Камин: происхождение и современность

Камин – история появления до наших дней

История создания камина берёт своё начало в далёкие первобытные времена и продолжается — по нынешний день. Наши предки, предавали очагу очень большую роль в жизни человека. Огонь невероятным образом притягивает взгляд, заставляя забыть о насущных проблемах, суете и заботах, будоражит наше разыгравшееся воображение, и просто заставляет расслабиться. Неважно, отдыхаете ли вы в лесу, или в мягком уютном кресле перед современным камином, после того как огонь погас, останется место где горел огонь. Об этом замечательном месте и расскажет «история камина».

Самым первым предком камина был заурядный открытый очаг. Определённое место в жилище обкладывали большими камнями, служившими обрамлением для огня, так, появился первый очаг. Наши предки использовали его для обогрева хижины и приготовления пищи. Первый дымоход был обыкновенным отверстием в крыше жилища, туда уходили продукты горения — дым. Позже, начали появляться колпаки, с их помощью отводился дым из жилища. Первые камины были очень большими, над ними без помех подвешивали котлы для приготовления пищи, или вертел, для поджаривания дичи и тушек охотничьего промысла и домашних животных. Такие огромные камины можно встретить и по сей день, они сохранились в старинных замках. Один из таких каминов можно увидеть в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель, который находится на северо-западном побережье Франции.

Камины, использовали ремесленники в своих мастерских. С помощью огня, выливали свечи, красили ткань, коптили мясо, а золу и сажу применяли для изготовления мыла. Средневековые камины, нередко, были сделаны в виде человеческих фигур, выложенный из камней топливник опирался на резные колонны, что представляло невообразимую красоту. За многовековое существование камин приобрёл некоторые изменения внешнего вида и конструкции. Камин переместили к стене, огромным прорывом послужило слияние топки и дымохода со стеной жилища. Стали появляться различные формы, изощрённые и динамичные, соответствующие стилевой эпохи данного времени.

Камины «машероне» — эпоха Ренессанса, в качестве топливника использовалось изображение человеческого лица с широко открытым ртом. Это послужило в дальнейшем для создания такого вида камина, как камин-скульптура. Камин-скульптура имел обтекаемую форму из гнутых медных листов. В эпоху Ренессанса бордюр камина должен был быть обрамлён различными лентами, геральдическими орлами, пилястрами и зубчатыми выступами, импозантными путти, различными позолоченными листьями, орнаментом из листьев. Такой камин был уже что-то большее, чем обычный очаг, он приобрёл свой неповторимый стиль эпохи, плотно укрепился в рядах самостоятельного архитектурного сооружения.

В VIII веке, был разработан и сконструирован камин, обладающий характеристикой отдавать большую часть тепла в помещение. Изобретатель этого камина был граф фон Румфорд. Камин, имел небольшую топку, и отражающую тепло заднюю стенку. В сравнении с печами, этот камин имел малую тепло эффективность, в связи с чем использовался больше как декоративный элемент комнаты. Камины, стали всё больше привлекать внимание архитекторов и дизайнеров, приобретая значительную популярность и различие форм. Пик архитектурного строительства каминов достиг, когда английские архитекторы Р. Адам и Д. Стоун изобрели камин квадратной пропорции, и по сей день, такой камин называют «английским».

Поддержание огня становилась приоритетной задачей, и поэтому профессия дровосека набирала всё большую популярность. В эпоху средневековья они были ответственны за поддержание тепла. Огонь в топливнике старались удерживать длительное время, а на это уходило много сил и времени. Для обогрева использовали все доступные материалы, древесину, торф, сухой навоз и хворост. А когда поддержание очага требовало максимальных усилий, разводили меньше очагов. В главном зале зажигали один-единственный очаг, около него собиралось максимальное количество людей, они отогревали замёрзшие конечности, и даже спали вокруг него.

Жилища расширялись, появлялись новые комнаты и этажи, на каждом из них обязательно присутствовал камин, и для увеличения КПД, задняя часть камина, стала частью несущей стены. Появилась необходимость в усовершенствовании эффективности дымоходной системы.

До разгара эпохи Реформации, в Европе, люди начали отказываться от дымоходов, а виной тому, послужил папский налог на трубы. После 1529 года количество изящных каминов увеличилось. На них стали появляться изображения богов, библейских сюжетов и сцен охоты. Красиво украшенные трубы из кирпича, возвышались над крышами домов и считались признаком благополучия жилища.

Ремесленники XVI века быстро освоили преимущества штукатурки, они изготавливали форму, а затем её просто повторяли. Материал был дешёвый и легкодоступный. Возможно, штукатуры имели собственный каталог с изображениями отделки камина, и заказчик без особого труда мог выбрать интересующий его дизайн.

Читайте также:
Как сделать запор на гаражные ворота своими руками, инструкция и виды устройств

В новой Англии камины имели огромный размер, были неэкономными, и отапливать древесиной было накладно. Но позже они приобрели функциональность и относительно меньшие размеры.

Традиционные каминные инструменты со времён средневековья не изменили свой первоначальный облик. Решётка и кочерга, щипцы и совок, подставка для дров, всё те же.

До начала 90-х годов самыми популярными были дровяные камины и составляли 73,1% рынка. Начиная с 1997 года, лидерство на рынке захватили камины, отапливаемые газом, их доля была порядка 61%. На данный момент доминирует такой вид каминов, как, электрокамин. Он прост в обращении и не затрачивает много времени на его обслуживание. Быть может, в будущем сконструируют какой-то особый, экономичный тип камина. Но это уже другая история.

Краткая история камина

Прообразом камина стал очаг первых людей. На заре человечества пламя было не только способом согреться и приготовить пищу, домашний очаг был настоящим алтарем, посвящённым богу огня. Рядом источником тепла и света всегда находился тот, кто поддерживал огонь и не позволял ему гаснуть. Для того чтобы равномерно обогреть все помещение обычно огонь располагался посередине комнаты прям напротив отверстия в потолке, через которое выходили все продукты горения. Но такое расположение было неудобным, а иногда и опасным – были случаи, когда люди засыпали у огня и умирали, надышавшись дымом.

Но первые топки, похожие на привычные нам камины, появились в Древнем Риме. Сведения об устройстве античного очага дошли до нас из трактатов Андреа Палладио, одного из самых авторитетных архитекторов эпохи Возрождения. Судя по его описанию, чаще всего камин располагался все дома, либо представлял собой дополнительную стенку с дымоходом. Сохранились сведения и о более сложных конструкциях – настоящих отопительных системах, проведенных через весь дом. Несмотря на то, что камин занимал не последнее место в обустройстве дома, в Древнем Риме не считали его важной частью интерьера: каминные порталы практически никогда не декорировались. Они походили скорее на печки и не отличались большими размерами.

Внимание на эстетическую часть в оформлении камина обратили уже в Средневековье, когда очаг стал главным акцентом так называемых каминных залов. Очаг стал больше – теперь на нем нужно было готовить для всех обитателей замка. Теперь камин и дымоход монтировались непосредственно в стену. Нередко хозяева и их гости сидели за столом в то время как рядом, в камине на вертеле целиком жарилась туша быка.

Самым большим камином считается топка в аббатстве на скалистом острове Мон-Сен-Мишель. Монахи-бенедиктинцы построили его в 708 году, чтобы накормить всех приезжающих паломников. Сквозь трубу камина можно с легкостью разглядеть небо. Говорят, что в этом рекордсмене можно запечь три быка одновременно, а в качестве «дров» в свое время использовали целые деревья. Размеры камина и правда впечатляют: взрослый человек, встав в проем печи и подняв руки вверх, с трудом достает до верхнего края топки.

К XIII веку камины стали декорироваться: над ними вешают доспехи и военное оружие, а также гобелены и стяги. В период ренессанса – XIV век – камины превратились в настоящие произведения искусства из мрамора и гранита: из камня вырезались колонны, пилястры, розетки и другие декоративные орнаменты. Некоторые каминные порталы украшались флорентийской мозаикой.

На смену пышным формам эпохи Возрождения приходят строгие классические конструкции XVII века. Идеалом для этого времени становится прямые и строгие формы греческих пантеонов и античные мотивы. Но особое внимание уделяется аксессуарам: на каминных полках располагается вазы, статуэтки, часы, а над ними появляются зеркала и картины.

В России первые камины принято связывать с правлением Петра I, но на самом деле первые каминные порталы появились в домах богатых бояр еще в XVII веке. Но даже с воцарением европейской моды, камины воспринимались не более чем забава и показатель высокого социального положения. Чаще всего каминные порталы можно увидеть во дворцах и гостиных знатных особ. Со временем камин остался в архитектурном ансамбле как символ достатка.

После XVIII века хозяева особняков решили отказаться от строгих канонов и вернуться к богатому декору, но никаких существенных изменений в конструкцию каминов это не привнесло. На смену классицизму пришел барокко, воплощавший собой парадность. В период с XVII до XVIII века размеры дымоходов увеличились, как и сам размер камина. Рококо привнесли ассиметричные элементы: все чаще порталы стали украшаться изображениями птиц, животных и амуров. Именно в этот период задние стенки топок стали закрывать чугунным вставками, а внешнюю часть стали украшать вставками из позолоченной бронзы.

Читайте также:
Как прикрепить фольгированный утеплитель к стене

Перед топкой стало модно ставить каминные экраны. Металлические украшались филигранью и служили для защиты от искр, если хозяин любил посидеть поближе к пламени. А шелковые экраны с замысловатыми узорами носили скорее число декоративный характер: в свете огня вышитые картины оживали и создавали дополнительный декоративный эффект. Хотя даже такие конструкции рассеивали жар огня.

Радикальное изменения во внешнем облике каминного портала происходит в конце XIX – начале XX века.С демократизацией общества зарождается рустикальныцй стиль, стремившийся подчеркнуть природную красоту необработанного камня или дерева. Некоторые эксперты называют кантри одним из вариантов рустикального стиля – в таком случае материла, из которых сделан каминный портал, обрабатываются, но минимально украшаются. Иногда такой декор можно принять за небрежность мастера, но в соответствующем интерьере все гармонично сочетается и создает нужную атмосферу для неформального общения.

Дровяные камины – долгий путь от древности до современности

До бесконечности можно смотреть на бегущую воду и горящий огонь. Если реализовать небольшой водопад в собственно доме задача довольно сложная, то насладиться созерцанием живого огня, согреться рядом с его живительными языками позволяет установка дровяного камина.

Из истории каминов

История возникновения каминов уходит в глубокую древность, наверное, еще в те эпохи, когда человек только «приручил» огонь. Заселяя пещеры, строя жилища, человек стал использовать силу покоренной стихии для обогрева, приготовления пищи. Первым прообразом камина можно считать простой очаг. Прошло немало времени, прежде чем он претерпел изменения, постепенно превращаясь в каминную конструкцию, привычную современному человеку.

Первые очаги, уже больше напоминающие камины, привычные для взгляда, появились в Древнем Риме. Даже само название печи с открытой топкой имеет латинское происхождение, от слова cam?nus – «очаг». Сначала это были полностью самостоятельные конструкции. Дымоход их поддерживался системой балок, никак не связанных со стенами дома. Постепенно очаг «перемещался» ближе к стене, становился более роскошным. Римляне были выдающимися для того времени архитекторами и инженерами. На основе простого очага они создавали системы отопления, способные обогреть целый дом или поддерживать температуру в термах.

Развалины очага на вилле Квинтилиев в Риме

В Средневековье камин стал обязательным атрибутом главного зала замка. Роскошью и шиком они тоже не отличались. В те далекие суровые времена больше значения придавалось их практичности, функциональности. В атрибут роскоши дровяные камины начали превращаться с эпохи Позднего Средневековья. Именно тогда портал стал украшаться.

В настоящее произведение искусства непритязательный источник тепла превратился в эпоху Ренессанса. Для отделки каминов использовали мрамор и гранит, дорогостоящую флорентийскую мозаику. Широко использовались дополнительные декоративные элементы – пилястры, колонны. Помимо шика и роскоши эти детали придавали порталу внушительность.

Роскошный Ренессанс заменила строгая классика, с характерными для нее четкими линиями и тщательно выверенными пропорциями. Классический декор породил появление каминной полки, на которой размещались вазы, статуэтки. П-образный портал и топка, закрытая красивой кованой решеткой дополняли внешний вид. Впервые сооружения с таким порталом появились в Англии, и по сей день классические камины называют «английскими».

Камин в зале поместья Ротшильдов Уоддерсдон, Бакенгемшир

Современные виды дровяных каминов

Современные дровяные камины отличает немалое архитектурное разнообразие. Пожалуй, практически не претерпели изменения только классические сооружения. Современность добавила к топке экран, позволив увеличить интенсивность горения и получить больше тепла. В остальном – это все та же лаконичная роскошь.

Рустикальные или деревенские камины отличаются Д-образным порталом. В этом стиле чаще всего строятся угловые дровяные камины. В отличие от классических сооружений их сложно назвать роскошными. Для отделки применяются недорогие материалы, но именно такая простота определяет изящество рустикального камина.

Рустикальный камин в интерьере современного дома

Прошлый век подарил «каминному» ремеслу самые неожиданные архитектурные и дизайнерские направления – хай-тек, модернизм, бионика. Дровяные камины из кирпича, выполненные в этим стилях, способны немало поразить воображение. Хай-тек определил сочетание в конструкции каменных, металлических, стеклянных элементов. Модернизм – лаконичные, минималистичные формы. Интереснее всего смотрятся сооружения в стиле бионика. Они практически полностью лишены строгой геометрии, углов, вызывая ощущения движения. Появились чугунные дровяные камины, нисколько не уступающие по своей популярности каменным традициям.

Читайте также:
Можно ли делать проводку под штукатуркой без штроб?

Камин в бионическом интерьере

Конструкции каминов

Как правило, при слове «дровяной камин» человек представляет классическую английскую конструкцию. На самом деле, они имеют немалое конструктивное разнообразие. Условно камины можно разделить на несколько групп:

Английский камин – классика жанра. П-образный портал, большая топка, закрытая чугунной решеткой, и дымосборник, переходящий в дымоход – основные его конструктивные отличия. Внешний дизайн английского камина может быть очень разнообразным. Английские камины – своеобразная дань традициям. Они массивные, величественные, строятся, как правило, у стены, занимая немалое пространство. Идеально вписываются в интерьер просторных залов с высокими потолками.

Камин Рамфорда был изобретен Бенджамином Томпсоном, графом Рамфордом, и по сей день носит его имя. Он стал усовершенствованной моделью традиционного английского камина. Основными конструктивными отличиями стала топка с наклонными стенками и суженный дымоход. В результате такого вмешательства в каминную конструкцию Рамфорд вошел в историю как человек, благодаря которому английские кухни были освобождены от дыма. Нововведение позволило возводить печи меньшего размера, при этом полезный эффект и теплоотдача стали выше.

Камин Рамфорда лаконичность форм

Альпийские дровяные камины в полном смысле слова таковыми не являются. Это открытый очаг, устраиваемый, как правило, в центре комнаты. Альпийские камины, выполненные в стиле шале, способны воплотить в доме атмосферу древности, ту самую, которая была свойственна первым жилищам человека, когда родичи собирались вокруг очага. Самое главное для дизайна – реалистичность. Для отделки широко применяется натуральный камень, немного грубый, имитирующий простые неотесанные булыжники.

Альпийский камин – древний очаг в интерьере современного дома

Современные дровяные камины для домаво многом утеряли свое функциональное значение источника тепла, став, скорее, символом. Несмотря на это, они по-прежнему популярны. Видимо, стихия огня, с древнейших времен завораживавшая человека, не утеряла над ним своей власти, маня к себе словно магнитом.

История камина: с древних времени и до наших дней

3577
Печник (Москва)

Говоря простым языком, камин – это специальная ниша, в которой оборудуется костер, а также воссоздается специальная труба, которая станет отвечать за отведение дымов из камина, с целью того, чтобы дым не проник в помещение и не произошло задымление.

Никто не станет спорить с тем, что камин пришел к нам достаточно давно, он сопровождает человека на протяжении многих веков, выполняя самые разнообразные функции, влияя на атмосферу в помещении. Наш современный камин произошел от древнего открытого очага достаточно примитивного типа, который применялся для наполнения помещения теплом, а также для приготовления пищи. То есть очаг служил и обогревательным прибором, и давал возможность приготовить вкусную еду. При этом самые первые подобия каминов не имели дымоходов, и дым мог проникать во все помещения дома. Позднее конструкцию стали дополнять, сооружая над очагом отверстия. Это и были первые попытки сделать дымовую трубу для отведения дыма. Изменения относительно дымохода создавались на протяжении нескольких столетий, дополнялись, видоизменялись. Позднее камин стал перемещаться от центра комнаты к одной из стен помещения. Следующим шагом уже было возведение первого подобия каминной топки и дымохода. Эти изменения происходили до Х11 века, потому что уже в это период исследователи отмечают тот факт, что камины устанавливались около стены, имели прямой дымоход, а также могли сооружать в центре зала или в углу. Все это было благоприятной базой для последующих изменений.

Средние века и далее

В ХV-XV1 веках камины изготавливали из тесаного камня, и они отличались достаточно массивными очертаниями. В тот период также активно готовили пищу в открытых каминных топках. Большие размеры топки позволяли приготовить еду на большое количество людей. Эпоха Ренессанса, можно сказать, принесла популярность каминов – художники в серьез заинтересовались каминами, их очертаниями, атмосферой, которую они способны подарить. В тот период каминные порталы стали изготавливаться из дорогих пород: гранита и мрамора. Некоторые изящные и красивые версии каминных облицовок украшались флорентийской мозаикой. Композиции таких каминов сегодня также популярны и носят название традиционных, классических. Их щедро могут украшать пилястрами, лепниной, дополнять колоннами.

В Германии в Средние века вошла в моду отделка каминов при помощи керамических изразцов. Такие камины стали создавать модернистический дух, они имели изысканность прямых линий и очертаний. В отделке таких каминов принимали участие растительная тематика, цветочные мотивы, а также намеки на конкретные страны, религию. В отделке таких каминов принимали участие мрамор, керамика, а также металлы, кованые и даже литые. Но это относится к периоду XV11-X1X веков. Тогда же для отделки каминов стал применяться огнеупорный кирпич.

Читайте также:
Кухня a la francais: идеи из винтажного шкафа, 7 настроений + 40 примеров

Камины развивались и совершенствовались, так что можно было подумать и том, чтобы совершенствовать аксессуары для них, предметы, дополняющий каминный образ. Появились щипцы для того, чтобы переворачивать горящие поленья, специальная вилка для того, чтобы ворошить угли и дрова, способствующая их разгоранию. Вошла в каминный обиход щетка на длинной ручке, а также совок для чистки топки. До сих пор представляют интерес художников, коллекционеров меха, с помощью которых раздували огонь.

В XV111 веке появился такой инструмент как кочерга, помогающая разбивать горящие угли на мелкие кусочки. Стали активно применяться специальные ведерки, в которых хранили уголь для последующих растопок камина. Такие ведерки применяли недолго, потом они заменились на резные ящики из дерева и на решетки для хранения топлива.

В X1X веке стали активно применять защитные средства для того, чтобы уберечь деревянные полы в дом от попадания на них искр и горящих угольков. Такие средства получили название, которое до сих пор применяется – это защитные экраны, решетки. Эти решетки могли изготавливать из кованого металла, и они представляли собой художественную ценность, это особенные произведения декоративно-прикладного искусства и сейчас, которые ценятся собирателями старинных вещиц. Такие экраны позволяли видеть сквозь них огонь, первыми вариантами исполнения были своеобразные сети. Особая популярность каминов в России прослеживается только в последние 2-3 века. Первоначально камины появились вообще в Средние века в домах богатых бояр. Петр 1 привез моду на камины, установив их в дворцах. Русское дворянство приукрасилось от интерьеров домов, дворцов, в которых стали появляться камины – спасибо нужно сказать Петру за это успешное нововведение. Так уж сложилось в России – камин стал показателем социального уровня своего хозяина, он стал символизировать достаток, власть, привилегию в обществе. Исторически подчеркнуто, как менялись стили и традиции, наступали новые времена и эпохи: камин же подвергался всем изменениям, менял свои очертания, чем и вошло в историю каждое его перевоплощение, символизирующее особенный стиль. Сегодня камины популярны в разных стилях, и особенно ценятся те стили каминов, которые были в моде очень давно: классика, ампир, рококо, греческий стиль каминов, викторианский и т.д. Роскошь барокко и символизм рококо сегодня переросли в строгие очертания конструктивизма и технологичного хай-тека. Но каждый из стилей живет и властвует, ведь все выбирают по собственным предпочтениям модели каминов и их стили.

Издавна повелось так, что камин символизирует домашнее тепло. В подсознании человека всегда камин будет ассоциироваться с уютом семейного очага, с родным и любимым домом. Камин – это особый уют и надежность, а также защищенность, опора. Камин хорош тем, что может органично вписываться абсолютно в любые помещения дома, служить главным элементом интерьера. Интерес к каминам не будет утихать никогда. Это символичные предметы, которые способны выполнять множество функций.

Современный человек живет в больших многоквартирных домах, в городских условиях – со всеми удобствами, но все равно часто испытывает нехватку общения с природой, он ищет покой, природное уединение. То есть с природой пообщаться все равно хочется, не смотря на наличие огромного числа разной бытовой техники. Житель города поэтому тянется на дачу, чтобы насладиться природой на своем садовом участке. Многие стремятся ввести эту природу в свой дом, покупая печь или камин, надеясь ввести ту чудесную и запоминающуюся атмосферу, в которой живое пламя занимает главное место. Отдых около огня всегда для людей значил очень много: это было несколько столетий назад и это не изменилось даже сегодня – ведь человек может выбрать для себя любой отдых, но простые посиделки около костра манят особенно. Живой камин в доме создает чудесную атмосферу, но является домашним очагом, около которого собирается вся семья. И в последнее время ни на секунду нельзя задуматься о том, что камины утрачивают свое влияние. Нет, они становятся, наоборот, все популярнее, а также – доступнее. Многие решаются на покупку камина или печи, понимая все достоинства, которые принесет такая покупка.

Читайте также:
Как ремонтировать клавиатуру ноутбука?

Век каминов

Еще несколько десятилетий камин был малодоступен, в домах обычных людей редко можно было встретить стационарный камин или печку. Сегодня камины сооружают массово, привлекают к их созданию дизайнеров и инженеров – для того, чтобы разнообразить и придать уникальность конструкции. Ведь моделей сегодня масса. Сегодня много и мастеров-печников, которые знакомы с технологией создания камина, и могут самостоятельно соорудить камин в своем доме. А еще обширно местоположение, куда можно установить камин: делают это в домах, на террасах и на улицах около домов – благо выбор конструкций огромный и можно подобрать вариант по запросам. В домах, где нет центрального отопления, на дачах, к примеру, могут камин сделать центральным и единственным источником тепла. Поэтому в таком случае камин подбирается с внушающей доверие мощностью, чтобы обогреть большие территории и не дать жителям домика замерзнуть. Но обычный камин не стоит путать с мощным обогревателем: обычно камин покупается для того, чтобы включаться лишь изредка, эпизодически. А для топлива лучше применять сухостой, валежник, не засорять дымоход едкими смолами еловых, а также не сжигать влажные дрова.

Если оглянуться назад, посмотрев на старинные камины, то можно сказать, что они были совсем другими – это далекие предшественники сегодняшних «модников». Камин возник в странах Западной Европы, там он был главным обогревательным прибором, но представлял собой практически костер, который служил еще и местом приготовления пищи: котелок просто подвешивался сверху. Камины потом стали располагаться практически в толще массивных стен, а топка немного выступала наружу – получалась небольшая полка, которая поддерживалась консолями, красивыми скульптурами. Полка такого плана располагаться низко к полу – на расстояние одного метра, так, чтобы сидя или стоя на коленях на полу можно было смотреть за работой топки. Но это практическая роль каминов, которые существовали в обычных домах, точнее их подобие, конечно, не совершенное. Но камины более аристократического вида были украшением замков, дворцов, украшали богатые дома зажиточных людей. До сегодняшнего дня дошла мода украшать дом камином, пусть сегодня они выглядят совсем по-другому, но также являются символами, дополняющими сложившийся стильный образ всего дома. Раньше камины уже стали композициями со сложной архитектурой. Сегодня же ничего не изменилось, только методы и технологии, а также стало больше материалов, и появились дизайнеры. До наших дней дошли камины, которые сегодня имеют историческую ценность, произведениями, которые выполняли известные умельцы тех времен для конкретной личности или семьи.

Самое древнее из каминных устройств появилось еще в Средние века. Это своеобразные колпаки, которые располагались над топкой. Колпак имел полукруглую форму, дополнялся же он первым подобием дымоходной трубы, которая выставлялась немного вверх. На некотором расстоянии от трубы располагался дымник, который не давал проникать дыму обратно в помещение. Нужно отметить, что старинные камины имели огромные размеры. Эти устройства были настолько велики, что в них мог стоять человек во весь рост. Камины средневековых времен или времен эпохи Возрождения поражают своей сложностью и многогранностью. Такие камины часто изготавливались в толще массивных стен и чуть-чуть выступали вперед. И внешняя часть камина облицовывалась мрамором, и она уже получала достаточное количество украшений. Сложность скульптурных композиций из мрамора до сих пор ценится и является предметов восхищений, образцом качественного изготовления облицовок. Ну и такие камины сегодня называют классическими. Жерло топки такого плана щедро дополнялось пилястрами, колоннами и консолями. Такие устройства часто имели еще и практическую функцию: они служили поддержкой для плоскости, на которой располагалась дымоходная труба.

История возникновения и создания электрокамина. От обычного камина до электрического

В настоящее время электрокамины – это популярное оборудование среди владельцев частных домов и просторных городских апартаментов, которыми никого не удивить. Они могут иметь разный дизайн, однако все характеризуются однотипной внутренней конструкцией и похожим принципом работы. Такими, какими мы привыкли видеть электрокамины сейчас, они были далеко не всегда. История их развития была длительной и разнообразной, и началась она с появлением первого человека.

Камин как примитивный очаг открытого типа

Уже в далекие времена на заре зарождения первобытно-общинного строя люди почитали огонь и широкого использовали его в своей повседневной жизни. Он служил как инструмент для приготовления пищи и как источник тепла в холодное время. Первым прототипом камина можно считать открытый очаг пламени в доме, дым от которого уходил не в привычный нам дымоход, появившийся значительно позже, а в отверстие прямо в потолке помещения.

Читайте также:
Как правильно топить баню с металлической или кирпичной печью, чем лучше и можно ли: сосновыми дровами, тополем, липой, дубом и брикетами

На протяжении столетий камины медленно проходили свою эволюцию. Трансформировалась их форма, менялись размеры, появлялись те или иные элементы в конструкции. Домашние очаги все чаще стали устанавливать не в середине помещения, а проектировать у одной из внутренних стен здания. В конечном итоге камины полностью слились с ней. Такое решение было вызвано появлением у твердотопливных каминов дымоходов, выводящих продукты горения из комнат. Также люди постепенно отказались от приготовления пищи на открытом пламени очага, используя его лишь в качестве обогрева воздуха. Данные модификации произошли приблизительно к XII веку.

Развитие эстетической стороны домашнего камина

В эпоху Ренессанса, которая приходилась на XIV-XVI столетия, на каминную топку стали смотреть не только как на источник тепла, но и как на декоративный элемент в обстановке. Этому способствовал всплеск развития ремесел, искусства, строительных технологий. Домашние очаги стали отделываться штукатуркой, облицовываться мрамором, украшаться мозаикой, статуями, пилястрами.

В это же время появились первые аксессуары для каминов, которые не теряют своей актуальности и по сей день. К ним относятся кочерга, приспособление для раздувания огня, щипцы, совок, дровница, ведерко или ящик для углей, защитная решетка или экран.

В конце XVIII века американским научным деятелем и просветителем Бенджамином Франклином был создан прототип чугунной топки, которая стала значительно эффективнее классического каменного камина.

Появление электричества и его влияние на отрасль производства каминов

Впервые люди научились продуцировать электричество в 1800 году. Понадобилось еще более 150 лет, чтобы известный американский изобретатель Джордж Б. Симпсон разработал и запатентовал такое важное и в наши дни устройство как электрический ТЭН. Оно предназначено для трансформации электрической энергии в тепловую. И только ближе к середине XX века – в 1933 году – швейцарский инженер Жак Нуаро впервые создал электрический обогреватель. Его конструкция состояла из восьмиугольного ТЭНа, обдуваемого со всех сторон вентилятором. Это был настоящий прорыв в области промышленного и бытового отопления, ведь подобным оборудованием пользуются люди по всему миру и в наши дни.

Позже такая техника, работающая от электричества по принципу конвекции, стала еще более функциональной: в 1972 году в компании Жака Нуаро разработали устройство для регуляции мощности а, соответственно, температуры разогрева ТЭНа – термостат. Сегодня механические и электронные термостаты есть практически во всех моделях обогревателей.

Современные тенденции в развитии каминов для дома

Возвращаясь к нашей теме, следует уточнить, что с развитием электрических приборов отопления появился и новый вид домашних топок – электрические камины. Это устройства, которые выделяют тепловую энергию и способны имитировать даже визуальные эффекты настоящего пламени, в обычных условиях создаваемые газовым или твердым топливом. Такая техника потребляет от 1 до 2 кВт электроэнергии и в зависимости от этой мощности способна обогревать комнаты разных размеров (до 30 кв.м).

Существует мировая статистика, что до 90-х годов XX века самыми популярными среди потребителей были классические твердотопливные камины (угольные, дровяные), после 1997 года лидерами отрасли стали более удобные в обслуживании газовые топки. В настоящее время первенство захватили электрокамины, которые имеют массу достоинств:

  • Простое обслуживание.
  • Чистую эксплуатацию (без гари, дыма, сажи).
  • Высокую безопасность.
  • Компактность.
  • Привлекательный дизайн.

Кроме того, электрический камин запросто может быть установлен там, где запрещено использовать классическую твердотопливную или газовую топку. Например, в квартире многоэтажного дома или в некоторых общественных заведениях.

Если при наличии обычного камина в помещении обязательно должна функционировать грамотная система вентиляции, то при использовании электрооборудования об этом можно не волноваться.

Электрокамины могут иметь любой внешний вид, но чаще всего их делают похожими на классические топки, в том числе чугунные. Они облицовываются декоративным камнем, деревом, МДФ-плитами. Все это позволяет вписаться данному оборудованию практически в любой дизайн помещений. Например, в традиционный английский интерьер или в стиль минимализм, хай-тек, авангард.

Таким образом, электрические камины выполняют сегодня следующие функции:

  • отопительную;
  • эстетическую;
  • интерьерную.

Такое оборудование можно использовать не только в качестве дополнительного источника тепла, но и как основную систему обогрева достаточно просторных комнат. Пользоваться им удобно и легко, а особенно актуальны данные установки в период межсезонья. Комфортную температуру можно поддерживать даже при их минимальной мощности.

Читайте также:
Как перенести газовую колонку - правила безопасности при монтаже

Электрокамины – это не просто скучное оборудование, выполняющее возложенные на него функции. Они способны имитировать пламя живого огня – одно из самых завораживающих явлений природы. Сегодня для реализации такой визуальной задачи используются самые современные и продвинутые технологии, в том числе цифровые 3D-разработки.

Интерьерная функция данных устройств заключается в том, что они способны стать центральным элементом любой обстановки, наполнить комнату уютом, теплотой, а если нужно – повысить презентабельность помещения. Например, электрокамины Royal Flame (известного китайского бренда) могут иметь как сдержанный минималистический дизайн, так и совершенно роскошный внешний вид с мраморной или деревянной облицовкой, с коваными декоративными элементами.

Об основных элементах, типах и неоспоримых преимуществах современных электрокаминов

Конструкция электрооборудования каминного типа состоит из двух главных элементов:

  • электрической топки;
  • портала.

Электрические топки – это и есть сами обогреватели, которые вырабатывают тепло и производят визуальные эффекты, имитирующие раскаленные угли или пламя.

Порталы для каминов – это специальные декоративные обрамления, которые созданы для улучшения внешнего вида оборудования, придания ему еще более реалистичных форм.

Если говорить о типологии электрических топок, то в зависимости от места и способа монтажа они подразделяются на:

  • приставные к стене;
  • встраиваемые в стену;
  • стоящие отдельно;
  • каминные корзины.

Еще раз упоминая преимущества данного оборудования, нельзя не отметить:

  • доступную стоимость, которая значительно ниже, чем обустройство традиционных каминов;
  • универсальность использования (в плане разрешения на установку и многоплановости дизайна);
  • простоту монтажа (особенно интересны мобильные передвижные топки);
  • компактность (не нужно переживать о том, где хранить дрова и аксессуары для обслуживания топки);
  • отсутствие гари, копоти, выделения вредных газов, что влияет не только на чистоту помещения, но и безопасность нахождения в нем;
  • оперативное реагирование системы на включение/выключение, быстрый нагрев воздуха в комнате, возможность регулировать температуру.

Таким образом, камин – это символ домашнего уюта, безопасности и тепла. В нашем восприятии он устойчиво ассоциируется с домом, семьей надежностью, комфортом. Уже давно прошли времена, когда топке с открытым пламенем отводилось особое место в доме – в каминной зале. Сегодня благодаря развитию отрасли и появлению электрического оборудования, такой источник тепла может находиться в любой комнате, независимо от ее размеров, технических особенностей, дизайна.

Электрокамины популярны не только среди жителей больших частных домов, нередко «огненные» порталы можно встретить и в обычных квартирах. Причем таких устройств может быть не одно, а несколько в одном жилище.

Классические камины подчеркивают статусность апартаментов, придают владельцам чувство уверенности и гордости за свой дом. Однако они все чаще заменяются электрическими аналогами, поскольку более удобны в эксплуатации и обслуживании и внешне практически неотличимы от них. Специалисты рынка отопительного оборудования ежегодно наблюдают только рост спроса на такие изделия, что обусловливается их высокой функциональностью и постепенным снижением цены (вследствие активного развития отрасли). У нас представлен большой выбор, купить элепктрокамины в Одессе, Киеве можно в интернет магазине или в наших офлайн магазинах.

Наша компания предлагает услуги по установке вышеописанной электротехники, в которые входит:

Все дополнительные вопросы задавайте нашим специалистам любым удобным для вас способом.

История камина

Домашний очаг с самых первых дней существования человечества наделялся особыми, в какой-то мере даже священными качествами. Во времена неолита роль очага исполнял круг из камней, в середине которого постоянно поддерживался огонь. Его потеря в те времена приравнивалась к огромной трагедии и нередко приводила к тому, что люди снимались с насиженных мест, начинали поиски и не успокаивались до тех пор, пока не находили новый источник огня. Очаг согревал наших предков в самые суровые зимы, давал им возможность готовить пищу и поддерживал жизнь на протяжении долгой зимы.

Неудивительно поэтому, что люди начинали обожествлять огонь, наделяли его сверхъестественными качествами и даже образовывали новые формы религии, адепты которых поклонялись огню и солнцу. Совсем недавно в пещерах на территории Франции, относящихся к ориньякской культуре, были найдены статуэтки, которые изображали фигуры женщин – хранительниц очага.

Подобные фигурки находили также и в других районах нашей планеты, что еще раз показывает тот трепет, который испытывали древние люди перед непонятными им явлениями. Более того, у некоторых народов огонь наделялся человеческими качествами, становился личностью и выступал не в качестве пусть и непонятного, но природного явления, а в роли божества, принявшего такую необычную форму.

Читайте также:
Крепеж для кирпичной стены

С течением времени сакральный смысл пламени отходил на второй план, а вперед выступали чисто утилитарные функции. Так, к примеру, с того момента, как человек покинул пещеры и начал строить дома, огонь использовали для обогрева помещений. Поначалу для этой цели оборудовались открытые очаги, полностью удовлетворявшие немногочисленным требованиям людей. Известно, что в Средневековой Европе такие очаги являлись неотъемлемой частью интерьера и использовались не только для обогрева, но и для приготовления пищи.

Интересен тот факт, что во многих случаях источник огня старались размещать в центре помещения. И если вначале это было продиктовано требованиями обрядовых церемоний, то в средние века хозяева дома больше задумывались не о религии, а о безопасности своего жилища. Для отвода дыма из помещений в крыше дома проделывались отверстия, которые, однако, не всегда хорошо выполняли возложенные на них функции.

Известно немало случаев, когда по причине отсутствия вентиляции люди умирали во сне, отравившись продуктами сгорания. Только с активным ростом городом ситуация несколько изменилась. Над очагом стали располагать огнестойкие трубы, которые выводили дым из помещения и предотвращали распространение искр. С появлением каменных строений у людей появилась возможность сместить очаг из центра комнаты к какой-либо из стен, в которую, в свою очередь, встраивался дымоход.

Рим

Первые же камины, об истории которых мы и хотим вам рассказать, появились во время римской империи, в период расцвета античной цивилизации. Первоначально они вырубались в стенах домов и не отличались особыми декоративными изысками. В некоторых случаях камины вообще выносились за пределы здания и использовались в качестве отопительной системы, подавая теплый воздух в окна домов через специальные каналы.

Описание римских каминов нам известно из знаменитого трактата, автором которого был Андрео Палладио – один из самых авторитетных зодчих эпохи Возрождения. Он, в частности, писал: «Древние имели обыкновение строить в своих домах камины, использующиеся для обогрева помещений. Камин располагался в центре дома и представлял собой несколько колон, поддерживающих архитравы, над которыми высилась пирамида. Через нее из комнаты уходил наружу дым». Из этого описания мы можем сделать вывод о том, что в Древнем Риме камин представлял собой обособленное сооружение, никак не связанное со стенами зданий.

Перемещение камина к одной из стен произошло несколько позднее, а следующим шагом в его развитии стала конструкция, объединяющая в себе топку и дымоход, вмурованный в стену. В те времена камин не только выполнял функции отопительной системы, но и продолжал играть сакральную роль. Именно с ним связывали защиту дома от действий нечисти и злых духов, которые, по преданиям, больше всего на свете боялись именно огня. Разумеется, не было речи о том, чтобы разрушить уже построенный камин. Это приравнивалось к святотатству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Средневековье

В средние века камины все чаще становились предметом декора, нежели объектом поклонения людей. В огромных феодальных замках для них отводили целые залы, в которых по традиции проводились пиры и праздничные мероприятия. В каминном зале хранились военные и охотничьи трофеи, гобелены, стяги, оружие и прочие предметы, имеющие особую важность для хозяев дома.

Следует отметить, что тяга ко всему огромному и величественному находила свое отражение и при строительстве каминов. В те времена это были поистине большие сооружения, в которых без особых проблем можно было зажарить целого быка. Некоторые феодалы шли еще дальше. Например, в замке герцога Беррийского, что расположен во французском городке Пуатье, расположен тройной камин, занимающий всю торцовую стену. Чтобы вы могли представить его замеры достаточно сказать о том, что в каждое из трех отделений мог поместиться небольшой двухэтажный дом. Этот очаг был украшен с помощью ажурной балюстрады, трех каменных арок и готических узоров.

Несмотря на описанный выше случай, огромные камины были все-таки редкостью. Их строили только в замках, а в домах простых людей возводили небольшие и удобные камины, встраиваемые в стену и имевшие дымовую трубу, которая находилась прямо над очагом и опиралась на небольшие консоли или столбики. Обычно эту трубу штукатурили, белили и расписывали замысловатыми узорами.

Читайте также:
Керамическая огнеупорная плитка для печи и камина: какими качествами обладает термостойкая плитка, и в чем особенности ее укладки

В конце XIV века на смену каминам пришли кафельные печи. С отоплением дома они справлялись намного лучше, так как накапливали тепло и постепенно отдавали его воздуху за счет процессов конвекции.

Эпоха Возрождения

В период Ренессанса камины перестали использоваться в качестве отопления и стали выполнять чисто декоративные функции. Особый же интерес к ним проявляли художники-оформители, для которых каминные панели были великолепным местом для выражения своих талантов и способностей. Сами панели изготавливались из мрамора, гранита, оникса и прочих видов природных камней, которые дополнительно украшались флорентийской мозаикой. Очень часто композиция каминов включала в себя пилястры, колонны, элементы антаблемента.

В этот период существенно увеличились размеры дымосборника и общая площадь каминов, а также появились резные узоры над каминными досками. Следует отметить, что в стилях барокко и рококо украшения над каминами были небольшими по размерам, однако отличались тонкой отделкой, изящными линиями форм и исключительной декоративностью.

Объектом интереса художников становились не только камины, но и различные аксессуары. С начала XV века в домах европейцев появились первые декоративные доски, которые использовались, как в качестве защитного элемента стен от чересчур сильного нагревания, так и в качестве украшения в задней части топки. При Людовике XIV в моду вошел стиль барокко, что отразилось и на каминах. Вытяжные трубы, которые раньше нависали прямо над камином, отныне устанавливались перпендикулярно по отношению к каминным полкам. Кроме того, они украшались множеством разноцветных безделушек. Что касается низа и верха камина, то они оформлялись карнизом или цоколем, который во многом повторял пышное убранство всего остального интерьера.

Камины в Новое время

Несмотря на красоту и пышность форм, чересчур вычурные камины начинают утомлять людей, и особенно явно это проявилось во времена классицизма. Этот стиль искусства возвратил каминам строгие пропорции и подчеркнутую монументальность, характерную для античных веков. Главными целями теперь считаются не изысканность и внешний лоск, а чувство меры. Вместо узоров на каминах появляются военные эмблемы, традиционные старинные орнаменты, лаконичные украшения. Портал во времена классицизма оформлялся колоннами и скульптурами, а на карнизы ставились статуэтки, вазы и часы. Очень часто над каминами устанавливалось зеркало, которое отражало новую эпоху и неброское богатство интерьеров.

Изменился и состав материалов, из которых делались камины. В частности, топочная часть изготавливалась из огнеупорного кирпича. Вообще, в новое время камины обзавелись множеством аксессуаров, которые облегчали пользование этим сооружением. Появляются колосниковые решетки для дров, решетчатые углесборники, щетки на длинной ручке, совки для чистки топки, вилки для ворошения топлива и специальные щипцы для переворачивания дров.

Все эти аксессуары отличались огромным разнообразием конструкций и отделки. В XVIII на смену всем вспомогательным приспособлениям пришло одно крайне простое, но эффективное устройство – кочерга. Примерно в это же время ведерки и ящики для угля постепенно заменяются резными деревянными ящиками и решетками для топлива. В конце же XIX века у каминов появляется еще один важный элемент – специальные сетки, которые предотвращали разбрасывание углей во время горения.

Камины в России

На Руси история каминов отнюдь не такая длинная, как на Западе. В наших домах они появились только в эпоху Петра I, да и то первоначально ими могли пользоваться только богатые бояре. Простой же люд воспринимал их как забаву, коей они в принципе и являлись. В суровом климате гораздо эффективнее каминов были обычные печи. Вместе с тем, потихоньку западные веяния проникали и в нашу страну. Особенно же популярны стали камины у дворян, которые таким образом подчеркивали свой высокий статус и привилегии. Указ Петра, разрешающий строить камины и простым людям, вышел намного позже и сначала распространялся только на жителей Немецкой слободы в Москве.

В XVIII веке Россия вслед за Европой испытала на себе влияние классицизма. В моде входят простота и естественность, единство формы и содержания, сдержанное спокойствие и величественность. Менялись не только интерьеры домов, но и их внешний вид, который стал являться единством сдержанной торжественности и аллегорического декора. В подражание античным мастерам, зодчие начинают активно использовать мрамор и гранит, из которых делались стены, колонны, фризы и, конечно же, камины. Отражением торжества классицизма стал знаменитый мраморный дворец в Петербурге и Агатовы комнаты в Царском селе.

Читайте также:
Как использовать мусат для заточки ножей

В наши дни камин полностью утратил свое утилитарное значение. Он используется только в целях удовлетворения эстетических потребностей человека и подчеркивает, как и много веков назад, незыблемость семейного очага.

История возникновения камина

Прежде всего, хотелось рассказать, что же такое камин. Издавна камином считали небольшое углубление, покрытое камнем, в котором люди складывали дрова на костер со специальной системой для вывода дыма. Некоторые филологи полагают, что от слова камин произошло наше обще знакомое «комната». Если перефразировать, то камином считают отапливаемую комнату.

Это устройство идет бок о бок с человеком на протяжении многих тысяч лет. В давние времена — это устройство было открытым, на подобии очага, где древние народы готовили себе еду и обогревали свои семьи в холодную погоду. Это было достаточно неудобно, так как весь дым клубнями распространялся по всему дому, поэтому спустя некоторое время человек стал строить над таким очагом дымопровод, который бы выходил из дома прямиком наружу. Данные изменения заняли около пары сотни лет. Где-то в 12 столетии камины были уже подобны нашим и были построены по всем канонам современности: с прямым дымоотводом они находились не в центре, как раньше, а были присоединены к одной из несущих стен. Чаще всего для удобства и красоты располагались в одном из углов помещения.

В Средневековые времена камины были значительно больше и вырезались из тесанных камней. Это делалось для того, чтобы не делить большую добычу и готовить ее целиком. Так у многих царей и рыцарей на приеме после охоты в таких жаровнях лучшими поварами готовились огромные быки или другая большая добыча.

Художники заинтересовались ими впервые в великие времена Ренессанса. Экседры украшались цветными мозаиками, разукрашенными фресками или же богатым гранитом красных оттенков. В такие чудные композиции творцы добавляли другие близстоящие колонны.

В современности, интерес к камину возрастает все более и более, украшая и делая неповторимым каждый второй дом. Современный, он не только радует глаз живым огнищем, но и привносит тепло и уют в каждый уголок комнаты, в которой находится. Технологии растут, поэтому мы можем насладиться также биокаминами, которые являются более выгодными и удобными. Недорогое и качественное биотопливо для очага не уступает самым передовым, напротив идет в ногу с прогрессом и имеет такие же свойства, что и ведущие марки, при этом имея самые низкие цены продаж по всей России. Биотопливо является сугубо экологическим, не выделяет газа, дыма и вредных элементов. Так же не имеет запаха, что придаст максимальный комфорт вашему дому.

В Европе, в особенности в Германии в моде отделка изразцами. Особый шик добавляют изгибы линий, мотивы цветов и растений из мрамора или керамики. В девятнадцатом веке был популярен огнеупорный кирпич, при отделке художественных каминов.

В то время как совершенствовался домашний очаг, вступали в моду и различные добавления и аксессуары. Специальные приспособления для переворота дров, для замены топлива и чистки камина – все это приобрело своеобразный вид форму и название. Так появились щипцы. Меха для раздувания камина и прочие диковинки, которых не бывало ранее.

В Россию данное изобретение пришло несколько веков назад. Прежде всего, такой диковинкой заинтересовались богатые сословия, а уже при Петре первом и во дворце. Камин являлся аксессуаром, обозначающим богатство и высокое положение его хозяина. Искусство двигалось вперед, а вместе с ним и менялся русский камин.

В наши дни — это, прежде всего, источник света уюта и тепла, символ жизни и семьи. Некоторые говорят, что место его в каминном зале, кто-то отрицает такую теорию, так как если взглянуть на историю его создания он всегда имел место в главной комнате дома, чтоб дарить тепло всей семье.

Но кто бы что ни говорил, камин отлично смотрится в любом месте вашего дома или квартиры. Особые любители могут даже поставить несколько таких очагов в свой дом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: