Как правильно выбрать каток для укладки асфальтобетона

Нюансы при выборе дорожного катка

На вопросы о том, что учесть при выборе дорожного катка, ответил Евгений Царицинский, руководитель направления дорожной техники ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ».

— Евгений, какие производители дорожных катков в России популярны?

— В первую очередь это зарубежные производители: премиум-сегмент представлен немецкими Bomag и Hamm, оптимум — шведским Dynapac, швейцарским Ammann и американским Caterpillar. Два главных российских производителя — «Раскат» и «Завод дорожных машин».

— Как выбрать подходящий каток?

— Все зависит от технического задания, которое нужно выполнить: уплотнить асфальт или грунт, на объектах какой сложности сформировать гладкую поверхность.

При покупке катка дорожного обратите внимание на технические характеристики. Два основных показателя — масса и тип рабочего органа — вальца. Последние пару лет для уплотнения асфальта часто приобретают полноприводные 10-тонные вибрационные катки, для тротуарных дорожек подойдут 1,2 и 4,3-тонные.

Гладковальцовые Асфальт, грунт
Пневмоколесные Уплотнение слоев износа, промежуточных и поверхностных слоев, а также уплотнение грунтов
Комбинированные Уплотнение асфальта и несущих слоев при строительстве новых дорог и ремонтных работах
Кулачковые Уплотнение связанных грунтов типа суглинка

В России из-за распространенности связанного грунта существует потребность в катках c кулачковым вальцом, но приобретение такой узкоспециализированной машины компаниями рассматривается как роскошь. Понимая это, производители разработали кулачковый бандаж, который одевается на гладкий валец, и каток дорожный становится универсальным.

Отдельно стоит сказать про работу дорожного катка в экстремальных условиях. Из-за промерзлого грунта и других особенностей работы на севере (катки Bomag работают в Новом Уренгое, в Сабетте, на о. Котельный в архипелаге Новосибирских островов) клиенты выбирают 18 и 26-тонные вибрационные дорожные катки с полным приводом — другие бы с поставленными задачами не справились.

— Как повлияло на продажу иностранных катков недавнее постановление, согласно которому госзаказы в России должны выполняться на отечественной технике?

— Поначалу это вызвало у клиентов смятение. Но из-за недостаточного производства и качества российских дорожных катков некоторые госзаказы невозможно или очень тяжело выполнить с помощью российской техники. Поэтому специалисты КОМЕК МАШИНЕРИ, знакомясь с ТЗ клиента, подготавливают обоснование использования зарубежных машин, после чего клиент чаще всего принимает решение о приобретении дорожных катков импортного производства.

— В чем особенность покупки б/у катка?

— Дорожный каток сконструирован просто и предполагает долгий срок эксплуатации. Самая дорогостоящая деталь — двигатель, работа которого рассчитана на определенное количество мото-часов (у Bomag — 16 000 м/ч). После того как эти мото-часы будут отработаны, вы можете по необходимости провести капитальный ремонт движка, и дорожный каток снова будет готов к работе. Поэтому перед покупкой б/у модели советую сделать технический осмотр, чтобы понять состояние двигателя, гидромотора, трансмиссии и вибрационного механизма.

— На что советуете обратить внимание при выборе дорожного катка?

— Советую не экономить на катке и обратить внимание на новейшие технологические разработки. Так, функция ASPHALT MANAGER («Асфальт-Менеджер») у Bomag способна исключить дорогостоящие ошибки оператора и позволяет одному катку выполнить работу за две машины, исключить недоуплотнение, что сокращает производственные издержки и затраты на оплату труда. ASPHALT MANAGER — это интеллектуальная система уплотнения, которая автоматически регулирует амплитуду и показывает результат в режиме реального времени достигнутой степени уплотнения в МН/м 2 .

Еще одна интересная функция у Bomag — технология для уплотнения TanGO, которая помогает без риска работать на мостах, вблизи зданий или уплотнить швы (стыки горячего асфальта к холодному).

Также рекомендую позаботиться о комфорте оператора и установить в кабину кондиционер. Не стоит объяснять, что чем лучше условия труда, тем внимательнее будет оператор, так как работу в жаркое время года на горячем асфальте легкой не назовешь. Выбирайте проверенных производителей дорожных катков, которые внедряют современные технологии, и не экономьте на качестве!

Каток для асфальта: вся информация о укладчиках

Научный прогресс не стоит на месте и регулярно предлагает усовершенствованные виды устройств. Однако есть и старые экземпляры, которые не утратили актуальности. Каток для асфальта (дорожный уплотнитель) работает посредством ручного, прицепного или самоходного механизма. В зависимости от характера проведения работ может использоваться один или несколько валов. Они могут быть гладкими или со специальным профильным покрытием.

Виды катков

Перед началом строительных работ внимательно анализируются технические характеристики аппаратов. Для асфальта может использоваться один из следующих укладчиков:

  • Для ремонта или асфальтирования небольшой территории подойдет легкий вариант катка. Он имеет вес до 4 тонн. Устройство подходит для нанесения асфальта на паркинге или пешеходной дорожке.
  • Если вес катка превышает 4 тонн, то его относят к тяжелой группе. Механизм используется при создании или ремонте дорог для автомобилей. Применяет специальные методики для уплотнения поверхности и может справиться с большим объемом работ.

Ручной каток для укладки асфальта незаменим на больших строительных площадках. Его применяют в промышленных масштабах. Ручной вариант маневренный и легкий. Он пригодится на даче или другом приусадебном хозяйстве.

Преимущества использования ручного варианта устройства:

  • Нет необходимости менять масло и топливо.
  • Аккумулятор не нуждается в зарядке.
  • Отсутствие технического облуживания.

Инструмент состоит из тяжелого вала с ручкой. Человек сможет направлять его в нужную сторону. Аппарат идеально подходит для быстрой трамбовки грунта.

Принцип работы

Устройство укладчика асфальтобетона позволило ему найти свое место в узконаправленном строительстве. Чаще всего его помощь нужна в создании дорожного покрытия. Аппарат не содержит колеса и гусеницы, поэтому передвигается за счет двух барабанов. Посредством нагрузки создается ровная поверхность. Укладчик асфальтобетона позволяет также быстро утрамбовать щебень и мелкий камень. Вторым слоем наносится смесь асфальта с песком.

Читайте также:
Мини раковина: виды и достоинства

Новые модели работают за счет вибраций, а старые применяли только собственный вес.

Дополнительно используются утяжелители в виде гирь. Их закрепляют во внутренней части барабана. Он совершает медленное вращение. Оси с гирями посредством гидравлического наноса выполняют примерно 4 тысячи оборотов за одну минуту. Закрепление гирей производится таким образом, чтобы они смотрели в одну сторону. Процесс вращения инициирует вибрацию. Процесс помогает утрамбовать поверхность плотнее. Укладка асфальта асфальтоукладчиком помогает получить надежное и долговечное покрытие.

Виды валов

Характеристика катков для асфальта по виду рабочего органа:

  • Каток с гладкими вальцами. На рабочей поверхности техники нет дополнительных элементов.
  • Кулачковые катки характеризуются рядами дополнительных элементов на вальцах. Благодаря этому в несколько раз увеличивается напряжение на поверхности. Во время первого проезда кулачки глубоко входят в землю. Благодаря этому внутрь также проникают вальцы. Производится укладка тощего бетона асфальтоукладчиком данного типа. Он подходит для уплотнения рыхлых и вязких грунтов.
  • Решетчатые катки. Особенность катка – обечайка вальца сделана в форме решетки. На ее поверхность набирают различные металлические элементы с твердыми включениями. Поверхность дробится решеткой с катка, поэтому количество уплотнений повышается.
  • Пневмоколесные катки – устройства, которые могут оказывать нагрузку на поверхность долго. Напряжение получается посредством деформации пневмоколеса. Продолжительность измеряется в десятых долях секунды.
  • Комбинированные катки используются для проведения различных видов строительных работ. Они обеспечивают универсальное уплотнение любому типу поверхности.

Укладка асфальта без асфальтоукладчика невозможна. Данный аппарат обеспечивает поверхность необходимыми свойствами. Благодаря этому удается существенно увеличить срок эксплуатации дороги.

Создание катка своими руками

Для проведения качественно ремонта дорог необходим укладчик асфальтобетона. Технические характеристики механизма напрямую зависит от типа и характера работ. Для выполнения некоторых из них может быть вполне достаточно механизма, который сделан своими руками. Для его создания необходимо следовать следующей инструкции.

Берем трубу 30 см в диаметре. На одном из торцов посредством сварки следует закрепить железный лист. Его параметры – 30*30 см. Выбирать необходимо лист такого же диаметра. Если остались небольшие уголки, то их удаляют болгаркой. Дополнительно потребуется хорошо отшлифовать стык. В результате всех манипуляций должна получиться труба, у которой заверен один торец.

Далее потребуется установить полученную трубу дном вниз. Для увеличения давления внутрь засыпают песок. Важно постоянно его утрамбовывать. Чем больше влезет песка, тем тяжелее будет устройство. Когда наполнение будет закончено, трубу сверху заваривают листом железа. Если остались отдельные фрагменты, то их устраняют с помощью шлифовальной машинки.

Со временем может потребоваться добавить песок. Это можно будет сделать через боковое отверстие, которое нужно сделать заранее. Пробкой его нужно плотно закрыть. Таким образом получается основная часть самодельного катка.

Теперь потребуется создавать вращательный механизм. Для этого нужно взять 2 подшипника, внутрь которых помещается вал. Закрепить элементы можно с использованием сварки.

Металлический уголок следует разрезать на три части. Их длина в сантиметрах: 40, 40 и 110. Посредством сварки формирует П-образную форму. 110 см уголок должен быть в центре рамы. К каждой боковой части приваривается подшипник. Он будет использоваться в качестве вращающегося механизма.

Вал подшипника приваривается непосредственно к самому центру окружности. К П-образному элементу дополнительно потребуется приварить металлическую трубу. Ее длина составит 2 метра, а ширина – 0,5 метра. Благодаря этому удастся получить удобную и практичную ручку.

Некоторые умельцы пытаются обойтись без подшипникового элемента. Они вставляют П-образную конструкцию в вал. Предварительно в нем делают необходимые отверстия. Недостаток механизма – возникают серьезные сложности в процессе толкания. О комфортном труде и речи идти не может.

Каток – необходима техника для строительства качественных дорог. Он используется для необходимого уплотнения асфальта. Процедура является неотъемлемой частью дорожного покрытия. Техника нашла свое применение также в железнодорожном и промышленном, городском строительстве. Каток обеспечивает упругость и укатанность. Благодаря этому существенно увеличивается срок эксплуатации объекта. Для личных целей создается каток своими руками. Процесс простой, но требуется особых навыков в области. Перед началом процесса потребуется внимательно ознакомиться с инструкцией. Он позволит выполнять работы на земле или в строительстве.

Как правильно
выбрать и настроить
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК
(окончание)

егодня качественно построить или капитально отремонтировать современную автомобильную дорогу без асфальтоукладчика практически невозможно. При этом важно технологически правильно и грамотно настраивать выбранную модель укладчика на эффективную и качественную отдачу в работе на дороге, используя его конструктивные возможности и особенности.

Читайте также:
Как почистить золото с камнями в домашних условиях быстро и эффективно

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА

Технологическая настройка призвана обеспечить наиболее высокое качество укладки и предварительного уплотнения устраиваемых укладчиком слоев асфальтобетонного основания или покрытия и, по существу, является важным элементом системы управления качеством асфальтобетонных работ на дороге.

Такая настройка осуществляется перед началом выполнения рабочих операций и ведется с учетом конструктивных и технологических возможностей и особенностей выбранного укладчика, а также заложенных в проект производства работ (ППР) приемов выполнения и контроля этих операций.

Самыми важными и потому непрерывно контролируемыми в системе управления качеством являются 5 показателей устраиваемого укладчиком основания или покрытия (еще до начала работы катков):

  • ширина полосы укладки;
  • поперечный уклон поверхности слоя укладки;
  • начальная толщина уложенного слоя;
  • степень предварительного уплотнения слоя сразу за укладчиком;
  • ровность поверхности уложенного слоя.

    Первые три показателя задаются проектом и СНиП (нормы отклонения от проекта), правда, проект и заказчика интересует фактическая конечная толщина слоя уже готового покрытия, а не ее значение в рыхлом слое за укладчиком. Последнее важно для подрядчика, который хорошо знает поговорку “что посеешь, то и пожнешь”, или с ее интерпретацией на дорожный лад “сколько положишь при укладке, столько, в конце концов, получишь в готовом покрытии”.

    Два же последних показателя (степень уплотнения и ровность сразу после укладчика) не задаются проектом и не нормируются СНиП, но без знания их начальных значений невозможно управлять процессом укладки и обеспечивать затем требуемые проектом и нормами СНиП конечные результаты по плотности, толщине слоя и ровности готового основания или покрытия.

    Ширина полосы укладки

    Здесь трудностей и проблем практически не бывает. Гидравлически раздвигаемый рабочий орган можно установить достаточно точно на ту ширину, которая требуется. Сложнее это сделать на рабочем органе с механически наращиваемыми дискретными секциями. Но и здесь найден выход – фирмой V&#246gele предложено конструктивное решение, по которому крайние (концевые) секции имеют гидравлическую раздвижку по 75 см в каждую сторону. Достаточно оригинально, удобно и очень полезно. Особенно в городских условиях при наличии в зоне укладки, например, осветительных столбов, деревьев, локальных углублений или выступов для стока воды, небольших карманов для остановок и при каком-то увеличении или уменьшении ширины укладки до 1,5 м .

    Здесь тоже особых проблем не возникает при условии, что операторы рабочего органа укладчика периодически, но непрерывно в течение процесса укладки контролируют его с помощью уровня на 3 -метровой рейке. Следует лишь обратить внимание на то, что маятниковый датчик системы АСУ более или менее устойчиво удерживает требуемый уклон с одной лыжей или струной при ширине укладки до 4-4,5 м. При большей ширине необходимы уже две контактные либо бесконтактные лыжи или две выставленные по нивелиру струны (с каждой стороны укладчика).

    Начальная толщина слоя

    h 0, К уо – толщина слоя и плотность начальные;
    hk , К ук – толщина слоя и плотность конечные;
    &#956 – коэффициент поперечной деформации;
    &#956 =0,3-0,35 – песчаные смеси;
    &#956 =0,25-0,30 – малощебенистые смеси
    &#956 =0,02-0,25 – многощебенистые смеси.

    Крайне важно изначально установить ее правильно, ибо после окончательного уплотнения катками можно получить слой покрытия меньше проектного и возникнут проблемы при сдаче объекта заказчику, а превышение проектной толщины ведет к неоплачиваемому перерасходу асфальтобетона.

    На практике начальную толщину слоя будущего покрытия устанавливают приблизительно путем подкладывания под днище выглаживающей плиты деревянных брусков или металлических пластин, близких по высоте к толщине слоя. Затем после иных замеров уже реальной толщины слоя на начальном пути укладчика ее корректируют с помощью АСУ.

    Такая практика имеет два существенных недостатка. Во-первых, после таких корректировок возникают локальные неровности на покрытии. Во-вторых, не учитывается степень уплотнения асфальтобетонной смеси после укладчика, зависящая как от типа смеси, так и от настройки уплотняющих устройств рабочего органа на этот типа смеси и толщину слоя. В итоге можно получить слой покрытия как меньше, так и больше проектного.

    Лучше и правильнее сразу выставлять высотное положение днища выглаживающей плиты с учетом коэффициента запаса на уплотнение ( табл. 1 ). Однако для этого необходимо предварительно знать не только тип смеси и конечную (проектную) толщину слоя, но и степень уплотнения этой смеси укладчиком с конкретной технологической настройкой рабочего органа.

    Степень предварительного уплотнения

    Это, пожалуй, самый злободневный и сложный показатель.Раньше качество уплотнения асфальтобетона укладчиком определяли лишь изредка путем закладки на поверхность укладки металлической пластины толщиной 2-3 мм и размером в плане от 200×200 до 250×250 мм. После прохода укладчика пластину вместе со смесью аккуратно извлекали из будущего покрытия, остужали и отправляли в лабораторию. Неудобство было только одно – результат определения плотности, как и у отбуриваемых кернов из готового покрытия, был известен только по истечении 1 -2 суток, когда учесть его для исправления качества было уже поздно и невозможно.

    Для более оперативного и эффективного управления технологией и качеством укладки и уплотнения асфальтобетона, в том числе после укладчика или каждого прохода любого катка, рекомендуем приобрести новый прибор “Pave Tracker Pluc 2701-В” известной американской фирмы Troxler.

    Читайте также:
    Как удалить жирные пятна с натуральной дубленки

    Это нерадиационное электромагнитное устройство, в отличие от традиционных радиоизотопных приборов и методов отбора кернов выбуриванием или изъятия из покрытия вырубок, с помощью которых оценивают плотность асфальтобетона в локальной точке покрытия, может перемещаться как утюг по поверхности еще уплотняемого, в том числе горячего асфальтобетона. Фиксация значений плотности происходит непрерывно на ходу через каждые две секунды . Это позволяет получать качественную картину по плотности целого поля или участка покрытия, выявляя слабо уплотненные или дефектные места, что дает возможность оперативно исправлять обнаруженные огрехи и недочеты.

    Рис.1 Тарировка прибора “Pave Tracker Pluc 2701-В” фирмы Troxler для асфальтобетона плотного крупно-
    зернистого (1) и мелкозернистого (2).
    Единственное и притом традиционное неудобство этого нового прибора, как впрочем, и многих других известных устройств и методик, состоит в том, что перед использованием на дороге или в лаборатории его требуется тарировать по специальной процедуре и строить график перехода от значений плотности по Troxler к фактической плотности конкретного асфальтобетона ( рис.1 ).

    И все же это лучше, чем получать из лаборатории запоздалые результаты обработки кернов или вырубок. А если применяемые материалы у дорожника и составы асфальтобетонных смесей стабильны и меняются редко, двух- или трехкратная тарировка за строительный сезон будет не так уж и обременительной.

    В качестве наглядного примера полезного использования Troxler 2701-B на рис. 2 показан график изменения плотности асфальтобетонного покрытия обычной дороги на подходе к путепроводу и на самом путепроводе, на котором применение вибрации не допускается, после проходов укладчика и каждого из катков. Из него видно качественное отличие результатов уплотнения по двум различным технологиям и лишние проходы виброкатка.

    Измерение этим прибором плотности сразу за укладчиком Super 2500 V&#246gele, работавшего без включения трамбующего бруса, выглаживающей виброплиты и прессующих планок, дало довольно низкие значения коэффициента начального уплотнения покрытия ( 0,71 -0,72 ).

    Рис.2. Динамика нарастания степени уплотнения верхнего слоя покрытия на обычной дороге и на путепроводе после проходов укладчиков и каиков (в отряде укатки три разных катка).
    Рис.3.Регрессивные зависимости влияния хода и частоты колебаний трамбующего бруса асфальтоукладчика на качество предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси (по исследованиям в Германии).

    На других объектах, где его уплотняющие средства работали, степень уплотнения варьировалась от 0,85-0,86 до 0,93 – 0,94 и зависела она от технологической настройки самого рабочего органа и его уплотняющих агрегатов.

    К сожалению, в реальной действительности такая настройка выполняется не осознанно и целенаправленно, а по большей части случайно и без учета типа смеси, толщины слоя и скорости укладки, т.е. управление качеством уплотнения как таковое пока отсутствует. В лучшем случае это качество только фиксируется, например Troxler 2701-В. А чтобы управлять качеством, надо знать, чем управлять и как. Пока же здесь только пробелы, хотя кое-что уже можно сделать.

    Прежде всего, следует понять и хорошо усвоить как руководство к действию, что эффективность трамбующего бруса укладчика зависит от типа смеси, толщины ее слоя и силы удара бруса по смеси. Сила удара бруса с его эксцентриковым приводом определяется весом его подвижной части, эксцентриситетом или ходом бруса и частотой вращения эксцентрикового вала или частотой ударов бруса. При изменении типа и толщины слоя асфальтобетона требуется изменять и силу удара бруса.

    Но за счет чего? Вес подвижной части бруса всегда неизменный, остаются для варьирования только ход и частота. Грамотно изменяя эти параметры, можно добиваться очень хороших результатов уплотнения асфальтобетона укладчиком. Об этом свидетельствуют данные, когда-то полученные в Германии ( рис.3 ). На них можно ориентироваться при появлении вопросов и сомнений.

    Важно при этом придерживаться принципа: на толстых слоях требуется больший ход (эксцентриситет) и повышенная частота ударов бруса, а на малых слоях нужна меньшая сила удара за счет понижения, прежде всего, хода и частичного снижения частоты. Частоту следует корректировать с учетом рабочей скорости укладчика так, чтобы по любой точке поверхности укладки приходилось не менее 4-5 ударов подошвы ножа бруса (см. рис. 3 ).

    В табл. 2 и 3 представлены конкретные рекомендации фирм V&#246gele и IR-ABG по технологической настройке рабочих органов их укладчиков. Эти рекомендации достаточно “свежие”, раньше в таком виде их не было.

    Всем, у кого есть или будут укладчики этих фирм, надлежит пользоваться этими рекомендациями в практическом плане. При сравнении данных таблиц следует обратить внимание на два обстоятельства.

    Во-первых , фирма IR-ABG достаточно определенно увязывает все параметры трамбующего бруса и выглаживающей плиты с конкретно указанными диапазонами толщин слоев асфальтобетона и других материалов, укладываемых в дорожную одежду. У фирмы V&#246gele такой конкретики нет.

    Во-вторых , технологические параметры трамбующих брусьев (ход, частота) и выглаживающих виброплит (частота) имеют довольно заметные различия по рекомендациям V&#246gele и IR-ABG, что обусловлено устройством самих машин.

    Табл. 2. Рекомендации фирмы V&#246gele по технологической настройке рабочего органа ее укладчиков

    Классификация дорожных катков

    Дорожные катки – отдельный вид спецтехники, которая активно используется во время строительства или ремонта дорог. Предназначаются для уплотнения определенные слоев дорожного покрытия. Используются дорожные катки и для уплотнения основания под тротуарной плиткой или бетонной стяжкой. Современные дорожные катки имеют самую разнообразную форму и принцип действия. Все их можно классифицировать по определенным критериям.

    Читайте также:
    Использование металлической кровли в качестве молниеприемника

    Классификация по типу перемещения

    По принципу перемещения можно разделить на два вида:

    1. Прицепные – перемещаются при помощи другого самоходного механизма. Чаще всего, прицепной каток являет металлическую раму с одними или двумя вальцами. В большинстве случаем перемещаются с помощью тракторов.
    2. Самоходные – являются полноценными машинами. Данные катки передвигаются за счет собственного двигателя, обладают повышенной маневренностью по сравнению с прицепными.

    В связи с тем, что самоходные дорожные катки являются более удобными в эксплуатации, прицепные катки уже практически не выпускаются и встретить их можно все реже и реже.

    По размеру и весу катки можно разделить на следующие типы:

    1. Легкие – вес которых не превышает 6 тонн. Такие катки способны распределить нагрузку не более 40 кН/м. Они оснащаются двигателями мощностью до 20 кВт. Используются подобные катки для тротуаров и площадок, которые не будут подвержены большим нагрузкам. Кроме этого, можно использовать для предварительного уплотнения любых дорожных объектов.
    2. Средние – которые оснащаются двигателями мощностью от 20 до 30 кВт. Вес находится в диапазоне от 6 до 10 тонн. Распределяемая нагрузка – от 40 до 60 кН/м. Используются для уплотнения большинства типов дорог.
    3. Тяжелые – сверхмощные, вес которых превышает 10 тонн. Оснащаются двигателями, которые имеют мощность более 30 кВт. Тяжелые катки способны распределить нагрузку более 60 кН/м. С помощью них уплотняют слои из щебня или гравия, так же уплотняют и асфальтное или асфальтобетонное покрытие.

    Классификация по типу рабочего органа

    Рабочим органом всех дорожных катков являются вальцы.

    Все эти вальцы можно разделить на следующие типы:

    1. Гладкие – металлические цилиндры, которые имеют гладкую поверхность. Используются катки с гладкими вальцами для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного слоя.
    2. Кулачковые – вальцы цилиндрической формы, которые в отличие от гладких, имеют определенные выступы. Эти выступы называются кулачками. С этого и пошло название самих вальцов. Катки с кулачковыми вальцами очень часто называют грунтовыми. Используются для уплотнения грунта.
    3. Решетчатые – специфические вальцы, которые поверх гладкой поверхности имеют своеобразную металлическую решетку. Катки с такими вальцами тоже предназначаются для укатывания разнообразных типов грунтов.
    4. Пневматические – вальцы, которые состоят из нескольких пневматических колес. Такие вальцы используются для уплотнения асфальтного и асфальтобетонного покрытия дороги.
    5. Сегментные – обычные гладкие вальцы, у которых на ободе имеются специальные сегменты.
    6. Компакторные – вальцы, которые по внешнему виду очень похожи на кулачковые. Компакторные вальцы имеют меньшую ширину. Количество кулачков на компакторных вальцах намного меньше чем на кулачковых.
    7. Специальные – вальцы, которые являются комбинированным видом нескольких вальцов. Такие вальцы делаются исключительно на заказ для выполнения определенных работ по новой или экспериментальной технологии.
    По количеству вальцов катки можно разделить на:
    1. Одновальцовые –оснащаются только вальцом только с одной стороны. Другая сторона катка поддерживается при помощи колес.
    2. Двухвальцовые – имеют сразу два вальца, спереди и сзади. Оба вальца могут быть ведущими, а может ведущим быть только один валец.
    3. Трехвальцовые – имеют сразу три вальца.

    Классификация по способу уплотнения

    В зависимости от типа уплотнения, можно разделить на два типа:

    1. Статические –осуществляют уплотнение за счет собственного веса. Чем больше вес, тем лучше они могут уплотнить определенный слой дорожного полотна.
    2. Вибрационные – самые современные дорожные катки, которые уплотняют не только за счет своего веса, но и за счет небольших вертикальных вибрационных движений вальцов. Они способны уплотнять любой материал более качественно с меньшим количеством проходок. Используются при строительстве дорог самого высокого класса. Не обойтись без вибрационных катков и во время строительства аэродромов, портов и других объектов с повышенной нагрузкой.

    Какой каток выбрать?

    Как видите, разнообразие дорожных катков настолько велико, что не каждый дорожник сможет правильно подобрать каток для определенных целей. Наша компания имеет в наличии все основные типы дорожных катков, которые сдаются в аренду. Если Вы сомневаетесь в выборе – звоните нам. Наши высококвалифицированные специалисты подберут дорожный каток, который сможет выполнить все поставленные задачи.

    Не всегда необходимо брать в аренду самый большой и мощный каток. В большинстве случаев, для того, чтобы построить небольшую дорогу или заасфальтировать придомовую территорию, достаточно будет легкого или среднего катка. Звоните нам и мы не только подберем оптимальный дорожный каток для Ваших целей, но и обеспечим арендуемую технику высококвалифицированными машинистами. Кроме этого, у нас в наличии всегда имеется и другая строительная и дорожная спецтехника, которая в комплексе способна выполнить все возложенные работы в кратчайшие сроки.

    Дорожный каток — как подобрать машину с необходимыми параметрами

    Строительство любой дороги требует формирования основы из твердого материала и ровного слоя проезжей части.

    Читайте также:
    Как сушить вишню?

    Материал основы, ее грунтовый слой, необходимо максимально уплотнить и закрыть его рабочим слоем твердого материала более мелкой фракции (щебеночная дорога) или бетонной, асфальтовой, асфальтово-бетонной смесью (автомагистраль).

    Работу по выравниванию, трамбованию и уплотнению слоев проводят при помощи строительной машины, определяемой как дорожный каток. Исполнительным органом агрегата являются пневматические колеса или вальцы, изготовленные из металла.

    На ведущие вальцы (колеса) передается крутящее усилие от силовой установки, что обеспечивает передвижение машины. Изменение направления движения обеспечивает управление ведомым вальцом (колесами).

    Общая информация о дорожном катке

    Автомобильная дорога – это не только асфальт или бетон. Она представляет собой многослойный пирог, в состав которого входит песок, щебень, другие нерудные строительные материалы, асфальтобетонное покрытие. При укладке их необходимо уплотнить. Для этого используется специальная техника. В частности, строительный каток – асфальтный, дорожный, грунтовой.

    Каток дорожный – это специализированная машина для уплотнения насыпных грунтов, щебня, асфальта и асфальтобетона при строительстве и ремонте дорожного покрытия. На рынке дорожно-строительной техники представлено достаточное количество марок и моделей в широком ценовом диапазоне. В России и СНГ предлагаются как отечественные, так и импортные варианты.

    Катки российских производителей нередко предпочитают из-за относительно невысокой первоначальной стоимости. С учётом амортизационных отчислений (код ОКОФ-2: 330.28.92.24), их эксплуатация обходится дешевле импортных, в т.ч. за счёт дешевизны запчастей.

    Классификация по способу уплотнения

    В зависимости от типа уплотнения, можно разделить на два типа:

    1. Статические –осуществляют уплотнение за счет собственного веса. Чем больше вес, тем лучше они могут уплотнить определенный слой дорожного полотна.
    2. Вибрационные – самые современные дорожные катки, которые уплотняют не только за счет своего веса, но и за счет небольших вертикальных вибрационных движений вальцов. Они способны уплотнять любой материал более качественно с меньшим количеством проходок. Используются при строительстве дорог самого высокого класса. Не обойтись без вибрационных катков и во время строительства аэродромов, портов и других объектов с повышенной нагрузкой.

    Дополнительное оборудование дорожных катков

    Помимо основных рабочих органов дорожные катки оснащаются дополнительными устройствами. Катки для укладки асфальта оснащаются:

    • системой для смачивания вальцев водой, что предотвращает налипание на поверхность барабана частиц уплотняемого материала;
    • кромкообразователем, представляющим собой режущий диск, назначение которого – формирование чистого края (обрезка кромки) уплотняемой полосы асфальта.

    Некоторые производители выпускают для катков транспортные колеса. Их установка позволяет перевозить каток с места на место при помощи автомобиля-буксировщика.

    Для катков с гладкими вальцами поставляют дополнительные бандажи для переоборудования их в кулачковые.

    Это интересно! В 2021 году на bauma в Мюнхене компания Bomag представила роботизированный дорожный Robomag.

    Принцип работы

    Устройство укладчика асфальтобетона позволило ему найти свое место в узконаправленном строительстве. Чаще всего его помощь нужна в создании дорожного покрытия. Аппарат не содержит колеса и гусеницы, поэтому передвигается за счет двух барабанов. Посредством нагрузки создается ровная поверхность. Укладчик асфальтобетона позволяет также быстро утрамбовать щебень и мелкий камень. Вторым слоем наносится смесь асфальта с песком.

    Новые модели работают за счет вибраций, а старые применяли только собственный вес.

    Дополнительно используются утяжелители в виде гирь. Их закрепляют во внутренней части барабана. Он совершает медленное вращение. Оси с гирями посредством гидравлического наноса выполняют примерно 4 тысячи оборотов за одну минуту. Закрепление гирей производится таким образом, чтобы они смотрели в одну сторону. Процесс вращения инициирует вибрацию. Процесс помогает утрамбовать поверхность плотнее. Укладка асфальта асфальтоукладчиком помогает получить надежное и долговечное покрытие.

    Популярные производители дорожных катков

    Как это не печально, но отечественные производители на рынке занимают чуть больше 18%. Основной спрос удовлетворяют иностранные компании. Самые популярные среди дорожников – продукция Wirtgen Group и FAYAT Group – катки HAMM и Bomag соответственно.

    В России только два предприятия производят специализируются на производстве дорожных катков. Оба они располагаются в Рыбинске, Ярославской области. Кроме того, есть несколько заводов, выпускающих отдельные виды уплотнителей.

    Автор: Геннадий Петров
    Поделиться

    SEM512. Преодолевает уклоны до 45%


    Источник фото: www.semmachinery.com

    Эксплуатационная масса: 12 000 кг Мощность: 97,5 кВт Рабочая ширина: 2 130 мм

    SEM512 — компактный грунтовый каток с частотой вибрации 30 Гц/33 Гц и амплитудой 1,8/0,9 мм. Выпуск данной модели осуществляется на заводе Caterpillar (Qingzhou) Ltd. в Китае.

    Уплотнитель грунта оснащён двигателем Weichai WP4G130E22, соответствующим требованиям Stage II. В машине установлена гидростатическая трансмиссия Bosch Rexroth с приводом на валец и задний мост (управление — механическое). В Россию катки поставляются с арктическим комплектом жидкостей, который позволяет выполнять задачи даже при морозе до -40 градусов.

    Модель оборудована мостами итальянского бренда Comer с дифференциалом ограниченного проскальзывания, что позволяет машине уверенно преодолевать уклоны до 45%. Радиус разворота достигает 5 990 мм, максимальная скорость движения катка (вперёд/назад) — 12 км/ч.


    Источник фото: www.semmachinery.com

    Конструктивной особенностью грунтового катка SEM512 является эксцентриковый капсульный вибромодуль, разработанный компанией Caterpillar. Этот механизм позволяет использовать на выбор две частоты/амплитуды вибрации, при этом благодаря тому, что корпус модуля герметичен, не происходит загрязнения масла внутри вальца при смене амплитуды вибрации. Также отсутствуют ударные вибрационные нагрузки на подшипники, что позволяет увеличить срок службы вибромодуля и исключить шумовую и вибрационную нагрузку на оператора.

    Читайте также:
    Комоды в классическом стиле (72 фото): для гостиной, белые, узкие и длинные, другие комоды в стиле классика, из Италии и России, примеры в интерьере

    Каток имеет просторную кабину, оснащённую системой защиты при опрокидывании ROPS/FOPS. В дополнение к этому для комфортной работы оператора установлен кондиционер. Особое внимание уделено безопасности. В машине имеется 3-уровневая система с сигнальным устройством. В случае возникновения неполадок включаются световые индикаторы и подаётся звуковое оповещение.

    В качестве дополнительной опции можно установить обечайки и скребки под профиль кулачков обечаек. Кулачки — овальные или квадратные. Также доступна система измерения уровня уплотнения материала от MOBA, которая позволяет сократить количество рабочих проходов на 25%.

    Система управления рабочими органами.

    Система управления рабочими органами представляет собой комплекс устройств включающий: гидравлический бак с насосами, гидравлические распределители, контрольно-регулирующая аппаратура, трубопроводы и шланги высокого давления. Гидравлическая схема управления представлена на рисунке (см. схему) и работает следующим образом. В современных ДК привод хода катка и привод поворота осуществляется с помощью гидропривода.

    Передний и задний валки ДК, состоят из двух полу валков, с встроенными в них гидромоторами, соединёнными с реверсивным насосом 6. Это даёт возможность оператору, с помощью одной рукоятки регулировать скорость, реверс и остановку ДК. Гидравлическая схема функционально подразделяется на четыре блока 4, 5, 7, и 12, реализующие различные операции управления ДК.

    Блок 4 представляет собой гидроусилитель, обеспечивающий подачу масла к насосу 6. Блок 5 представляет собой фильтр с предохранительным клапаном. Блок 7 клапанный блок, содержащий обратный клапан а, гидравлический распределитель б, переливной клапан в и переливные клапаны г. Блок 12, представляет собой комплекс гидравлических распределителей с ручным управлением, снабженный предохранительным клапаном.

    Масло под давлением подаётся от регулируемого, с помощью гидроусилителя 4, насоса 6, во всасывающие полости всех гидромоторов 9. Во всасывающую магистраль насоса 6, необходимо подавать дополнительное количество масла, из-за утечек самого насоса и гидромоторов. Это осуществляется насосом 3, который получает масло из гидравлического бака 1 и через гидроусилитель 4 ,фильтр 5 и через клапан а, блока 7, поступает во всасывающую полость насоса 6. Так как производительность насоса 3 , является большей, чем величина утечек, то избыток масла из всасывающей полости насоса 6 идёт обратно в бак 1, через распределительный клапан б и переливной клапан в блока 7. Циркуляционный объём жидкости сравнительно невелик и, при интенсивной работе ДК она нагревается чрезмерно из-за потерь. Часть масла, равная производительности насоса 3 отводится в бак 1 через маслоохладитель 16, обеспечивая обмен перегретой жидкости и охлаждённой, с помощью распределительного клапана б с гидравлическим управлением. Этот клапан, под действием разности давлений напорной и сливной полостей насоса 6 устанавливается в положение, при котором с переливным клапаном в соединяется та часть линии всасывания, которая находится дальше от всасывающей полости насоса 6, чем подвод масла от насоса 3. Переливные клапаны г блока 7, предназначены для перепуска масла из напорной линии насоса 6, во всасывающую, для снижения перегрузок во время разгона и торможения гидромоторов 9. В блок 4 встроен переливной клапан, поддерживающий в нём давление масла, необходимое для управления насосом 6. Байпасом, по отношению к теплообменнику 16, установлен переливной клапан 15, который открыт при сливе ещё не разогретой жидкости. После её разогрева увеличивается гидравлическое сопротивление потоку масла, клапан 15 закрывается и весь поток сливается в бак 1 через теплообменники 16, регулирующий температуру масла в системе. При начале движения ДК, давление масла от насоса 3, через двухпозиционный гидравлический распределитель 11, подаётся в гидроцилиндры 8 с пружинным возвратом, предназначенные для растормаживания валков. При остановке ДК, гидравлический распределитель 11, вручную переключается во второе положение , при котором обе полости насоса 6 соединяются друг с другом, а бесштоковые полости гидроцилиндров 8 соединяются со сливом и тормозят валки. Раздельный поворот валков ДК осуществляется гидроцилиндрами 10 от отдельного насоса 14, через гидравлический распределитель блока 12, в котором также встроен предохранительный клапан. Раздельный поворот валков необходим для увеличения возможностей работы ДК: при одновременном повороте валков в разные стороны уменьшается угол поворота, при повороте обоих валков в одну сторону, параллельно друг другу, увеличивается ширина обработки полосы. Давление масла в системе, контролируется манометром 13, а температура масла –термометром 2. Без применения дорожных катков не обходится сегодня ни одна технология создания современных автомагистралей. Наиболее известными поставщиками дорожных катков на мировой и отечественный рынок являются фирмы: Бомаг, Катерпиллер, Амман, , ООО «Магистраль», ОДО «Дормашэкспо», ОАО «Амкодор».

    Если вы хотите прочитать про навесные одноковшовые экскаваторы, переходите по ссылке.

    Востребованная спецтехника Caterpillar

    Caterpillar 563C являются вибрационно- кулачковыми дорожными катками. Производятся машины известным заводом, специализирующимся на строительно — коммунальных транспортных средствах специального назначения Caterpillar. Машины выступают высокопроизводительными, надежными и удобными в пользовании решениями с конкурентоспособными техническими характеристиками. Конструктивными особенностями этой модификации являются:

    1. Оснащение гидравлическими приводами для задних колес и вибровальцами, благодаря чему ход машин отличается плавностью и предоставляется возможность функционирования на территориях, где рельеф достаточно сложный.
    2. Задние колеса комплектуются стальным шипованным ободом, увеличивающего эффективность воздействия спецтехники на основания из грунта или гравия.
    Читайте также:
    Как построить дом в коттеджном поселке: критерии выбора

    В машинах весом 12 т с вальцами шириной в 2130 мм, оснащенных двигателем 4TF25571 (мощность 145 л.с), имеется информативная панель с удобным расположением всех органов.

    Характеристики дорожных катков

    Дорожные катки – особый вид спецтехники, используемый при строительстве и ремонте дорог. Необходимы для трамбования некоторых слоев дорожного покрытия. Данная техника имеет разную форму и принцип работы. Чтобы верно подобрать требуемую модель, важно тщательно изучить технические характеристики дорожных катков.

    Общая информация о дорожном катке

    Дорожный каток – это машина, применяемая для утрамбовки, выравнивания разного вида покрытий, уплотнения. Сфера применения данной техники довольно обширна, сюда относятся промышленность, железнодорожное строительство, городское и аэродромное, а также автомобильная отрасль. Спецтехника считается самой надежной, она удобна в использовании и имеет привлекательный внешний вид.

    Исполнительной частью машины являются пневматические колеса, изготовленные из металла. На ведущие колеса, благодаря силовой установке, осуществляется крутящее усилие. За счет этого машина движется. Изменение направления перемещения позволяет управлять ведомым вальцом.

    Виды рабочих приспособлений

    Выделяют данную спецтехнику по числу осей, виду рабочего органа, методу работы и передвижения, числу вальцов.

    По типу рабочего органа выделяют: с гладкими вальцами, решетчатые, ребристые, кулачковые, пластинчатые, пневмоколесные.

    Гладковальцовые

    Данный тип характеризуется тем, что металлические цилиндры обладают гладкой поверхностью. Используются для уплотнения асфальтового слоя и асфальтобетонного.

    Кулачковые

    Вальцы обладают цилиндрической формой. Главное отличие от гладких – наличие выступов, которые называют кулачками. Отсюда и пошло название. Кулачковые дорожные катки незаменимы во время работ по уплотнению рыхлых грунтов, при их толщине не более 30 см. Наличие кулачков способствует легкому вхождению в грунт в начале уплотнения.

    Решетчатые

    Сверху гладкой поверхности вальцы оснащены металлической решеткой. Находят применение в уплотнении комковых грунтов, содержащих твердые элементы. Наибольший эффект трамбования таких грунтов получается непрерывным дроблением, благодаря металлической решетке.

    Пластинчатые

    Данный тип дорожного катка на ободе вальца имеет шарнирно закрепленные башмаки. Используются для послойного трамбования грунтов в насыпях.

    Ребристые

    На ободе вальца данный вид катка имеет ребра. Как в предыдущем случае используется для послойного трамбования грунтов.

    Пневмоколесные

    Каток дорожный оснащен несколькими пневматическими колесами. Применимы для уплотнения асфальтового покрытия и асфальтобетонного.

    Классификация дорожных катков

    По назначению

    Выделяют два типа:

    1. Грунтовые – подходят для стабилизации грунтовых (песчаных, глинистых, скальных) оснований.
    2. Асфальтовые – незаменимы при выравнивании горячих (исключением будут литые) или холодных смесей при асфальтировании.

    По массе

    Катки бывают:

    1. Легкие – масса катка не более 4 тонн, целесообразно применять на небольших площадках (асфальтирование паркингов, автостоянок, спортивных площадок и т.д.), где нет большого объема работ. Могут быть задействованы и при ямочном ремонте дорог.
    2. Тяжелые, их масса более 4 тонн – применение находят в период строительства дорог, текущем ремонте или капитальном. Популярны при повышенных требованиях к уровню уплотнения грунтовых покрытий или асфальтированных, где требуется большой объем работ.

    По типу рабочего органа

    Внимание! У всех дорожных катков рабочей частью являются вальцы.

    Выделяют:

    • гладковальцовые;
    • решетчатый;
    • комбинированные;
    • кулачковые;
    • пневмоколесные.

    По принципу действия

    • Статические – уплотнение осуществляется, благодаря собственному весу техники и имеющихся дополнительных балластов (изделия из металла и бетона). Целесообразно применение в тех местах, где вибрационные механизмы не могут быть использованы в работе (мосты, жилые постройки, путепроводы).
    • Вибрационные – помимо массы самой техники, давление на поверхность осуществляется путем динамической линейной нагрузки, появляющейся за счет вибрации вальца. Применяются для стабилизации, выравнивания и уплотнения грунтовых оснований и асфальтобетонных, сокращая нужное число проходов в 1,5-2 раза. Среди основных факторов, влияющих на скорость и качество работы, выделяют диапазон и периодичность вибрации вальца.

    По количеству вальцов

    1. Одновальцовые. Каток снабжен одной осью, имеет сзади пневматические шину. Строительные работы не обходятся без данного вида катка. Также он используется во время подготовки территории для тротуара, фундамента, незаменим для дорожного строительства. Одновальцовый каток идеально подходит, когда нужно произвести небольшие уплотнения. Машина полезна для оценки ровности поверхности. Наличие большого стального барабана на оси может быть причиной затруднения переезда через препятствия.
    2. Двухвальцовые. Машина имеет два стальных барабана, один находится спереди, другой расположен сзади. Именно они отвечают за движение вальцов вперед и назад. На некоторых поверхностях вальцы не обеспечивают нужного сцепления, поэтому чаще применим для уплотнения асфальта. Из-за отсутствия шин и колес машина менее маневренная в сравнении с одноосной. Однако машина необходима для уплотнения грунта и других базовых покрытий.
    3. Трехвальцовые. В наличие сразу три вальца, находящихся на равном расстоянии друг от друга или два в тандеме, а третий расположен отдельно.

    По способу передвижения

    • Ручной (статистический/вибрационный) – оснащен гладким металлическим вальцом, ширина которого доходит до 1 м. Применяется при асфальтировании небольших территорий (пешеходные дорожки и велосипедные, парковые территории, игровые площадки и т.д.).
    • Прицепной (статистический/вибрационный) – оснащен одним гладким вальцом или кулачковым, работает совместно с базовым трактором и востребован при послойном уплотнении ровных грунтовых оснований.
    • Самоходный – обладает двигателем и трансмиссией.

    Внимание! Поскольку самоходные катки более удобны для работы, прицепные уже практически не встречаются.

    Дополнительное оборудование дорожных катков

    Если вы желаете увеличить работоспособность, а также соблюсти безопасность и комфорт при работе с техникой, то усовершенствованные модели дорожных катков имеют для этого дополнительные оборудования:

    • сменные вальцы;
    • климат-контроль;
    • тент;
    • плотномер;
    • антивандальный кожух;
    • система фильтрации воздуха;
    • кулачковый бондаж;
    • система, предотвращающая опрокидывания;
    • оптимизатор и анализатор качества уплотнения;
    • система защиты падающих предметов;
    • бульдозерный отвал для выравнивания;
    • механизм, обрабатывающий асфальтобетонную кромку.
    Читайте также:
    Как построить дом в коттеджном поселке: критерии выбора

    Популярные производители дорожных катков

    Одним из старейших российских предприятий по производству дорожной техники является ОАО «Раскат». На сегодняшний день данный производитель выпускает широкую гамму техники для уплотнения, масса которой от 1,5 до 2 тонн.

    Еще одним российским производителем техники является ООО «Магистраль». Выпускает разнообразные модификации и занимается поставкой катков по всем регионам страны.

    Среди белорусских производителей можно выделить ОДО « Дормашэкспо», а также ОАО «Амкодор».

    Среди американских и европейских производителей выделяют: производители из Германии Bomag, Hamm, Ammann, Dynapac (Швеция), американский производитель Caterpillar.

    Технологический процесс укладки смеси и уплотнения покрытий

    Приготовление асфальтобетонных смесей, отвечающих требованиям стандартов – лишь половина в деле строительства качественных дорог. Другой, существенной является технологический процесс укладки смеси и уплотнения покрытий.

    Памятка клиенту

    1.Асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5º С, осенью – не ниже 10º С.

    2. Толщина устраиваемого слоя асфальтобетона над прослойкой из геосинтетических материалов должна быть не менее 5 см.

    3. Производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей в интервале температур воздуха 5ºС – 0ºС следует при соблюдении следующих требований:

      • толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см;
      смеси должны быть с ПАВ, с активированными минеральными порошками или специальными добавками;
      • устраивать следует нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; верхний слой необходимо устраивать только с сохранением или обеспечением температуры нижнего слоя не менее 20 ºС;
      • нижний слой асфальтобетонного покрытия следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей, если слой остается не перекрытым зимой или весной;
      • верхний слой следует устраивать в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже 5ºС.

    4. Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей.

    5. Основание, на которое укладывается асфальтобетонная смесь, должно быть принято в установленном порядке, очищено от посторонних предметов, грязи и пыли.

    6. Перед укладкой смеси (за 1-6 ч) необходимо провести обработку поверхности нижнего слоя битумной или битумно-полимерной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до температуры, указанной в таблице 9.

    Как добиться хорошего уплотнения?

    Самым ответственным технологическим этапом строительства асфальтобетонного покрытия из укатываемых смесей является уплотнение. От того, как оно организовано и выполнено зависят важнейшие эксплуатационные свойства дорожного покрытия (плотность, стойкость к выкрашиванию, водостойкость, ровность, сдвигоустойчивость и т.д.)

    Сущность процесса уплотнения состоит в том, что под влиянием механического воздействия на смесь происходит сближение зерен, сопровождающееся уменьшением пористости и частичным вытеснением защемленного воздуха.

    Наукой и практикой установлено, что наиболее плотный слой покрытия можно получить путем поэтапного уплотнения асфальтобетонной смеси.

    На первом этапе на смесь оказывают небольшое давление, используя рабочие органы укладчика и (или) легкий каток (предварительный этап уплотнения). Воздействие уплотняющих органов асфальтоукладчика (вибрирующего бруса и вибрационной выглаживающей плиты) весьма эффективно.

    Благодаря вибрационному воздействию на высокоподвижную смесь (при ее максимальной температуре), обеспечивается упорядоченное расположение и наилучшая упаковка щебеночных или гравийных зерен и предотвращается растрескивание слоя при дальнейшем уплотнении. Такая технология позволяет добиться 95-96% требуемой плотности асфальтобетона. В том случае, вслед за укладчиком можно сразу приступить к укатке смеси тяжелыми катками. Однако данную схему уплотнения можно использовать только при укладке смеси на очень ровное основание и при четкой работе следящей системы асфальтоукладчика, иначе возможно образование на покрытии неустранимых дефектов.

    На втором этапе уплотнения на слой оказывают более высокое давление средним катком (основной этап), а на третьем (заключительном) еще более высокое давление тяжелым катком.

    Рекомендуемая температура смесей для каждого этапа укатки указана в таблице 5.

    Время остывания асфальтобетонного слоя зависит от температуры воздуха и основания, скорости ветра и толщины слоя.

    Для определения продолжительности уплотнения асфальтобетонных слоев другой толщины при охлаждении смеси со 150…130ºС до 80…75ºС в различных погодных условиях можно руководствоваться данными табл.6

    Технология укатки

    Требуемая плотность покрытия может быть обеспечена только при правильном подборе катков и соблюдении оптимального режима уплотнения.

    Пригодность катка для работы за конкретным асфальтоукладчиком оценивается его производительностью и способностью обеспечить требуемый объем работы и степень уплотнения на рабочей захватке, подготовленной укладчиком. Иными словами, каток должен выполнить необходимое количество проходов в заданный промежуток времени по всей площади в зависимости от типа смеси и времени ее охлаждения. Поэтому при уплотнении конкретной смеси должны быть соблюдены присущие ей режим и правила укатки (оптимальное количество проходов, рациональная рабочая скорость, допустимые температура и продолжительность выполнения операции уплотнения на каждом этапе).

    Читайте также:
    Как сделать коньяк в домашних условиях

    Например, при уплотнении смесей типов «А» и «Б» рекомендуется применять вибрационные катки массой 6-11 тонн. Вибрационные катки могут работать в трех режимах – статического воздействия (вибраторы отключены), комплексного воздействия (один валец оказывает статическое воздействие, а второй вибрационное) и вибрационного действия (вибраторы на обоих вальцах включены). Обычно амплитуда колебаний находится в пределах 0,2-0,8мм, а частота 25-58 Гц в зависимости от толщины уплотняемого слоя. При уплотнении тонких слоев (40-60 мм) рекомендуется работать на малых амплитудах. С увеличением толщины слоя амплитуду увеличивают.

    При уплотнении смеси вблизи зданий, либо подземных коммуникаций (ближе 90 см), а также на мостах использование вибрации не допускается!

    Хорошего уплотнения смеси катком можно достичь путем многократного приложения нагрузки, близкой к пределам прочности асфальтобетона на сжатие и сдвиг. Другие условия приводят либо к недоуплотнению, либо к растрескиванию слоя. Растрескиванию особенно подвержены очень горячие или сухие смеси, которые из-за своей недостаточной связности не способны оказывать заметного сопротивления касательным напряжениям, возникающим в слое от наезда вальцов катка.

    Поскольку прочность асфальтобетона по мере роста его плотности и снижения температуры возрастает, то на определенных этапах укладки работающий каток полностью исчерпывает свои потенциальные возможности и его требуется заменить более тяжелым.

    При укатке смесей только гладковальцовыми статическими катками количество их проходов должно быть не менее 20-24, из которых 2-4 прохода необходимо совершать легким и по 8-10 средним и тяжелыми катками.

    На дороге, имеющей двускатный профиль, катки должны двигаться вдоль полосы, уложенной укладчиком, от краев к середине, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след на 0,1-0,3 м.

    Движение катков на дороге с односкатным профилем следует начинать от нижней стороны, а на участках улиц и дороге продольным уклоном более 3% – снизу-вверх.

    Многощебенистую смесь типа «А» сначала прикатывают гладковальцовым катком массой 6-8 тонн 6 проходами по одному следу, затем уплотняют катками на пневматических шинах массой 16-30 тонн 10-12 проходами по одному следу и заканчивают уплотнение гладковальцовым катком массой 10-18 тонн 2-4 проходами по одному следу.

    При ширине проезжей части более 14 м, а также на площадях и перекрестках улиц уплотнение следует производить по взаимно перпендикулярным направлениям или по диагонали. Катки должны быть в непрерывном и равномерном движении.
    Останавливать катки на неуплотненном и неостывшем слое или резко менять направление движения катка нельзя!

    Переезд катка с одной полосы покрытия на другую должен производиться только на ранее уплотненной полосе. След катка должен отстоять от предыдущего на величину диаметра вальца или пневмоколеса, во избежание образования волны.

    При уплотнении необходимо добиваться такой плотности, при которой полностью исключается доуплотнение слоя колесами транспорта.
    Конкретные рекомендации по назначению типоразмеров катков и количества их проходов приведены в таблице 7.

    В процессе уплотнения могут быть выявлены скрытые дефекты:
    • Волнистость покрытия из-за слабого основания;
    • Желтые или бурые включения на покрытии из-за применения песка с избыточным содержанием глины;
    • Коричневый цвет покрытия из-за недостатка в смеси битума или обильной смазки вальцов керосином или маслом;
    • Крошение отдельных щебенок из-за повышенного содержания в них кремния.

    При обнаружении мест, неподдающихся исправлению, их следует удалить и вновь заполнить смесью. После ее уплотнения необходимо произвести отделку поверхности слоя с устранением мелких неровностей, применяя утюги.

    Дефекты, которые могут возникнуть в результате возможных технологических нарушений процесса уплотнения асфальтобетонной смеси, указаны в таблице 8.

    Укатываемые смеси, в том числе щебеночно-мастичные, должны иметь вид черной слегка поблескивающей сыпучей массы без включений, непокрытых битумом и без битумных пятен. При погрузке в кузов смесь с температурой 160…180ºС окутана легкой прозрачной дымкой и образует пологий конус с приплюснутой вершиной. Недостаточно перемешанная смесь содержит комки и имеет неоднородную окраску. В кузове она образует конус с выраженной острой вершиной.

    Перегретые смеси с температурой от 180ºС при погрузке в кузов сильно дымят, а выше 200ºС – расплываются и имеют коричневатый оттенок. При сжатии в комок разваливаются, что свидетельствует об утрате битумом клеящих свойств.

    Смеси с температурой ниже 120ºС при погрузке не дымят, производят впечатление слишком сухих и жестких. В кузове быстро покрываются коркой.

    Виды повреждений и причины их образования.

    К числу наиболее распространенных повреждений асфальтобетонных покрытий относятся трещины, выбоины, колея, сдвиги, выкрашивание, износ, просадки и проломы.

    Повреждения покрытий возникают в результате перенапряжения сдельных слоев или всей конструкции дорожной одежды в целом как от совместных транспортных нагрузок и погодных факторов, действующих извне, так и под влиянием напряжений – со стороны нижележащих слоев дорожной одежды и земляного полотна.

    Читайте также:
    Какой клей нужен для плитки в бассейн

    Повреждения земляного полотна могут возникать также из-за низкого качества асфальтобетонной смеси и нарушения технологии работ во время устройства покрытия.

    Трещины бывают одиночные неупорядоченные и упорядоченные, а также объединенные в крупную или мелкую сетку трещин.

    • Одиночные трещины в покрытии могут иметь произвольное очертание и направление относительно оси дороги, располагаться хаотично на значительном расстоянии друг от друга. Возникают они над трещинами в основании из-за его низкой несущей способности, вызванной недостаточной толщиной и неудовлетворительным качеством материала, слабостью грунта земляного полотна, нарушением технологии производства работ.
    • Упорядоченные трещины появляются на покрытиях, построенных на цементнобетонном основании. На них трещины расположены вдоль и поперек проезжей части и точно копируют температурные и рабочие швы цементобетонного основания. Трещины образуются также в местах, где вследствие перерывов в работе по укладке асфальтобетонной смеси были расположены стыки. Такие трещины имеют прямолинейное очертание.

    Помимо указанных трещин, на асфальтобетонном покрытии возникают трещины, образующие замкнутые фигуры в виде крупной сетки. Природа таких трещин связана с использованием пористых, несвязных и перегретых смесей, грубого нарушения технологии укладки и уплотнения.

    Мелкая сетка трещин образуется весной при оттаивании основания, построенного на пучинистых грунтах и в местах, где не обеспечена требуемая степень уплотнения грунта.

    Вовремя не заделанные трещины приводят к скорому образованию выбоин на покрытии.

    Выбоины существенным образом ухудшают важнейшие потребительские свойства дорог и пропускную способность и безопасность движения и требуют немедленного устранения.
    Выбоины образуются не только из-за трещин. Очень часто они возникают в результате выкрашивания асфальтобетона, отсутствия сцепления между верхним и нижним слоем, больших сдвиговых напряжений, разрывающих покрытие.

    Колея,сдвиги также опасны для движения как выбоины. Кроме того, они затрудняют управление автомобилем при переезде с одной транспортной полосы на другую, при движении на повышенной скорости и в дождь. Такие повреждения возникают в результате:

    • Применения в асфальтобетоне некондиционных материалов (маловязкого битума, зерен с гладкой поверхностью, слабоактивного минерального порошка и т.п.);
    • Нарушения рецептуры смеси (недостаточное количество щебня, минерального порошка, избыточное содержание битума);
    • Нарушения технологии устройства покрытия (укладка смеси толстым слоем и на плохо уплотненное основание);
    • Недостаточного уплотнения самой смеси, раннего открытия движения транспорта по свежевыложенному покрытию;
    • Превышение действующих нагрузок над расчетными для данной конструкции дорожной одежды.

    Колея возникает практически сразу и, если не принять своевременных мер, ее размеры увеличиваются лавинно с выпором материала покрытия в обе стороны. Колея образуется в основном на покрытиях из песчаной или малощебенистой асфальтобетонной смеси и достигает часто неприемлемых величин более 50 мм.

    Однако колея может образоваться также от износа покрытия в полосе наката. Износ прямо зависит от прочности каменного материала и плотности асфальтобетона, но в любом случае увеличивается постепенно в результате истирания и шлифования поверхности, особенно шипованными шинами. Опасным считается износ, превышающий 10 мм.

    Выкрашивание – весьма серьезный дефект покрытия, так как может привести к быстрому и полному разрушению его на большом протяжении.
    Выкрашивание характерно для пористого покрытия и связано с уносом из него составляющих – частиц песка, щебня, вяжущего в результате совместного действия воды, противогололедных реагентов и колес автомобилей. Вода, проникая в поры, нарушает сцепление вяжущего с зернами каменного материала, которые, не имея связи между собой легко засасываются и уносятся колесами автомобилей, открывая доступ воды к новым зернам. В результате на покрытии быстро образуются и разрастаются очаги разрушения.

    Причинами повышенной пористости могут быть:

    • Неправильная рецептура и дозировка материалов во время приготовления смеси (недостаточное количество битума и минерального порошка);
    • Выгорание битума при перемешивании с перегретым каменным материалом;
    • Недостаточное уплотнение смеси, из-за чего водонасыщение асфальтобетона превышает 5%;
    • Укладка смеси в холодную и сырую погоду, когда она плохо поддается уплотнению из-за быстрого остывания;
    • Фракционная и температурная неоднородность смеси (недостаточное время перемешивания, неправильная погрузка в кузов, охлаждение и сегрегация смеси при ее разбрасывании и т.п.)

    Проломы и просадки – результат вымывания грунта земляного полотна водой из-за отсутствия дренажа дорожной одежды, применения некондиционных материалов в основании. Просадки возникают также вследствие недостаточного уплотнения грунта земляного полотна, использования грунтов, набухающих в воде (глин, суглинков, пылеватых грунтов), которые при промерзании вспучиваются, а при оттаивании оседают, деформируя и разрывая покрытие с последующим уносом отдельных фрагментов колесами транспорта.

    Оперативное распознавание, конкретной причины производится с помощью георадаров, которые позволяют узнать:

    • Толщину конструктивных слоев и положение уровня грунтовых вод;
    • Наличие скрытых объектов (подземных коммуникаций);
    • Зоны просадочных и разуплотненных грунтов, зоны инфильтрации грунтовых и техногенных вод;
    • Зоны неоднородных грунтов с местами включения пылеватых и пучинистых грунтов;
    • Вымоины и размытые зоны с переувлажненными грунтами в подстилающих основаниях и многое другое.

    Располагая информацией о происхождении, можно эффективным способом устранить повреждения и свести к минимуму вероятность повторного разрушения дорожной одежды и в частности покрытия.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: