Кардиоидный микрофон: особенности и лучшие модели

Кардиоидный микрофон

Приборы, преобразующие звуковые колебания в электрический сигнал, применяются во многих сферах деятельности.Микрофоны отличаются по следующим конструктивным и электрическим параметрам:

  • Тип капсюля
  • Частотная характеристика
  • Диаграмма направленности

Направленность голосового прибора определяет его чувствительность в зависимости от стороны, с которой приходит звук. Диаграмма направленности микрофона отображает зону захвата звукового сигнала с точками максимальной и минимальной чувствительности. По направленности микрофоны делятся на следующие типы:

  • Однонаправленные
  • Двунаправленные
  • Все направленные
  1. Что такое кардиоидный микрофон
  2. Все направленный микрофон
  3. Двунаправленный микрофон
  4. Характеристики направленности микрофонов

Что такое кардиоидный микрофон

Микро называется так, поскольку его диаграмма направленности имеет вид математической кривой в форме сердца. Кардиоидная диаграмма направленности микро обеспечивает максимальную чувствительность спереди, по оси голосового прибора. При этом звуки, приходящие с тыловой части совершенно не воспринимаются. Микро с кардиоидной направленностью используются в студийной записи, в концертах и в помещениях с плохой акустикой. Прибор не воспринимает звук поступающий с боков или сзади, поэтому музыка оркестра, сопровождающего солиста, не будет попадать в голосовой канал. Это позволит звукооператору точно сбалансировать голос вокалиста и инструменты аккомпанемента. Комнаты с плохими акустическими свойствами осложняют звукозапись за счёт паразитной реверберации. Отражённые сигналы, попадая в звуковой канал, создают ощущение музыкальной мешанины. Односторонняя ориентированность микрофона позволяет полностью избавится от посторонних шумов и получить запись приличного качества.

Микро кардиоида имеет ряд недостатков. Это заметное снижение уровня высоких частот даже при небольших отклонениях источника колебаний от оси микрофона. Певцу не рекомендуется двигать головой во время звукозаписи или выступления. Характерным дефектом однонаправленного микро является сильный подъём басовых частот, которые приходится корректировать во время записи. Кривая такого типа имеет две разновидности. Это супер кардиоида и гиперкардиоида. Голосовые приборы с такой чувствительностью характеризуются некоторыми отличиями.

Система с супер кардиоидой имеет небольшую зону тыловой чувствительности. При этом фронтальная зона слегка сжата по бокам. Это позволяет ещё увереннее отстроится от посторонних шумов во время живых выступлений. Гиперкардиоидная характеристика ещё более сжата, звуковой канал совершенно чист от посторонних звуков. «Кроличий хвост», как называют заднюю часть зоны восприятия, может создать проблему солисту, выступающему на сцене. Достаточно оказаться перед акустической колонкой, как за счёт задней чувствительности возникнет эффект «фидбэк» или акустическая обратная связь. Она сопровождается свистом и воем в динамиках.Направленные голосовые конструкции обладают определённым углом восприятия звука по отношению к центральной оси.

  • Кардиоидный – 1300
  • Суперкардиоидный – 115 0
  • Гиперкардиоидный – 105 0

Все направленный микрофон

Конструкция устройства обеспечивает круговую, точнее сферическую зону чувствительности . Прибор одинаково улавливает все колебания поступающие с окружности в 3600.Несмотря на сферическую чувствительность, которая позволяет воспринимать сигналы со всех сторон, устройства применяются при трансляции и звукозаписи. Микрофоны с круговой характеристикой используются при записи больших симфонических оркестров, хоровых выступлений и при ведении репортажей. Уровень высоких частот не зависит от положения исполнителя относительно центральной оси. Приборы с круговой диаграммой не обладают эффектом приближения, когда басовые частоты доминируют над всем звуковым диапазоном.

Двунаправленный микрофон

Ещё одной разновидностью приборов для восприятия звуковых колебаний является двунаправленный микрофон. Его диаграмма направленности имеет вид цифры восемь. Конструкция обладает двумя зонами высокой чувствительности. Это фронтальная и тыловая зоны. Звуковые колебания, поступающие с боков, не воспринимаются. Устройства этого типа применяются во время концертных выступлений, когда поёт дуэт или играют два исполнителя на простых инструментах. Применение «восьмёрки» очень удобно в репортажной работе и при взятии интервью.

Характеристики направленности микрофонов

Выбор микрофона во многом зависит от опыта звукооператора. При выборе звукового прибора для записи нужно прежде всего ориентироваться на акустическое оформление помещения и характеристики музыкальных инструментов, если они используются при записи. Кроме того есть не только объективные характеристики, но и субъективное восприятие. При сравнении амплитудно-частотных характеристик кардиоидного и кругового микро можно заметить, что, в первом случае, область от 2 до 5 кГц поднята на 2-4 дБ. Это не всегда является плюсом так как высокие частоты будут воспроизводится слишком резко и их приходится понижать по уровню.

У голосового прибора с круговой схемой направленности АЧХ линейна до 6 кГц. Примерно такая же АЧХ и у «восьмёрки». Опытные звуковики знают, что голос звучит более натурально, когда запись ведётся на «круге» иди двунаправленном устройстве. В записи будет немного отражённого сигнала, но это делает вокал более плотным. Слабая реверберация делает голос живым. Кроме того на углах 90 и 270 градусов, «восьмёрка» воспринимает меньше отражений, чем кардиоидная голосовая конструкция.

Кардиоидный микрофон: особенности и лучшие модели

  1. Что это значит?
  2. Достоинства и недостатки
  3. Обзор лучших моделей

Во многих сферах жизни используется разнообразная техника. Большую популярность в настоящее время имеет музыка – живые концерты, видеозаписи выступлений, звукозапись песен новых исполнителей. Всем им необходимо такое чудо техники, как микрофон. Мы поговорим об их кардиоидной разновидности.

Что это значит?

Микрофон, как известно, это устройство вывода звуковой информации на более дальние расстояния. В зависимости от технических характеристик, бывают эстрадные, репортерские, студийные и инструментальные экземпляры. По принципу действия – конденсаторные и динамические. Но в этой статье мы рассмотрим разделение устройств по пространственным характеристикам направленности. Современные микрофоны делятся на кардиоидные и гиперкардикоидные.

Читайте также:
Лоскутные одеяла (63 фото): детские одеяла из лоскутков в стиле «пэчворк», изделия из лоскутов для детей

Самым популярным считается кардиоидный. Это одно из устройств, которое применяется в музыкальном мире с определенной характеристикой направленности. Это означает улавливание звука с той или иной стороны. Такой микрофон дает уникальную возможность при записывании в студиях, выступлениях на сценах, озвучке музыкальных инструментов.

Это однонаправленное устройство, что означает, что оно принимает звуки только от одного источника, внешние факторы сзади никак не влияют на производительность звука. Его головка имеет форму сердца, что позволяет воспроизводить и улавливать звук качественно. Микрофонное приспособление работает только по принципу направления звука в центр головки или сбоку. Желательно сконцентрироваться на точку улавливания звука. Иногда при выступлениях певцы отклоняются от центральной точки, и тогда микрофон улавливает звук не так четко, как хотелось бы.

Суперкардиоидный микрофон имеет более узкую зону захвата звука, в отличие от кардиоидного. В остальном они очень похожи.

Однако шумоподавление у суперкардиоидного значительно хуже, он улавливает внешние звуки, идущие сзади.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • не улавливает источники звука позади устройства – это позволяет сделать звук чище, что очень важно на записи музыки;
  • владеет отличной шумоизоляцией;
  • увеличенная чувствительность к центральному звуку.

Недостатки:

  • может улавливать качественно звук только по центру;
  • сложная конструкция.

Обзор лучших моделей

Гиперкардиоидный Superlux D103/02P

Данная модель очень популярна у начинающих видео-операторов. Они используют ее для видеосъемок. В отличие от суперкардиоидного, он имеет зону чувствительности спереди более узкую, а сзади она более широкая. Также улавливает шум, идущий сзади, более отчетливо. Используют в студиях для озвучивания акустических инструментов.

Audix D4

Вокальный микрофон используется на более живых выступлениях. Предназначен только для передачи голоса самого певца и не используется для озвучивания акустических инструментов. Также следует заметить, что и микрофон для вокала имеет характеристики направленности. Он может быть чувствительным к высоким или к низким тонам. Также разновидность таких микрофонов может отличаться от индивидуального предназначения – может использоваться для сольных выступлений или для хоровых.

Shure

Петличный микрофон. Существуют проводные и беспроводные. Чаще всего данную модель используют в интервью, телепередачах, телешоу, в съемках видеороликах на YouTube. Беспроводные петлички позволяют актеру не быть привязанным к камере, безопасность от повреждения провода, дистанция расстояния от камеры может позволять быть свободным в действиях. Одно из прекрасных качеств такого микрофона заключается в том, что его можно применять на любых местах, прикрепив на одежду или под нее.

Относится такое устройство к конденсаторным, имеет наилучшую чувствительность к улавливаемым звукам. Но и оборотная сторона тоже есть – нужен постоянный источник питания. У конденсаторного микрофона всегда присутствует специальная коробочка, которая подает питание. Подключается как к телефону, так и к компьютеру или камере. Следует учесть, что от размещения микрофона зависит качество и громкость звука.

Конечно, всегда стоит вопрос: «Какой же выбрать?». Ответить на него можно, только зная характеристики микрофонов, модели и методы использования в различных сферах.

Следует определиться, в каком направлении будет использоваться то или иное устройство.

Кардиоидный микрофон BOYA BY-MM1 представлен далее.

«Звук наше всё»: обзор микрофонов для создания аудио/видеоконтента

За последние несколько лет значительно возросла популярность видеоблогинга. Аудитория YouTube насчитывает миллиард человек — это треть всех интернет-пользователей. Ежедневно они «насматривают» 500 миллионов часов видео.

Подкастинг — еще одна форма создания контента, которая активно развивается. Как минимум 67 миллионов американцев слушают подкасты раз в месяц. Это движение набирает обороты и в России. Например, в iTunes можно найти такие проекты, как образовательный подкаст «Хочу все знать», а также аудиоверсию шоу на радио «Маяк» с Сергеем Стиллавиным и Рустамом Вахидовым.

Что касается стриминговых сервисов, то согласно статистике Twitch, платформу посещают 15 миллионов пользователей ежедневно. При этом в месяц появляется 2,2 миллиона уникальных создателей контента. Однако не все они (как и подкастеры, и видеоблогеры) приобретают большую популярность и набирают огромное количество просмотров.

Причины неудач – разные. Однако одна из ключевых – отсутствие должного внимания к аудиосоставляющей проекта (видеоблога, стрима или подкаста). Мало кому захочется смотреть и слушать передачу с «зашумленным» или, наоборот, приглушенным звуком словно вы ведете трансляцию из-под подушки.

Дэн Бенджамин (Dan Benjamin), создатель хостинга для подкастов Fireside, отмечает, что от качества звука зависит все. Если у вас хороший контент, но зрители не понимают, что вы говорите, или у них в ушах белый шум, не стоит ждать, что ваше творчество будут рекомендовать друзьям.

Хороший микрофон и обработка звука — одна из основ для привлечения новой аудитории и удержания внимания преданных поклонников вашего проекта.

Читайте также:
Как устранить «эффект» скрипящих дверей в авто


Фото zhezhe2010 CC BY

Конечно, попробовать в работе все популярные микрофоны будет сложно. Особенно если вы только запускаете свой первый подкаст, видеоблог или игровой стрим.

Поэтому в нашем сегодняшнем материале мы решили помочь начинающим content creator’ам и представить популярные микрофоны, которые рекомендуют «старожилы» индустрии подкастинга, стриминга и участники платформ Reddit, IGM и Quora.

Начнем наш обзор микрофонов с разговора о типах и видах интерфейсов. В дальнейшем это позволит сделать выбор в пользу того или иного устройства.

Динамические или конденсаторные

Поскольку это материал для начинающих, будем считать, что микрофоны делят на две группы: динамические и конденсаторные. Первые лучше подавляют шум вокруг и менее восприимчивы к вибрациям стола/стойки. Однако при их использовании может показаться, что записанный звук слегка приглушен. Для работы динамического микрофона не требуется дополнительный источник питания, поэтому устройства этого типа подойдут новичкам, которым пока трудно разбираться в особенностях подключения дополнительной аппаратуры.

Конденсаторные микрофоны более восприимчивы к шумам и эху, поэтому чаще «захватывают» окружающие звуки, которые вы не хотели записывать. Но если работать в специальной «мягкой» комнате (комнате с акустическим поролоном или просто заполненной большим количеством мягкой мебели), то звучание конденсаторного микрофона будет «чище», чем у динамического. Количество отражений звуковых волн уменьшится, эхо пропадет.

Также конденсаторным устройствам необходим внешний источник питания. У некоторых моделей есть собственный БП, однако большинство работает от фантомного питания. Выбирать этот тип микрофонов следует в том случае, если вы уже приобрели внешнюю звуковую карту или усилитель с XLR-входом для микрофона или планируете это сделать. Стоит отметить и относительно новую категорию — конденсаторные USB-микрофоны — их можно подключить напрямую к вашему ПК (или даже к iPhone или iPad).

USB или XLR

USB-микрофоны подключаются напрямую к компьютеру. Пользователям при этом не нужно докупать специализированное оборудование (например, отдельные звуковые карты).

Системы XLR – «блочные». Микрофон можно подключить к звуковой карте, усилителю, различным пультам аудиообработки и управлять блоками и эффектами с помощью физических контроллеров. Такие системы предполагают более высокую суммарную стоимость.

Если вы только начинаете создавать аудио/видеоконтент, то вам хватит USB-микрофона — они дешевле, чем связка оборудования XLR-микрофон плюс звуковая карта, и проще настраиваются. Но если есть желание получить возможность более тонкой настройки звука и записывать сразу с нескольких микрофонов (двух, трех или четырех гостей/ведущих вашего проекта), то лучше обратить свой взор на XLR-решения.

Мы распределили микрофоны на две группы по интерфейсам подключения: USB и XLR. В каждой группе все устройства отсортированы по возрастанию цены, а стоимость представленных моделей не превышает 20 тысяч рублей.

USB-микрофоны

Часто занимает первые места в топах микрофонов как устройство для начинающих создателей контента. Его используют геймеры, интервьюеры, музыканты и вокалисты.

Имеет несколько режимов работы: может захватывать звук, идущий как спереди (кардиоида), так и со всех направлений (всенаправленный). Более дешевая версия этого микрофона (

5 500 рублей) — Snowball iCE — работатет только в одном режиме (кардиоида).

По словам Майкла Ларсена (Michael Larsen), подкастера и резидента Quora, оба микрофона «пишут» одного человека без артефактов и лишних шумов. Однако при использовании всенаправленного режима старшей версии ваш голос, записанный спереди микрофона, скорее всего будет отличаться от «захваченного» с задней стороны устройства.

В комплекте от производителя идет складная тренога, на которую крепится микрофон. Не требует установки драйверов.


Пример микрофона c USB-интерфейсом: Audio-Technica AT2020USB+

Rode Podcaster (USB, динамический):

Это брат XLR-микрофона Rode Procaster, но подключается по USB. «Устойчив» к окружающим шумам и улавливает только ваш голос. Один из резидентов Reddit говорит, что микрофон не «слышит» шум с лестничной клетки, на которой идет ремонт и ходят рабочие.

На Reddit также отмечают, что это достойный микрофон для стриминга и отличная замена Rode Procaster, если вы не хотите тратиться на аудиоинтерфейс.

XLR-микрофоны

Его используют профессиональные подкастеры и музыканты. Также он частый «гость» ТВ-студий и завоевал награду Editors Choice Award на Electronic Musician 2004.

По мнению основателя блога MakeBeats101 и музыканта Карло (Carlo), этот микрофон — выбор многих студийных инженеров. Сам Карло всегда использует его для записи акустических гитар. Rode NT1-A выдает самый низкий уровень статического шума при записи среди всех моделей линейки Rode.

Одно из главных достоинств Rode NT1-A — наполнение коробки. Вместе с микрофоном вы получаете крепление, поп-фильтр, XLR-кабель и мягкий чехол. Это позволит сэкономить деньги на аксессуарах, что очень кстати для начинающего создателя контента.

Из недостатков можно отметить то, как он «работает» с высокими голосами — они начинают звучать очень тонко. Пользователи также отмечают, что NT1-A оказывает подобный эффект и на басовитый голос или баритон.

Rode Procaster (XLR, динамический):

Это динамический микрофон, он не требует фантомного питания. Звукорежиссер Гари Хибнер (Gary Hiebner) говорит, что микрофон обладает низкой чувствительностью и поэтому не захватывает много окружающих звуков. Гари даже пробовал делать запись во время сильной грозы на улице, и Rode Procaster показал чистый звук с небольшими «примесями» шума дождя.

Читайте также:
Как можно увеличить КПД печи

Бонусом является встроенный поп-фильтр. В отличие от внешних фильтров, он не мешает читать скрипт с листа. Недостаток — микрофону нужна стойка, которая выдержит его вес (почти 700 грамм).

Audio-Technica BP40 (XLR, динамический):

25 499 — 25 636 рублей

Этот микрофон дороже двадцати тысяч, но он часто упоминается в подборках гаджетов для подкастеров. Продюсер и инженер Джефф Стендфилд (Geoff Stanfield) отмечает, что BP40 подавляет помехи, идущие от сети, а это исключает статический шум при записи.

Устройство не приглушает голос и улавливает его, даже если говорить не прямо в микрофон, а чуть в сторону. Однако есть мнение, что микрофон делает голос слишком четким с ярко выраженной артикуляцией. Это может не понравится людям, предпочитающим более спокойное звучание без резких моментов в речи.

В комплекте с микрофоном идет держатель для крепления к стойке и чехол.

Микрофоны для видеосъёмок

На рынке можно встретить микрофоны, разъёмом для подключения которых является обыкновенный 3,5-миллиметровый джек (или разъем mini-XLR). Эти устройства используют вместе с видеокамерами, чтобы не записывать звук на их стандартный микрофон. Встроенные микрофоны камер не всегда рассчитаны на подавление внешних и внутренних шумов (механических), потому записанный с их помощью звук зачастую оставляет желать лучшего.

Схема подключения таких микрофонов иногда может содержать различные приемники, подключаемые к звуковым картам и другим аудиоинтерфейсам.

Плюсом здесь является компактность и небольшой вес микрофонов (для некоторых моделей составляет всего 6 грамм). Они не бросаются в глаза на видео. Однако есть и минусы: хотя сами микрофоны стоят не очень дорого, придется потратиться на остальное оборудование. Поэтому рекомендовать этот вариант можно тем, кто уже приобрел видеокамеру с возможностью подключения внешних микрофонов или планирует это сделать.


Пример петличного микрофона: Audio-Technica ATR3350

Audio-Technica ATR3350 (3,5 мм, конденсаторный): 2 190 рублей

Это петличный всенаправленный микрофон. Дизайн устройства делает его практически незаметным на одежде, поэтому он не отвлекает и не нервирует спикера. У этого устройства двойной монофонический штекер типа 1/8” TRS mini-Jack, поэтому микрофон позволяет писать стереозвук. Эта модель часто попадает в топы лучших петличных микрофонов.

Длина кабеля микрофона составляет 6 метров. В комплекте поставляется зажимная клипса для галстука, ветрозащита и плоская батарейка. Однако эта батарейка является недостатком устройства — микрофон не имеет индикации заряда батареи, поэтому может отключиться в самый неподходящий момент.

Rode smartLav+ (3,5 мм, конденсаторный):

Всенаправленный микрофон, в комплекте с которым поставляется поп-фильтр и приложение для смартфона от Rode. Оно помогает настроить микрофон и предоставляет систему звукозаписи с пресетами. Это может быть полезно, если вы планируете использовать свой телефон в качестве диктофона. Из других бонусов — чехол для хранения.

Из недостатков устройства некоторые обзорщики выделяют тот факт, что микрофон хорошо улавливает голос только того человека, на которого надет. Все остальные звуки оказываются приглушенными, что может создать определенные неудобства при записи диалогов.

Sennheiser ME 2-US (3,5 мм, конденсаторный): 4 799 рублей

Всенаправленный петличный микрофон с зажимом-клипсой легко крепится к одежде. Подходит для записи вокала. Длина провода, однако, всего 1,6 метра. В некоторых ситуациях это может создать определённые неудобства при сьемке. Такой микрофон рекомендуется подключать к передатчику радиосистемы. Микрофон поставляется с металлической ветрозащитой.

AKG CK99L (mini-XLR, конденсаторный): 7 698 рублей

Конденсаторный петличный микрофон с режимом записи — кардиоида. Он подходит для записи в зашумленных местах, вроде лекционных аудиторий или публичных мероприятий. В комплекте также поставляется ветрозащита. Зажим для крепления металлический, он гасит вибрации и плотно крепится к одежде.

Это лишь небольшая часть решений, которые позволяют записывать качественный звук для подкастов и видео. Надеемся, новичкам в деле подкастинга и видеоблогинга наш обзор поможет сориентироваться в том, на какие девайсы стоит обратить внимание в первую очередь. А мы в своих материалах продолжим рассказывать обо всем, что связано с миром аудио.

Микрофоны: чем они принципиально отличаются?

Не секрет, что в музыкальном мире разные микрофоны отличаются не только цветом и формой. При этом все микрофоны служат одной и той же цели: принимают звук и переводят его в электрический сигнал, которым мы в дальнейшем можем управлять. Однако то, КАК они это делают, может сильно повлиять на качество звука на сцене, на репетиционной базе или в студии звукозаписи

Что должен помнить каждый музыкант при выборе микрофона? Разбираемся вместе

Не секрет, что в музыкальном мире разные микрофоны отличаются не только цветом и формой. При этом, по большому счету, все микрофоны служат одной и той же цели: принимают звук и переводят его в электрический сигнал, которым мы в дальнейшем можем управлять. Однако то, КАК они это делают, может сильно повлиять на качество звука на сцене, на репетиционной базе или в студии звукозаписи. Я всегда призывал, призываю и буду призывать музыкантов подробно изучать различные микрофоны, чтобы таким образом понять, какие микрофоны подходят для вас лучше всего. Также я рекомендую всегда иметь с собой на репетициях и на выступлениях свой собственный микрофон подходящего для вас типа.

Читайте также:
Как самостоятельно сделать цемент

Существуют 2 основные характеристики микрофона, влияющие на его «звучание»: тип капсюля и характеристика направленности. В данной статье мы подробно остановимся на второй характеристике.

Характеристика направленности микрофона — это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений, т.е. его чувствительность к звуку в зависимости от положения источника звука относительно микрофона. Ниже мы рассмотрим 4 основные характеристики направленности, которые вы чаще всего встретите в музыкальном мире, а также опишем ситуации, в которых каждый из этих типов подойдет лучше всего.

Ненаправленный микрофон

— студий при записи объемного звучания

— определенных живых выступлений, на которых звук полностью контролируются, для передачи чистого, естественного, открытого звука, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для окраски звука, источник которого направлен не напрямую в сторону микрофона (не по оси микрофона).

Ненаправленные микрофоны (также часто называемые «omni» от «omnidirectional» — «ненаправленный») чувствительны к звукам с любого направления. Будь источник звука сверху, снизу, перед или за микрофоном, он примерно одинаково примет его звук (не абсолютно одинаково, но для простоты понимания разницу можно не учитывать). Эти микрофоны ценятся музыкантами за свою низкую «окраску» звука и удивительно «плоский» частотный спектр звука, в особенности на низких частотах. Эти микрофоны также слабо чувствительны к шуму ветра или к «взрывным» согласным (таким, как «Б» или «П»). Однако именно из-за характеристики направленности данный тип микрофонов зачастую является бесполезным на шумных живых выступлениях и находит свое применение в основном только в студиях.

Двунаправленный микрофон

— студий при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов

— ситуаций, когда требуется сильное отсекание звука (например, когда происходит запись вокала певца, который одновременно играет на гитаре)

— записи по технологии «mid-side обработка» и технологии Алана Блюмляйна (особые технологии записи стерео-сигнала)

— Cascade Fat Head II

Двунаправленные микрофоны (также называемые «восьмерками» из-за формы их диаграммы направленности) принимают звук одинаково хорошо как за собой, так и перед. По своей природе они удивительным образом не воспринимают звуки, исходящие непосредственно по бокам микрофона (т.е. +— 90° к их оси). Однако эта характеристика направленности — еще одна, с которой крайне трудно работать во время живых выступлений. Тем не менее, благодаря полному отсутствию чувствительности этих микрофонов к источникам звука, расположенным по их обеим сторонам, они имеют несколько весьма интересных и необычных способов применения в студийных условиях, связанных с их местом расположения.

Кардиоидный микрофон

— сцены и студии: универсальная «рабочая лошадка» музыкантов

— приема звука от близко расположенного к микрофону источника звука и для его изолирования от окружающих источников как на сцене, так и в студии

Кардиоидные микрофоны — это первый в нашем обзоре тип однонаправленных микрофонов, т.е. тех микрофонов, которые принимают звук только в одном направлении. Из названия «кардиоидный» может показаться, что микрофон имеет что-то общее с сердцем (вспомним ту же кардиограмму). И это действительно так! Диаграмма направленности кардиоидного микрофона напоминает форму сердца (не анатомическую форму, а ту, которую мы рисуем с детства для обозначения сердца), что делает их чувствительными к звукам, исходящим непосредственно напротив микрофона и нечувствительным к звукам позади микрофона. И, о чудо: этот микрофон одинаково активно используется как в студиях, так и на концертах! Он слабо восприимчив к источникам, находящимся за микрофоном, что делает его кандидатом #1 для использования в качестве вокального или инструментального микрофона.

К сожалению, ничего идеального в мире не существует, и данный тип микрофонов также не лишен своих недостатков. Довольно сложно найти кардиоидный микрофон без своего особого «характера» по отношению к тому, как он воспринимает определенные частоты (хотя это не обязательно всегда является плохим свойством). Другой феномен, свойственный данному типу микрофонов, — это то, что мы называем «эффектом близости». По мере приближения источника звука к микрофону, на расстоянии около 0-2 сантиметров от микрофонной сеточки появляется заметное увеличение отклика низких частот. Вы могли это замечать, когда вы приближались к микрофону и ваш голос становился «больше» и «полнее», чем когда вы находились вдали от микрофона. Как вокалист, это может использоваться для добавления определенной теплоты и полноты голосу, но также это доставляет определенные проблемы в случае если вокалист имеет привычку значительно менять дистанцию до микрофона, что приводит к нежелательным изменениям в тембре его голоса.

Читайте также:
Как установить бак для душа на крышу: видео-инструкция по монтажу своими руками, как закрепить бочку, фото и цена

Гиперкардиоидный (суперкардиоидный) микрофон

— приема звука в время живых выступлений, когда требуется более изолированный звук

— подзвучки вокала для еще большего устранения «утечки» звука на сцене, чем у кардиоидных микрофонов

— студийных и концертных записей, требующих строго направленного и сфокусированного звука

Будучи братом кардиоидного микрофона, этот тип микрофонов демонстрирует похожие характеристики по направлениям звука с небольшими, но очень важными отличиями. Эти микрофоны являются еще одним отличным выбором для живых концертных выступлений, особенно для вокалистов, т.к. эти микрофоны имеют еще более плотный и направленный отклик, чем аналогичные кардиоидные микрофоны. Они себя прекрасно проявляют на громких сценах, когда имеется множество источников шума вокруг вокалиста и задачей является четкое снятие звуков исключительно вокалиста. Однако, с другой стороны, данный тип микрофонов может доставить проблемы подвижным вокалистам, которые благодаря своим движениям на сцене меняют угол относительно микрофона, что сильно сказывается на тембре и громкости подученного голоса вокалиста. Даже незначительное отклонение от оси микрофона может оказать заметную разницу в звуке.

Другим недостатком, который необходимо иметь в виду при использовании такого микрофона, является так называемый «кроличий хвост» у диаграммы направленности позади микрофона, связанный с формой его капсюля. У этих микрофонов появляется дополнительная небольшая зона проникновения звука ЗА микрофоном. Хоть эти микрофоны не такие чувствительные сзади, как двунаправленные «восьмерки», но тем не менее с ними нужно следить за тем, куда направлена его противоположная сторона. Если вы как вокалист подведете этот «кроличий хвост» к вокальному напольному монитору, то мало никому не покажется: микрофон сразу же заведется и противный фидбек станет незванным гостем вашего концерта.

Мы надеемся, что приведенные советы дадут вам пищу для размышлений при выборе микрофона. Пробуйте разные варианты, и тогда вы сможете найти именно тот микрофон, который подходит вам лучше всего!

Идея и материал для статьи: Арон Станиулис (Aaron Staniulis) — не только звукорежиссер на концертах и в студии, но также опытный музыкант, вокалист и композитор. Он провел равное количество времени по обеим сторонам микрофона, работая и играя с различными музыкальными коллективами начиная от барных кавербэндов и заканчивая группами ведущих звукозаписывающих лейблов, на концертах с аудиторией от десятков до десятков тысяч человек.

Направленность микрофонов: как это устроено

Содержание

Содержание

Микрофон кажется простым девайсом, пока не доходит до практики. Какой стороной его направлять на источник звука, под каким углом и на каком расстоянии? Как выбрать микрофон исходя из ситуации? Все это определяет его направленность. Из всех характеристик именно она вызывает больше всего вопросов. О ней и пойдет речь.

Вот основное, что нужно знать для выбора микрофона, подходящего ситуации:

  • Микрофоны бывают: ручными — чтобы читать репортажи и петь караоке, настольными — для блогов и стримов, подвесными — чтобы записывать инструменты, типа прищепка — чтобы вешать на собеседника и записывать интервью, накамерными — вешать на видеокамеру.
  • Профессиональные микрофоны подключаются кабелем XLR к преампу, аудиокарте, микшеру или ди-боксу. Один из этих приборов готовит сигнал до удобоваримого вида и «скармливает» его аналого-цифровому преобразователю (АЦП), чтобы получить нули и единицы. Но есть микрофоны, в которые уже встроен преамп и АЦП — их достаточно подключить к компьютеру по USB и готово.
  • Микрофоны отличаются конструкцией — они бывают динамическими, конденсаторными, ленточными и электретными. В динамический нужно говорить вплотную. Конденсаторные более чувствительные — можно поставить и в паре метров от источника звука, но для усиления слабого сигнала ему нужно фантомное питание +48V. Электретные — дешевые микрофоны в виде микрочипа, они во всех гарнитурах и телефонах. Ленточные — специфические студийные микрофоны.
  • Микрофоны различаются по направленности, основные — это однонаправленные (кардиоидные), двунаправленные и всенаправленные.

Направленность — один из главных определяющих факторов при выборе микрофона. На сцене нужен кардиоидный, чтобы он не ловил лишнего — только вокал, для интервью подойдет двунаправленный, с записью целой группы в комнате или эмбиентных звуков типа шелеста листвы и шума дождя лучше всего справится всенаправленный. Легко запутаться, поэтому о направленности нужно рассказать подробнее.

Всенаправленные

Первые угольные и конденсаторные микрофоны были всенаправленными. Они ловят всё вокруг в горизонтальной плоскости. Такие микрофоны по сути представляют собой очень чувствительный барометр, который состоит из коробки с тонкой диафрагмой внутри. Даже незначительное звуковое давление с любой стороны колеблет диафрагму. Речь на всенаправленные микрофоны можно писать только в хорошо заглушенном помещении, иначе вместе с голосом запишется шум авто за окном и стук соседа по трубе.

И все же иногда их применяют для записи вокала в студии. Благодаря своей конструкции они меньше других микрофонов восприимчивы к взрывным согласным «п» и «б», а также к завываниям ветра. Также в них отсутствует эффект приближения — большинство других микрофонов выдает больше низких частот с приближением источника звука к диафрагме. Всенаправленные же записывают одинаковый тембр на разном расстоянии.

Читайте также:
Крышка подвала с подъемным механизмом

Всенаправленные микрофоны меньше всего окрашивают звук, поэтому записанные на них сэмплы и инструменты звучат натурально и естественно. Лучше всего они подходят для записи:

  • Групп музыкантов с акустическими инструментами — небольших оркестров, народной музыки, фолка и этники.
  • Больших акустических инструментов — от акустической гитары до волынки, фортепиано, рояля и органа.
  • Сэмплов — шелеста леса, журчания ручья, звука запуска авто и т.п.
  • ASMR — специфический жанр на ютубе про мурашки от шуршащих звуков, по своей сути родственны сэмплам. Здесь подробнее о том, как выбрать микрофон для ASMR.
  • Голоса, особенно когда микрофон в форме петлички. Тогда его не нужно точно позиционировать, а близость к источнику звука отсекает лишнее.

Двунаправленные

Всенаправленные микрофоны хороши для записи музыки в студии, но для радиоведущих круговая диаграмма не очень удобна. Микрофон ловит все вокруг, а должен — только речь диктора. Поэтому вскоре после релиза всенаправленных микрофонов компания RCA изобрела двунаправленный микрофон — он ловил только спереди и с тыла.

Двунаправленные микрофоны одинаково чувствительны к звукам спереди и сзади, но имеют участки абсолютной тишины по бокам. Их конструкция основана на принципе разницы давления. Диафрагма открыта с обеих сторон, а девайс определяет разницу в давлении между одной стороной и другой. Если говорить в мембрану спереди, сигнал будет с положительной полярностью, если сзади — с отрицательной. Диаграмму двунаправленного микрофона иногда называют восьмеркой.

Такие микрофоны обычно не воспринимают звуки по сторонам — на 90 и 270 градусах.
Звук с этих позиций ложится на мембрану одновременно спереди и с тыла, получаются два одинаковых сигнала с разной полярностью, что в итоге дает ноль. Так образуется купол тишины, который удобно использовать на практике — в студии или полевых условиях. Некоторые микрофоны для видеокамер двунаправленные — так можно записать чистый звук для репортажа в сложных условиях.

Довольно узкий угол приема сигнала полезен для изоляции голоса или инструмента, окруженного другими источниками звука. Двунаправленность полезна для захвата двух источников, когда они друг напротив друга. Но стоит помнить, что на двунаправленных микрофонах сильнее, чем на других, проявляется эффект приближения. Также они очень чувствительны к взрывным согласным.

На практике такие микрофоны используются:

  • Для интервью и диалогов. Очевидное решение для записи двух собеседников.
  • Для записи бэк-вокалистов — двое поют в один микрофон.
  • Для перкуссии в оркестре — например, можно расположить между томами и конгами.
  • Для поющего пианиста — чтобы захватить и вокал, и инструмент.

Кардиоидные

На самом деле первый двунаправленный микрофон был закрыт с тыла крышкой, а потому был как бы однонаправленным. Вскоре появился другой подход к созданию однонаправленного микрофона: в одном устройстве умещалось два капсюля — двунаправленный ленточный и всенаправленный динамический. Их диаграммы настроены так, что при объединении они усиливают друг друга спереди и взаимовычитаются сзади. Так получился настоящий кардиоидный микрофон.

Сегодня кардиоидная направленность встречается чаще всего. Микрофон с таким паттерном наиболее чувствителен к звукам спереди, и наименее — с противоположной стороны. По сторонам, в диапазоне от 90 до 270 градусов, чувствительность падает до -6 Дб. В итоге получается диаграмма, напоминающая сердце — отсюда и «кардио» в названии. Такие микрофоны чувствительны к взрывным согласным и проявляют эффект приближения — если говорить вплотную к мембране, будет больше низких частот.

Микрофоны с кардиоидной направленностью — самые популярные и используются повсеместно:

  • Для записи в неподготовленных помещениях и на улице. Кардиоидная диаграмма отсечет отражения от стен, топот соседского ребенка, шум автомобилей или стук пальцев по клавиатуре. Они хороши для репортажей, стримов, подкастов, видеоблогов. Их можно использовать для записи в сложных и шумных условиях.
  • На сцене. При живом выступлении на вокалиста нацелен сценический монитор, через который исполнитель слушает себя, поэтому любой микрофон, кроме кардиоидного, будет заводиться — ловить фидбэк от монитора и оглушительно свистеть.
  • В студии. Они позволяют захватывать инструменты индивидуально, отсекая звучание остальных источников, поэтому незаменимы при записи барабанов и гитар. Комбинация кардиоидных микрофонов позволяет создать собственный уникальный паттерн направленности.

Суперкардиоидные и гиперкардиоидные

Суперкардиоидная диаграмма отличается узконаправленностью. По бокам ее чувствительность снижена — до 10 Дб на 90 и 270 градусах, плюс она имеет глухие участки с тыла.

Ее часто путают с гиперкардиоидной диаграммой, которая весьма похожа. Но в отличие от суперкардиоидной, гиперкардиоидная еще более узконаправленная — чувствительность по бокам снижена на 12 Дб, при этом она имеет более широкий тыловой участок приема сигнала.

Обе диаграммы хорошо прижились в микрофонах для кино. Наверняка все видели кадры со съемочной площадки, где над актером висит большой мохнатый микрофон на длинном шесте. Мохнатая оболочка — это защита от ветра, она натягивается на полый каркас, внутри которого находится микрофон типа «шотган» — в форме трубки. Их конструкция серьезно усиливает эффект прямой направленности.

Читайте также:
Какую клеенку выбрать для кухонного стола

Это позволяет без лишних шумов записать голос актера с расстояния — так, чтобы микрофон не попал в кадр (хотя иногда все же попадает). Такие же монтируются на некоторые видеокамеры.

Ультранаправленными бывают также микрофоны для сцены и подкастов. Однако с ними сложнее работать, чем с обычными кардиоидными. Шотган-микрофоны и вовсе настолько чувствительны к направлению, что их сигнал нужно постоянно мониторить в наушниках, чтобы держать их по курсу источника звука.

Мультинаправленные

Мультинаправленные микрофоны позволяют переключаться между несколькими паттернами. Обычно их делают из двух диафрагм с кардиоидной направленностью, соединенных вместе. Разные направленности достигаются комбинированием двух сигналов с разной полярностью. Поэтому дефолтный выбор будет следующим:

  • Кардиоидная — задействована одна диафрагма.
  • Двунаправленная — обе диафрагмы с разной полярностью.
  • Всенаправленная — обе диафрагмы с одинаковой полярностью

Встречаются и другие пресеты, но все они легко достигаются игрой с фазой и амплитудой сигнала двух диафрагм. При этом нужно помнить, что кардиоидные диафрагмы подвержены взрывным согласным и эффекту приближения. Также всенаправленный режим будет лишь имитацией всенаправленности, поскольку та основана на капсюле с другим принципом действия. Тем не менее, мультинаправленные микрофоны очень удобны и универсальны.

Стерео, бинауральные, амбисоник

Стереомикрофон представляет собой минимум две диафрагмы в одном девайсе — обычно двунаправленные или кардиоидные. Классические сочетания:

  • X-Y: две кардиоидные капсюли под углом 90–135 градусов друг относительно друга.
  • Центр-Стороны: кардиоидная мембрана нацелена вперед, а перпендикулярно к ней расположена двунаправленная.
  • Пара Блюменштайна: две двунаправленные диафрагмы под углом 90 градусов друг к другу. Они создают очень натурально звучащую стереофоническую картину, в которой источники звука локализуются крайне точно и аккуратно.

Профессиональные стереомикрофоны используются в записи аудио для кино и игр. Они также популярны в видеоблогинге, особенно в ASMR-видео. В некоторых настольных микрофонах для подкастов и стриминга есть стереорежим, к примеру, в Blue Yeti X он реализован в сочетании X-Y.

Сочетание нескольких диафрагм используется в спикерфонах — микрофонах для конференций. Они улавливают звуки во всех направлениях, позволяя целой дюжине собеседников использовать лишь один микрофон.

Бинауральные микрофоны — особый вид стереомикрофонов. Это целая конструкция — в макет головы или ушных раковин микрофоны монтируются по всенаправленной диафрагме. Звук преломляется и отражается от макета подобно тому, как он ведет себя с живым слушателем.

В результате получается запись с феноменальным эффектом присутствия, но слушать ее нужно только в наушниках. Многие музыканты и некоторые игровые студии экспериментируют с бинауральным аудио, также на ютубе есть целые жанры с записями в этом формате.

Амбисоник — система трехмерного пространственного звука. Ее часто комбинируют с видео на 360 градусов — вместе с поворотом камеры изменяется угол восприятия источников звука в реальном времени. Это достигается записью аудио на амбисоник-микрофоны.

Они состоят из 4–8 кардиоидных диафрагм и захватывают все вокруг во всех трех плоскостях. В итоге получается несколько дорожек, которые можно микшировать с помощью специального софта, указывая лишь направление, куда смотрит виртуальный слушатель. Как и бинауральное аудио, технология амбисоник находит применение в контенте для очков виртуальной реальности.

Большинство микрофонов уязвимы к взрывным согласным и к расстоянию до мембраны. Бороться с обоими эффектами нужно с помощью поп-фильтра — это главный аксессуар к любому микрофону.

Настольные USB-микрофоны уже идут с подставкой, но для профессиональных студийных девайсов понадобится микрофонная стойка. Получить более ясный звук в неподготовленном помещении поможет акустический экран с креплением на стойку.

Выбираем микрофон для вокала

С нами вы не запутаетесь и не потратите деньги напрасно.

Содержание

  1. Основные характеристики вокальных микрофонов
    1. Направленность
    2. Однонаправленные
    3. Двунаправленные (восьмерки)
    4. Всенаправленные (ненаправленные, или круговые, или омни-микрофоны)
  2. Частотность (АЧХ)
  3. Чувствительность
  4. Уровень звукового давления (УЗД)
  5. Уровень шума
  6. Типы вокальных микрофонов
    1. Динамические
    2. Конденсаторные
    3. Ленточные
    4. Беспроводные (радиомикрофоны)
    5. USB-микрофоны для вокала
  7. Какие модели выбрать

Основные характеристики вокальных микрофонов

Во время поиска нужной модели вы встретитесь с техническими характеристиками. В них полезно разбираться. Хотя бы в основных. К ним относятся:

  • направленность;
  • частотность (АЧХ);
  • чувствительность;
  • уровень звукового давления (УЗД);
  • уровень шума.

Направленность

Микрофоны по-разному воспринимают звуковые сигналы: какие-то «слышат» и передают, а какие-то отсекают. Это называют диаграммой направленности. Или просто – направленностью. Перечислим 3 известных типа:

  1. однонаправленные;
  2. двунаправленные;
  3. всенаправленные.

Однонаправленные

Улавливают сигнал, приходящий с одного направления, и нечувствительны к звукам с других сторон. Не требовательны к акустике помещения. Бывают кардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные.

Самые распространенные – кардиоидные. Их диаграмма напоминает человеческое сердце: отсюда и название. Они воспринимают только сигнал спереди. Ограничивают нежелательные звуки, приходящие сбоку и сзади.

Суперкардиоидные и гиперкардиоидные имеют более узкую зону охвата спереди, но зато захватывают немного сигнала позади себя. Их небольшие различия видны на схеме.

Читайте также:
Кровельная натуральная черепица

Для чего подходят:

  • Выступления на сцене. Улавливают только солиста. Либо солиста и аплодисменты из зала.
  • Запись вокала в домашних условиях с несовершенной акустикой.
  • Пишут живые концерты: не захватывают лишний шум от зрителей.

Двунаправленные (восьмерки)

Воспринимают сигналы спереди и сзади. Невосприимчивы к источникам звука, находящимся по бокам. Подходят для вокального дуэта, когда певцы стоят напротив друг друга.

Всенаправленные (ненаправленные, или круговые, или омни-микрофоны)

«Ловят» все, что происходит вокруг. Интересно, что на низких частотах все микрофоны – всенаправленные. Таковы законы физики.

  • Отсутствие «эффекта близости».
  • Объемный звук.
  • Низкий уровень собственного шума.
  • На концертах.
  • На репетициях, когда нет возможности озвучить каждого исполнителя коллектива отдельно. Омни-микрофон располагают в центре, а вокруг него – музыкантов.
  • Для записи шумов на улице, воссоздания атмосферы в помещении.

Существую еще конденсаторные мультидиаграммные микрофоны. При помощи переключателя или заменяемых капсюлей они позволяют менять диаграмму.

Частотность (АЧХ)

Каждый преобразователь звука имеет свою амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), то есть по-своему передает разные частоты. Частотность измеряется в герцах (Гц). Бывают устройства с подъемом или спадом в области верхних, средних или нижних частот.

Для наглядности производители прилагают к каждой модели график. На нем изображена кривая частотности, что упрощает выбор.

Звучание одного и того же голоса при использовании приборов с разной АЧХ заметно отличается. Поэтому каждому исполнителю требуется устройство со своей АЧХ.

У вокалистов с пронзительной формантой в области верхних частот микрофоны, как правило, свистят и «ведутся» по верху. Им не стоит выбирать вариант с подъемом по верхним частотам. Если голос резко «верхастый», лучше остановиться на экземпляре с завалом по верхним или подъемом по нижним частотам.

Голос просто высокий, но не резкий? Тогда лучше не покупать устройство с завалом по верхам. Скроется красота тембра.

Для бархатных баритонов подойдет модель с хорошей передачей низких частот. Верхние же могут быть завалены.

Чувствительность

Чем выше чувствительность прибора, тем более тихий звук он улавливает. И наоборот. Характеристика измеряется в разных единицах. Для простоты понимания достаточно знать: чем ниже цифры, тем выше чувствительность.

Уровень звукового давления (УЗД)

Показывает, какой силы звук прибор передает без искажения. У каждого – свой динамический диапазон. Единица измерения – децибелы (дБ).

Уровень шума

Ясно: чем меньше собственный уровень шума, тем лучше. Высокий – частый минус дешевых устройств.

Общий уровень шума существенно зависит от качества остальной аппаратуры: предусилителя, усилителя, сети (питания), проводов. От грамотности подключения и настройки приборов.

Технические характеристики следует учитывать. Но не стоит слепо им доверять. Разница между некачественным устройством и его дорогим аналогом определяется не столько цифрами, сколько качеством материалов и изготовления. Поэтому всегда проверяйте теорию практикой: тестируйте, сравнивайте, советуйтесь с опытными людьми.

Типы вокальных микрофонов

Существует 5 основных разновидностей. Каждая приспособлена для решения своих задач. Перечислим эти типы:

  • динамические;
  • конденсаторные;
  • ленточные;
  • беспроводные;
  • USB-микрофоны.

Динамические

Так называемые катушечные динамические микрофоны для вокала предназначены прежде всего для выступлений на концертах. С ними также пишут вокал дома и в студии. Порой это делается специально, чтобы добиться в записи звучания голоса, как на концерте. Их используют для записи живых концертов.

  • Прочные, надежные. Выдерживают падения, тряску. Переносят жару, холод, высокую влажность.
  • Устойчивые к высокому УЗД, то есть громким звукам, перегрузу. Озвучивают концертный зал, стадион, спортзал.
  • Не очень хорошо передают нюансы звучания.
  • Обычно имеют неровную АЧХ.
  • Не требуют дополнительного – фантомного – питания. Нуждаются в предусилителе.
  • Как группа в целом – сравнительно недорогие.

Если вам не нужно активно двигаться по сцене во время выступлений и репетиций, проводной динамический микрофон отлично подойдет. Он устойчив в эксплуатации. Не подведет. Стоит недорого, а прослужит долго.

Конденсаторные

Идеальны для студийного вокала. При условии качественной звукоизоляции. Конденсаторные вокальные микрофоны требовательны к акустике помещения в силу высокой чувствительности. Зато в хорошей студии звукозаписи ваш прекрасный тембр точно не будет засорен отражениями.

Конденсаторные преобразователи звука отлично подходят и для вокала на сцене. Их используют на выступлениях наравне с динамическими. Правда, в отличие от последних, они более требовательны к хорошей аппаратуре и нуждаются в грамотном звукорежиссере.

Конденсаторные устройства на своих живых концертах нередко используют джазовые музыканты. Исполнители ценят этот тип за естественный объемный вокал.

  • Не терпят небрежного обращения. В отличие от динамического «брата», конденсаторный после нескольких падений станет хуже звучать или даже сломается.
  • Привередливы в эксплуатации. Требуют умелого использования. Иначе чувствительность обернется высоким уровнем шума.
  • Требуют поп-фильтр. Он снижает звуковые помехи от дыхания вокалиста, взрывных согласных «Б-П», свиста от «С» и «Ф». Защищает устройство от попадания слюны: в ней содержатся вредные для оборудования соли. Тем самым продлевает срок службы.
  • Обычно имеют ровную АЧХ.
  • Детально передают высокие частоты.
  • Конденсаторные омни-микрофоны превосходно передают низкие частоты.
  • Быстрые атаки звучат ярко и чисто.
  • Требует фантомного питания.
  • По стоимости выше динамических.

Внимание! Конденсаторные устройства ломаются от частого неправильного отключения. Вокалист не должен выдергивать шнур раньше времени, пока на прибор подается 48 вольт фантомного питания.

Этот тип отлично подходит не только для профессиональной студии. Он хорош, если вы ищете универсальный микрофон для записи вокала и живых инструментов в домашних условиях. Вот несколько полезных советов школы «Fishbones»:

  1. Выбирайте устройство кардиоидной направленности, с большой диафрагмой от 1 дюйма (1”=2,54 см), желательно с ровной АЧХ.
  2. Учтите, что на конечный результат записи существенно влияют звуковая карта, предусилитель, компрессор, микшерный пульт.
  3. Что еще понадобится для организации домашней студии звукозаписи: «паук», поп-фильтр, стойка («журавль», обычная прямая или настольная), кабель нужной длины с разъемом XLR.

Существуют еще ламповые конденсаторные микрофоны. Это дорогие профессиональные устройства, которые ценят за теплый насыщенный звук. Они довольно требовательны в обращении.

Ленточные

Используются для записи вокала в студии . Обладают высокой чувствительностью. Разновидность динамических. Правда, в отличие от концертных катушечных, очень хрупкие. И, пожалуй, самые капризные в эксплуатации. Требуют профессионального подхода. А ценят их за качественный глубокий звук.

Читайте также:
Как отстирать машинное масло с куртки

  • Нуждаются в исключительно бережном использовании. Иначе легко ломаются.
  • Хорошо передают низкую середину, низкие частоты. Прекрасно подходят для низких мужских голосов: баритона, баса.
  • Имеют небольшое заваливание на верхних частотах. Это не страшно: компенсируется при помощи эквалайзера.
  • Фантомное питание необходимо.
  • Дорогие.

На практике многое зависит от сопутствующих условий. Помещение с плохой акустикой и низкое качество остальной аппаратуры сведут на нет преимущества даже самого дорогого студийного микрофона. Равно как и неумение им правильно пользоваться.

Беспроводные (радиомикрофоны)

Состоят из микрофона, радиопередатчика и радиоприемной станции. Используют только в качестве концертных . На студиях беспроводные микрофоны для вокала не встретить: они не подходят для звукозаписи из-за сокращенного спектра частот.

Что полезно знать о радиомикрофонах:

  • Дают свободу перемещения на сцене. В этом – их главный плюс. Если вы активно двигаетесь во время выступлений, общаетесь с публикой или работаете с подтанцовкой, то отсутствие провода – то, что вам нужно.
  • Имеют ограничения по радиусу действия. Чем мощнее передатчик, тем на большем расстоянии может работать артист. Однако мощность возрастает вместе с ценой.
  • Для большей надежности работы радиосистемы выбирайте модели с разнесенной антенной.
  • Есть ограничения по использованию радиочастот.
  • Зависят от батареек или аккумуляторов. А они быстро разряжаются. К примеру, одной батарейки хватает всего на 1,5 часа. Оборудование может отключиться внезапно. Не исключено, что в самый неподходящий момент.
  • Не очень хорошо передают верхние частоты.
  • При покупке сразу рассчитывайте, сколько микрофонов нужно: каждая база работает лишь с определенным количеством устройств.
  • Нуждаются в грамотном подключении и настройке во избежание неприятных неожиданностей на сцене.
  • Требуют бережной эксплуатации. Ремонт затратный и не всегда оправдан.
  • Дорогие.

USB-микрофоны для вокала

Имеют низкие или средние показатели качества звука. Поэтому используются только для домашней демо-записи, стриминга, тренировок . Даже самый качественный USB-микрофон не заменит профессионального микрофона для вокала.

  • Удобные. Подключаются проводом USB в порт компьютера.
  • Не требуют фантомного питания, акустического провода, другой аппаратуры.
  • Портативные. Просто брать с собой в гости.
  • При работе дома желательно использовать акустический экран, чтобы не улавливались посторонние шумы.
  • Сравнительно недорогие.

Какие модели выбрать

Во всем мире известны следующие производители: Shure, AGK, Sennheiser, Neumann, Rode, Audio-Technica. Какой именно микрофон купить для вокала? Назовем несколько моделей, которые хорошо себя зарекомендовали.

Динамические :

  • Легендарный Shure SM58. Про надежность и прочность этой модели у звукорежиссеров ходит шутка, что им можно гвозди заколачивать. Используют как вокальные микрофоны для концертов и для записи.
  • Shure SM7B. Просто создан для рок-вокала.
  • RODE M1. Отличные микрофоны для живых выступлений. С кардиоидной направленностью, встроенным поп-фильтром, низким уровнем шума.
  • Sennheiser MD421. Универсальное устройство: подойдет для вокала и инструментов.
  • Для записи экстрим-вокала хорошие результаты дают Shure SM-7B, Shure Beta-58.

Конденсаторные, ленточные:

  • RODE NT1A. Конденсаторный, с диафрагмой 1”. Микрофоны этой модели популярны для домашней записи вокала.
  • RODE NTR. Ленточный, с диаграммой «восьмерка».
  • RODE NTK. Ламповый.

Беспроводные :

  • Shure BLX24E/PG58.
  • AKG Perception Wireless 45 Vocal Set BD-A (530-560).
  • Shure BLX288E/PG58 K3E.

USB-микрофоны для компьютера :

  • RODE NT-USB.
  • RODE Podcaster. Blue Yeti.
  • RODE Podcaster. Blue Yeti Pro.
  • Audio-Technica AT2020-usb.

Теперь вы знаете, как правильно выбирать вокальный микрофон. Что еще можно сделать:

  • Узнайте, какими микрофонами пользуются любимые музыканты.
  • Посмотрите отзывы и обзоры на интересующие модели.
  • Проведите тест-драйв нескольких устройств. Да, это мы уже говорили. Но это правда важно.

Кардиоидная vs. Круговая направленность микрофонов. Использование для концертного звукоусиления

Миккель Найманд,
тонмейстер и специалист
по продукции компании DPA Microphones
Перевод Андрея Моисеева, www.ispa.ru

Цель представленной вашему вниманию статьи – обозначить различия между направленными и ненаправленными микрофонами, а также развеять предубеждения звукорежиссеров, специализирующихся на концертном звукоусилении, относительно микрофонов с круговой направленностью.

Читайте также:
Крышка подвала с подъемным механизмом

Проникновение

Разделение каналов

Если вы остановили свой выбор на микрофонах с круговой направленностью, то получите менее точное разделение сигналов, чем при использовании направленных микрофонов, т.к. первые воспринимают звук со всех направлений. Следовательно, при необходимости четкого разделения каналов применение микрофонов с круговой характеристикой неприемлемый баланс между прямым и сторонним сигналами.
Впрочем, ненаправленный микрофон можно установить ближе к источнику звука, не боясь возникновения «эффекта близости», характерного для микрофонов с узкой направленностью (датчики градиента давления). Неизменно присутствующее в акустических условиях проникновение, избежать которого полностью не удастся, по крайней мере имеет нейтральное звучание и может сделать тембр инструмента более «воздушным».
Расположение микрофона с кардиоидной характеристикой на расстоянии 17 см от источника звука обеспечит то же соотношение прямого и стороннего сигналов, что и ненаправленный микрофон, находящийся на расстоянии 10 см от источника.
Относительные расстояния микрофонов от источника, соответствующие одинаковому балансу между прямым и сторонним сигналами.

Работа с высоким звуковым давлением

Как же использовать конденсаторные микрофоны с источниками, имеющими высокий уровень звукового давления? Как в таком случае можно соблюдать принцип, по которому следует уменьшить расстояние между источником и ненаправленным микрофоном? Очень просто. В большинстве случаев микрофоны DPA могут работать и в таких условиях.
Одно из направлений разработок компании – обеспечение поддержки предельных значений уровня звукового давления (SPL). Для этого используется предварительно поляризованная сигнальная пластина, которая заряжается при напряжении приблизительно 230 В, что позволяет гораздо дальше отнести от нее диафрагму, не потеряв при этом в чувствительности. Следовательно, диафрагма может иметь большее отклонение, не соприкасаясь с сигнальной пластиной, что обычно приводит к искажению сигнала.

Обратная связь

Применение микрофонов с круговой направленностью в концертном
звукоусилении связано с определенными требованиями как к качеству
оборудования, так и к опыту звукорежиссера.
Вообще, чувствительность к
обратной связи может быть уменьшена различными способами либо полностью
исключена. К тому же эффект обратной связи имеет изменчивый характер
поведения. Обратная связь, возникающая в микрофонах направленного типа,
как правило, имеет сдвиг в высокочастотную область, а в случае с
ненаправленными микрофонами этот эффект проявляется в средне- и
низкочастотном диапазоне. Более того, процесс возникновения обратной
связи у разных типов микрофонов различается: при работе с направленными
микрофонами этот эффект появляется неожиданно, а при работе с
ненаправленными микрофонами обратная связь нарастает постепенно, начиная
с низкочастотного гула.
Применение микрофонов с круговой
направленностью на концертных площадках имеет особое преимущество,
связанное с возможностью настроить постоянное соотношение
чувствительности к уровню обратной связи на всей площади сцены. Это
наиболее эффективный метод, т.к. артист может свободно передвигаться по
сцене, не боясь случайно попасть в «зону обратной связи».

Характеристика вне оси

Характеристики направленности

Микрофон с круговой направленностью абсолютно одинаково воспринимает звук со всех направлений, хотя с повышением частоты его характеристика становится более направленной. И чем меньше размер капсюля, тем круговая направленность микрофона принимает более выраженный характер.

Конструкция

Микрофоны с круговой направленностью (датчик давления) имеют менее сложную конструкцию капсюля по сравнению с микрофонами направленного типа (датчик градиента давления). Это обеспечивает более динамичное и чистое звучание в сочетании с более ровной частотной характеристикой. Поскольку ненаправленный микрофон имеют только одну диафрагму (которая возбуждается только фронтально), это положительно сказывается на его прочности, а следовательно, на его надежности и температурной устойчивости.

Эффект близости

Низкочастотный диапазон

В целом частотная характеристика конденсаторных микрофонов с круговой характеристикой имеет более широкий низкочастотный диапазон и меньший уровень искажений в отличие от направленных микрофонов, размещенных на расстоянии более 30 см от источника. В ходе тестирования специалисты отмечали «более насыщенный и теплый характер низких частот». Недостаток низких частот у микрофонов направленного типа опять же приходится исправлять посредством эквалайзера.

Шум от ветра и взрывные согласные

Эти неприятные шумы – очередной недостаток, характерный для микрофонов направленного типа. Такие микрофоны, как правило, являются более чувствительными, чем ненаправленные, поскольку направленные микрофоны оснащаются более «нежными» диафрагмами, которые очень легко возбуждаются. Диафрагмы микрофонов с круговой направленностью изготавливаются из нержавеющей стали или никеля, они очень сильно натянуты и, следовательно, менее податливы.

Искажения

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в ситуациях с близким расположением микрофонов от источника следует серьезно задуматься о возможности применения микрофонов с круговой характеристикой направленности. Мы настоятельно рекомендуем в первую очередь испытывать микрофон ненаправленного типа! Чаще всего он может обеспечить более натуральный звук и выдержать очень высокое звуковое давление. Более того, такой микрофон лишен эффекта близости и гораздо менее чувствителен к взрывным согласным, шуму от рук и ветра!

Благодарим компанию
DPA Microphones
за предоставленные материалы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: