливают бетоном.

Монтаж и утепление плитного монолитного фундамента обходится дорого за счет большого расхода строительных материалов. Когда почва промерзает на большую глубину и требуется значительное заглубление ленточного фундамента, устройство плиты обойдется дешевле, потребуется меньший объем земельных работ.

Достоинства плитного фундамента

Плитное основание имеет преимущества:

  • бетонная плита выполняет функцию пола первого этажа, это в дальнейшем позволяет снизить расходы на его монтаж;
  • является прекрасным вариантом для основания дома, строительство которого ведется на плавающих грунтах, плита и весь дом вместе с ней движутся одновременно с почвой;
  • монтировать плиту можно на любом типе грунта, даже на торфяниках и болотистой местности;
  • плиту возводят выше уровня промерзания почвы, благодаря песчаной подушке морозное пучение практически не воздействует на конструкцию;
  • железобетонная плита не подвержена усадке;
  • подходит для возведения зданий до 3 этажей.

Утепление плиты фундамента надежно защищает ее от деформации во время сезонного пучения почвы и продлевает срок эксплуатации конструкции.

Преимущества теплоизоляции плиты

В качестве теплоизоляционного материала применяют пенополистирол, пенопласт, пенополиуретан. Минеральная вата не годится из-за своей малой прочности и высокой степени поглощения влаги.

Существует технология монтажа шведской плиты. Главным отличием является, что бетонная конструкция возводится на слое теплосберегающего материала, благодаря этому почва под домом не промерзает и не пучинится.

Основными достоинствами шведской плиты являются:

  • возведение основания и прокладка коммуникаций выполняется в одном технологическом цикле;
  • теплосберегающий слой позволяет повысить эффективность работы теплого пола;
  • монтаж фундамента выполняется без привлечения большого объема строительной техники.

Вокруг постройки предусматривают дренажную систему, состоящую из труб для отвода дождевой и талой воды.

Конструкция плиты способствует передаче всех нагрузок от здания на слой теплосберегающего материала, поэтому к используемым материалам предъявляют повышенные требования.

Недостатки плитного фундамента

Плитный фундамент не всегда является оптимальным вариантом. Всегда нужно заранее выполнять все необходимые расчеты и подбирать наиболее подходящий тип основания для дома.

  • не подходит для возведения на участках, имеющих уклон;
  • чтобы построить дом с подвалом на плите нужно выполнить заглубление на большую глубину, это обойдется очень дорого;
  • трудно осуществлять ремонт коммуникаций, проведенных под фундаментной плитой;
  • при строительстве зимой потребуются дополнительные расходы на подогрев бетона и поддержание нужной температуры на участке.

Плитный фундамент возводят только в том случае, когда невозможно устройство ленточного основания.

Материалы для утепления

В таблице представлены материалы, используемые для утепления фундаментной плиты и их характеристики:

Теплоизоляционный материал Характеристики
1 Пенопласт Состоит из ячеек, заполненных воздухом. Выпускается в виде листов, имеет недостаточную плотность, поэтому его поверхность нуждается в дополнительной защите.
2 Экструдированный пенополистирол Способен выдерживать значительные нагрузки на сжатие, не изменяя при этом свои размеры и структуру. Производится в виде листов прямоугольной формы с мелкими ячейками, заполненными воздухом. Укладывают листы в 1 или 2 слоя. Второй слой нужно разложить так, чтобы швы листов первого и второго ряда не пересекались. При монтаже предусматривают наличие отверстий для отвода влаги.
3 Пенополиуретан Представляет собой разновидность вспененной пластмассы с множеством пор, заполненных воздушными пузырьками. Состав подготавливают непосредственно на объекте строительства. Смешивают два компонента, в результате получается плотная твердая пена, которую наносят на поверхность. Изолированная пенополиуретаном плита обладает высокими показателями по тепло- и звукоизоляции, выдерживает воздействие влаги. Относится к слабогорючим материалам, а некоторые марки являются трудносгораемыми.

Наиболее часто в качестве утеплителя под фундаментную плиту применяют экструдированный пенополистирол.

Монтаж утепленной плиты

Возведение монолитного плитного основания требует выполнения всех расчетов с учетом геологических, климатических условий и массы домостроения.

Утепление плитного фундамента позволяет сэкономить значительные средства на обогреве помещения в процессе эксплуатации.

Подготовительные работы

Подготовка участка

На этапе создания проекту нужно учитывать, что участок под фундаментную плиту должен быть шире домостроения минимум на 1 м с каждой стороны.

Инструкция по выполнению подготовительных работ:

  1. Очищают площадку, на которой ведется строительство от мусора, корневой системы деревьев и кустарников.
  2. Делают разметку положения плиты согласно проекту.
  3. Счищают и вывозят плодородный слой почвы. Степень заглубления плиты зависит от геологических и климатических условий. Чаще всего толщина плиты варьируется от 20 до 30 см, реже основание заглубляют на 50 см.
  4. Роют котлован, вручную выравнивают его дно и боковые стенки.
  5. По периметру устанавливают трубы для отвода дождевой и талой воды.
  6. Расстилают геотекстиль полосами внахлест. Материал должен покрывать дно и заходить на стенки по всей высоте.
  7. Вбивают деревянные колья или металлические прутья. Натягивают шнур строго по горизонтальному уровню. Он будет служить ориентиром для равномерной засыпки песка и щебня.
  8. Насыпают песок, толщиной 20-30 см. Равномерно распределяют песок по всему участку, смачивают водой и хорошо уплотняют.
  9. Расстилают геотекстиль.
  10. Насыпают щебенку, равномерно распределяют по периметру, тщательно утрамбовывают.
  11. Проводят все необходимые коммуникации. Выкапывают под них траншеи в щебне чуть шире, чем сечение труб. Укладывают трубопровод, сверху насыпают слой песка.
  12. Песчаную поверхность разравнивают.

Если трубопровод уложить до этапа трамбования щебня, трубы могут треснуть.

Утепление плиты

Пошаговая инструкция по утеплению плиты монолитного фундамента:

  1. Монтируют съемную опалубку из досок, устанавливают подпорки, чтобы конструкция не развалилась под весом бетона.
  2. Заливают слой бетона, толщиной 50 мм.
  3. После полного застывания цементного раствора, на него укладывают листы пеноплекса впритык друг к другу и приклеивают. Клеевой состав наносят точками по периметру листа и по центру. Достаточно толщины слоя 10-20 см. Стыки ряда размещают в шахматном порядке, со смещением на 1/3. При укладке в два ряда места соединения не должны пересекаться.
  4. Расстилают плотный полиэтилен полосами внахлест. Места соединения заклеивают скотчем.
  5. Укладывают арматурный каркас, заливают опалубку бетоном.

После высыхания плиты опалубку разбирают, боковые стенки теплоизолируют тем же материалом, который использовали для укладки под плиту.

Утепленный цоколь способствует повышению теплосбережения внутри помещения.

При монтаже утеплителя на битумную изоляцию нужно дождаться ее полного высыхания. Если провести укладку на влажный слой, то материалы могут повредиться и снизится эффект теплоизоляции и гидроизоляции.

Правила монтажа греющих труб

При монтаже УШП применяют греющие трубы. Существуют такие правила их укладки:

  • Более плотная укладка труб позволяет получить более высокие температуры обогрева помещения.
  • Расстояние между наружными стенами и трубами не должно превышать 150 мм. Ближе к центру шаг укладки может быть увеличен до 250 мм.
  • Чтобы минимизировать гидравлические потери, длина одной петли не должна превышать 100 м.
  • Не стоит укладывать трубы ближе, чем 100 мм друг от друга.

Нельзя монтировать греющие трубы на местах соединения монолитных плит. В этом случае лучше проложить два контура. Трубопровод, пересекающий стык изолируют стальными гильзами длиной 30 см.

Как сделать утепленную шведскую плиту своими руками можно посмотреть на видео:

Утепленная фундаментная плита позволяет сократить расходы на отопление в процессе эксплуатации и способствует снижению уровня морозного пучения почвы. Благодаря этому продлевается срок эксплуатации фундамента, а проживание в доме становится более комфортным.

Утепление плитного фундамента

Каждый застройщик при выборе фундаментной конструкции для будущего здания руководствуется в первую очередь его стоимостью, надежностью и долговечностью. Идеальным основанием, которое сочетает в себе все эти качества, являются монолитные плиты фундамента, которые можно сооружать на различных типах почвы. Но бетон обладает высокой теплопроводностью, поэтому застройщикам необходимо еще в процессе выполнения строительных работ позаботиться об утеплении несущих конструкций.

Способы утепления

Утепление плитного фундамента необходимо проводить в той части, которая располагается в зоне промерзания почвы. Застройщику следует заложить утеплитель под фундаментную плиту, а также под наружную отмостку, которая в обязательном порядке создается вокруг строения. И также специальным материалом должен быть закрыт цоколь здания и верхняя часть фундаментной стены. Своевременное утепление монолитной плиты фундамента позволит защитить прилегающий к постройке грунт и ее стены от промерзания, благодаря чему будет предотвращено морозное пучение почвы и минимизированы теплопотери дома.

Планируя утепление плитного фундамента, застройщик должен учитывать тип несущей конструкции:

  1. Ленточный (углубленный). Для утепления применяют различные материалы, которые укладываются на вертикальные поверхности несущей конструкции, над поверхностью грунта.
  2. Мелкозаглубленный ленточный фундамент. Для утепления задействуют плиточные материалы, которые укладываются на подошву и вертикальные поверхности несущей конструкции.
  3. Свайный. Утеплению подвергаются только боковые поверхности углубленных в почву свай.
  4. Монолитная плиточная конструкция. Выполняется утепление фундаментной плиты не только снизу, но и по бокам.

Преимущества своевременного утепления

Утепленный плитный фундамент обладает большим количеством преимуществ, о которых необходимо знать каждому застройщику:

  1. Застройщикам удастся сэкономить бетонный раствор, который применяют в больших объемах при заливке плитных фундаментных конструкций.
  2. Утеплённый фундамент позволяет максимально сократить теплопотери. Это положительно отражается на микроклимате внутри помещений, а также на счетах за коммунальные услуги, которые стремительно возрастают в зимнее время года.
  3. Ускоряются сроки проведения строительных работ.
  4. Максимально увеличивается срок полезного использования несущей конструкции, так как на нее перестает оказываться пагубное воздействие влаги и низких температур.
  5. Утепленная фундаментная плита предотвращает появление конденсата на внутренних стенах помещений.
  6. Максимально увеличивается срок службы гидроизоляционных материалов, которые задействуют в процессе сооружения плитных фундаментных конструкций.

Какие материалы могут использоваться для утепления плитного фундамента?

В настоящее время на отечественном строительном рынке представлен огромный ассортимент материалов, которые застройщики могут задействовать при проведении утеплительных мероприятий:

  1. Пенополиуретан. Этот материал изготавливается из вспененной пластмассы, которая имеет пористую структуру, наполненную пузырьками воздуха. Эта утепляющая смесь создается непосредственно на строительной площадке и наносится на фундаментные конструкции посредством специального оборудования. Компоненты, вступившие в химическую реакцию, уже на бетонных поверхностях образуют прочную пену, практически мгновенно затвердевающую. Этот материал помогает минимизировать теплопотери, предотвращает проникновение внутрь помещений посторонних шумов с улицы, не подвергается гнилостным изменениям при постоянном контакте с влажной средой, обладает высокой устойчивостью к воспламенению.
  2. Пенопласт. Этот материал на протяжении десятилетий применялся в строительной сфере в качестве утеплителя. Его главным недостатком является низкая механическая прочность, из-за чего он нуждается в дополнительной облицовке.
  3. Пенополистирол экструдированный. Этот материал имеет мелкоячеистую структуру и поставляется на строительный рынок в виде листов, имеющих прямоугольную форму. Он обладает отличными техническими свойствами, способен выдерживать высокие нагрузки, не изменяя при этом ни внутренней структуры, ни геометрической формы. В последние годы застройщики при проведении утепления плитных фундаментных конструкций задействуют именно экструдированный пенополистирол, так как он не нуждается в дополнительной защите и может на протяжении десятилетий выполнять возложенные на него функции.

Почему специалисты рекомендуют использоваться для утепления именно пеноплекс?

В последние годы многие застройщики предпочитают проводить утепление фундамента пеноплексом. Выбор этого материала обусловлен тем, что он обладает высокой устойчивостью к влаге, а также обладает максимально низкой теплопроводностью. В связи с тем, что плитной несущей конструкции на протяжении многих десятилетий придется контактировать с влажной средой, утепление фундамента пеноплексом позволит защитить здание от ее пагубного воздействия.

Экструдированный пенополистирол идеально подходит для теплоизоляции монолитных фундаментных конструкций, так как способен выдерживать сжимающие нагрузки. Пенополиуретановые плиты и пеноплекс представляют собой ячеистые материалы с закрытой структурой, благодаря чему влага не способна проникать в их полости. Именно поэтому их задействуют при проведении утеплительных мероприятий.

Правила утепления плитных фундаментных конструкций

Перед тем как утеплить плитный фундамент застройщик должен узнать обо всех особенностях и нюансах, а также о наиболее эффективных технологиях. Если будет проводиться утепление фундамента пеноплексом с наружной стороны, то это позволит защитить не только плиты, но и стены от промерзания. В том случае, когда пенополистирольные панели будут уложены с внутренних сторон стен, застройщику удастся существенно улучшить микроклимат внутри помещений, но в то же время плиты и стены здания не будут защищены от промерзания. Из этого следует, что наружное утепление фундамента пеноплексом будет идеальным вариантом для любых строительных объектов.

Наружное утепление фундамента пенополистиролом или пеноплексом возможно только на начальных этапах строительства. Если застройщики упустят этот момент, то в дальнейшем они смогут провести только внутреннее утепление фундамента пеноплексом или пенополиуретаном.

Проведение утеплительных мероприятий в процессе строительства

Процедуру утепления фундамента пенополистиролом необходимо проводить в начальной стадии строительных работ. Застройщикам следует в точности соблюдать технологию:

  1. В первую очередь выкапывается котлован, в котором будет создаваться монолитная плита из бетона. Его глубина должна составлять 1 метр. На дне делаются углубления, в которые закладываются дренажные трубы, функции которых заключаются в отводе поверхностных вод в специально созданные колодцы. Такие меры позволят защитить не только фундамент, но и стены здания от намокания.
  2. После укладки дренажных труб дно траншеи разравнивается и на его поверхности раскатывается специальный материал – геотекстиль. Он будет предотвращать прорастание корневищ деревьев и кустарников, способных нарушить целостность несущей конструкции.
  3. Поверх геотекстиля укладывается слой песка и щебня. Таким образом, на дне котлована создается песчано-щебневая подушка (толщина приблизительно 30-40см).
  4. Прокладываются инженерные коммуникации, например, водопроводные и канализационные трубы. После их укладки поверхность присыпается песком и разравнивается.
  5. По периметру подготовленного котлована сооружается опалубка. Для этих целей принято задействовать доски или листы влагостойкой фанеры. Снаружи опалубку необходимо подпереть укосинами или упорами для того, чтобы деревянная конструкция смогла выдержать нагрузку, которую на нее будет оказывать бетонный раствор.
  6. На дно котлована выливается небольшое количество бетона, который создаст первый фундаментный слой. После его застывания застройщик должен приступить к проведению гидроизоляционных и теплоизоляционных мероприятий.
  7. Из-за того, что монолитная бетонная плита будет постоянно находиться в грунте и контактировать с влажной средой, застройщик должен выполнить ее качественную гидроизоляцию. Для этих целей в строительной сфере принято задействовать рулонный материал либо обмазочный. Бетонное основание необходимо тщательно очистить от мусора, после чего обеспылить. Для увеличения его адгезивных свойств рекомендуется провести обработку разведенным керосином или растворителем. После этого на подготовленном бетонном основании раскатывается рубероид, полотна которого должны ложиться внахлест. Все стыки следует обработать мастикой, после чего специалисты рекомендуют уложить еще один слой гидроизоляции. Если застройщик решит задействовать жидкую изоляцию, то ему необходимо несколько раз нанести ее на поверхность бетонного основания и после полного высыхания продолжить строительные работы.
  8. На следующем этапе проводится утепление плиты. Для этих целей большинство застройщиков задействуют листы экструдированного пенополистирола (толщина 15см). Укладывают такой материал, как правило, в два слоя. Необходимо следить за тем, чтобы верхние листы перекрывали места соединений нижних панелей.
  9. Выполняется армирование фундаментной конструкции, благодаря которому увеличатся ее прочностные и несущие характеристики.
  10. Заливается бетонный раствор в несколько этапов. После заливки первой партии застройщик должен используя глубинный вибратор удалить воздух и устранить образовавшиеся пустоты. После этого выливается оставшийся раствор.

После застывания бетона застройщик может продолжить строительные работы. Чтобы максимально защитить здание от пагубного воздействия вредных сред, он должен провести и внутреннее утепление фундамента. Для этого следует задействовать листы экструдированного пенополистирола, которые приклеиваются на пол и стены помещений и в дальнейшем подвергаются отделке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: