Как запаять пластмассу паяльником

Паяльник для пластика

На дороге с автомобилем может случиться неприятность. Небольшое столкновение или наезд на неподвижное препятствие — и на бампере или на элементах пластикового обвеса появилась уродливая вмятина или разрыв. Снятие бампера на современном автомобиле означает разборку половины машины, да и стоит эта деталь больших денег. Инженеры разработали устройство, позволяющее ремонтировать пластиковые детали без их демонтажа. Паяльник для пластика экономит владельцам много времени и средств.

Паяльник для пайки пластика

Бампер предназначен для защиты корпуса от столкновений и принимает все удары и повреждения на себя. Традиционная «жестянка» правка металла, шпаклевка, покраска — для этой части корпуса не подходит. Для ремонта понадобится специальное оборудование.

Паяльник для пластика нагревает поврежденный участок до определенной температуры. Пластмассу можно нагреть до разной степени:

  • До температуры пластичности. Материал детали становится мягким и пластичным, его форму можно изменять руками. Применяется для ремонта впадин, выступов, коробления и других деформаций детали без нарушения ее целостности.
  • До температуры плавления. Кромки деталей оплавляются, их можно спаивать в единое целое. Используется в случаях разрыва пластика.
  • До температуры разрушения. Плавится не только кромка, но и большие участки материала бампера. Даже если удалось сформировать шов, он будет непрочным и недолговечным. Отремонтированное изделие не сможет выдерживать эксплуатационные нагрузки.

Паяльное оборудование снабжается системами контроля температуры нагрева.

Типы паяльников для пайки бампера из пластика

На рынке представлено несколько разновидностей паяльного оборудования для изделий из пластика:

  • Обычный. Мощный паяльник для пайки пластика с прямым или загнутым наконечником. Предназначен для спайки отбитых и оторванных кусков бампера. Таким прибором можно надежно и надолго соединить разрозненные осколки в единое целое.
  • Термопистолет. Применяется как для спайки деталей, так и для выправления деформированных участков. Снабжен системой точной регулировки температуры нагрева. Это позволяет подобрать рабочие параметры к каждому конкретному типу материала, конфигурации и толщине бампера. К устройству придается широкий набор насадок и приспособлений, облегчающих пайку и правку.
  • Универсальная паяльная станция. Мультиинструмент объединяет в себе несколько приборов. К общему блоку питания подключены и фен, и электропаяльник с жалом. При необходимости их можно использовать как поочередно, так и одновременно, для ремонта самых сложных комплексных повреждений.

Термовоздушная паяльная станция

Большинство станций и термопистолетов имеют стандартный диаметр сопла, что позволяет пользоваться насадками друг от друга.

Требования к паяльникам для пластика

Основной характеристикой инструмента служит его мощность. Чтобы иметь возможность ремонтировать любые повреждения, мощность должна быть от 100 ватт. При недостаточной мощности прибор не сможет расплавить толстую пластмассу. Для фенов мощность начинается с 1500 ватт.

Кроме мощности, важным параметром является скорость прогрева жала паяльника. Обычные электропаяльники, применяемые для электромонтажных работ, не годятся — их прогрев занимает насколько минут. Для работ по пластику время разогрева должно быть не больше 10 сек. Иначе вся работа превратится в ожидание разогрева.

Профессиональный паяльник для пластиковых труб

И еще одно требование относится к эргономике. Прибор должен удобно лежать в руке, не заслонять рабочую зону, позволять точно подводить жало к рабочей зоне и управлять им с большой точностью. Чрезмерный вес, быстро утомляя руку, не позволит работать долго и производительно

Принцип работы паяльником

Перед началом работы поверхность необходимо очистить от загрязнений и тщательно обезжирить, кромки нужно зашкурить.

При использовании паяльника его наконечником следует расплавить кромки соединяемых деталей. Далее их нужно прижать друг к другу и зафиксировать до полного остывания. Лучше всего заранее сжать края вместе и обрабатывать их одновременно. После остывания формируется сварочный шов, соединяющий две заготовки в единое целое.

При работе феном поток нагретого воздуха направляют на поврежденную область, равномерно прогревая ее до достижения температуры пластичности. Теперь можно придавать размягченному пластику любые требуемые формы. Для сварки на фен надевают щелевую насадку, формирующую узкий плоский поток нагретого воздуха. Этим потоком действуют так же, как жалом паяльника.

Еще одна разновидность ремонта — скрепление скобами. В аппарат для пайки вставляют скобы, они разогреваются и вдавливаются в материал таким образом, чтобы соединить части бампера в единое целое, обеспечивая сварному шву дополнительную прочность.

При ремонте трещин их следует зачистить и углубить до глубины в полсантиметра до образования V-образного желобка. В концах трещины следует просверлить отверстия, чтобы предотвратить дальнейшее распространение. Далее паяльником соединяют края до полного исчезновения трещины.

Шов следует сначала пройти с внутренней стороны, второй проход выполняется с лицевой.

Если форму поверхности не удалось восстановить полностью, на проблемные участки наклеивают куски стеклоткани. После восстановления формы и целостности бампера его красят так же, как и металлические детали. На зашкуренную и обезжиренную поверхность наносят слой грунта, после его высыхания — два слоя краски. В качестве финишной отделки проводят полировку.

Пистолет фен

Во время работы паяльником материал разравнивается и перераспределяется жалом. При работе феном применяются пластмассовые присадочные прутки, являющиеся аналогом припоя при пайке или присадочной проволоки при сварке.

Такие прутки покупают в магазинах либо изготавливают самостоятельно, нарезая отходы пластика. Важно следить за тем, чтобы пруток был из того же материала, что и ремонтируемое изделие. Пруток заостряют с одной стороны, а другой стороной вставляют в фиксатор на сопле термопистолета.

Читайте также:
Как сделать нитяные шторы своими руками?

Пайка пластика феном

Устройство ведут вдоль линии спайки медленно, наклонив пруток-присадку под углом 40-50°. Для соединения разрозненных осколков пайку выполняют в несколько проходов. Сперва нужно соединить осколки между собой короткими швами, из расчета один — два на сторону. Далее получившуюся сборку прикладывают к целой части бампера. Если контуры совпадают, проводят спайку по контуру. В последний проход окончательно спаивают осколки между собой.

Технология подготовки пластмассовых деталей к пайке

Прежде всего, требуется выяснить, из какой пластмассы сделана подлежащий ремонту элемент. Все они делятся на две большие группы:

  • Твердые. Маркируются символами ABS, GF 15, GF 30, PAG.
  • Мягкие. Обычно не маркируются.

Различить их по внешнему виду, не имея многолетнего опыта, сложно. Поэтому стоит поискать маркировку на обратной стороне бампера или элементы обвеса. Наиболее прочным пластиком является полипропилен. Изделия из него хорошо держат форму, обладают хорошим внешним видом и успешно поддаются ремонту.

Процесс подготовки складывается из следующих операций:

  • Очистить от загрязнений и остатков старого лакокрасочного покрытия. Механическая очистка сопровождается промывание теплым мыльным раствором.
  • Обезжирить. Здесь подойдут распространенные органические растворители, такие, как уайт-спирит. ацетон и т.п.
  • Отшлифовать зону спаивания бархатной наждачной бумагой (P120). Крупные изделия шлифуют, используя шлифмашиной.
  • Продуть сжатым воздухом, чтобы убрать шлифовальную пыль.

Тщательная подготовка поверхности позволяет добиться высокого качества работ. Отремонтированное изделие бывает просто не отличить от нового.

Область применения

Самая широкая область применения паяльника для пластика — это автосервис, и прежде всего — для ремонта бамперов. Используют их также для ремонта других пластмассовых элементов — обвеса кузова, корпуса зеркал заднего вида, пластиковых элементов отделки торпеды и салона.

Паяльник позволяет ремонтировать любые поврежденные детали из пластика — для велосипедов и мотоциклов, снегоходов и квадроциклов.

В последнее время все шире метод используется при ремонте деталей разнообразных плавсредств — рыболовецких катеров и даже яхт, на которых традиционное дерево все больше уступает место пластикам и композитным материалам.

На участке частного дома паяльник может пригодиться для ремонта оборудования и трубопроводов систем водоснабжения, отопления, орошения и канализации, пластиковых каркасов парников и теплиц.

Важно помнить, что свариваются таким образом только изделия из одинаковых материалов.

Пайка сварка пластиковых бамперов

Приступаем к пайке

Процесс пайки пластика необходимо начинать с внутренней стороны бампера. Для этого один его конец неподвижно фиксируется, и вдоль шва прокладываются электроды. Тем самым нагревательный элемент расплавляет материал, который, в свою очередь, заполняет углубления рубца.

Схема сварочного электрода.

Направлять насадку пистолета нужно перпендикулярно шву. Для начала желательно сделать прихватку деталей в нескольких местах: это улучшит их фиксацию, что в дальнейшем облегчит процесс пайки. После можно приступать к заполнению шва. При следующем проходе необходимо захватить боковые зоны. С каждым заполнением стежки электрод постепенно уменьшается, поэтому его потребуется вовремя заменить.

Когда весь участок будет пройден, дождитесь, чтобы масса пластика с образовавшимися пузырьками немного остыла — это займет около 5 минут. Затем приступайте к разглаживанию шва. Для этого можно использовать любой тупой предмет, например, деревянную ручку какого-нибудь инструмента. В труднодоступных местах поверхность выравнивается пальцами, только не забудьте воспользоваться перчатками. Полное отвердение шва наступит через несколько часов.

Данное армирование делается внутри бампера. Чтобы сцепление сетки с поверхностью было как можно прочнее, расплавленная пластмасса наносится по всему ее периметру, заполняя все ячейки. Таким образом, утопив сетку, вы получите прочную поверхность, а когда пластик полностью остынет, его излишки можно будет удалить при помощи шлифовальной машинки. После этого нужно избавиться от образовавшихся волосков, это делается с помощью строительного фена. Только следите за его температурой, чтобы не перегреть поверхность бампера.

На этом процесс пайки закончен, теперь вам требуется зашпаклевать поверхность с внутренней и наружной стороны, при этом заделать все неровности. Затем шпаклевку нужно отшлифовать наждачной бумагой. Далее поверхность грунтуется и наносится на нее краска.

Вот таким образом вы сможете самостоятельно отремонтировать бампер своего автомобиля, при этом не тратя своих денег в дорогих автомастерских, где данный ремонт выльется в кругленькую сумму.

Очень часто бывает так, что пластиковая деталь или ее крепление лопается, отрывается и так далее. Покупать из-за какой-то мелкой крепежки новую деталь не очень хочется. Остается ремонт с помощью пайки и с последующим укреплением содой с суперклеем. Но обо всем по порядку.

Может быть так, что деталь просто треснет: тут можно сразу переходить к пайке. Но бывает так, что пластик деформировался, тогда перед пайкой необходимо вернуть его к первоначальному положению, и сделать это можно строительным феном.

После этого берем паяльную станцию (по сути, это обычный паяльник с тонким жалом, температуру которого можно регулировать, делая так, чтобы тот или иной пластик не горел, а плавился).

Читайте также:
Классные идеи бюджетного обновления детской комнаты

Аккуратно пропаиваем вглубь, накладывая стежок за стежком, и пропаивайте на 5-10 мм больше чем есть трещина. Просто может быть так, что трещина внутренняя и на поверхности ее не видно. Так пропаиваем каждую трещину, в итоге получаем подобную паутину швов.

Точно так же делаем и с обратной стороны детали.

После проделанного швы нужно обработать, сделать вровень с основной поверхностью, да и подготовить всю поверхность в целом, если, конечно, это требуется, но самое главное — шов. А делаем это обыкновенной наждачкой, зернистостью около 100.

Вроде бы все? Но нет, теперь самое интересное!

Нам потребуется обыкновенная пищевая сода и любой суперклей.

На спаянном шве между стяжками есть расстояние, которое необходимо заполнить, чтобы придать всему этому делу окончательную жесткость и полную уверенность в надежности спайки.

Берем суперклей и наносим тонким слоем его в шов. Следите, чтобы каждая полость шва была заполнена. Выдерживаем так около 10 минут.

После этого наносим еще один слой суперклея и посыпаем все это сверху содой!

Сода вступает в реакцию с суперклеем, после чего все это кристаллизуется и получается каменный шов! Все пространство между стяжками заполнено и жестко скреплено, шов получается сверх крепким, когда попробуйте сами, вы все поймете)

Если требуется, для покраски, например, шов можно так же обработать наждачной бумагой.

Таким же образом был спаян щиток вилки. Шов обрабатывать не стал, нет смысла просто.

Надеюсь, что данный способ ремонта пластика кому-то пригодится)

Как паять пластиковые трубы

Ассортимент строительных продуктов с каждым годом растет. На рынке появляются современные материалы, которые облегчают ступени строительства, и повышают производительность рабочих.

Потребители стремятся использовать при планировке внутренних систем в домах трубопроводы с большим сроком эксплуатации.

Подходящей альтернативой, отвечающим потребительским запросам, стали ветки внутренних коммуникаций из пластика. Как паять пластиковые трубы?

Ещё одним преимуществом таких технологий считается появление возможности самостоятельно провести ремонт или замену сетей водоснабжения и отопления. Как паять пластиковые трубы для водопровода?

Широкое применение этого материала обусловлено рядом причин. Положительные свойства таких конструкций в отличие от металлических:

Полиэтиленовые модели монтируются спайным методом или при помощи муфт/фитингов (муфтовая сборка). Как паять пластиковые трубы для водопровода?

Для проведения новых сетей водоснабжения подойдут изделия из ПВХ и полиэтилена без армирования и усиления. Подготовка требует создать схему будущего водоснабжения с обозначением длин веток, его положением и всех необходимых для установки конструкции фитингов. Правильный расчет длин и числа загибов позволит упростить технологию, увеличить скорость выполнения задания и не допустить переделок.

Нагревательный прибор представляет собой специальное устройство с подошвой с креплением к ней особых насадок различного диаметра. Существуют приборы, в комплект которых входят от двух и более насадок одновременно.

Этапы технологии прокладки гидрокоммуникаций расскажут, как научиться паять:

Внимание! При монтаже тепло- и водоснабжения спайным швом категорически не допускается падание воды или влаги в полость или на поверхность. При нагреве вода, превращаясь в пар, деформирует пластиковую структуру, в результате чего она теряет свою прочность

Температурные режимы для спайки описываются в инструкциях к инструменту. На современных изделиях установлен автоматический режим нагрева в зависимости от размера монтируемой сети и глубины сварки. На предыдущих марках силу нагрева подбирали вручную.

При какой температуре паять пластиковые трубы? При спайке полиэтиленовых стояков устанавливаем температурный регулятор в районе 220 ° С, для полипропиленовых – 260 °С. На механизме нагрева имеется индикатор, который показывает готовность прибора к использованию. Индикатор горит только в режиме нагрева.

Если требуется провести монтаж водоподачи одного размера, то не следует переплачивать за количество насадок и наличие температурного механизма.

Если планируется большой объем производства длительного характера с применением сетей различных размеров по окружности, то приобретаем универсальный прибор для соединения с последними техническими возможностями и характеристиками.

Знать технологию присоединения автономных коммуникаций не достаточно. Для качественной установки нужно знать ряд особенностей прокладки и пайки жилищных веток. Как правильно паять пластиковые трубы? Чтобы обеспечить профессиональную сборку технологических строений необходимо помнить некоторые нюансы соединения:

Монтаж теплоснабжения обладает рядом сложностей. Устройство отопительных моделей может проводиться в помещениях с низкими температурами, что усложняет процесс пайки.

Для теплоподачи разрабатывают системы в зависимости от температуры подаваемой в систему воды и рабочего давления.

Применение пластика в строительстве позволило увеличить производительность, и уменьшить затраты на необходимый материал.

Трубы для отопления армируются стекловолокном, что делает этот материал прочным и долговечным.

Паять пластиковые трубы своими руками несложно. Процесс пайки не требует наличие профессиональных навыков или опыта. Смонтировать сети жизнеобеспечения в собственном доме может каждый.

Обязательный состав требуемого инструмента включает в себя только паяльное устройство. Остальные вспомогательные инструменты можно заменить подручными средствами, труборез – острым ножом.

Трубопровод из полиэтиленовых конструкций и ПВХ – надежная, долговечная и экологически чистая система для подачи воды и отопления.

Поделитесь ей с друзьями и они обязательно поделятся чем-то интересным и полезным с Вами! Это очень легко и быстро, просто нажмите кнопку сервиса, которым чаще всего пользуетесь:

Читайте также:
Летняя спецодежда: обзор костюмов и камуфляжной одежды для рабочих, жилетов и других видов, параметры выбора

Подготовительные работы

Прежде чем приступить к пайке, необходимо провести ряд подготовительных работ.

Схема автомобильного бампера.

Для начала нужно очистить поверхность бампера от грязи. Затем с помощью напильника или наждачной бумаги на месте дефекта снять краску и остатки лака, а края пластика зачистить. Потом всю эту площадь необходимо обезжирить.
Еще желательно узнать, из какой пластмассы изготовлена деталь

Особенно это важно, если вы собираетесь использовать пистолет или фен для пайки, ведь вам понадобятся специальные стержни и насадка. Если же используется паяльник, то здесь большого внимания этому уделять не стоит, так как в месте припоя нарушается температурный режим и прочность шва будет одинаковой.
Затем необходимо восстановить сломанную деталь, если фрагментов будет несколько, то для сборки нужно использовать зажимы

Также стяжку швов можно произвести скобами, только так, чтобы они не пробили насквозь пластик. Для этого ножки скоб укорачиваются с помощью кусачек. Если же под рукой этих инструментов не оказалось, воспользуйтесь обычными струбцинами. В этом случае паять пластик будет гораздо практичнее.

Обрешетка под шифер – выбор шага и сечения реек

Несмотря на широких ассортимент современных кровельных материалов, крыши из шифера остаются вполне востребованным конструктивным решением, используемым для перекрытия хозяйственных или производственных построек, а также садовых домов. Монтаж этого недорого покрытия для односкатной или двухскатной кровли вполне можно выполнить своими руками, если знать, как устроена обрешетка под шифер. В этой статье мы расскажем, из чего состоит основание для настила асбестоцементных листов, как правильно выбрать размеры реек и расстояние между ними, чтобы получить прочную и долговечную конструкцию.

Устройство и виды

Монтаж односкатной или двухскатной шиферной крыши начинается с организации обрешетки, прочного, ровного основания, на который фиксируется кровельный материал. Она представляет собой настил из досок, выполняющий 2 задачи: равномерное распределение веса финишного покрытия между стропилами и поддержка асбестоцементных листов. Различают 2 вида оснований:

  • Сплошное. Монтаж сплошной обрешетки под шифер выполняют только для односкатной крыши с маленьким углом наклона ската. Для ее изготовления используются обработанные доски или влагостойкая фанера, уложенные сплошным слоем.
  • Разреженная. Разреженная обрешетка нужно делать из обрезной или необрезной доски. Для этого бруски, толщина которых составляет не менее 25 мм, укладывают перпендикулярно стропилам. Расстояние между досками – это шаг обрешетки, он зависит от веса материала и уклона ската.

Важно! Если для устройства односкатной или двускатной крыши своими руками применяется плоский или волновой шифер с усиленным профилем, размеры которого больше обычного чтобы сделать основание, используют бруски 50х50 мм или доски сечением не менее 40 мм.

Требования к материалу

Обрешётка под шифер – важный элемент кровельного пирога односкатной или двухскатной крыши, с которого начинается настил финишного покрытия. От прочности и несущей способности основания, на которое укладывают асбестоцементные листы зависит долговечность, надежность крыши. Потому делать обрешетку рекомендуется из материала, соответствующего следующим требованиям:

  1. Влажность древесины, из которой выполняется монтаж основания для укладки шиферных листов, не должен превышать 12 градусов. Сухое дерево меньше подвержено гниению и короблению.
  2. Рекомендуется делать монтаж обрешетки из древесины твердых пород. Лучше изготавливать ее из доски хвойных деревьев (ели, сосны, лиственницы).
  3. Древесина, из которой изготавливают каркас для односкатной или двухскатной крыши, обязательно обрабатывается антисептическими препаратами, предотвращающими гниение в условиях повышенной влажности.

Учтите, если здание имеет повышенный риск возникновения возгораний, доски, используемые для монтажа каркаса своими руками, также необходимо пропитать антипиреном, который блокирует распространение огня.

Выбор сечения

Плоский и волновой – достаточно тяжелый кровельный материал, вес каждого листа которого может превышать 25 кг, поэтому он оказывает на стропила интенсивное давление. Чтобы равномерно распределить нагрузку от этого покрытия, необходимо сделать прочную обрешетку. На сечение ее элементов оказывает влияние шаг между стропилами, размер асбестоцементных листов и уклон крыши. Опытные мастера рекомендуют следовать следующим рекомендациям:

  • Монтаж обрешетки для настила шиферных листов стандартного размера выполняют с помощью бруса сечением 5х5 см или обрезной доски толщиной 25 мм.
  • Для обрешетки под шифер с усиленным профилем, длина которого больше, чем у обычного, применяют бруски сеченым 7х7 см или обрезную доску толщиной 4 мм.

Обратите внимание! Для настила шифера практически всегда используется разреженная обрешетка, шаг которой составляет 50-60 см. Организовывать сплошное основание с использованием влагостойкой фанеры или ОСП целесообразно только в тех случаях, когда кровля имеет очень маленький уклон, или регион строительства характеризуется интенсивными осадками.

Выбор шага

Устройство обрешетки под шифер определяется нагрузками, которым она будет подвергаться в процессе эксплуатации. Чтобы правильно определить сечение и шаг между ее элементами, необходимо выполнить расчет, учитывающий вес материала, уклон кровли, расстояние между стропилами и климатическую зону. Чтобы сделать надежную конструкцию, обладающую высокой несущей способностью, необходимо учитывать рекомендации производителей:

  1. Шаг между брусками разреженной обрешетки под волновой или плоский шифер стандартного размера должен составлять 50-60 см.
  2. Шаг между брусками разреженной обрешетки под шифер с усиленным профилем должен составлять 75-80 см.

Важно! Элементы обрешетки располагают с таким расчетом, чтобы каждый лист имел хотя бы 3 точки опоры: одну посредине листа и 2 по краям. Монтаж такой конструкции позволяет минимизировать внутреннее напряжение материала и предотвратить деформации.

Как сделать обрешетку под шифер – варианты устройства кровли

Шиферное кровельное покрытие до сих пор остается довольно популярным среди потребителей. Оно активно применяется для обустройства крыш жилых домов и дачных коттеджей. Данная статья расскажет о том, как сделать обрешетку под шифер и какие материалы для этого потребуются.

Читайте также:
Кожаные компьютерные кресла — шикарно и долговечно, но дороговато

Разновидности обрешетки под шифер

Прежде чем выполнять укладку шиферного покрытия, поверх стропильной системы одно или двускатной крыши располагается обрешетка. Она представляет собой надежную основу, к которой будет прикреплен кровельный материал. В первую очередь, обрешетка позволяет распределить нагрузку, создаваемую шифером, по всей поверхности стропильного каркаса. Кроме того, она поддерживает листы шифера, чтобы они не провалились и не деформировались.

По строению различают два вида обрешетки:

  1. Сплошная. Такой вариант используется лишь для низкоуклонных односкатных крыш. При этом применяется влагостойкая фанера или обработанная шиферная доска, которая укладывается вплотную.
  2. Разреженная. В данном случае можно использовать обрезную или необрезную доску. Рейки сечением 25 мм крепятся перпендикулярно стропилам. Шаг обрешетки выбирается исходя из угла наклона скатов и массы кровельного покрытия.

Обратите внимание, что обрешетка под плоский шифер с усиленным профилем, который по размерам превышает обычный тип кровельного материала, делается из досок сечением от 40 мм, либо из реек 50×50 мм. То же самое относится и к усиленному волновому шиферу.

Выбираем материал

От того, насколько надежной и крепкой будет обрешетка под шиферную кровлю, зависит долговечность всей одно- или двускатной крыши. Следовательно, материал для ее изготовления должен быть достаточно качественным.

Древесина для обрешетки должна отвечать следующим параметрам:

  • Бруски и доски должны быть достаточно сухими, поскольку такая древесина меньше поддается деформации и гниению. Допустимый уровень влажности составляет 12 %.
  • Для обустройства кровли под шифер лучше воспользоваться деревом твердых пород. Оптимальными вариантами будут: сосна, ель, лиственница.
  • Антисептическая обработка от паразитов и гниения является обязательным условием при установке обрешетки под шифер на одно- или двускатной крыше.

Стоит отметить, что в помещениях с повышенным риском возгорания все деревянные элементы стропильной системы необходимо обработать антипиреновыми пропитками.

Размеры

Поскольку любой шифер, будь то волновой или плоский, весит достаточно много – более 25 килограмм в одном листе, он неизбежно создает нагрузку на стропила. Чтобы такая нагрузка была распределена более-менее равномерно, необходима надежная опора. Выбор размеров обрешетки под шифер зависит от шага между стропильными ногами, параметров кровельного материала, а также угла наклона крыши.

Общие рекомендации по выбору размеров таковы:

  1. Рейка сечением 50×50 мм или доска толщиной в 25 мм применяются для укладки стандартных листов шифера.
  2. Обрезные доски с толщиной в 40 мм или рейки сечением 70×70 мм применяются для устройства обрешетки под шифер с усиленным профилем, который по длине немного больше, чем стандартный.

Нужно сразу понимать, как правильно класть шифер на крышу. Как правило, укладку асбестоцементных листов производят на разреженную обрешетку с шагом в 50-60 см. Сплошной тип основы целесообразен лишь в регионах с большим количеством снежных осадков, а также на плоских или низкоуклонных крышах.

Шаг обрешетки под шиферную кровлю – как сделать правильно

Тип обрешетки под шиферное кровельное покрытие выбирается, исходя из ожидаемых нагрузок на кровлю. На величину сечения и расстояние между рейками обрешетки влияет несколько факторов. В частности, при расчетах следует учесть регион строительства, уклон скатов, а также массу и тип материала. Иногда приходится резать шифер под размер ската кровли. В этой ситуации нужно знать, чем пилить шифер проще всего. Обрешетку устанавливают, исходя из размеров обрезанного шифера.

Производители шиферного кровельного покрытия предлагают следующие рекомендации для обустройства обрешетки:

  1. Если используются стандартные листы волнового или плоского шифера, шаг между досками обрешетки должен быть 50-60 см.
  2. Применение листов шифера с усиленным профилем позволяет увеличить расстояние между обрешетинами до 75-80 см.

Стоит отметить, что укладка основы под шифер из досок или брусьев должна выполняться так, чтобы каждый лист кровельного материала опирался как минимум на три точки обрешетки – в центре и по одной с каждого конца. Такой подход позволит избежать возможной деформации и разрушения кровельного материала.

Как делается обрешетка под шифер своими руками

Если при монтаже соблюсти все требования и технологии, то кровельные материалы смогут прослужить намного дольше, чем гарантируют производители. Таким образом, впору сделать вывод, что от качества и правильного расчета обрешетки будет зависеть прочность и долговечность конструкции.

Обрешетка под шифер – это специальная конструкция, к которой прикрепляется кровельный материал. Ее устройство обеспечивает зазоры между шифером и изоляцией, что необходимо для ухода в атмосферу пара и конденсатов, которые образуются при эксплуатации.

Читайте также:
Кварц виниловый ламинат

Устройство обрешетки

В зависимости от этажности зданий, обрешетка может быть изготовлена из доски разных сортов. Так, для малоэтажной конструкции больше всего подойдет древесина второго сорта, а хозстроения и подсобные помещения должны иметь обрешетку из древесины третьего сорта.

Расчет мощности обрешетки зависит от веса кровельного материала. Для того чтобы конструкция получилась прочной, обрешетку монтируют из сухих деревянных брусьев, обрезных либо необрезных досок. Стоит отметить, что шифер – это наиболее прочный кровельный материал. Поэтому при его укладке потребуется три опорных бруса и середина листа.

Необходимые материалы и инструменты

Для того чтобы сделать каркас под кровельный материал, потребуется наличие следующих инструментов и материалов:

  1. Шуруповерт.
  2. Инструменты для резки (ножовка или пила).
  3. Уровень строительный.
  4. Метр для замеров.
  5. Молоток.
  6. Шнур для отбивки.
  7. Деревянные брусья либо доски, в зависимости от выбора стропил.
  8. Рейки.
  9. Гвозди из стали 90 или 100 мм.
  10. Карандаш либо другой инструмент для отметок.
  11. Антисептик, антипирен.

Как правильно выбрать материал для обрешетки

В связи с тем, что устройство обрешетки, шаг, размеры, сорт древесины напрямую зависит от выбора кровельного материала, следует ответственно подойти к выбору материала и последующим замерам. Исходя из того, что в нашем случае в качестве материала выступает шифер, дерево должно быть довольно прочным, так как данный кровельный материал очень тяжелый.

Хвойные породы дерева отличаются природной пропиткой из смолы. Такое свойство очень полезно, так как именно смола способна отталкивать влагу, что обеспечит дополнительную защиту от гниения материала.

Идеальным вариантом будет сухая древесина 2-го сорта, брусья либо доски. Но при покупке стоит внимательно их осмотреть и проверить на дефекты и признаки разрушения: разводы, темные пятна, неровная поверхность, сучки.

Размер бруса или плоской доски подбирается по типу шифера. Так, брус с сечением 50×50 мм подойдет для обычных профилей шифера. Также стоит запомнить, что нельзя выбирать толстые брусья. Объяснить это можно тем, что при повышенных осадках дерево будет впитывать много влажности, что приведет к его деформации.

Обязательные требования к сооружению

Для того чтобы избежать преждевременной деформации шифера, нужно расположить под середину листов четные поперечины выше нечетных на 3 см. На четные брусья необходимо располагать внахлест, так как если расположить одинаковые брусья, то середина листа будет неплотно прилегать к каркасу, что приведет к ее провисанию и крушению.

Как правильно рассчитать пиломатериал

Для получения количества рядов обрешетки необходимо разделить высоту ската крыши на шаг обрешетки и прибавить 1. При получении нецелого числа нужно его округлить в большую сторону.

Чтобы узнать погонный метр необходимого бруса для обрешетки, нужно умножить число рядов на ширину 2-х скатов. Также стоит добавить 10% на обрешетку площади дымохода и на возможные отходы.

Для односкатной крыши не потребуется точных расчетов по специальным формулам. Но если вы сомневаетесь в своих силах, то лучше обратиться к профессиональному кровельщику для проведения точных замеров.

Поэтапное проведение строительных работ

В случае когда человек хочет самостоятельно соорудить каркас для кровельного материала, ему следует изучить порядок проведения работы. Поэтапная установка обрешетки:

  1. Замер и покупка необходимых материалов.
  2. Монтажные работы по сооружению стропильной опоры.
  3. Монтаж обрешетки.
  4. Проведение подготовительных мероприятий перед укладкой кровельного материала.
  5. Монтаж шифера.

Советы профессионалов при сооружении обрешетки

Как уже говорилось выше, перед началом монтажа необходимо проверять материал на дефекты. Также рекомендуется обрабатывать древесину защитным составом:

  • антисептик: поможет предотвратить гниение;
  • антипирен: повышает пожароустойчивость материала.

Стоит отметить, что сейчас есть современные составы, которые обладают двойным эффектом, что существенно облегчает обработку материала.

Защитный раствор необходимо наносить в 3 слоя с перерывами не менее 5 часов. Такая особенность необходима для впитывания жидкости в древесину.

Специальные рейки или брусья разных размеров помогут компенсировать разницу в толщине брусьев. Фиксация обрешетки осуществляется стальными оцинкованными гвоздями. Их толщина будет зависеть от толщины бруса.

Однако самое важное при проведении монтажа – это соблюдение техники безопасности:

  1. Работать нужно только в спецодежде.
  2. Использовать средства индивидуальной защиты.
  3. Страховать себя на довольно крутых скатах.

При соблюдении всех требований монтажных работ можно соорудить наиболее прочную и надежную обрешетку под любой кровельный материал, важно учитывать его вес.

Ровный, грамотно построенный каркас позволит без труда уложить кровельный материал на крышу и продлить ее срок эксплуатации. Все это обеспечит вам спокойствие и снизит риск преждевременного ремонта.

Укладка шифера на крышу: изучаем технологию создания шиферной кровли

Шифер — популярный материал, стоящий недорого, но обладающий высокой надежностью и долговечностью. Если же его покрасить, то по декоративности он сможет смело конкурировать с современными кровельными материалами. Поэтому область применения шифера практически не ограничена: асбестоцементные кровли можно встретить и на скромных дачных постройках, и на роскошных коттеджах.

Распространению материала способствует и то, что укладка шифера на крышу – работа не сложная, под силу любому желающему. Но, чтобы сделанное покрытие прослужило, как ему и полагается, не менее полувека, потребуется изучить все нюансы этого простого, но ответственного мероприятия.

Читайте также:
Категории пенсионеров, которые в 2020 году получат единовременную денежную выплату 5 000 рублей

Содержание

Многие считают, что шифер – универсальный кровельный материал. Это не так. Чтобы атмосферные осадки не просочились под шифер, его рекомендуют укладывать только на одно- или двускатные кровли с уклоном не менее 15°. При желании использовать в качестве основания более пологую крышу, придется сооружать под обрешеткой серьезную гидроизоляцию из нескольких слоев рубероида или мембраны, а также увеличивать напуск соседних листов вплоть до 300 мм.

Способы укладки шифера

Чтобы получить кровельное покрытие, шифер закрепляют на обрешетке горизонтальными рядами, передвигаясь снизу вверх (от карниза). Каждый последующий лист в ряду накладывают на предыдущий на 1-2 волны. Каждый последующий ряд также смещают на предыдущий, как правило, на 120-200 мм.

Существует два способа раскладки шифера:

  • Вразбежку – когда листы шифера одного горизонтального ряда монтируют со сдвигом на 1-4 волны по отношению к листам соседнего ряда. Линия стыковки получается ступенчатой. Такая технология рекомендуется для скатов кровель, широких в поперечном направлении (по горизонтали), но узких по уклону.
  • Без смещения – когда листы шифера монтируют одинаковыми, ровными рядами, без сдвига. Стыки всех рядов формируют одну линию. Так как при укладке не разрешено устраивать двойной перехлест (то есть совмещать в одной точке более 2-х слоев шифера), края листов подрезают под углом 30°-60°. Данный способ наиболее рационален для покрытия скатов, широких по уклону, но небольших в поперечнике.

Как правило, волновой шифер укладывают вразбежку. Этот вариант менее трудоемок, так как не связан с большим количеством подрезки. Монтировать шифер без смещения намного сложнее, так как почти каждый лист приходится подрезать в углах. Но такая технология имеет и существенное преимущество – она позволяет экономить материал.

Рассмотрим пошагово процесс покрытия кровли шифером, акцентируя внимание на различие в двух схемах раскладки.

Технология укладки шифера

Этап #1. Устройство обрешетки

Первым делом для крепления шифера необходимо подготовить основание – обрешетку, которая закрепляется непосредственно на стропилах. Обрешетка бывает сплошной и разреженной.

Сплошная обрешетка – это настил из ОСП, фанеры или досок. Такое основание, как правило, применяется, если требуется покрыть крышу шифером с нестандартно малой толщиной.

Для типового шифера с толщиной по ГОСТ рекомендована разреженная обрешетка – конструкция из брусков, установленных с определенным шагом поверх стропил. Подходящее сечение обрешетки – 40-70 мм. Слишком тонкие бруски не используют, ввиду их возможного повреждения при внешней нагрузке (например, под воздействием выпавшего снега). Слишком толстые брусья – тоже плохо. При короблении они могут стать причиной разрыва асбестоцементных волокон и образования трещин на шифере.

В составе каркаса обрешетки рекомендуется использовать бруски разной высоты. Рядовые бруски обычно имеют сечение 60х60 мм, их закрепляют в нечетных рядах. Четные ряды составляют из элементов, высота которых чуть выше – на половину толщины используемого шифера. Например, если толщина шифера 6 мм, то высота «четных» брусков – 63 мм. Иную высоту – 66 мм — имеет и первый (карнизный) брусок, который должен возвышаться над рядовыми на толщину шиферного листа. Для однотипности часто применяют другую схему: используют рейки одной высоты – 60х60 мм но, в четных рядах и возле карниза, наращивают их с помощью подкладок толщиной 3 мм.

Обрешетку закрепляют на стропилах, под прямым углом, используя гвозди или саморезы. Так как шифер относится к прочным, не изгибающимся материалам, для установки каждого листа достаточно 3 опорных бруска. Шаг обрешетки из брусков зависит от длины листа. Стандартная длина составляет 1750 мм, соответственно, шаг обрешетки – 700-750 мм.

На коньке устанавливают 1-2 бруса обрешетки (на каждом скате) для последующего закрепления на них коньковых деталей. Высоту брусков подбирают на месте, по факту.

Дополнительно выполняют обрешетку вокруг дымовой трубы. Для этого рядовые бруски закрепляют по периметру ствола трубы на расстоянии не менее 130 мм от нее (для обеспечения пожарной безопасности).

Этап #2. Расчет количества шифера

Правильный подсчет количества шифера – еще один важный этап, который убережет кровельщика от необходимости в последний момент закупать 1-2 недостающих листа и заказывать для этого транспорт.

Нужно понимать, что не вся поверхность материала идет на непосредственное покрытие кровли. Часть площади (по периметру листа) теряется под перехлестом.

Поэтому расчет количества шифера осуществляют следующим образом:

1. Определяют количество шифера в поперечном (горизонтальном) ряду (П) по формуле:

  • L – ширина ската;
  • С – вынос свеса на фронтонах;
  • B2 – ширина листа;
  • В1 – ширина листа под перехлестом.

2. Определяют количество шифера в продольном ряду (n), используя формулу:

  • Lo — длина ската;
  • C1 — размер свеса с карниза (примерно 100 мм);
  • L2 = — длина листа;
  • L1 – размер продольного нахлеста листа.

3. Полученные цифры округляют в большую сторону до целого числа, перемножают и получают общее количество листов на 1 скат кровли. Если кровля двускатная, то рассчитанное количество листов (+10% — на бой и брак) приобретают в двукратном количестве.

Этап #3. Резка листов шифера

Прежде, чем поднимать листы шифера на кровлю, необходимо их рассортировать и, в соответствии с выбранной схемой укладки, раскроить.

Читайте также:
Краска для газовых труб: правила и нормы покраски внутри квартиры и на улице

Резать шифер можно несколькими инструментами:

  • болгаркой;
  • ножовкой по дереву или пенобетону;
  • электролобзиком;
  • с помощью дрели.

Проще и быстрее всего выполнять распил шифера болгаркой с диском по камню (бетону) или алмазным диском.

  • лист шифера укладывают на мостки из досок, чтобы место реза оказалось приподнятым над землей;
  • делают разметку линии реза с помощью ровной деревянной рейки;
  • место резки поливают водой, чтобы избежать перегрева диска, сделать шифер более мягким и податливым, а также осадить выделяющуюся асбестоцементную пыль;
  • выполняют распил, постоянно смачивая линию реза и диск болгарки (поливая их водой из бутылки).

Аналогично распиливают листы ножовкой или электролобзиком, однако при использовании этих инструментов нужно быть крайне осторожным, чтобы не сломать их.

Особого внимания заслуживают способы резки при помощи дрели или шиферного гвоздя.

При использовании дрели, сверлом 2 мм проделывают по линии реза сквозные отверстия с шагом 0,5 см. По окончании сверления, лист одним краем укладывают на опору (стол, например), а на другой край нажимают, после чего шифер раскалывается по намеченной линии.

Вместо сверла дрели для получения сквозных отверстий можно использовать заточенный гвоздь и молоток. Для этого устанавливают гвоздь на намеченную линию и бьют по шляпке молотком. Удары должны быть аккуратными, достаточно сильными, но не резкими. Таким образом пробивают множественные точечные отверстия на небольшом расстоянии друг от друга. После этого лист раскалывают на две части.

Технология распила шиферного листа болгаркой показана в видео-сюжете:

Этап #4. Укладка листов шифера

Укладку шифера начинают на стороне, противоположной направлению преобладающих ветров. То есть монтаж листов начинают с левой стороны, если сильные ветра дуют справа, и наоборот. Это позволит избежать задувания дождя и снега в места перехлеста листов.

Вдоль карниза натягивают шнур на расстоянии длины свеса, чтобы по нему ровнять ряды шифера. Вместо шнура можно воспользоваться ровной деревянной рейкой.

Последовательность работ при раскладе вразбежку:

1. Первый горизонтальный ряд начинают составлять из целых листов шифера. Каждый последующий лист перекрывает 1-2 волны предыдущего (как правило, на перехлест приходится 1 волна). Крепление выполняют, используя кровельные гвозди или саморезы с мягкими (резиновыми) прокладками.

2. Во втором ряду первый лист обрезают на некоторое количество волн, в зависимости от желаемой величины смещения. Затем кладут целые, неразрезанные, изделия. Листы перекрывают нижележащий ряд, формируя нахлест 200 мм – при уклоне ската в 15-20°, 150 мм – при уклоне более 20°. То есть, чем больше уклон, тем меньше допустимый перехлест.

3. Третий и все последующие ряды начинают с листов, обрезанных на удвоенное количество волн, отсеченных у первого листа нижележащего ряда. К примеру, если первый лист второго ряда был укорочен на 1 волну, то первый лист третьего ряда придется обрезать на 2 волны, затем – на 3 волны и т.д. Удобнее выполнять смещение на 1/2 ширины шифера. В этом случае резать наполовину придется только листы в каждом четном ряду. Нечетные ряды составляются из целых листов.

4. Последним укладывают коньковый ряд, составляя его из срезанных поперек листов.

При раскладе без смещения:

1. Первый лист укладывают целым, не обрезанным. Выравнивают его по шнуру, закрепляют гвоздями или саморезами. У последующих листов первого ряда скашивают под углом верхний правый угол (если монтаж начинают с правой стороны ската).

2. У первого листа второго ряда обрезают левый нижний угол, после чего стыкуют его со срезанным углом второго листа в первом ряду. Последующие листы скашивают в двух углах – в верхнем правом и нижнем левом (располагаются по диагонали). У последнего листа второго ряда (расположен слева) обрезают только верхний правый угол.

3. Элементы верхнего ряда (под коньком) подрезают по нижнему левому углу и по высоте – по факту. У последнего листа углы не срезают. Подобная схема формирования углов достоверна только при укладке листов справа налево. Если направление монтажа идет слева направо, то обрезку выполняют в противоположных углах (вместо левых углов — правые и наоборот).

Этап #5. Установка доборных элементов

После перекрытия кровли шифером, начинается финишный этап – установка доборных элементов. Для перекрытия конька желательно воспользоваться специальными коньковыми деталями из асбестоцемента. Каждый такой элемент состоит из двух частей, соединенных на шарнирах. В качестве альтернативы заводской детали можно использовать оцинкованный лист, согнутый на листогибочном станке или собственноручно.

Воротники дымовых труб, слуховых окон и места примыкания к стенам оформляют с помощью угловых деталей из асбестоцемента или воротниками из оцинковки. Их закрепляют поверх шиферных листов с помощью саморезов, пропускаемых через гребни волн. Верхнюю кромку фартука крепят к стене и герметизируют. Нижней кромкой перекрывают не менее 1 волны рядового листа.

Ендовы накрывают оцинкованными или асбестоцементными лотками, устанавливая их снизу вверх. При этом продольные стенки лотка должны перекрываться шиферными листами не менее, чем на 150 мм.

По окончании закрепления доборных элементов можно считать укладку шиферной кровли законченной.

Читайте также:
Кирпичи — размеры, цены, как выбрать кирпич, силикатные

Особенности крепления шифера на кровле

Важный нюанс, который следует оговорить отдельно – это подбор крепежных элементов и их использование в процессе крепления шифера на кровле.

В качестве крепежных элементов можно использовать:

  • Шиферные (кровельные) гвозди. Производятся из прочной стали, их главная особенность — увеличенная шляпка, достигающая 14 мм в диаметре. Чтобы исключить появление ржавчины, шляпки выполняют из оцинковки или металлов, покрытых антикоррозионным составом. Длина шиферных гвоздей должна быть прямо пропорциональна высоте волны шифера. То есть, чем выше волны шифера, тем длиннее вбиваемые в них гвозди. По рекомендациям специалистов, длина гвоздей должна быть на 10 мм больше, чем суммарная величина высоты волны шифера (куда будет вбиваться крепежный элемент) и толщины обрешетки (бруска или доски). Избыток стержня загибать не нужно.
  • Саморезы для шифера. Эти крепежные элементы, более дорогие, чем гвозди, но и более удобные в работе. Головки саморезов могут иметь три варианта исполнения: под гаечный ключ (шестигранная форма), под плоскую отвертку (с прямой прорезью), под крестообразную отвертку (с крестообразной прорезью). Под шляпкой располагается уплотнительная шайба с резиновой прокладкой. Некоторые производители окрашивают головки и шайбы в различные цвета (чаще всего – по палитре RAL).

Крепежные элементы монтируют двумя способами (на выбор):

  1. В предварительно высверленные дрелью отверстия в шифере. Их диаметр должен быть на 2-3 мм шире стержней крепежных элементов. Полученный зазор позволит предохранить шифер от растрескивания при подвижках деревянной обрешетки, но может стать причиной протекания воды под кровлю. Чтобы этого не произошло, на крепежные элементы надевают резиновую прокладку, которая герметизирует шиферную кровлю. Саморезы для шифера снабжены такой прокладкой конструктивно, в отличие от кровельных гвоздей. Поэтому под гвозди гидроизоляционную шайбу придется покупать отдельно или вырезать самостоятельно – из резины, рубероида или толи. Затем ее надевают на стержень, под шляпку.
  2. Без предварительно высверленных отверстий (этот способ рекомендует большинство «бывалых» мастеров). В этом случае для крепления шифера на крыше используют только кровельные гвозди без прокладок. Гвоздь вбивают в покрытие легкими ударами молотка, чтобы асбестоцементный слой крошился от ударов, а не трескался. Иначе шифер может лопнуть. Впрочем, даже при правильно проведенной технологии вбивания гвоздей непосредственно в шифер, часто происходит его растрескивание. Это связано с плохим качеством материала, которое, к сожалению, встречается сплошь и рядом.

Важная особенность крепления: при монтаже гвоздь или саморез не утягивают до предела к шиферному листу, а оставляют небольшой зазор в 2-3 мм – для компенсации температурных расширений. Если пренебречь этим советом, то в скором времени шиферная кровля пойдет трещинами.

Крепежные элементы устанавливают только в выступающие вверх части волны (в гребень), там, где шифер соприкасается с обрешеткой (для соединения кровельного листа с материалом обрешетки). Крепление ведут на расстоянии 80-100 мм от кромок листов.

Рекомендованное расположение гвоздей (саморезов):

  • для 5-ти волнового шифера – крепление во 2-ю и 4-ю волны;
  • для 6-ти волнового шифера – крепление во 2-ю и 5-ю волны;
  • для 8-ми волнового шифера – крепление во 2-ю и 6-ю волны.

Так как обычно шифер опирается на 3 бруска обрешетки, а крепление выполняется в точках соприкосновения 2-х волн с обрешеткой, общее количество гвоздей (саморезов) на каждый лист составляет 6 штук.

Выводы — реально ли все сделать самому?

Технология устройства шиферной кровли очень проста. Она не потребует от вас особых затрат времени, труда и денежных средств. Несмотря на это, кровля получится красивой (особенно если познакомиться с краской для шифера!), надежной и долговечной.

Обрешетка под шиферную кровлю

Кровли из шифера очень распространены в бюджетном строительстве. Материал достаточно прочен, долговечен и прост в монтаже. Но несоблюдение правил укладки может привести к продуванию стыков, протечкам и растрескиванию листов. Мы расскажем, как правильно устраивается обрешетка под шифер — основание, к которому крепится кровельное покрытие.

Устройство кровельного пирога под шифер

Разновидности обрешетки

Шифер можно укладывать на кровли с уклоном от 9° или исходя из соотношения 1:6 высоты конька к половине ширины крыши. Листы выдерживают 150-200 кг на м² в зависимости от толщины материала, поэтому им не страшны высокие снеговые или ветровые нагрузки. Но к изгибу шифер менее устойчив, чем более эластичные кровельные покрытия, и склонен к образованию трещин. Чтобы разрушение не произошло раньше времени (а срок эксплуатации шифера до 30 лет), обрешетка должна быть правильно смонтирована.

Как влияет угол наклона на конструкцию

Сплошная

Представляет собой настил из плит OSB, влагостойкой фанеры, обрезных или шпунтованных досок. Устраивается при уклоне крыши менее 20°.

Чтобы при перепадах температуры и влажности дощатый настил не покоробился, между рядами досок нужно оставить расстояние от 10 до 100 мм. Фанера и OSB гораздо меньше реагируют на изменение условий. Они изготавливаются из деревянных фрагментов, уложенных в различных направлениях, поэтому колебания размеров не так критичны. Между плитами достаточно 3-4 мм, чтобы компенсировать возможные деформации.

Доски должны быть обрезными или шпунтованными. Применение необрезных пиломатериалов не допускается. Под обзолом могут скрываться вредоносные насекомые и грибки, которые вызывают быстрое разрушение древесины.

Читайте также:
Как растёт фундук: особенности посадки, выращивания и ухода за ним, способы размножения кустарника

Толщина доски, фанеры и ОСП для сплошной обрешетки зависит от шага стропил. Определить ее можно по таблице, где рекомендации даны для мягкой кровли, но их вполне можно использовать для шифера.

Для крепления сплошной обрешетки используются гвозди, саморезы. Плиты и доски укладываются со смещением относительно предыдущего ряда, то есть в шахматном порядке.

Если шаг стропил соответствует размерной сетке листовых материалов, их фиксируют непосредственно к стропилам. В случае, когда размеры ОСП или фанеры не кратны и не совпадают с расстоянием между стропилами, для их крепления устраивается дополнительная обрешетка.

Ее можно устроить, например из рубероида. Он недорогой, но эффективно предотвращает попадание воды в помещение.

Сплошной настил под всю площадь шиферной кровли используется в малоуклонных крышах для укладки гидроизоляции. Ее можно устроить, например из рубероида. Он недорогой, но эффективно предотвращает попадание воды в помещение.

Также сплошная обрешетка необходима в местах внутренних стыков скатов — ендовах. На жесткий щит крепится специальный лоток для отвода воды — фасонный профиль или деталь из оцинкованной стали.

Разреженная

Это наиболее распространенный вид обрешетки под шифер, где каждый лист опирается на 3 доски — по краям и центру. Для ее изготовления используются бруски или доски шириной не более 140 мм. Они менее склонны короблению и выкручиванию, лучше сохраняют геометрию обрешетки.

Отличие обрешетки под шифер и металлочерепицу

Для монтажа разреженного настила используются пиломатериалы хвойных пород деревьев — сосны, ели — не ниже 2 сорта. Они обладают оптимальными физико-механическими характеристиками, просты в обработке и доступны по цене. Перед применением желательно их пропитать антисептиками и антипиренами, чтобы продлить срок службы.

Влажность пиломатериалов не должна превышать 20-22%. Сырая доска при усушке может потерять форму, что приведет к деформациям кровли вплоть до разрыва покрытия.

Разреженную обрешетку нужно устраивать таким образом, чтобы уложить целое число листов как в продольном, так и поперечном направлении. Поэтому перед началом работ производится осмотр материала для определения его габаритов.

В России асбестоцементные волнистые листы изготавливаются с 5, 6, 7 и 8 волнами. Стандартная длина всех видов — 1750 мм. Толщина 5,8, 6 и 7,5 мм. Шаг волны обычных листов — 150 мм, усиленных — 200 мм, а высота 40 и 54 соответственно. В частном секторе используется 7- и 8-волновый шифер, усиленный, как правило, больше востребован в промышленном строительстве.

Если целое количество листов разместить не удается, их обрезают по требуемому размеру. При установке долей листов в поперечном направлении нужно следить, чтобы они располагались в предпоследнем ряду у фронтона, в продольном — укороченные фрагменты укладываются около конька.

Чтобы не резать материал, допускается немного изменить величину карнизного свеса. По нормативу он должен выступать за край последнего ряда обрешетки на 50 мм, если есть водосточная система, или на 100 мм, если ее нет.

Особенности укладки шифера

Листы волнистой или плоской формы производят из цемента и распушенного асбестового волокна, играющего роль армирующей сетки. Он придает материалу прочность при изгибе, увеличивает ударную вязкость и снижает хрупкость.

Нахлест кровли

Для кровель чаще используется волнистый профиль как более жесткий и устойчивый к нагрузкам. Он спокойно выдерживает вес человека, снег или ветер.

Но наряду с прочностью шифер склонен к образованию трещин при изгибе, а стыки между рядами могут быть неплотными. Поэтому при устройстве обрешетки по возможности нужно компенсировать недостатки материала, для чего предусматривается ряд мероприятий.

Подрезка шиферных уголов

Чтобы при укладке шифера между рядами не оставались зазоры, бруски (или доски) для обрешетки должны иметь разную высоту:

  • брусок для крепления 1 ряда вдоль карниза — 66 мм;
  • следующий и каждый четный ряд — 63 мм;
  • остальные — стандартную толщину 60 мм.

Понятно, что никто не будет резать пиломатериалы с разницей в 3 мм, поэтому под них подкладываются обрезки фанеры, куски рубероида и т.д. толщиной 3 или 6 мм. Благодаря такой конструкции обрешетки края листов плотно прилегают друг к другу, в стыки не задувает ветер, не попадает снег.

Как рассчитать максимальный шаг обрешетки под шифер

Волнистые листы имеют высокую жесткость. Они сохраняют геометрию даже опираясь всего в 2 точках. Но по требованиям технологии крепление допускается минимум на 3 бруска. Исходя из длины листа и величины минимального нахлеста можно подсчитать шаг обрешетки.

Если длина листа 1750 мм, то при наложении рядов она уменьшится на величину нахлеста. Для шифера она составляет 250 мм. Если оставшуюся часть разделить на 2 отрезка, получаем 750 мм, то есть максимальное расстояние между осями досок или брусков не должно быть больше 750 мм.

Обрешетка под шифер на крыше своими руками: пошаговая инструкция

Перед началом работ проверяется плоскостность всех скатов. Если обнаруживаются отклонения, их можно исправить на этом этапе с помощью выравнивающих прокладок.

Материалы сортируются и укладываются вблизи зоны монтажа. Они должны быть защищены от падения, в том числе при ветре. Все ненужные предметы необходимо убрать, остальные закрепить для безопасности.

Читайте также:
Как проверить терморегулятор водонагревателя

Первый ряд обрешетки крепится к стропилам параллельно краю карниза. Для создания опоры для шифера под бруски укладывается прокладка из обрезка фанеры толщиной 6 мм. Для разметки линии обрешетки используется шнурок. Его фиксируют по краям ската и выравнивают по нему все элементы.

Каждый брусок прибивается к стропильной ноге оцинкованным гвоздем или прикручивается саморезом длиной 90 мм. Доски крепятся 2 метизами в каждом соединении. Чтобы избежать растрескивания, от кромки нужно отступить не менее 4 диаметров гвоздя.

Второй ряд укладывается с шагом, принятым для данного типа обрешетки. Для однородных пиломатериалов удобно использовать шаблон — обрезок доски, бруска или кусок фанеры, длина которого равна расстоянию между обрешетинами. Чтобы стык в ряду получился со смещением, начинать нужно с более короткого элемента. Толщина обрешетки здесь должна быть увеличена на 3 мм, поэтому необходимо подложить прокладку.

Третий ряд — это опора для верха листов первого ряда и низа листов второго ряда. Здесь толщина покрытия максимальна, поэтому прокладка не требуется. Стык так же смещается относительно предыдущего ряда брусков.

Далее цикл повторяется до достижения верха крыши. Последний ряд укладывается с шагом, получившимся по факту. Если на скате должно поместится целое число листов, промежуток будет равен шагу. Если расстояние другое, шифер придется подрезать.

Как сделать обход труб

Участок крыши вокруг трубы при неправильном устройстве абсолютно негерметичен, что часто является причиной протечек. Для начала нужно аккуратно уложить и закрепить обрешетку. Для этого между стропилами устраивается дополнительный каркас:

    Сначала ниже и выше трубы устанавливаются ригели. Они ориентируются строго вертикально. Сечение балок должно быть усиленным, особенно если на балку опираются стропила. Можно изготовить их из сдвоенных досок.

  • Между ригелями крепятся дополнительные доски. Они будут служить основанием для крепления обрешетки.
  • Теперь по готовому каркасу можно монтировать бруски.
  • Чтобы избежать перегрева деревянных конструкций, вокруг дымохода нужно оставить противопожарный разрыв не менее 130 мм. Для защиты кровли от осадков в этом слабом месте на трубу устанавливаются фартуки из оцинкованной стали. Верхний лист должен лежать таким образом, чтобы вода стекала с него не под кровлю, а на ее поверхность.

    Обязательна ли гидроизоляция

    Асбестоцементный шифер не обладает способностью к образованию конденсата в отличие от металлических кровельных покрытий. К тому же он паропроницаемый, то есть не оказывает на деревянные конструкции вредного воздействия.

    Но из-за неплотности стыков ветер может задувать на чердак целые сугробы, а в случае косого дождя под кровлю напрямую попадают осадки. Гидроизоляция, уложенная по обрешетке, защищает крышу от всех этих неприятностей. К тому же гвоздевые крепления со временем могут стать негерметичными и пропускать воду.

    Если шифер треснул в самое неподходящее время, гидроизоляция поможет дождаться более благоприятного момента для ремонта. А на малоуклонных кровлях гидробарьер — необходимость, поэтому технологией предусматривается сплошное основание для укладки гидроизоляционных материалов.

    Крепление шифера к обрешетке

    Как бы грамотно и аккуратно ни был устроен настил, нельзя пренебрегать правилами крепления самих асбестоцементных листов к обрешетке. Иначе возможно растрескивание, течи или другие проблемы, и кровлю придется часто ремонтировать.

    Вот основные правила, которые помогут продлить срок службы кровли из шифера:

    • Монтаж начинается с нижнего ряда от угла. Листы нужно располагать таким образом, чтобы волна, где напечатана маркировка, перекрывалась волной без всяких знаков. Шифер изготавливается с крайними волнами разного размера для возможности создать плотный продольный стык, поэтому следите за расположением надписей.

    Правильная обрезка углов

    • Крепление производится только в 5 точках — 4 по углам и 1 в середине. Допускается дополнительно закреплять материал еще в одной точке вдоль фронтонов. Тут важно придерживаться правила — чем меньше гвоздей, тем лучше. От большого количества соединений шифер может потрескаться.

    • В качестве крепежа применяются кровельные гвозди с широкой шляпкой и дополнительной прокладкой — стальной или полимерной. Можно использовать кусочки рубероида. Гвозди устанавливаются в верхнюю волну. Загонять нужно не до конца, чтобы оставить возможность кровле смещаться при температурных деформациях.

      Отверстия желательно предварительно рассверливать на несколько мм больше диаметра метиза, а не пробивать его гвоздем. Это позволит крепежу иметь некоторую свободу, которая при динамических нагрузках сохранит хрупкий шифер от повреждений.

  • При укладке 4 соседних листов в углу образуется большое утолщение. Чтобы его уменьшить, углы диагонально расположенных элементов косо обрезаются. Также для уменьшения толщины стыка листы могут укладываться в шахматном порядке.
  • Заключение

    Обрешетка под шифер с первого взгляда кажется довольно простой и немудреной. Но чтобы кровля была прочной и надежной, нужно использовать качественные пиломатериалы и соблюдать технологию. Тогда обрешетка и покрытие будут долговечными и прослужат не один десяток лет.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: