Куклы Kyoko Yoneyama. Японский журнал

Традиционные японские куклы

Классические японские куклы называются «нинге» (этим словом в Стране восходящего солнца называют кукол). Термин состоит из двух частей: человек и форма. Японцы знают много разновидностей кукол. Некоторые фигурки имитируют детей, другие – аристократов, императорскую семью, выдуманных персонажей, демонов. Японская кукла – удачный презент по поводу фестиваля, тематического праздника. Чаще всего нинге дарят на Хинамацури – фестиваль девочек. Есть и сувенирные куклы, ориентированные на туристов.

История

При археологических исследованиях обнаружены традиционные игрушки, датированные эпохой Дземон. Эти нинге использовались как талисманы, выполняли функцию личных, домашних оберегов. Вместе с развитием общества трансформировались представления о красоте и предназначении игрушек. Пик интереса к нинге пришелся на эпоху Эдо. Тогда же появилось много новых форм, назначений. В 1936-м производство классических игрушек превращается в официальный жанр искусства. С 1954-м ежегодно весной организуется церемония награждения и присвоения титула Живое национальное сокровище Японии лучшему кукольнику страны.

Японские (japanese) куклы (dolls) составляются из материи, глины, бумаги, дерева, живых цветов. В прошлом считалось, что такие предметы обладают душой, способны ожить, обрести человеческую душу. Легенда связана с давними представлениями о том, что сильная человеческая любовь способна вдохнуть жизнь в предмет, визуально напоминающий человека или животного. Исторический контекст и последующее признание создания игрушек искусством привели к тому, что сейчас Страну восходящего солнца иногда именуют Страной 10 000 кукол. Эти игрушки формируют эстетический, мистический мир со своей религией и законами. В современной истории Японии нинге – развлечение взрослых, а не детей.

Легенды о куклах: сказание про Танабату

Япония – страна, жители которой именуют Млечный путь Великой небесной рекой. Верят, что она существовала не всегда, в прошлом всю небесную равнину можно было пересечь в любом направлении. Ровно в центре возвышался прекрасный дворец, утопающий в садах. В женской половине обитала очаровательная Орихимэ, без пауз плетущая ткань для небесного покрывала. Благодаря ее труду ночами было ясно, днем на небе виднелось солнце. В мужской половине обитал Хикобоши, пастух небесного стада. Вдвоем они создали невероятный круговорот дней и ночей. Божественный сонм оценил их труды и решил обвенчать пару. Хикобоши, впервые увидев Орихимэ, понял, что столь прекрасной девы еще не встречал, а она поняла, что не было и не будет другого человека, способного столь же взволновать ее душу, как Хикобоши. Даже минутное расставание для новоиспеченных супругов было тяжелым испытанием.

Пара столь увлеклась друг другом, что небесные стада остались без присмотра, ткацкий станок пылился в покоях. Ночи стали темными и люди страдали, а горы стонали, вызывая ужас у людей. Не видя другого решения, Аматэрасу решила разлучить пару и разделила их Млечным путем. Орихимэ, вернувшись к ткачеству, заливалась слезами, отчего полотно стало тусклым, неравномерным. С ее слезами река разливалась все шире. Хикобоши тоже тосковал, его стада редели. На земле пошел бесконечный дождь, а флейте вторил заунывный ветер.

Вид страдающих отозвался в душе Аматэрасу, богиня смягчила свой гнев. Один раз она поймала сороку, с которой супруги слали друг другу вести, и велела ей еженедельно создавать мост, чтобы пара могла встретиться. Птица все перепутала, поэтому сороки создают мост лишь раз в году. Этот день – Танабата, один из крупнейших японских фестивалей. Праздник связывают с надеждами, любовью, верой и исполнением желаний. В окнах домов висят бумажные, символизирующие небесную пару. Эти нинге – главное традиционное украшение фестиваля.

Дарума

Особый вид японских кукол – мистические, ритуальные Дарума. Их история связана с Бодхидхармой – он медитировал столь долго, что словно обратился в куклу. Японцы выговаривают имя Бодхидхармы как Бодайдарума. Учитель умер в 528-м, после смерти был признан божеством. Последователи дзен-буддизма сделали куклу-неваляшку, назвав ее в честь святого. Имя немного упростили, чтобы его быстро запоминали дети и взрослые из любой части страны. Так появилась Дарума.

Хинамацури

История нинге неполна без рассказа о Хинамацури – празднике девочек. Для современного человека игрушки – предметы для развлечения, сувениры на память, но в прошлом в Японии они были важными украшениями и ценными предметами искусства. У сегуна Токугава Ешимуне в 18 столетии была многочисленная семья, и особенно много у правителя уродилось дочерей. У каждой девочки были свои куклы, которыми они хвастались перед окружающими. Так заложили церемонию кукольной выставки. Стали собирать игрушки, олицетворяющие Императорский двор. Для демонстрации кукол ставили на подставки из 3-7 ярусов. Стеллажи покрывали алой тканью, а кукол наряжали в детализированные платья. Их выстраивали в соответствии с иерархией двора: наверху сажали пару, символизирующую правящих супругов, ниже размещали придворных, самураев и музыкантов, а на нижний ярус ставили утварь и предметы интерьера. Такие выставки проводят до сих пор. Они начинаются в феврале и длятся до начала марта, заканчиваются одновременно с Хинамацури – фестиваль проводится 3 марта.

Окику

История про Окику вдохновила писателей, режиссеров, постановщиков театральных выступлений. В 1918-м в Саппоро организовали выставку с заморскими товарами. Среди посетителей был мальчик Сузуки Ейкичи. Он купил для двухлетней сестры Окику. Подарок очень обрадовал малышку, она дала ей имя и проводила с ней все время. Спустя год она тяжело заболела и скончалась. Семья погрузилась в горе. Дома создали алтарь Окику и поставили на него любимую игрушку дочери. Каждый день старшие возносили молитвы у алтаря и вскоре заметили, что у куклы растут волосы. Они поняли, что душа ребенка переселилась в куклу, и отдали предмет в местный храм. Вскоре монахи отметили рост волос и впервые подстригли их, когда длина достигла 25 см. Позднее выяснили, что скорость роста волос куклы соответствует характерной трехлетнему ребенку.

Читайте также:
Как устранить течь в соединении металлопластиковой трубы

Разновидности

Японские куклы отличаются по предназначению, виду, сакральной сути. Некоторые изображают детей или благородных людей, другие имитируют персонажей сказок, монстров и богов.

  • Хина – куклы для Хинамацри, символизирующие императорскую семью. Это самая дорогая разновидность японских кукол. Для них используют лучшие материалы, передают между поколениями как семейную реликвию.
  • Гогацу – майские куклы, иначе именуются муся-нинге. Они предназначены для дня детей – Танго но сэкку. Гогацу изображают вооруженных самураев, известных исторических деятелей, именитых героев традиционных эпосов. Очень часто встречаются фигурки Дзимму и Дзнгу, Момотаро. Для Танго но сэкку делают фигуры лошадей, тигров.
  • Каракури – механические куклы.
  • Госе – маленькие изделия, изображающие круглолицых детей. Они изготовлены из дерева, покрытых измельченными устричными раковинами гофун. В прошлом госе делали только кукольники императорского двора, поэтому изделия назывались дворцовыми. Сейчас искусство изготовления госе распространилось по стране, а готовые изделия стали популярным подарком для путешественника. Считается, что они охраняют путника, привлекают удачу в дороге.
  • Кимэкоми – деревянные нинге, оформленные тканью. Их начали делать в киотском храме Камо ориентировочно в начале 18 столетия. Монахи храма промышляли изготовлением амулетов, сувениров. Сейчас кимэкоми желают их опилок и клея, а в прошлом экземпляры вырезали из цельного дерева. Традиционный материал для кимэкоми – павлония. На корпусе нинге есть разрезы для маскировки краев тканей.
  • Хаката – изделия из керамики. Их начали делать в Фукуоке в начале 17 столетия. В начале 20 века хаката представлены в Париже на всемирной выставке. В 1924-м на проведенной в Париже международной ярмарке статуэтка, изображающая трех танцующих девочек, завоевала второе место.
  • Кокэси – изготовленные из цельного дерева расписные куклы.
  • Дарума – неваляшки.
  • Кику – нинге из живых хризантем. Каркас делают из бамбука, на его стебли крепят цветущие хризантемы (с корнями). Чтобы сохранить куклу надолго, корни цветов оборачивают мхом. Высота кику-нинге соответствует человеческому росту, а для рук, лица и ног используют папье-маше. Кику – желанные экспонаты на выставках в Хираката, Нихонмацу, где осенью проводятся традиционные мероприятия, связанные с любованием хризантемами.
  • Тиогами – традиционные куклы из бумаги. Название составлено словами «человек» и «форма». Тиогами используются как закладки. Их пик популярности пришелся на эпоху Эдо – тиогами делали из бумаги васи, чиогами. Иногда изделия именуют сиори-нинге – девочка-закладка.
  • Ису – куклы, символизирующие богов, героев, актеров Кабуки, исторических деятелей. При создании изделия кукольник уделяет внимание мелким деталям, тщательно прорабатывает костюм.

Для игры предназначены ичимацу. Традиционный вариант – нинге, имитирующая ребенка 5-7 лет, наряженного в праздничный комплект.

Куклы со сверхъестественными способностями

Самые старые японские куклы созданы более 10 000 лет назад. Они выполняли роль оберегов. В 3-7 веках нашей эры на могилы ставили глиняные фигуры почивших, животных – они охраняли место. Как игрушки куклы использовались с 8-12 века. Есть небольшие предметы, предназначенные для развлечения, но есть и куклы, рост которых соответствует человеческому или превышает его. Традиционно таких кукол делали в виде детей, девочек называли О-Току-сан, мальчиков Токутаро-сан. Верили, что при плохом обращении предмет расстроится, разозлится и вызовет несчастье. Именно эти куклы – квинтэссенция сверхъестественных способностей.

Считается, что в прошлом одна семья завела Токутаро-сан, почитала куклу как богиню Кисимодзин, дарующую детей. Про Токутаро услышала бездетная пара. Они пришли к хозяевам и попросили дать им куку на время. Новые владельцы нарядили изделие в красивый наряд, заботились о нем, веря, что это принесет им счастье и долгожданное потомство. Когда в доме начался пожар, кукла, спасая себя, выбежала наружу! История отражает представление японцев о том, что можно сделать предмет живым, если выдохнуть в него воздух.

Исполняющие желания

Дарума – кукла, исполняющая человеческие мечты. Неваляшка символизирует Бодхидхарму, в синкретизме связанного со счастьем. В Стране восходящего солнца неваляшка символизирует родную культуру, а иностранцы воспринимают даруму как забавный сувенир.

История дарумы интересна и трагична. Бодхидхарма медитировал столь долго, что его ноги атрофировались, поэтому изображающая святого кукла лишена конечностей. Она окрашена в красный, чтобы отпугивать зло. Реже даруму красят в зеленый, белый, желтый. Правильная кукла украшена усами и бородой, а глаза лишены зрачков. Даруме японцы загадывают свои самые важные желания – обычно во время празднования нового года. Сообщив мечту, хозяин рисует кукле зрачок, на подбородке пишет свое имя. Весь год амулет хранят на видном месте в доме. Если желание исполнилось, на следующем новогоднем празднике владелец рисует второй зрачок. Если мечта не сбылась, куклу сжигают в храме и покупают новую.

Читайте также:
Как правильно размещать электрические розетки и выключатели

При сожжении игрушки человек показывает богам, как сильно он хочет получить желаемое.

Сама конструкция дарумы символизирует стремление человеке к мечте. Центр тяжести в игрушке смещен так, что она из любого положения перейдет в вертикальное.

Игрушка появилась в Стране восходящего солнца с купцами, прибывшими с материка. Считается, что правильную куклу можно купить только в храме. Цена на маленькую – 500 йен, на большую – до 10 000 йен. Сжигают игрушку в том же храме, где она была куплена.

Куклы, которыми играют

Для игр предназначены ичимацу-нинге и кокэси. Самые распространенные – кокеси, напоминающие матрешку. Предполагают, что они происходят от фигурок, с помощью которых шаманы призывали духов. Другая теория связывает появление игрушки со средними веками – для дочери одного из сегунов мастера по работе с деревом приготовили необычный подарок. Современные кокеси – деревянный цилиндр, украшенный расписной головкой. Бывают игрушки в несколько сантиметров, есть и метровые.

Кокеси лаконичны, обладают особенным характером. Мастера делают уникальные изделия, отличающиеся росписью, формой, пропорциями. Центры производства кокеси – Киото, Нара, Кагосима.

Которыми играют раз в год

В японской традиции есть игрушки, предназначенные для использования лишь по особенным случаям. Такие коллекционные экземпляры стоят очень дорого, хранятся в доме на видном месте. В традиционном японском жилье для них даже оборудуют специальный уголок токонома. Если кукол несколько, с ними можно провести хинакадзари – выставку, для которой используется помост с несколькими ярусами. Помост символизирует иерархию императорского двора.

Прикасаются к ним лишь раз в год – когда проходит Хинамацури. Для этого события куклам шьют новые платья, используя натуральный шелк и импортную парчу. Наряд императрицы состоит из 12 кимоно – как это было принято в прежние времена.

Следующий уровень после правящих супругов – 3 фрейлины с принадлежностями для подачи сакэ, ниже располагается пара охранников – молодой и престарелый самураи. Еще ниже устанавливают куклы музыкантов, министров, придворных, слуг. Последние держат в руках зонт, туфли, сосуд с жидкостью.

Куклы для Хинамацури передаются по наследству по материнской линии. Их выставляют в первый год после появления на свет дочери на праздничную полку. В день рождения ребенок может играть с ними. По прошествии 3 дней необходимо спрятать вещи, иначе дочь не выйдет замуж. Если у замужней женщины нет дочерей, она может устраивать праздник с императорскими куклами для себя. Полный комплект включает 15 кукол и набор интерьера, иногда повозку.

Почему традиционные куклы все менее популярны в Японии

Традиционное искусство доступно не каждому. Старинные богатые кланы располагают самыми разными предметами обихода – в том числе различными куклами. Простые японцы, выходцы из небогатых семей, живут в небольших городских квартирах и не имеют достаточно площади для организации кукольного уголка. Поскольку настоящие предметы искусства дороги, купить их себе может далеко не каждый. Труднодоступность делает классические куклы все менее популярными. Вместе с тем ускоряется ритм жизни, у людей остается меньше времени на традиционные праздники и фестивали, подготовку к ним, любование красотой окружающего мира. Это также играет свою роль в постепенном забвении старинных традиций.

Традиционные японские куклы кокэси: история и новый всплеск популярности

Путеводитель по Японии

  • English
  • 日本語
  • 简体字
  • 繁體字
  • Français
  • Español
  • العربية
  • Русский

–>

Куклы кокэси – традиция и современность

Куклы кокэси производят во многих городах с термальными источниками региона Тохоку, а появились они во второй половине периода Эдо (1603-1868), когда ремесленники, производившие деревянные миски и подносы на горизонтальных токарных станках, напоминавших гончарный круг, начали делать детские игрушки из остатков древесины. Кокэси изначально были довольно маленькими, чтобы детям было удобнее их брать в руку, но когда кокэси стали продавать как сувениры приезжающим для лечения на горячих источниках, куклы стали довольно популярными, и в посёлках с термальными ваннами стали производить куклы разных размеров и форм, украшая их в местном стиле.


Большие куклы украшают улицу в Наруко-онсэн, одном из центров производства кокэси
Мастер за изготовлением кокэси в мастерской «Сакураи кокэси». Здесь посетители могут попробовать сами раскрасить свою куклу

В первом японском журнале, посвящённом кокэси, издававшемся в первые годы Сёва (1926-1989), кукол рекламировали как предметы традиционного ремесла и произведения искусства, тогда они пользовались большой популярностью. Следующий бум кокэси последовал в годы бурного экономического роста в конце 1960-х годов, когда люди стекались к горячим источникам Тохоку и привозили оттуда кокэси в качестве сувениров.

В настоящее время кокэси переживают очередную волну популярности, в основном благодаря молодым женщинам – так называемые кокэси дзёси, «девушки кокэси», активно ищут традиционные куклы, а также коллекционируют предметы новых творческих форм искусства. Самые популярные новые разновидности включают кокэси с трёхмерной причёской о-каппа; распространены также кокэси в форме животных или персонажей аниме.


Музей кокэси Мияги Дзао в Тогатта-онсэн. Подобные заведения, где экспонируются кокэси, можно найти в разных местах региона Тохоку


Тема кокэси встречается на всевозможных сувенирах

Самой яркой недавней версией является кокэси-самолёт, созданный в 2015 году. Его характеризуют как «странный, но забавный», он был официально признан кокэси департамента туризма префектуры Мияги и несколько раз появлялся на плакатах, рекламирующих местные авиалинии.

Читайте также:
Как сделать подставку держатель для книг своими руками?

Благодаря притоку посетителей из-за рубежа кокэси обрели популярность и за пределами Японии, особенно в Европе, где всё больше людей их коллекционируют, высоко оценивая простоту линий и характерные японские мотивы.


Кокэси-самолёт в здании администрации префектуры Мияги

Характерные стили регионов

В конце периода Эдо термальные воды Тохоку были популярны среди фермеров, которые приезжали сюда в межсезонье восстановить силы. Производящие кокэси ремесленники ощутили спрос на свои изделия со стороны приезжих и начали раскрашивать кукол, которые ранее делались из некрашеного дерева. Чаще других использовали красный цвет, который, по поверьям, обладал способностью отводить зло и предохранять от оспы и других болезней, распространённых в то время. Хорошо отдохнувшие на лечебных водах онсэн фермеры увозили эти традиционные кокэси домой в свои деревни в качестве оберегов и талисманов на удачу, чтобы обеспечить обильный урожай. Кокэси дарили детям в качестве игрушек в надежде, что они помогут детям вырасти сильными и здоровыми.

Существуют различные теории происхождения слова кокэси, которые также в различных местах назывались когэсу, кибоко или дэко. На собрании ремесленников и коллекционеров в 1940 году участники согласились стандартизировать название в форме кокэси, и эти куклы с тех пор называются только так.


На передней части кокэси из Наруко-онсэн изображены хризантемы, и голову венчает ромбовидный символ хризантемы (фотография предоставлена Департаментом туризма префектуры Мияги)

Кокэси производят повсюду в Тохоку, но тремя основными производственными центрами являются Наруко и Тогатта в префектуре Мияги и Цутию в префектуре Фукусима. Кокэси бывают 10-12 разновидностей, каждая из которых имеет отличительные особенности – особую форму, украшения или технику производства, которые передаются по наследству в каждом регионе.

1. Стиль Цугару (Аомори)

Кокэси в стиле Цугару производят в основном в Нурую-онсэн и Овани-онсэн в районе Цугару префектуры Аомори. Голова и туловище этих кукол вырезаны из цельного куска дерева. Часто на них изображена короткая причёска, талия узкая, от которой кукла расширяется книзу, как будто одета в юбку. Орнамент часто изображает Даруму (Бодхидхарму), или пионы, цветок семейного герба правителей княжества Цугару.

2. Стиль Намбу (Иватэ)

Кокэси Иватэ имеют подвижную головку, которая издаёт стук при перемещении куклы. Изначально сохраняли гладкую древесную поверхность, чтобы подчеркнуть текстуру дерева, но позднее стали раскрашивать под влиянием стилей Наруко и Тогатта. Производятся в основном в городах Ханамаки и Мориока в префектуре Иватэ.

3. Стиль Кидзияма (Акита)

Сделанные из цельного куска дерева кокэси Кидзияма имеют небольшую и несколько вытянутую голову с короткой стрижкой, часто украшенной красной лентой. Отличительной особенностью разновидности кавацура в стиле Кидзияма является полосатый узор кимоно на туловище куклы, хотя некоторые украшены цветами хризантемы или сливы.


Слева направо: кокэси в стиле Цугару, Намбу и Кидзияма (фотографии предоставлены Музеем кукол Цугару кокэси, Туристической ассоциацией Ханамаки и отделом торгово-промышленной палаты города Юдзава)

4. Стиль Наруко (Мияги)

У этих кокэси голова прикреплена к туловищу штифтом и при поворачивании издаёт скрипящий звук. Слегка вогнутое туловище украшено яркими узорами хризантем или клёна момидзи, которые подчёркивают милое выражение лица куклы.

5. Стиль Сакунами (Мияги)

Эта изящная разновидность кокэси напоминает о первоначальной функции изделия как лёгкой в обращении детской игрушки. Туловище установлено на круглой подставке, посередине оно часто украшено изображениями хризантем с длинными тонкими лепестками. Единственный оставшийся производитель этого стиля в современном Сакунами – мастерская «Хирага кокэси».

6. Стиль Тогатта (Мияги)

У кокэси Тогатта голова заметно шире туловища, а верхняя часть головы увенчана красным расходящимся узором. Эти запоминающиеся фигурки украшены живыми орнаментами с мотивами хризантем, сливы или вишни. Глаза серповидной или миндалевидной формы придают лицу выражение доброй улыбки.


Слева направо: кокэси в стилях Наруко, Сакунами и Тогатта (правая и левая фотографии предоставлены Департаментом туризма префектуры Мияги; центральная предоставлена Ассоциацией туризма, конференций и международных связей г. Сэндай)

7. Стиль Ядзиро (Мияги)

У кокэси в этом стиле голова несколько шире туловища, и следы резца придают верхней части головы сходство с беретом. Туловище слегка вогнуто в центре, отличительной чертой являются и линии, изображающие вырез и нижний край яркого кимоно.

8. Стиль Хидзиори (Ямагата)

Кокэси Хидзиори напоминают кукол в стиле Наруко и Тогатта, но имеют свои характерные расцветки, а глаза форме полумесяца придают доброжелательное выражение. Окрашенное в жёлтый цвет туловище с угловатыми плечами обычно украшено орнаментом из хризантем. У некоторых более крупных кукол этого типа головы наполняют бобы адзуки, которые издают дребезжащий звук.

9. Стиль Ямагата (Ямагата)

Этот стиль кокэси, созданный мастерами, обучавшимися в Сакунами, необычен тем, что куклы изготавливают в самом центре города Ямагата, а не в посёлке на термальных водах. Куклы с маленькой головкой и тонким туловищем украшены мотивами сливы, вишни или хризантемы, а также иногда сафлоры, официального цветка префектуры Ямагата.


Слева направо – кокэси в стилях Ядзиро, Хидзиори и Ямагата (фотографии предоставлены Туристической организацией Сироиси, «Хотэйя» и департаментом торговли и туризма города Ямагата)

10. Стиль Дзао Такаю (Ямагата)

Эти кокэси, разработанные под влиянием стиля Тогатта, производится в городах Ямагата, Ёнэдзава и Тэндо префектуры Ямагата, а также на их родине, на термальных источниках Дзао-онсэн. Массивное туловище слегка расширяется внизу и украшено орнаментом из переплетающихся хризантем, цветущей сакуры или пионов. Орнамент головы тэгара представляет собой расходящиеся от центра красные линии.

Читайте также:
Минибормашинка своими руками

11. Стиль Цутию (Фукусима)

У этих кокэси маленькая голова и тонкое туловище. На верхней части головы на токарном станке вырезан рисунок из концентрических кругов, а на лбу есть красный орнамент касэ над чёлкой. Кокэси Цутию с удлинёнными носами и маленькими красными ртами производят чарующее впечатление. Туловище опоясывает яркий узор из прямых линий, а добавленные для разнообразия волнистые линии являются отличительной чертой этого стиля.

12. Стиль Наканосава (Фукусима)

Эти кокэси производятся в Наканосава-онсэн, у подножья горы Бандай. Они привлекают внимание огромными красными глазами и широким носом, туловище украшено пионами или цветами сакуры. Несмотря на название Тако-бодзу, где бодзу используется в значении «мальчик», эта кукла в основном изображает женщину. При этом есть также мужские куклы Ао-бодзу («Синий мальчик»), что необычно для кокэси.


Слева направо: кокэси в стиле Дзао, Цутию и Наканосава (предоставлены департаментом торговли и туризма города Ямагата, Туристической ассоциацией Цутию-онсэн и Shoepress)

Репортаж, текст и фотографии Shoepress

Фотография к заголовку: Куклы кокэси в стиле преф. Ямагата в Мемориальном музее Нисида в городе Фукусима. Фотография предоставлено Комитетом по развитию туризма и восстановления префектуры Фукусима

Куклы Kyoko Yoneyama. Японский журнал

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Окику – кукла с растущими волосами

Кукла, одетая в кимоно. Уже столетие у нее растут волосы, которые ей периодически стригут, а они отрастают вновь. Что это – мистика или легенда, придуманная кем-то?


Японская кукла с растущими волосами
История этой загадочной куклы такова. Изначально это была обычная игрушка, которая продавалась в магазине Саппоро (остров Хоккайдо, Япония). И никакие волосы у нее не росли.

Шел 1918 год. Так случилось, что кукла, выставленная в витрине магазина, приглянулась Ейкичи Сузуки – молодому человеку 17 лет от роду. И он купил эту симпатичную игрушку. Конечно же, не для себя, а для любимой двухлетней сестренки.

Малышке подарок брата очень понравился, и девочка не только практически не расставалась с куклой, но и назвала ее своим именем – Окику. И родители девочки, и ее брат, видя любовь ребенка к кукле, стали считать, что в их семье теперь две Окику – одна настоящая, вторая игрушечная. В какой-то степени, подыгрывая малышке, они начали наделять куклу качествами живого человека.

Спустя год случилась страшная трагедия – маленькая Окику заболела и скоропостижно умерла.

И в семье осталась лишь одно существо с таким именем – кукла Окику, на которую родственники скончавшейся девочки перенесли всю свою любовь. Они усадили куклу в самое красивое и светлое место в доме, разговаривали с ней, советовались и даже … молились! Короче говоря, воспринимали игрушку как частичку своей ушедшей дочери.

И тут они заметили странное – у куклы начали расти волосы. Они вырастали до той длины, какая была у малышки при жизни, после чего их рост несколько замедлялся. Родители стригли волосы – и они снова начинали расти. После этого все родственники поверили, что в куклу вселилась душа их любимой Окику.

Родители, веря в чудо, демонстрировали своим знакомым куклу и ее растущие волосы, а те, конечно же, рассказывали об этом своим знакомым. И весть о кукле разнеслась по городу.

Специалисты, изучающие паранормальные явления, стали доказывать, что в куклу вселился призрак Окику, и всему виной родители девочки – они не дали душе дочери успокоения, и теперь она, мечась между двумя мирами (миром живых и загробным миром), нашла для себя лишь одно место обитания – тело своей любимой куклы.


Алтарь кукле Окику, Япония
В конце тридцатых годов семья Сузуки была вынуждена уехать на Сахалин, и было принято решение не забирать с собой куклу. Рассуждали родители так – их малышка Окику всю свою короткую жизнь прожила в Саппоро, и ей будет непривычно на новом месте. Поэтому куклу передали в храм города Ивамидзава, находящегося неподалеку от Саппоро. Почему сюда? Потому что его настоятель согласился принять эту куклу. Более того, он сначала воочию убедился, что волосы у нее действительно растут. Значит, эта история правдива? Или же настоятель, мягко скажем, лукавит?

Кукла Окику и по сей день находится в храме. Монахи периодически стригут ее, и любой желающий может, периодически заходя в него, наблюдать динамику роста волос.

Более того, говорят, что ученые изучали феномен куклы Окику и заключили, что волосы у нее человеческие и растут со скоростью, свойственной росту волос человека.

Из-за присутствия в храме куклы Окику, его стали посещать гораздо больше дюдей. Причем все они отмечают, что им непросто смотреть в глаза кукле. Но, возможно, это простая внушаемость.

Читайте также:
Лак для дерева для наружных работ: яхтный морозостойкий, акриловый цветной, полиуретановый

Кукла Окику в Японии настолько популярна, что стала яркой достопримечательностью страны, поглазеть на которую не прочь и зарубежные туристы. О ней ставят спектакли и пишут в книгах. Однако, ученые мужи по сей день так и не могут объяснить ее феномен. Они признают, что волосы куклы человеческие; соглашаются, что они растут, но почему – на этот вопрос у них так и нет ответа.

Особенности японских кукол Кокеши

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. История происхождения
  3. Виды
    • Классические
    • Современные

Традиционное направление по изготовлению деревянных кукол существует в Японии уже несколько столетий. Кокеши — это небольшой сувенир и талисман, приносящий удачу владельцу, достаток и благосостояние. В современности в Стране восходящего солнца выпускаются как эксклюзивные коллекционные куклы, так и варианты для массового потребителя.

Что это такое?

Издавна в Японии существует множество традиционных кукол, секреты их создания передавалось от мастера к его ученикам. Самые популярные — это кокеши. Им в древности придавали большое значение, они выступали в роли оберега, защиты от несчастий, болезней.

Кокеши (кокеси) — небольшие фигурки цилиндрической формы, выполненные из цельной древесины вишни, березы, клена. Обычно на токарном станке вырезают по отдельности тело и голову, а затем соединяют. У японской куклы отсутствуют конечности. Расписываются листьями, соцветиями и другими орнаментами. Традиционные оттенки — красный, желтый, черный. Черты лица наносят несколькими штрихами.

В каждой местности существовали свои секреты вытачивания и раскрашивания деревянных кукол. Центры народных промыслов и по сей день существуют в Киото, Наре, Кагосиме. Современные японские сувениры создаются не только из дерева, их изготавливают из камня, пластика, картона, глины, ткани и ниток. Высота может быть от нескольких сантиметров до метра. Расписываются самыми разными цветами и орнаментами.

В современности это, скорее, интерьерное украшение. Например, бренд Kimmidoll выпустил целую серию кукол кокеши, каждая стала олицетворением одной из подлинных ценностей в жизни человека.

Сувениры не только напоминают о важных событиях в жизни, но и являются символом и напоминанием о неоценимых свойствах личности, таких как дружелюбие, доброта и красота, смелость, верность и т. д.

История происхождения

Принято считать, что самые первые куклы появились еще в конце XVII века в расцвет эпохи Эдо, хотя есть мнение, что обычай вытачивать и дарить кокеши детям существует около тысячи лет. Расцвет производства пришелся на окончание периода Эдо. Широкое распространение эти куклы получили на северо-востоке Японии, в местечке Тохоку, это побережье острова Хонсю — здесь расположены горячие лечебные источники, сюда приезжали на отдых и лечение со всей страны. Есть версия, что непокрытые краской куколки применялись в качестве массажера при принятии водных процедур.

У японцев издавна сложился особый этикет при вручении подарков, в нем четко установлено, что дарить, когда, как и по какому случаю. Есть особый вид презентов — на память о важных событиях в жизни. Подобные сувениры стали предлагать посетившим лечебные курорты. Скоро деревянные изделия стали визитной карточкой местности. Посетители спешили приобрести кокеши и отвезти в подарок своим семьям.

Существует предание, что боги подарят обильный урожай, если увидят, что малыши забавляются с куклами. Повсеместное распространение кокеши можно объяснить еще и тем, что это были совсем недорогие сувениры. Еще по поверьям они сохраняют жилище от пожаров и не пускают злых духов. Изготавливают сувениры из качественных сортов древесины, но прежде дерево оставляют лежать на открытом воздухе около 5 лет. Цвет материала нередко придает игрушке разные оттенки: из японского клена — светлые игрушки, а из вишни — темные.

Изготавливали традиционную деревянную фигурку так: детали вытачивали на токарном станке и гладко полировали, затем соединяли голову с туловищем особым стержнем. Расписывали каждого персонажа индивидуально.

По заведенным издавна правилам кокеши имеют вид девочек в национальной одежде — кимоно. Форма и выражение лиц отличаются — есть серьезные, а есть улыбающиеся.

Различают канонические и современные вариации фигурок из дерева. Главный принцип — минимализм и красота — остается, наверное, поэтому производство кокеши и в современной Японии считается национальным видом искусства.

Классические

Игрушки в традиционном дизайне отличают очень простые формы и устройство. Самые первые изделия делали без росписи, для них характерны тонкое туловище и круглая голова. Манера изготовления в каждой местности была уникальной, изделие из одного района не похоже на другие. В каждом из одиннадцати регионов Японии есть своя уникальная методика росписи.

Искусствоведы выделяют 11 видов по месту создания.

  • Цукию — оригинальные куклы появились в местечке Фукусима. Длинная тонкая шея вставляется в длинное тело. На макушке есть двойное кольцо красного оттенка с особым узором. Кимоно оформлено кольцевым орнаментом.
  • Тогатта — делаются в районе Мияги, отличаются прямым и тонким корпусом. На лице рисуют очень узкие глаза, от темени расходятся красные линии, которые проходят через лоб и вниз по щекам. На одежде изображены хризантемы и цветущие сливы. Отдельные экземпляры имеют прически с волосами до плеч, нередко изделия раскрашиваются в разные оттенки и узоры.
  • Ядзиро — появились в городе Сирокиси, главное отличие — это головы-заглушки, соединенные с туловищем. Макушка оформлена рисунком, напоминающим берет. По формату довольно объемные, расписаны цветами и листьями.
  • Наруко — стали делать впервые в местечке Наруко. Отличает длинная шея, лицо обрамляют черные пряди. Самое главное отличие: голова фигурки вращается, при этом раздается звук, который напоминает плач. Еще ее именуют «плачущей куклой».
  • Сакунами — выпускается в регионе с тем же названием. Имеет большую голову-заглушку на тонком теле. На боках снизу и сверху наносят яркий кольцевой орнамент в сочетании с узором из хризантем, волосы рисуют с челкой, и обязательно есть небольшая прядь на макушке.
  • Ямагата — разрабатывали в регионе Сакунами. Это направление отличают тонкие составные фигурки. Узоры на макушке в виде колец, на туловище изображения соцветий вишни и сливы, а также бутоны хризантемы.
  • Кадзияма — делали в местечке Акита. Вытачивали из целого куска древесины. На лбу рисуют длинную челку, тело украшает фартук с бутонами хризантем.
  • Нанбу — появились в областном центре Иватэ. Традиционно выпускали игрушки с подвижной головой. Изготавливали специально для малышей, у которых прорезываются зубы, обычно делали без росписи.
  • Цугару — производят в Овани. Вытачивали цельные фигурки, но делали их очень разнообразными: у одних — осиная талия, у других — широкие плечи. Часто лицо кукол обрамляют черные волосы, рисунки на теле могут быть самыми разными.
  • Дзао-такаю — делаются в префектуре Ямагата. Это разновидности вариации Тогатта, но имеют круглые и устойчивые туловища. Лицо с боков оформляется красным, нередко рисуется каре черными красками. Кимоно расписывают хризантемами и соцветиями вишни.
  • Хидзиори — созданы из комбинации типов Тогатта и Наруко, производятся в городах Ямагате и Сэндае. Волосы окрашены черным цветом с добавлением красных узоров. Туловище достаточно широкое с мощными плечами, расписывается цветами хризантем и побегами бамбука.
Читайте также:
Зернодробилка из болгарки своими руками-поэтапно

Наиболее широко известными считаются разновидности Наруко и Тогатта. Традиционные разновидности различаются между собой формой корпуса, размерами головы, особенностями нанесения орнамента и черт лица. Глаза тоже бывают разными по форме и размеру: есть более округлые или вытянутые миндалевидные, различия есть и в расцветке кимоно, а также в характере размещения на нем бутонов и полос. Многое зависит от технологии изготовления: в Сакунами, например, одни изделия покрывают рельефными резными узорами, а другие только росписью. В Язиро заготовку расписывают на токарном станке, и часть линий наносится при вращении заготовки, так получается кольцевая роспись.

Выбор цветов нередко зависит от мастера, но чаще это сочетания черного, красного и желтого. Современные игрушки расписаны более красочно, чем старинные, их нередко приобретают иностранные туристы. Классические старинные куклы являются антикварными, их цена может доходить до нескольких тысяч долларов.

Современные

Кроме классических кукол в современной Японии выпускают еще и авторские. Авторские произведения не ограничивает ничего, кроме воображения. Изделия отличаются разнообразием, нередко прическу не рисуют, а вырезают из древесины, орнаменты также отличает оригинальность. Во многих случаях материал для изготовления – это не только дерево, но и фарфор, ткань, пластик. Такие игрушки изображают не только прекрасных японок в расписанном цветами кимоно, но и самураев, и фантастических существ из японских преданий и легенд. Нередко в облике современных разновидностей можно узнать персонажей популярных фильмов: Люка Скайуокера, Йоду, Оби-Ван Кеноби — героев цикла фильмов «Звездные войны», Микки Мауса и его подружку Мини — мультяшек, придуманных Уолтом Диснеем.

Один из видов кокеши Shingata – это дизайнерские и творчески разработанные куклы. Нередко в исполнении допускается отхождение от канонов изготовления деревянных игрушек. Современные японские художники продолжают придумывать новые формы и орнаменты для кукол. При их создании мастера могут применять необычные сочетания оттенков и разные техники — гравировку, глазурь и т. д.

Сейчас кокеши — это один из самых популярных сувениров в Японии.

Японские традиции. Кукла Дарума для счастливой жизни

Если рассуждать с точки зрения логики русского языка, то дарума – это то, что дарят, а если с точки зрения японского, то это тоже подарок, но себе.

Японская кукла дарума представляет собой неваляшку, воплощение божка Бодхидхармы, отвечающего в синкретической мифологии за счастье. Для японцев дарума – один из символов национальной культуры, для иностранцев – симпатичная игрушка из категории «японские сувениры для дома». Древняя легенда гласит, что у Бодхидхармы после девяти лет медитации атрофировались конечности, поэтому дарумы, творимые мастерами из дерева или папье-маше, не имеют рук и ног. Обычно они красного цвета (он отпугивает демонов), но встречаются и зелёные, и жёлтые, и белые куклы. Настоящая японская кукла дарума имеет усы, бороду, но не имеет в глазах зрачков. Винить или благодарить за это нужно один интересный ритуал.

Новогодний ритуал дарумы

Японцами дарума используется для загадывания сокровенных новогодних желаний: загадав желание, владелец куклы рисует в глазу дарумы зрачок, а на подбородке – свое имя, видимо для того, чтобы «исполнитель мечты» не перепутал и не подарил вожделенное другому человеку.

Весь год японская кукла дарума стоит в доме на самом важном месте, например, рядом с буддийским алтарем. На следующий новогодний праздник, если желание исполнилось, хозяин фигурки «дарит» ей второй глазик. Если же дарума плохо поработала в прошлом году и не осуществила задуманное, то быть ей сожженной в храме. Человек же покупает себе новую символическую куклу.

Читайте также:
Каркасная или брусовая баня что лучше

Кстати, сжигая даруму, японец вовсе не мстит деревянному существу, а показывает богам, насколько сильно его намерение достичь загаданной цели. Еще одним доказательством целеустремленности владельца неваляшки является и то, что японская кукла дарума имеет смещенный к низу центр тяжести: как не крути, а она все равно встанет вертикально.

Дарума в Японии и России

Как и многое в Японии, кукла дарума пришла из Китая и получила свою популярность по всей стране благодаря нагасакским торговцам, сторонникам дзен-буддийской школы Обаку. Как говорят японцы, настоящая дарума продается только в храме и стоит от 500 иен, если это маленькая кукла (высота — до 5 см), и до 10 тысяч иен, если это большая кукла (выше 60 см). Сжигаться японская кукла дарума должна тоже только в том храме, где ее купили, поэтому каждую фигурку помечают печатью своего храма.

Дарума в современной Японии

Безрукая, безногая и незрячая кукла неваляшка дарума — один из самых популярных талисманов удачи в современной Японии. Она изготовлена из бумаги способом папье-маше, с утяжелением на дне, что обеспечивает устойчивость (символ сохранения Бодхидрахмой, прототип Дарумы, состояния медитации).

Смещённый центр тяжести и невозможность удержать Даруму в склонённом положении несет в себе огромный смысл и указывают на настойчивость загадавшего желание и его решимость дойти до конца, во что бы то ни стало.

Принято дарить куклу Даруму не чаще 1 раза в год. И дариться она обычно на Новый год. Принято, что человек, получивший в подарок куклу Даруму должен загадать желание или поставить цель (которая должна быть конкретной реальной и достижимой в течение года) и нарисовать один глаз. Кукла дарума ставится на видное место в доме, в офисе, магазине и т.д и служит не только украшением, а постоянным напоминанием о поставленной цели или загаданном желании. Считается, что Бодхидхарма (основатель буддийской школы дзэн), материализовавшийся в Даруме в благодарность за кров на земле постарается исполнить желание своего владельца. В конце года при подведении итогов и анализе запланированного и сделанного:

При достижении поставленной цели Даруме в благодарность дарится второй глаз.

В случае неисполнения желания производится ритуал, который является обрядом очищения, сообщающим богам, что загадавший желание не отказался от своей цели, а пытается её достичь другими путями. Такой ритуал называется Сжигание Дарумы:

Не только вдова Леннона: 7 малоизвестных историй из жизни Йоко Оно

15 октября в рамках фестиваля современного искусства «Территория» в Музее современного искусства на Петровке открылась первая масштабная выставка 86-летней Йоко Оно в России «Небо всегда ясное». Представлены фрагменты ее классических перформансов, видеоработы и интерактивный проект, направленный против дискриминации. А ведь «самая известная из неизвестных художниц», как любовно называл ее Джон Леннон, еще и успешный музыкант, актриса, режиссер, поэтесса и модель, – в общем личность во всех отношениях многогранная.

Русская тетя и лечебница для душевнобольных

Йоко родилась в Токио, в состоятельной семье, была старшей из трех детей. Ее отец работал в крупном американском банке и часто ездил в командировки в Сан-Франциско. Родители заставляли девочку играть на пианино – это она ненавидела, поэтому часто притворялась, что падает в обморок, лишь бы избавиться от скучных нотных тетрадок и не стучать по клавишам.

А потом в ее жизни появилась тетушка, жена дяди, которую девочка всем сердцем полюбила, – известная скрипачка Анна Бубнова. Дальняя родственница Пушкина и наша соотечественница привила Йоко любовь к музыке и рисованию, много рассказывала про русскую культуру и литературу. В становлении творческой личности Оно Бубнова сыграла огромную роль, и японка об этом не забывала: в 2007 году она впервые приехала на родину своей тетки и отправилась в музей Пушкина в усадьбе Берново.

Когда семья Йоко переехала в Америку, тут-то она и развернулась: увлеклась авангардизмом, стала устраивать перформансы, выставки и спектакли. Однако окружающие воспринимали это скорее как причуду богатой девицы, которой нечем себя занять. В 23 года ей сделал предложение талантливый, но бедный композитор Тоси Итиянаги, и Йоко согласилась, лишь бы насолить родителям. Вскоре у Оно началась депрессия, она совершила попытку суицида, и родители увезли ее подальше от греха обратно в Японию, где поместили в лечебницу для душевнобольных. Из «заточения» ее вызволил поклонник Энтони Кокс: вместе со своим спасителем художница переехала в Нью-Йорк, и вскоре он стал ее мужем и продюсером.

Отрежьте от меня кусочек

Несмотря на шутки Леннона, Йоко Оно была серьезной художницей и вошла бы в историю искусства, даже не будучи его вдовой. Она стояла у истоков авангардной арт-сцены Нью-Йорка и международного движения «Флюксус». В 1965 году Йоко прославилась после скандального перформанса Cut a Piece: любой зритель, поднявшись на сцену, где стояла художница, мог отрезать кусок ее одежды ножницами (последний раз она повторила перформанс, когда ей было уже 70). Критики отмечают, что главная особенность ее работ в том, что они приглашают зрителя к активному участию или взаимодействию с окружающим миром. И именно у Оно многому научились и Марина Абрамович, и Крис Берден.

Читайте также:
Лучшие натяжные потолки в гостиную комнату

Ветеран dance music

Три первых мужа Йоко были музыкантами, так что неудивительно, что этот вид искусства ей особенно близок. Первый шаг случился в 1968 году, когда они с Ленноном начали жить вместе: пара выпустила альбом Two Virgins, обложку которого украсила их фотография в костюме Адама и Евы. Правда, строго говоря, музыкальных композиций в нем не было – только странные шумы, крики и стоны.

Фото: GP/MPI/Capital Pictures/Capital Pictures/East News

После свадьбы Леннон часто приводил Йоко на репетиции Beatles, нарушая негласное правило не пускать посторонних в студию. Позже именно из-за этого Оно стали обвинять в том, что она развалила «ливерпульскую четверку».

В 1969-м они с Ленноном организовали собственную группу Plastic Ono Band, выпустив девять альбомов. И именно Йоко вдохновила Леннона на написание его самых знаменитых композиций Instant Karma и Imagine.

Фото: GP/MPI/Capital Pictures/Capital Pictures/East News

С 1971 по 1989 год Оно оставляет художественную практику, чтобы заниматься только музыкой. Ее самым успешным сольным альбомом стал концептуальный и пацифистский Starpeace, направленный против рейгановской концепции «звездных войн». В 1995-м Йоко Оно вместе с группой своего сына Шона Леннона Ima записала альбом Rising.

В 2011 году она установила рекорд как самая возрастная исполнительница, возглавившая хит-парад танцевальных композиций – ее Move on Fast стал лучшим, когда Йоко было уже 78 лет. В 2014 году ее песня Angel 12 раз возглавляла американский танцевальный чарт, оставив позади и Тейлор Свифт, и Леди Гагу. Дуэты с Йоко и каверы на ее песни делали Моби, Харри Нильссон,The Flaming Lips, Cat Power, Porcupine Tree, Peaches и другие. Осенью прошлого года она выпустила новый студийный альбом Warzone, куда вошла и кавер-версия песни Imagine. Среди наград Йоко – две «Грэмми», которые она получила как исполнитель и продюсер.

Муха и Рirelli

Йоко успела сняться в более 30 фильмах, короткометражках и рекламных роликах. Она также озвучила одну из эпизодических ролей в мультфильме Уэса Андерсона «Остров собак». В 1966 году Йоко снимает короткометражный фильм «Задницы», полностью состоящий из крупных планов пятых точек известных людей, при этом призывающий к миру во всем мире. В ее ленте «Муха», вышедшей в 1970 году, насекомое ползает по женскому телу, а художница вещает за кадром. А вот в 18-минутном фильме «Эрекция» 1971 года, несмотря на пикантное название, ничего телесного нет: здесь в ускоренном режиме строится высотка, которая словно готовится проткнуть собой небо и облака.

Pirelli Calendar 2016. Анни Лейбовиц

Пробовала себя Йоко Оно и в качестве модели: в 2016 году 83-летняя художница по приглашению Энни Лейбовиц снялась для легендарного календаря Рirelli. В образе танцовщицы кабаре – в мини-шортах, коротком пиджаке и цилиндре.

Стихи об облаках и тунце

В 1964 году Йоко издала книгу «Грейпфрут: книга инструкций и рисунков», после которого ее стали называть поэтессой, потому что содержание работы напоминает японские стихи хокку. Позже Леннон признавался, что на одной из страниц нашел текст, который вдохновил его на создание песни Imagine («Представьте»): «Представьте, что облака капают. Выройте для них яму в саду». Ну разве не поэзия? А вот еще: «Представьте тысячи Солнц в небе одновременно. Дайте им посветить один час. Потом наблюдайте, как они постепенно тают. Сделайте один сэндвич с тунцом и съешьте». Или «Слушайте звук вращающейся Земли».

Yoko Ono
Mend Piece 1966. Фото: Iain Macmillan

Вариация этой знаковой серии работ займет центральное место в новой экспозиции ММОМА. Произведения с текстовыми указаниями приглашают зрителя совершить простые действия. Например, написать о своей маме, дорисовать часть работы, начатой самой художницей, сыграть в шахматы на доске, все поля которой белые. Или постараться не говорить ни о ком ничего плохого в течение трех дней или трех месяцев и понаблюдать, как изменится ваша жизнь. Потому что искусство, по мысли Оно, – это созерцание и медитация, рутина и простота, в которой легко найти прекрасное.

Чем мы хуже мужчин

«В детстве мама запрещала мне ходить к комнату для прислуги. Естественно, однажды я туда пробралась и подслушала разговор двух служанок. Одна из них с ужасом рассказывала своей товарке, что ее беременная тетя оскандалилась, потому что вопила как ненормальная, когда рожала. Я смутилась и убежала, но этот эпизод остался в моей памяти навсегда. Почему женщина – это всегда такая нимфа с нежным голосом, безупречными манерами и без «срамных» частей тела? Потому что нам это навязывают. Но мы же даем жизнь, так почему надо стыдиться естественного? Чем мы хуже мужчин?» – как-то воскликнула Оно. Вся ее жизнь стала попыткой доказать, что она может конкурировать с сильным полом на равных. Так, Йоко стала первой женщиной, принятой на курс философии в престижном токийском университете Гакусюин (потом в Америке она изучала музыку и поэзию в нью-йоркском Колледже Сары Лоуренс).

Читайте также:
Как купать новорожденного ребенка правильно?

Фото: Evan Agostini/Invision/AP/East News

А позже ее болезненное стремление к справедливости привело к стычке с Сальвадором Дали. Как-то они приехали к нему вместе с Ленноном, завязался разговор, и вдруг сюрреалист посоветовал Оно не ревновать мужа. Йоко это страшно возмутило, и она парировала: «А почему не возможен другой вариант, почему только мужчины по умолчанию ревнуют, а женщины терпят?!» Уже после смерти Леннона она отчего-то написала Дали, попросив прислать ей прядь его волос. Художник страшно перепугался, потому что считал японку колдуньей, и вместо них отправил ей сухие травинки. Обвел вокруг пальца, учитывая, что вдова Леннона получила их не просто так, а заплатила за «посылку» 10 тысяч долларов.

Мир во всем мире

Кроме прав женщин, Йоко всегда выступала за мир во всем мире. Вместе с Джоном Ленноном они устроили знаменитую акцию против войны во Вьетнаме «В постели за мир»: пара месяц позировала фотографам в постели в номере отеля Hilton и раздавала интервью.

Фото: AFP/East News

Позже Йоко активно выступала против войны в Ираке. Она оплатила главным изданиям США размещение у них одной-единственной фразы: «Imagine Peace… Spring 2003» («Представьте себе мир… Весна 2003»). А еще Оно основала Премию мира имени Джона Леннона – Lennon Ono Grant For Peace, обладателями которой в разное время становились Леди Гага и активистки из Pussy Riot. Наконец в 2014 году передала ООН права на использование всемирного гимна борцов за мир – песни Imagine.

Выставка «Йоко Оно. Небо всегда ясное» проходит в ММОМА на Петровке до 24 ноября
Билеты: взрослый – 350 рублей, льготный – 150 рублей

Японские порно актрисы: ТОП — 20 самых возбуждающих азиаток

Автор – Алексей Леонов

Практикующий журналист. Уже 6 лет в копирайтинге. Фокус на сексе и отношениях.

Эксперт – Виктория Фомина

Врач сексолог высшей категории, психиатр, психотерапевт. Работаю сексологом более 10 лет. Помогаю парам разрешить проблемы в сексуальной жизни.

  • 418781
  • 21 9 мин.

Ангельские личики и дьявольская сексуальность. С давних пор к девушкам-азиаткам мужчины по всему миру питают особую слабость. Немудрено, что в порноиндустрии на этих нимф идет особый спрос. Перед вами – самые яркие звездочки японского порно. Ваши «аригато» принимаются в комментариях.

Боже, храни Японию! i

  • Момока Нишина

Момока родилась 24 мая 1991 года в Токио. Свою карьеру в порно она начала в 2010 году. Выглядит Момока как главная героиня хентай-мультиков – милое личико и огромная грудь. Девушка снимается в порно самых разных жанров, а роликов с ее участием в Сети предостаточно – хватит не на один вечер.

  • Амами Цубаса

Амами известна как в Японии, так и за ее пределами. Родилась девушка 8 марта 1988 года в Хиросиме. Прошла долгий путь от фэшн-модели до порноактрисы – сначала позировала в бикини, затем полностью обнаженной, а после пришла в мир фильмов для взрослых. Миниатюрная (160 см), с аккуратной фигурой и милым бэйби-фейсом,она весьма уверенно чувствует себя, снимаясь обнаженной. А на видео девушка смотрится еще лучше, чем на фото.

  • Мэйса Ханай

Мэйса родилась 20 июля 1986 года. В девушке смешались японская и болгарская кровь. Дебют в индустрии состоялся в 2007 году. Ханай также позировала для популярных мужских журналов. Рост девушки – 157 см, параметры фигуры – 98-58-89.

  • Юна Сиина

Родилась 18 ноября 1986 года в Токио. Еще один миниатюрный ангел в нашем топе – 158 см, 88-58-85. Неравнодушна к кулинарии и баскетболу. Также позировала для рекламы нижнего белья и занималась косплеем.

  • Юи Хатано

Родилась 24 мая 1988 года в префектуре Киото, но сейчас проживает в Америке. Снимается в фильмах различных жанров, нередко ее можно увидеть в лесбийских сценах. В своих фильмах часто появляется в очках, чем радует своих поклонников. Умеет играть на пианино и не против провести вечер за кулинарными экспериментами.

  • София Такигава

София родилась 10 октября 1988 года. В жилах Софии течет португальская и японская кровь. У Такигавы весьма пышный бюст (согласно источникам, это заслуга хирургов), она любит комиксы, аниме, шопинг, фотографию и кошек. Дебютировала в 2012 году.

  • Амэри Итиносэ (Итиносэ Амелия)

Дата рождения – 16 сентября 1987 года. Пришла в индустрию в 2006 году, снималась под именем Эрики Куризу (Erica Kurisu). Потом сменила псевдоним (Ayaka Misora), а с 2008 года начала использовать свое настоящее имя. Девушке также приписывали роман со звездой клуба Манчестер Юнайтед. Инстаграм актрисы – @ameriichinose.

  • Юа Аида

Юа родилась 13 августа 1984 года в префектуре Айти. Занималась спортом, достигла высот в теннисе, также увлекалась искусством. Решила стать порноактрисой после встречи с представителем агентства, занимающимся подбором актрис для порно. Он заметил девушку, когда та прогуливалась по Синдзюку. Первый фильм с участием Юи вышел в 2004 году. В 2007 девушка объявила об уходе из порно, но продолжила заниматься моделингом.

  • Саори Хара

Родилась 1 января 1989 в префектуре Хиросима. Снималась также под псевдонимами Май Нанами и Мияби Мацуной.

Читайте также:
Кресло в лодку ПВХ своими руками, чертеж, материалы, сборка, установка

У девушки японо-немецкое происхождение, что дало ей яркую внешность. В 2011 году Саори даже попала в список пятидесяти самых горячих азиатских порнозвезд всех времен. 2011 год был тяжелым для всех жителей Японии (в этом году Токио потрясли землетрясение и цунами), у девушки случился нервный срыв и она решила уйти из индустрии.

В 2014 году она объявила о своем возвращении в индустрию развлечений и в этом же году снялась обнаженной для журнала «Weekly Playboy». Саори также рассказала о своем замужестве, депрессии и проблемах с алкоголем.

Она делится отрывками из своей жизни в Инстаграм – @miyavimatsunoi.

  • Мария Одзава

Родом из Хоккайдо. Дата рождения – 8 января 1986 года. Эта девушка – коктейль из французских, канадских и японских генов. Свободно владеет английским и японским. Утверждает, что лишилась девственности в 13 лет и всему научилась по книге, купленной ей же.

О мире порно девушка узнала случайно – наткнулась на кассету, принадлежащую брату ее знакомого. В 2005 году Мария уже сама стала героиней порнофильмов. Заняла 7 место в списке пятидесяти самых горячих азиатских порноактрис всех времен.

В свободное время Одзава любит играть в видео-игры.

  • Марика Хейз (Хасэ)

Марика родилась в Токио, 26 сентября 1981 года. В порно снимается с 2009 года. Ее фильмография насчитывает более 200 фильмов. С 2012 года решила продвигаться за рубежом и в скором времени получила титул «Киска месяца» в журнале Penthouse.

  • Мао Хамасаки

Будущая звезда жанров буккакэ (групповой секс, заканчивающийся эякуляцией на лицо одного из участников) и гоккун (практика, при которой женщина выпивает сперму нескольких мужчин, собранную в какую-либо емкость) родилась 20 октября 1993 года. В индустрию пришла в 2012 году и всего за 4 года появилась в 300 фильмах для взрослых.

В свободное от съемок время живет обычной жизнью молодой девушки – проводит время с друзьями, гуляет с собакой и занимается йогой. И делится всем этим в своем Инстаграм (@maohamasaki_official).

  • Адзуми Мидзусима

Родилась 12 октября 1988 года. Рост Адзуми – 167 см. Параметры – 84-61-93. Темные волосы, карие глаза и невинное личико – полный набор. Снимается в роликах самого разного жанра, сценарии – на любой вкус.

  • Айно Киси

Актриса взрослого жанра и певица родилась 1 февраля 1988 года в Хоккайдо. На ее счету более 150 фильмов горячего содержания. Снималась также в эротических хоррорах («Самурай-принцесса», 2009) и экранизации манги «Маска Кэкку: Возрождение», 2012.

Инстаграм у девушки довольно приличный, но вы все равно можете полюбоваться на эту милашку – @aino_kishi.

  • Уцуномия Сион

Девчушка, словно вышедшая из хентая, родилась 1 марта 1994 года в Киото. Известна также под псевдонимами Анзаи Рара (Anzai Rara)и Рион (Rion). Если хрупкие девушки с подростковыми фигурами вам не по вкусу, обратите свое внимание на эту нимфу. Ее параметры: 105-58-89. Возможно именно благодаря им Рион сумела наработать обширную фанатскую базу далеко за пределами родной Японии.

  • Хитоми Танака

Дата рождения Хитоми – 18 июля 1986 года. У девушки от природы весьма внушительные формы, благодаря чему она заслужила огромную популярность. В порно снимается с 2007 года. Уже в 2012 году она успела засветиться более чем в 200 фильмах для взрослых. Но звезда ее славы не собирается гаснуть. На аккаунт девушки в Instagram подписаны два миллиона человек! Примкнуть к их рядам можете и вы – @official_hitomitanaka.

  • Анри Окита

Родилась в Англии 28 октября 1986 года. Рост – 168 см. Известна как певица, автор песен и актриса. Свои аппетитные формы она беззастенчиво демонстрирует в своем Instagram – @anri_okita. Судя по тому, что на нее подписано более миллиона человек, индустрии развлечений она определенно пришлась по вкусу.

  • Сола Аой

Будущая кино- и порноактриса родилась 11 ноября 1983 года в Токио. Намеревалась стать педагогом в дошкольном учреждении, но судьба распорядилась иначе. Девушку заметили представители модельного бизнеса, а потом она решила пойти в порноиндустрию. Сола рассматривала эту сферу как трамплин на пути к успешной карьере в шоу-бизнесе.

  • Акихо Ёсидзава

Акки (псевдоним Акихо) родилась 3 марта 1984 года в Токио. Снималась не только в порно, но и в более скучных жанрах кинематографа. Ее можно увидеть в фильмах жанра «пинку эйга» – подобные ленты содержат большое количество сцен насилия над женщинами и эротики. В 2012 году заняла третье место в списке ста лучших порноактрис всех времен.

  • Аса Акира

Пожалуй, одна из самых успешных японок в мире порно. Аса Такигами (настоящее имя) родилась 3 января 1986 года в Нью-Йорке. Карьеру в порно начала со съемок в лесбийских фильмах. С 2008 года снимается в гетеро-сценах.

Снялась в 442 фильмах, выступила режиссером 8 порнолент. Считает себя феминисткой, замужем за коллегой – порноактером-порнорежиссером Тони Рибасом.

С юмором у девушки все в порядке, о чем свидетельствует ее Instagram – @asahole.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: