Ламинированная фанера: инструкция по применению своими руками, особенности производства

Как производят ламинированную фанеру

В связи с развитием монолитного строительства особое значение для качества возводимых конструкций приобретают опалубочные системы. В состав опалубки входят металлический каркас и ламинированная фанера. Качественная ламинированная фанера имеет гладкую, ровную поверхность и хорошо прокрашенные, защищенные от влаги торцы. Именно эти свойства позволяют использовать ее многократно.

Производство ламинированной фанеры – сложный многоступенчатый процесс, на каждом этапе которого важна точность соблюдения производственных методик. Рассмотрим процесс производства ламинированной фанеры на примере комбинатов группы «СВЕЗА», мирового лидера в производстве берёзовой фанеры.

Первые станки для переработки древесины в шпон, а далее – в фанеру, были запатентованы ещё в XVIII веке. Примечательно, что практически все их изобретатели так или иначе связаны с Россией. С момента изобретения сама технология переработки практически не изменилась. Модернизации подверглось управление станками, сейчас оно полностью автоматизировано . Это позволило сократить долю ручного труда в производстве, и, как следствие, повысить качество конечного продукта – фанеры.

Начало: подготовка сырья

Процесс производства ламинированной берёзовой фанеры требует тщательного отбора и подготовки сырья. В первую очередь подбираются стволы нужного размера. Для производства стандартной для России фанеры (1220х2440 мм) перерабатываются стволы диаметром 20-40 см и длиной 5,2 м (в дальнейшем такие стволы можно распилить на чураки по 1,3 или 2,6 м, необходимые для производства продольного и поперечного шпона требуемого формата).

Основным этапом подготовки является проварка сырья. Она осуществляется в специальном бассейне (открытом или закрытом) в течение 24 часов. Летом температура в бассейне держится на уровне 35-40оС, а зимой – 40-45оС. Для повышения качества шпона, из которого впоследствии будет изготовлена фанера, важно, чтобы на этапе проварки соблюдались термический режим и время обработки древесины.

Проваренный фанерный кряж подаётся в отделение по окорке и распиловке.

Окорка осуществляется следующим образом: специальные ножи окорочного станка надрезают кору и снимают её лентами по спирали. Снятая кора используется как для отопления самого комбината, так и соседних зданий или даже целого посёлка. Так происходит, например, на Пермском фанерном комбинате (группа «СВЕЗА»). Котельная предприятия обслуживает и комбинат, и посёлок Уральский, в котором расположено предприятие.

Окорённый кряж (практически без коры) проходит через металлодетектор. Он помогает обнаружить металлические включения в древесине: гвозди, остатки проволоки и т.п., которые могут испортить оборудование. При обнаружении металла на пульт управления станка поступает сигнал, процесс останавливается, и металл удаляется оператором.

После окорки выполняется распиловка. Обработанное сырьё пилится на чураки для производства продольного и поперечного шпона.

Производство и обработка шпона

Следующий этап – лущение шпона на специальных станках, где с подготовленного чурака срезается непрерывная тонкая лента шпона. Чем тоньше шпон, тем больше слоёв будет в фанере определённой толщины. Чем больше слоёв, тем прочнее фанера. Шпон из российской берёзы – самый тонкий (1,2-1,5 мм) по сравнению с другими породами древесины (например, толщина шпона из тополя 1,6-2,6 мм, а хвойного шпона – 2-4 мм).

На этапе лущения осуществляется контроль качества шпона: ежедневно отбираются образцы для проверки толщины и ещё ряда параметров, а полученные результаты сравниваются с нормативными. С учётом этих данных производится настройка лущильных станков.

После лущения лента шпона подаётся на автоматические ножницы, где происходит рубка на форматные листы шпона размером 1,3х2,6 м для производства фанеры формата 1220х2440 мм. Продольный и поперечный шпон (для последующего склеивания в одном листе фанеры) производится на отдельных лущильных линиях.

Разрезанный на форматные листы шпон поступает в сушилку.

«Находясь в сушилке, листы шпона обдуваются горячим воздухом. За 8-10 минут из древесины уходит до 90% влаги. На выходе из сушилки листы шпона укладываются на поддон или попадают на транспортёр (в зависимости от конструкции сушилки)», – комментирует Наталья Андреева, инженер-технолог производства ламинированной фанеры комбината «Фанплит», входящего в состав группы «СВЕЗА».

После просушки шпон сортируется по целому ряду параметров, в том числе на наличие выпавших сучков, трещин и т.п. На многих комбинатах на этом этапе используется автоматизированн ое оборудование: параметры сортов заложены в компьютерную программу, управляющую процессом. При сортировке происходит сканирование поверхности и её автоматическая оценка, после которой сканер сам управляет раскладкой шпона по стопам. Оператор в данном случае лишь наблюдает за процессом. На этом же этапе оценивается влажность листов. Если шпон оказался недосушенным, он откладывается в отдельную стопу и досушивается позже.

Если на этапе сортировки выявляются дефекты, то листы не утилизируются, а отправляются на починку. Починка шпона может осуществляться как на ручных станках, так и на оборудовании с автоматическим управлением. Автоматические станки позволяют повысить качество фанеры, сократив затраты ручного труда в 3 раза. Сейчас существует оборудование для починки шпона любых форматов: как стандартного – 5х5 футов (1525х1525 мм), так и большого – 5х10 футов (1500/1525х3000/ 3050 мм). После починки вновь происходит сортировка шпона.

Читайте также:
Краска для дисков: виды и популярные бренды (+25 фото)

Комплектование фанеры

Для получения готовой фанеры необходимо склеить несколько листов шпона между собой. Волокна в последовательных слоях шпона располагаются перпендикулярно друг другу, что придаёт прочность готовому продукту. Полученные листы оказываются стойкими к деформации в любых направлениях. Эта особенность определяет применимость фанеры в опалубочных системах для монолитного строительства.

При производстве берёзовой фанеры склеивается нечётное количество листов шпона в фанеру толщиной от 3 до 40 мм. Между собой листы склеиваются при помощи клея, который изготавливают здесь же, в специальном смесителе. Он состоит из мела, воды, смолы, а также древесной или ржаной муки. Важно строгое соблюдение технологии производства клея, чтобы не произошло расклеивание слоёв фанеры. На современных предприятиях установлено оборудование, которое автоматически контролирует пропорции ингредиентов в соответствии с рецептурой.

На следующем этапе, вальцовке, лист шпона пропускается между двумя валиками, смазанными клеем. Клей равномерно распределяется по обеим поверхностям листа, после чего эти листы отправляются в наборку.

«В стопе наборного пакета сухой шпон чередуется со шпоном, намазанным клеем. Количество чередующихся листов зависит от толщины фанеры. В конце процесса комплектования одного листа фанеры автомат подаёт 2 листа сухого шпона (последний лист предыдущего «сэндвича» и первый следующего), что позволит позже отделить один лист фанеры от другого. Подготовленная таким образом стопа отправляется на подпрессовку», – комментирует Елена Вершинина, начальник службы качества Пермского фанерного комбината, входящего в состав группы «СВЕЗА».

Холодная подпрессовка пакетов собранного шпона производится непосредственно перед горячим прессованием с целью получения цельных пакетов, удобных для транспортировани я и загрузки в горячий пресс. Время холодной подпрессовки составляет 5-10 минут при давлении 1-1,5 МПа.

После этого осуществляется загрузка предварительно склеенных листов в этажерку горячего пресса для окончательного приклеивания при температуре 120-130оС и давлении 1,2-1,8 МПа.

После прессования склеенные листы обрезаются с четырёх сторон под формат, требуемый заказчиком: к примеру, 1250х2500 мм или 1220х2440 мм с точностью до 3 мм. При производстве ламинированной фанеры станок выполняет предварительную обрезку до размера 1290х2550 мм, чтобы после нанесения плёнки лист можно было ещё раз подровнять, срезав оставшиеся миллиметры.

Далее выполняется шлифование на станке для придания фанере гладкой поверхности и выравнивания её по толщине. Фанера последовательно проходит через шлифовальные ленты с разной зернистостью. После этого фанеру снова классифицируют по внешнему виду: качество листов оценивает оператор.

Завершение: ламинирование поверхности

На заключительном этапе на лист фанеры с двух сторон наносится плёнка. Затем фанера загружается в многопролётный пресс, в котором одновременно могут находиться 15-18 листов продукции. Прессование, в процессе которого пленка схватывается с поверхностью плиты, осуществляется в течение 4,5-10 минут при температуре 130-136оС. Время прессования зависит от плотности плёнки, толщины фанеры и вида покрытия (гладкая или сетчатая). За счёт пленки фанера приобретает дополнительную защиту от воды, механических повреждений, агрессивных сред. Так, из обычной «белой» фанеры получается фанера с покрытием, или ламинированная.

Помимо глянцевой плёнки, на ламинированную фанеру может наноситься сетчатое покрытие, обладающее антискользящим эффектом. Такая фанера востребована в транспортном машиностроении: она применяется в полах трейлеров и лёгких коммерческих автомобилей. А также в качестве настилов в строительных лесах на стройплощадках.

Далее ламинированная фанера попадает на линию обрезки, где обрезается по формату.

После этого готовую продукцию сортируют по внешнему виду и геометрическим параметрам и укладывают в пачки. По завершении сортировки пачки фанеры подаются в покрасочную камеру. Здесь на торцы плиты наносится специальная водоэмульсионная краска на акриловой основе. Такое покрытие защищает фанеру от попадания влаги и разбухания.

Чем лучше прокрашены торцы, тем лучше влагозащитные свойства плиты, а значит, больше циклов заливки бетона фанера сможет выдержать. Особенно это важно для опалубки перекрытий, где фанера подвергается сильным механическим нагрузкам и воздействию агрессивной среды – бетонной смеси.

Если ламинированная фанера хорошо склеена внутри, имеет ровную поверхность, которая покрыта износостойкой плёнкой, и защищённые от влаги торцы, она будет дольше сохранять свою форму. А это значит, что даже при многократном применении одного и того же листа фанеры (не менее 15-20 циклов) качество монолитных перекрытий будет неизменным.

«Ламинированная фанера особенно востребована в монолитном строительстве. Её популярность объясняется механическими свойствами: только берёзовая фанера, благодаря высокой прочности и упругости, способна выдерживать нагрузки, воздействующие на опалубку в процессе бетонирования», – комментирует Наталья Андреева (группа «СВЕЗА»).

Как мы увидели, процесс производства ламинированной фанеры довольно сложен. И качество конечного продукта зависит от чёткого соблюдения технологии на каждом этапе его производства.

Читайте также:
Как происходит производство металлических дверей

Если использовать фанеру ненадлежащего качества, то поверхность стен и перекрытий здания будет неудовлетворител ьной. Это приведёт к росту трудозатрат на отделочные работы. Поэтому качество фанеры – это не только красота и надёжность зданий, в которых мы живём и работаем, но и экономика рационального строительства.

При подготовке статьи использованы материалы пресс-службы «СВЕЗА»

Историческая справка

Первую модель лущильного станка в конце XVII создал инженер-механик Сэмюэль Бентам, ранее служивший Екатерине II по приглашению князя Потёмкина. По окончании 10-летней службы в России Бентам вернулся в Англию и получил патенты сразу на несколько своих изобретений. Впрочем, изобретённый англичанином станок не был замечен производителями тех времён.Действительно эффективный прототип всех современных лущильных станков создал шведский инженер-изобрета тель Эммануэль Нобель, отец Альфреда Нобеля, основателя Нобелевской премии. Созданная им в конце XVIII века модель ротационного (поворотного) токарного станка позволяла снимать с деревянного чурака шпон определённой и постоянной толщины, благодаря чему фанерный «сэндвич» становился однородным по структуре и толщине. Эммануэль Нобель жил и работал в России с 1838 по 1859 год, созданные им в этот период изобретения предназначались для военной промышленности и высоко ценились императором Николаем I. В начале XIX века русский промышленник Дитрих Мартин Лютер, владевший мануфактурой по производству карандашей в эстонском Ревеле (современный Таллинн), изобрёл свой лущильный станок — более крупную версию станка для производства карандашей. Он получил патент на своё изобретение в 1819 году. Первая фанера, производство которой основывалось на станке Дитриха Мартина Лютера, была создана эстонским мебельщиком Александром Лютером, его однофамильцем. В конце XIX века он решил использовать склеенные между собой листы шпона в качестве сидений для венских стульев — мебель получилась лёгкой, прочной и недорогой, благодаря чему на неё возник устойчивый спрос. Практически одновременно с мебельщиком Лютером фанера была создана русским изобретателем — Огнеславом Степановичем Костовичем, занимавшимся созданием летательных аппаратов и остро нуждавшимся в конструкционном материале для их постройки. В 1881 году он изобрёл арборит — материал, состоящий из склеенных между собой поперёк волокон листов шпона. Лущильный станок и клей для производства фанеры-арборита Костович также изобрёл самостоятельно, причем его фанера обладала высокой устойчивостью к воздействию влаги и была не подвержена гниению.

Ламинированная фанера, её производство, область применения и особенности использования

Облицовка фанеры специальной пленкой относит этот строительный и мебельный материал к разряду ламинированных. Верхнее покрытие пленки может быть самым разным: от просмоленной бумаги до пластмассовых пластин. Добросовестные производители обязательно в маркировке указывают, для чего тот или иной вид ламинированной фанеры максимально пригоден.

Крупные производители фанеры в России

На территории Российской Федерации расположено 30 заводов, которые успешно занимаются производством фанеры разных марок. Они руководствуются разработками, производимыми единственным в мире Научно-исследовательским институтом фанеры.

Самые успешные производители конкурентно способной продукции следующие:

  • Вятский фанерный комбинат.
  • Нижегородское ООО «Заветлужье».
  • Группа «Свеза».
  • Иркутский «Усольский фанерный комбинат».
  • Обнинский фанерный комбинат, расположенный в Калужской области.
  • Архангельский фанерный завод.
  • Сыктывкарский фанерный завод в Нижегородской области.

Первая тройка предприятий из этого списка относится к лидерам не только по объему производимой продукции, но и по её качеству.

Описание ламинированной фанеры

Качественная фанера получается путем прессования нескольких (от 3 до 10) листов шпона. Перпендикулярное расположение волокон в листах позволяет делать фанеру достаточно прочным материалом. Для строительных нужд подходит фанера, в основе которой отходы переработки древесины березы. Для мебельного производства используется фанера на основе шпона хвойных деревьев.

Внешнее покрытие имеет плотность на уровне 120 г/м2. Даже естественный цвет такого ламината придает пленке темный оттенок, имитирующий натуральное дерево. При добавлении красителей можно менять цвет фанеры от очень светлого до максимально темного.

При правильном использовании недостатки ламинированной фанеры вполне могут быть нивелированы её достоинствами:

Достоинства Недостатки
Устойчивость к влаге Токсичность за счет использования в клее формальдегида
Прочность на растяжение и изгиб Высокая цена
Возможность неоднократного применения

Российская фанера по ГОСТам, так, по крайней мере, утверждают производители, не содержит примесей тополя. А вот китайская в своем составе может иметь тополиных опилок почти 100%. Такая фанера будет самой низкокачественной и её применение в любой отрасли станет своеобразным риском.

Так на фото выглядит ламинированная фанера толщиной 21 мм

Технические характеристики

По установленным нормам ламинированная фанера должна иметь такие технические характеристики:

  • толщина листа может быть 4мм, 6мм, 9мм, 12мм, 18мм, 15мм, 20мм, 21мм, 30мм, 40мм;
  • 120/240, 125/250. 244122, 250/125 – это стандартные размеры листов в сантиметрах;
  • 680-700 кг/м3 – это показатель плотности;
  • 10% влажность.
Читайте также:
Как сделать подсветку кухонного фартука из стекла: варианты освещения

Эти параметры стандартны для всех видов качественной ламинированной фанеры. Примечательно, что для создания толстой фанеры используется меньшее количество листов шпона, чем для тонкой. При этом фанера, имеющая 20 миллиметровую толщину, активно используется для создания корпусной мебели. А вот 30-миллиметровая нашла применение в отделочных работах.

В соответствии установленными техническими условиями, заводская обрезка листов должна быть четко под прямым углом. А на кромках не допустимо наличие сколов и трещин. Стандартное отклонение от 90 °C по длине листа равно 2 миллиметрам на каждый метр.

В следующей таблице представлены допустимые отклонения по длине листов:

Значение (мм) Допустимое отклонение
Длина 1525 +-4
Ширина 3050 +-4
Толщина 6,5 +-4
Толщина 8 +-0,5-0,7
Толщина 10, 12 +-0,5-1,2
Толщина 15, 18, 21, 24 +-1
Толщина 27, 30 +-1-1,5

Ламинированная фанера может быть из шпона березы или хвойных деревьев. По теплопроводности качества березовой фанеры лучше. ГОСТ 53920 2010 утверждает, что ему соответствует ламинированная березовая фанера повышенной влагостойкости. Её внешняя облицовка – это термореактивный полимер. Применение такой фанеры разрешено в самых разных строительных конструкциях и в машиностроительной отрасли.

Лист фанеры не является легким. Так, при толщине 4 миллиметра стандартный лист ламинированной фанеры из березового шпона, размеры которого 2 440/1 220 весит чуть больше 8 килограмм.

Этот же лист с толщиной 9 миллиметров будет иметь вес 18 с лишним килограммов, а вот 21 миллиметровый уже более 41. И 53,5 килограмма будет весить фанерный лист с толщиной 27 миллиметров. Показатели веса указаны при данных плотности 665 кг/м3.

Видео о производстве ламинированной фанеры:

Разновидности ламинированной фанеры

По ГОСТу обозначение для фанеры ламинированной – ФЛ.

Основные разновидности этого материала следующие:

  • ФЛ стандартная;
  • ФК (фанера клеевая);
  • ФСФ клеевая. Она изготовлена на основе фенолформальдегидного клея;
  • ФЛ строительная.

Разновидности ламинированной фанеры еще возможны по классу. Так, по европейским и российским стандартам класс Е-1 обозначает, что данный материал на каждые 100 грамм фанерного листа содержит не больше 10 миллиграмм формальдегида в свободном состоянии. По экологическим нормам этот показатель относит данную фанеру к безопасному материалу.

Маркировка для обозначения верхнего слоя следующая:

  • SP – бумажный;
  • W – сетчатый;
  • F – гладкий.

Водостойкая

Свойство фанеры противостоять пагубному воздействию влажной среды дает ей в маркировке название влагостойкая. В российском фанерном производстве такой материал можно получить и путем поочередного склеивания листов березового и хвойного шпона. У такой фанеры есть несколько марок, определяющих степень влагостойкости.

И вот этот показатель не зависит от качества шпона, а лишь от состава клеящего вещества:

  • ФК (фанера влагостойкая) получается в результате склеивания элементов посредством карбамидоформальдегидной смолы. Её применение оправдано и безопасно внутри помещений.
  • ФСФ получается, когда листы шпона проклеиваются составом на основе фенолформальдегидной смолы. Фанеру такой маркировки лучше всего использовать на улице, но под навесом.
  • ФБС – бакелитовая фанера. В процессе её производства использован бакелитовый клей. Это самая водостойкая фанера и она может применяться при строительстве судов, самолетов и автомобилей.

Сетчатая

Сетчатая – транспортная ламинированная фанера с сеткой – это особый материал, внешняя поверхность которого имеют сетчатую текстуру. Благодаря последней по фанере ничего не сможет скользить.

Используют сетчатую фанеру для внутреннего обустройства напольного покрытия любого грузового транспорта, а также:

  • при изготовлении дверей в автомобильном прицепе;
  • для создания опалубки;
  • для временного обустройства черновых полов.

Стандартная толщина ламинированной сетчатой фанеры от 4 до 30 миллиметров. Более тонкий материал стелют на ровный пол автомобиля, облицовывают им стены помещений катеров. А вот толстая сетчатая фанера может быть использована для стен и дверей.

В нашей стране изготавливать сетчатую фанеру научились относительно недавно. До этого её привозили из Финляндии. Российское производство использует мировые стандарты качества и это позволяет потребителям получать отличный материал.

Фото сетчатой автомобильной фанеры

Цветная

Ламинированная фанера повышенной влагостойкости может быть 8 стандартных цветов и достаточно большого количества оттенков. Производитель при использовании цветной ламинации изготавливает фанеру, толщина которой колеблется от 6,5 миллиметров до 40. Каждая сторона листа такой фанеры может быть гладкая и сетчатая.

Такой материал используется при:

  • производстве мебели;
  • отделочных работах внутри помещения;
  • строительстве, в том числе капитальном;
  • производстве автомобилей;
  • создании вагонов;
  • судостроении;
  • производстве упаковочной тары.

Использование такого материала по назначению позволяет говорить о его высоких технических параметрах.

Это разновидность фанеры, которая облицована пленочным покрытием. Материал поверхности – специальная бумага, плотность которой максимально высока. Плюс к этому в процессе нанесения бумага пропитывается синтетической смолой. Для фанеры марки ФОФ используется березовый полуфабрикат, производство которого близко к изготовлению марки ФСФ (фанеры с повышенной влагостойкостью).

Толщина таких фанерный листов колеблется от 4 до 40 миллиметров. Производители по стандарту выпускают такую фанеру двух видов:

  • Покрыта ламинатом с гладкой поверхностью с двух сторон.
  • Покрыта гладкой поверхностью с одной стороны. Вторая сторона имеет сетчатое покрытие, как у транспортной фанеры.
Читайте также:
Кратность воздухообмена в спортивном зале: нормы и правила обустройства вентиляции в спортзале

Использование этой фанеры может быть при изготовлении автомобилей, морских и речных судов, а также при капитальном строительстве. Технические характеристики материала не уступают другим видам водостойкой фанеры.

Фото фанеры марки ФОФ

Опалубочная

Создание фанеры, используемой для опалубки, предполагает, что этот материал будет подвержен агрессивному воздействию абразивных и других химических веществ, которые есть в огромном количестве в бетоне. Это обстоятельство заставило производителей создать особый вид фанеры, которая способна противостоять разрушительному действию таких реагентов. Ламинированная фанера отлично справляется с этой задачей.

Цикличность фанеры, то есть количество предполагаемых раз для использования в опалубке, называется оборачиваемостью. В подобной опалубке должны быть проклеены швы между профилем и фанерой, что дополнительно защищает материал, содержащий деревянные отходы, от разбухания. Учитывая, что ламинированная фанера предназначена, в том числе и для создания опалубки (причем любым способом), доплачивать за рекламу повышенной оборачиваемости не стоит.

Краткое видео о ламинированной фанере для опалубки:

Мебельная

Чаще всего для создания мебельных стенок используется фанера, составляющие которой склеены карбамидным клеем. Считается, что в этом случае мебельщик будет работать с экологически безопасным материалом. Для этого специалисты выбирают ламинированную фанеру классов Е1 и Е2. Оба этих вида не запрещены для использования внутри помещения.

Ламинированная фанера марок ФК и ФЛ для мебели может быть использована как второстепенная часть конструкции. Другими словами её применение оправдано для задних стенок и внутренних перегородок. Здесь она на отлично справляется со своими задачами, а для фасадных частей целесообразнее применение шпонированной фанеры.

При этом:

  • Фанера мебельная легко режется.
  • Она замечательно держит форму.
  • Конструкция просто соединяется при помощи специального клея.
  • В мебельной фанере достаточно неплохо удерживаются небольшие гвозди.

При минимальном контакте с водой, даже во влажных помещениях, мебельная фанера в качестве внутренних перегородок и задних стенок способна прослужить десятилетия.

Для пола

Для устройства пола можно выбрать любой вид этого материала. Однако стоит учитывать тот факт, что если речь идет об обустройстве пола помещения, где повышенная влажность, лучше остановиться на ламинированной фанере, например, марки ФК.

Сертификация фанеры

Потребителя от некачественной продукция защищает действующая в России система сертификации любой продукции. Но для подтверждения качества большинства марок фанеры достаточно получения только декларации соответствия.

Среди обязательных документов, которые сопровождают каждую партию, должен быть и Сертификат пожарной безопасности. Его выдают органы МЧС после тестирования образцов фанеры.

Ламинированная фанера, которая изготовлена в соответствии с техническими условиями имеет достаточно большой спектр использования. Её широко применяют в мебельном производстве, судо и авиастроении, при заводском создании машин и их дальнейшем обустройстве, даже в условиях обычного гаража.

С её помощью даже возможно провести часть кровельных работ и сделать качественную упаковку или тару. При этом ламинированная фанера может быть использована и в качестве выравнивающей основы под ламинат. Специалисты высоко оценивают её качества и выделяют основные. Прочность, долговечность, простота в применении.

Ламинированная фанера: применение и основные характеристики

Применение ламинированной фанеры получило настолько широкое распространение, что гораздо проще сказать, где она не встречается, чем перечислить все отрасли, где ее можно встретить. Этому способствуют сразу несколько ее преимуществ: большая устойчивость к нагрузкам, высокая плотность, устойчивость к механическим воздействиям, влагозащищенность.

Прочностные характеристики основания из листов шпона улучшают пропитки его смолами, которые создают стойкое к истиранию, а также воздействию влаги покрытие.

В основном делится на такие типы:

  • Для производственных нужд – более применяются во внимание прочностные характеристики;
  • Для изготовления продукции – больше ориентирована на внешний вид

Обратите внимание! Для изготовления производители берут шпон березовый или нескольких пород деревьев, реже – хвойный, который считается ниже классом.

Ламинированная фанера применение в строительстве и производстве нашла достаточно широкое:

Использование: производство мебели

Внешне она практически неотличима от обычной деревянной доски. Благодаря этому зачастую используется для комплектующих и создании элементов мебели:

  • различного назначения столы,
  • шкафы обычные и купе,
  • полки и подставки,
  • стеллажи и подобные конструкции,
  • различная кухонная мебель,
  • ящички выдвижные/обычные и т.п.

Мебель из фанеры

Изготовление изделий для садовых работ, различных комплектующих для детских и спортивных площадок, стадионного оборудования, уличных ресторанов или кафе.

Складские конструкции

Для подобных нужд можно сделать:

  • Примерочные, стеллажи,
  • Прилавки, как для хозтоваров, так и для FCMG
  • Информационные стойки для рекламных материалов,
  • Обшивка складских стен.

Отделочные работы

Это на- и пристенные панели, подоконники, декоративные перегородки – как передвижные, так и стационарные. Зачастую такие вещи неотличимы от натуральной древесины, ведь фанера облицована специальным покрытием, что воссоздает на ее поверхности соответствующий рисунок.

Обратите внимание. Кроме преимуществ внешнего оформления, материал обладает хорошими характеристиками звукоизолятора, а плохая теплопроводность позволяет применять ее для удержания тепла. Поэтому он часто может применяться в процессе отделки стен спортивных помещений, концертных залов или детских учреждений.

Строительство

Если часто делаются опалубки одинаковой формы, то обойтись без этого материала достаточно сложно. Пленка, которой он покрыт, надежно предохраняет деревянную основу от воздействия влаги или негативного влияния агрессивных компонентов бетона. Отдельная польза от такого покрытия – более высокая сопротивляемость истиранию.

Читайте также:
Кого нанимать на строительство дома?

Дополнительно используют окрашивание торцов досок, чтобы они не разбухали – для этого применяются водонепроницаемые краски. Благодаря всему перечисленному, такие опалубки могут быть использованы неоднократно, причем практически на любых направлениях и этапах производства:

  • заливка фундаментов,
  • установка различных колонн,
  • стенных перекрытий,
  • создание бетонных блоков при строительстве мостов и тоннелей и т.д.
  • Ограждения, перегородки,
  • Укладка антискользящего напольного покрытия
  • Быстрое возведение помещений складского типа.

Различные хозяйственные сооружения

  • Ограждения, перегородки,
  • Укладка антискользящего напольного покрытия
  • Быстрое возведение помещений складского типа.

Машиностроение

За счет прочностных характеристик, повышенной, износостойкости и малого веса ламинированной фанеры, ее применяют для облицовки дверей, кузовов и напольных покрытий транспортных средств – кузовов, прицепов, автобусов. Ее листы считают незаменимыми для жд транспорта, при отделочных работах на яхтах или катерах. Она рекомендована для транспортного машиностроения, благодаря хорошему соотношению цены-качества.

Кузов автомобиля из ламинированной фанеры

Деревянная основа (шпон) прочен и долговечен уже сам по себе, а после обработки смолами и ламинатом, материал можно даже мыть с применением чистящих средств, что только добавляет ему популярности.

Характеристики фанеры ламинированная влагостойкая: Обзор + Видео

Ламинированная фанера – технические характеристики. Древесно-плитный слоистый материал можно по праву называть проверенным и популярным среди строителей жилищных комплексов. Фанера уже практически везде используется в качестве заменителя деревянных щитов во многих строительных конструкциях, где требуется высокая прочность и долговечность. Это материал нового поколения, который теперь выпускают под названием «ламинированная фанера», технические характеристики которого конкурентоспособны с пластиком и полимерами, а в чем-то она даже лучше.

Хотя на первый взгляд может показаться, что отличие между ламинированным и обычным вариантом заключается лишь в том, что изнаночная и лицевая поверхность покрыта защитной водостойкой пленкой, чтобы усилить стойкость влаги, но это не так.

Эту информацию как единственное отличие преподносят многие строительные салоны и даже представители компании-производителя.

Отличие ламинированной фанеры от обычной

Но для всех домашних мастеров не будет лишним узнать о том, что процесс и условия изготовления ламинированной фанеры немного отличаются от способа изготовления обычных фанерных плит, из-за чего в итоге отличается конечный результат.

Ниже описаны некоторые характеристики, которые были определены ГОСТом от 2010 года:

К сведению! В роли клеевого и пропиточного материала используют бакелит, т.е. фенольно-резольные смолы.

Лист ламинированной фанеры, в отличие от бакелитовой разновидности, пропитывают горячим методом, и он содержит меньше фенола. В результате получаем упругий и в то же время достаточно прочный материал, который имеет лакированный защитный слой полимера. Ламинированная фанера с водостойким эффектом более пластична, нежели бакелитовая плита, которая по характеристикам водостойкости лучше ламинированного образца, но имеет повышенную чувствительность к абразивному износу и ударам.

Для создания покрытия ламинированного вила, помимо текстурированной бумаги и фенолформальдегидной смолы используют полихлорвиниловые пленки и меламиновые лаки. Хотя технические характеристики покрытия из меламина и ПВХ немного хуже ФФС, но они являются незаменимыми при создании фанерного листа в цветном варианте. Если стандартные образцы имеют класс выделения фенола Е1 по ГОСТу, то окрашенный образец ПВХ выделяют в разы меньше токсичных веществ.

По техническим характеристикам ламинированной фанеры и способу использованию ГОСТа, плита с ламинированием используется для наружной отделки и при изготовлении бетонных литейных форм. Если же такой же лист фанеры окрасить, то его можно использовать и для внутренних работ при отделке, а также для обшивки стен в каркасном доме и как подслой для выравнивания пола.

Отличить стандартную ламинированную фанеру от окрашенной просто – все сводится к цвету, так как стандартный вариант темно-коричневого окраса, а цветные плиты тонируют в оттенки, которые светлее исходного.

Технические характеристики ламинированной фанерной плиты

Чтобы обозначать фанерные плиты со специальным покрытием, используют аббревиатуру ФОБ, которая расшифровывается как «фанера облицовочная, березовая». По государственному стандарту в зависимости от того, как сделано покрытие, есть несколько марок:

  • F-F, плита, обладающая покрытием полимерной пленкой с двух сторон. Этот вид материала считается универсальным, и его можно применять для любых деревянных обрешеток, облицовок, обивок и каркасов.
  • F-W,гладкий материал с полимерной сеткой с изнанки и с ламинированной стороной с «лица». Стандартным назначением этого вида материала является использование в качестве материала для пола и транспортной тары.
  • SP-SP, двусторонняя плита ламинированная с подслоем из бумаги под окрашивание. Используют при обшивке наружных и внутренних стен дома.
  • F-SP, плита с гладким двусторонним ламинированием. Из-за характеристик поверхности допустимо лишь окрашивание с одной стороны.
  • F-U, плита с ламинированной пленкой односторонняя. По техническим характеристикам вторая плоскость – это то же самое, что обычная фанера с отшлифованной поверхностью.

Для того, чтобы обеспечить неизменность этих характеристик при длительном использовании, на заводе торцы листов заранее окрашивают лаками и акриловыми красками. При оптовой торговле можно купить ламинированную фанеру только в таком виде. А на этапе предпродажной подготовки листы могут перекроить под запрос покупателя.

Обратите внимание, что международным признанным стандартом считается лист, размером 1,22*2,44 метра.

Хотя размерная сетка широка, лист фанеры обычно выпускают с толщиной от 0.3 см до 3 см. К примеру, для ламинированных плит с толщиной в 1,2 см транспортный или оптовый размер составляет 1,22*1,25 метра, а для плит с толщиной в 0.9 см размер плиты в два раза меньше. Дело в том, что ограничения на размеры установлены не просто так – при несоблюдении жесткость плиты будет уменьшена. К примеру, лист фанеры с толщиной 0.9 см и при размере 1,22*2,5 метра будет прогибаться и деформироваться настолько, что защитная пленка может отслоиться!

Читайте также:
Краска Beckers: особенности применения для внутренних и наружных работ, палитра

Чтобы получить объективную информацию, вы можете сравнить технические характеристики обычной водостойкой фанеры и ламинированной плиты. На основе изученных технических характеристик можно смело утверждать, что марки фанеры с ламинированным покрытием лучше стандартных плит. Так как преимущество выражается только в стойкости к агрессивным средам и прочности на изгиб, при покупке материала будет не лишним ознакомиться со всеми показателями, которые приведены в качественном и гигиеническом сертификате. К примеру, в последнем должна иметься запись о том, что материал соответствует санитарным нормам, что будет гарантировать минимальные риски отравления выделениями фенола.

Выбор материала для конкретных задач

Такой подход связан с большим количеством факторов. Продукция Китая и России представлена на отечественном рынке, при этом материал из Поднебесной стоит меньше, но тем не менее соответствует ГОСТу. При проверке было обнаружено, что 80% ламинированного материала делают из лиственной породы древесины, а точнее из тополя.

Если же ознакомиться с государственными стандартами, то допустимо изготовление ламинированной фанеры из некоторых лиственных и хвойных пород, но лишь при условии, что качество шпона не будет влиять на конечные технические характеристики. По ГОСТу тополь можно использовать, но только для внутреннего слоя, а не всего пакета полностью.

Отличия листов ламинированной фанеры по породе древесины

Древесины клена, березы и ольхи по техническим характеристикам больше всего подходит для создания клееных фанерных плит, и объяснение тому простое – большие поры и высокий уровень содержания лигнина. По характеристикам хвойные породы имеют даже большие внутренние каналы, но в них содержатся гемицеллюлозные вещества и смолы, и по этой причине лаки на основе фенолформальдегида будут плохо проникать в поры материала.

Тополь по структуре рыхлый и легкий, имеет гемицеллюлозные вещества в избытке, и они же мешают насыщаться древесине полимерами. Вещество даже при небольшом количестве влаги быть разрушается, и поэтому плиты из тополя подойдут разве что для одноразовой опалубки или для отделки помещения изнутри.

Листы ламинированной фанеры, которые выпускают на заводах России, получают такую маркировку:

  1. Вначале указывают сокращение ФОБ.
  2. После этого идет марка фанеры по наличию и виду ламинированных поверхностей.
  3. Класс фенола.
  4. Размер и плотность пленки, указывают в г/м 2 .

В конце пишут обозначение по ГОСТу, которое указывает на технические характеристики материала.

Область применения

Главными условиями того, как выбрать марки ламинированной фанеры, является древесина и ее порода, а также содержание фенола и сортность. К примеру, отделка основания пола требует наличие защитной пленки, которая будет уменьшать выделения химикатов.

Часто вместо одного подслоя из толстой плиты для основания пола делают основание из 2 или 3 слоев ламинированной сетчатой фанеры с проклеиванием поверхности и шва акриловым лаком. Для подпола допустимо использование липовой и хвойной плиты со стандартными характеристиками. Если речь идет о наружных стенах в постройках каркасного типа, кузовов грузотранспортных средств и ограждений технического характера, подойдут стандартные листы фанеры, или даже второй сорт, класс выделения фенола у которого Е2.

Ламинат из березы считают главным материалом для создания опалубки многоразового использования. Для объективной оценки возможностей плиты используют такое понятие, как «оборачиваемость конструкции». Самые дорогие плиты в состоянии перенести до 70-ти заливок фундамента.

Заключение

Если вы планируете устанавливать одноразовые опалубки, есть смысл использовать вместо ламината пенополистирольные или бакелитные плиты. На практике, длительное пребывание в земле и при абразивном воздействии масс земли защитная пленка разрушается, и клееный набухший шпон может стать причиной повреждения гидроизоляционного слоя или утепления. Чем быстрее вы удалите плиту из отливки бетона, тем дольше будет служить материал.

Читайте также:
Котел утилизатор: принцип работы простой и эффективный

Ламинированная фанера: виды и технология производства

Для производства ламинированной фанеры используется множество листов шпона, которые пропитываются с помощью специальных составов. В результате ламинированная фанера получает влагостойкий слой, что делает таким же материал.

Технология производства. Структура материала

В нашей стране технология ламинирования применяется только с березовой фанерой. Почему же именно береза применяется в качестве основы? Дело в том, что этот материал на 20 процентов прочнее, чем сосна или ель. Фанера с повышенной влагостойкостью используется в качестве опалубочной плиты.

Роль ламината почти всегда играет бумага высокой плотности, которая пропитывается фенолформальдегидными составами. Смолы не перемешивают с водой, не растворяю в ней. Как только смесь нагревается, а затем остывает – обретает стекловидную консистенцию. Когда бумага пропитается фенолформальдегидными веществами, она получает прочность, как у пластмассы.

Ламинат наклеивается к фанере с помощью тех же смол. Собственно ламинирование осуществляется под прессом, под действием высокого давления, с высокой температурой. Так, смола становится мягче, склеивает наружный слой шпона вместе с ламинатом. Торцы ламината покрывают краской. В итоге получается строительный материал, который имеет защитный слой. Пока он будет целым, ламинат не подвержен влаге. Но как только пленка нарушится, сразу же вода попадет в плиту ламината, которая начнет разбухать.

Кроме того, для ламиниирования применяются полимерные пленки, металлические пластинки. Однако такой материал выпускается небольшими партиями – под заказ. Как правило, стоимость его – высокая.

Водостойкая фанера с ламинированным покрытием имеет множество преимуществ. Вот некоторые из них:

  • отлично выдерживает влагу;
  • материал прогибается без разрыва;
  • ламинат можно перекладывать несколько раз.

Однако имеет ламинированная фанера некоторые недостатки:

  • клей на основе формальдегидов – токсичен. Потому в жилом помещении такой ламинат не используется;
  • качественный отделочный материал стоит очень дорого.

Читайте также: Кабель ВВГ: расшифровка маркировки, применение и назначение

Ламинированная фанера бывает разной толщины – от 4 до 40 миллиметров. Плотность достигает 700 килограмм на кубометр.

Если говорить о самых лучших видах ламината, то они изготавливаются с помощью чередования разных слове – хвойного дерева, березового дерева, а также шпона. Также рекомендуем посмотреть цены на фанеру.

Влагостойкость фанеры – это способность максимально долго препятствовать воздействиям влажной среды. Существует несколько марок влагостойкого ламината. Все зависит от того, какой клей применялся при производстве материала. Так, с помощью простого клея элементы склеиваются под прессом. Ламинат такого типа можно использовать в квартирах. Для того чтобы склеить шпон, используют фенолформальдегидную смолу. Материал получает маркировку ФСФ. Примечательно, что хранить данный вид ламината лучше на свежем воздухе в виду токсичности клея. Но часто применяется бакелитовый клей – для производства ламината марки ФБС. Такой ламинат считается самым прочным, потому его используют в судостроении, самолетостроении и прочих сферах.

Цветная фанера

На сегодняшний день в строительном гипермаркете или специализированном магазине можно найти фанеру различных оттенков и цветов. Материал выдерживает воздействие химических веществ, умеренное давление, не намокает при осадках. Часто ламинированная фанера в цвете используется при изготовлении мебели, при строительстве автомобилей, а также в интерьерных работах.

Опалубочная фанера

Для опалубки фанера используется как временный каркас. Из нее изготавливают перегородки, так как материал прост в монтаже, отлично выдерживает влагу, химические воздействия. Преимущества фанерной опалубки заключаются в том, что ее можно арендовать, а потом вернуть или же приобрести навсегда, чтобы потом использовать многократно при строительстве.

Читайте также: Эффективность рекламы промо стола

Транспортная ламинированная фанера

Фанерные листы транспортного типа могут иметь ламинированное покрытие с одной или с двух сторон. При производстве листы склеиваются под углом 60 или 30 градусов. Покрытие ламината наносится на шероховатую поверхность, чтобы материал не скользил. Главная сфера применения транспортной ламинированной фанеры – отделка фургонов, легковых автомобилей, полуприцепов, суден, катеров. Кроме того, из материала можно создавать опалубку. Однако в виду того, что фанера имеет высокую стоимость (толщина напрямую влияет на цену), то с толстых листов делают напольное покрытие, а с тонких – стены. Преимущество материала состоит в том, что его удобно шпаклевать, так как на шероховатой поверхности шпаклевка не отпадает.

Сорта фанеры

Согласно ГОСТ, предусмотрено три сорта фанеры. Что касается фанеры с ламинированным покрытием первого сорта, то она покрывается специальной пленкой. Даже мелкие царапины, сколы не могут в дальнейшем повлиять на эксплуатационный срок материала.

Читайте также:
Краска для дисков: виды и популярные бренды (+25 фото)

Второй сорт имеет менее серьезные требования. Некоторые царапины, вздутия на ламинате – это не повод беспокоиться, но и не стоит слишком увеличивать степень повреждений. Третий сорт фанеры не выдерживает никаких повреждений. Любые дефекты в дальнейшем становятся причиной окончательной порчи материала.

Отметим, что ламинированная фанера высокого качества стоит больших денег. Для того чтобы выполнить определенные работы с ней, нужно иметь не только опыт выполнения подобных работ, но и соответствующий инструмент. Самый лучший вариант – обратиться к специалистам, которые в кратчайшие сроки справятся с поставленной задачей – за умеренную плату. В противном случае материал будет испорчен, а средства потрачены зря.

На строительном рынке представлен широкий ассортимент ламинированной фанеры. Это значит, что можно найти материал для любых целей.

Ламинированная фанера

Строительство домов, ответственное дело для каждой семьи. Нужно заранее задуматься, из чего строить дом, от этого зависит время постройки и расходы на возведение жилья. Сегодня мы не будем обсуждать строительство обычным кирпичом, рассмотрим три наиболее популярных вида строительного материала после кирпича, сруб, блоки и сип панели.

  1. Срубы
  2. Блоки
  3. Сип панели

Срубы

Срубом жилища строили с давних времён , они сейчас также остаются популярным материалом . Срубы обладают хорошей теплостойкостью зимой и прохладой в жаркую погоду, экологичностью, шумоизоляцией.

Недостатки: возгораемость, усадка, разного рода разрушения внешними факторами среды , для этого его нужно обрабатывать каждый год от гниения и разного рода грызунов. Стоимость жилья из сруба будет 18 000 — 80 000 за м2 в зависимости от породы дерева.

Блоки

Блоков различного рода много. Наиболее распространенные пеноблоки и газоблоки . Газоблоки и пеноблоки за короткое время обрели большую популярность в строительстве частных домов . Они обладают рядом преимуществ , хорошей теплостойкостью, шумоизоляцией , лёгкие по соотношению размеров с другими материалами за счёт этого меньший расход на фундамент . Недостатки : довольно хрупкие, нужно облицовывать так как быстро поглощают влагу из-за пористой структуры. Стоимость дома из пеноблоков будет 11 000 — 20 000 руб. м2.

Сип панели

Сип панели, это новый вид строения панельной недвижимости. Состоят из двух щитов по середине заполненных полистиролам . У них свои плюсы, быстрая возводимость недвижимости и теплостойкость помещения. Минусы: не экологичны, возможность деформации здания из за деревянной конструкции. Стоимость постройки м² сип панелями 10 000 — 18 000 рублей.

Если рассмотреть каким же материалом экономичнее строить, стоит учесть не только стоимость материала, но и наёмный труд и дополнительные элементы постройки здания, помимо основных материалов возводимой недвижимости.
В строительстве срубами нужно вовлекать бригаду строителей, знающих особенности стройки срубами. Ещё следует учесть, пропитку деревянного дома от гниения и покраску, а это тоже расходы.

При строительстве пеноблоками и газоблоками, надо вывести идеально ровный цоколь, так как блоки ложатся на специальный клей, плотно прилегающие друг к другу, при неровном цоколе дом будет перекошен, в следствие чего, могут пойти трещины. Строительство клеем уменьшает расходы по сравнению с цементным раствором, следует учесть обязательную облицовку дома из за водопоглощения.

Возведение недвижимости сип панелями, по сравнению с блоками и срубами обходиться дешевле и быстрее, однако следует учесть оплату бригады от 150 000 до 300 000 тысяч рублей. Если вы решили строить своими силами, сип панелями строить проще всего. После сип панелей по дешевизне идут блоки, и срубы.

Нужно осознавать такое качество, как экологичность. Блоки и срубы это природные материалы поэтому они наиболее безопасны для здоровья, в основе сип панелей содержится полистирол, который синтетичен и выделяет различного рода смолы.

А как, по вашему мнению, построить надежный дом и не сильно уйти в расходы?

Ламинированная фанера. 5 вариантов использования

Все фото из статьи

Что такое фанера знают практически все, это многослойный натуральный «продукт», состоящий из листов шпона, скрепленных клеем. Она давно и прочно заняла первые позиции во многих промышленных сферах, а спектр ее использования, пожалуй, самый обширный – от строительства до декорирования помещений. Но мы поговорим с вами о современном варианте всем известного материала и узнаем, что же такое ламинированная фанера ФСФ и где она применяется.

Стильный, современный и практичный материал – прессования плита из склеенного шпона

Сырье для фанеры

За основу для ламинирования берут фанеру, изготовленную по стандартным технологиям из древесного сырья. Чаще всего используют березовый и хвойный шпон, из которого делают однородный или комбинированный материал. При сочетании разного сырья внутренние пласты многослойного изделия делают из одной древесины, наружные – из сырья других пород.

Читайте также:
Кратность воздухообмена в спортивном зале: нормы и правила обустройства вентиляции в спортзале

Согласно традиции сорта шпона обозначаются буквами: А, В, С, где А – самое хорошее, а С – самое низкое качество. Для наружных слоев чаще всего используют шпон А, АВ, В, ВВ. По обновленному стандарту, обозначения которого используются не всегда, качество лучшего шпонового сырья обозначают буквой Е, остальных (по нисходящей) цифрами от 1 до 4. В маркировке шпона из хвойных пород деревьев присутствует буква Х.

Обратите внимание! Огромное значение для обеспечения прочности фанерных изделий имеют показатели влажности, которые должны составлять 8 % при допустимых отклонениях в обе стороны – 2 %.

Для производства ламинированной фанеры шпон низшего сорта не применяется, потому что процесс экономически не оправдан. Не имеет смысла прилагать усилия для ламинирования продукции, предназначенной для черновых работ.

На древесную щепу клей наносят вальцами до тех пор, пока не произойдет полного пропитывания сырья. Сколько понадобится клеящих средств – зависит от плотности, структуры и характера шпона.

Смазанные клеящими составами слои шпона сначала подвергают легкому прессованию в холодном виде, затем обеспечивают окончательное фиксирование механическим сдавливанием в условиях повышенного давления и температуры, достигающей 130 ℃.

Полуфабрикат для производства ламинированной фанеры подвергают обязательному шлифованию с целью удаления неровностей. Допускаемая разнотолщинность имеет величину от 1/8 до 1/5 части от общей толщины получаемого листа.



Как производят материал?

Продукцию получают путём распила проваренных и очищенных от коры древесных заготовок. Для увеличения прочности фанеры волокна в соседних листах среза должны располагаться перпендикулярно по отношению друг к другу. В изготовлении продольного и поперечного шпона используются разные установки.

Лущёный шпон делят автоматическими ножницами на листы, которые на следующем этапе подвергают тщательному высушиванию. Завершающая стадия — сортировка материала.

Стоимость ламинированной фанеры зависит от типа использованного клея, декора панелей, а также страны-производителя.

Нанесение ламината

Для получения ламинированной поверхности на фанере размещают тонкие защитные пленки, которые припрессовывают при температуре 136 ℃.

Время нанесения защитного слоя ламината зависит от толщины фанерного пласта и вида полимерного средства. Для получения покрытий применяют:

  • меламиновые составы;
  • фенолформальдегидные макромолекулы;
  • полимеры из винилхлорида.

Процесс осуществляется быстро. Максимальное количество времени, требуемое для фиксирования, – 10 минут. После прогревания термореактивное покрытие застывает окончательно, необратимо.

На некоторых сортах фанеры защитную функцию выполняет бумага, промасленная или пропитанная смолами и закрепленная с помощью прессов.

После получения ламинированной поверхности приступают к обработке торцов, что необходимо делать для обеспечения стойкости долговечности фанеры. Обычно их покрывают акриловыми составами.

Сорта и основные разновидности

Согласно государственному стандарту, утвержденному в 2010 году, ламинированная фанера обозначается аббревиатурой ФОБ, изготавливается из березового шпона. Ламинированные фанерные изделия из остальных видов шпонового сырья выпускаются по техническим условиям предприятий-производителей. Применительно к ним иногда встречается маркировка ФОФ.

В зависимости от получаемой текстуры поверхности с одной или двух сторон продукцию маркируют следующими буквосочетаниями:

  • F/F – гладкая пленочная поверхность с каждой из двух сторон;
  • F/W – пленка с одной и сетка с другой стороны;
  • SP/SP – гладкое двустороннее пленочное покрытие, подготовленное для последующего окрашивания;
  • F/SP –пленка, которую с одной стороны фанеры не окрашивают, а с другой – наносят пигменты;
  • F/U – одна сторона гладкая, вторая ничем не обработана.

Готовая ламинированная продукция согласно ГОСТу подразделяется на сорта: от 1-го до 3-го. Изделия первого сорта не могут иметь участков, не защищенных полимерами, допустимое наложение ламината не должно превышать 5 мм.

Налипание кусочков оставшегося полимера может иметь место на участках с площадью до 5 см2. Царапин и повреждений на изделиях этого сорта быть не должно.

Ламинированная продукция 2-го сорта может иметь до 3 вздутий, 2 царапин, пятнышки, размер которых не превышает 10 % площади.

Количество дефектов на ламинированной фанере 3-го сорта жестко не лимитируется; она отличается самой доступной ценой, при использовании требует дополнительных усилий для маскировки изъянов.

Технические характеристики

По установленным нормам ламинированная фанера должна иметь такие технические характеристики:

  • толщина листа может быть 4мм, 6мм, 9мм, 12мм, 18мм, 15мм, 20мм, 21мм, 30мм, 40мм;
  • 120/240, 125/250. 244122, 250/125 – это стандартные размеры листов в сантиметрах;
  • 680-700 кг/м3 – это показатель плотности;
  • 10% влажность.

Эти параметры стандартны для всех видов качественной ламинированной фанеры. Примечательно, что для создания толстой фанеры используется меньшее количество листов шпона, чем для тонкой. При этом фанера, имеющая 20 миллиметровую толщину, активно используется для создания корпусной мебели. А вот 30-миллиметровая нашла применение в отделочных работах.

В соответствии установленными техническими условиями, заводская обрезка листов должна быть четко под прямым углом. А на кромках не допустимо наличие сколов и трещин. Стандартное отклонение от 90 °C по длине листа равно 2 миллиметрам на каждый метр.

Читайте также:
Зарядное устройство для дрели шуруповерта

В следующей таблице представлены допустимые отклонения по длине листов:

Значение (мм) Допустимое отклонение
Длина 1525 +-4
Ширина 3050 +-4
Толщина 6,5 +-4
Толщина 8 +-0,5-0,7
Толщина 10, 12 +-0,5-1,2
Толщина 15, 18, 21, 24 +-1
Толщина 27, 30 +-1-1,5

Ламинированная фанера может быть из шпона березы или хвойных деревьев. По теплопроводности качества березовой фанеры лучше. ГОСТ 53920 2010 утверждает, что ему соответствует ламинированная березовая фанера повышенной влагостойкости. Её внешняя облицовка – это термореактивный полимер. Применение такой фанеры разрешено в самых разных строительных конструкциях и в машиностроительной отрасли.

Лист фанеры не является легким. Так, при толщине 4 миллиметра стандартный лист ламинированной фанеры из березового шпона, размеры которого 2 440/1 220 весит чуть больше 8 килограмм.

Этот же лист с толщиной 9 миллиметров будет иметь вес 18 с лишним килограммов, а вот 21 миллиметровый уже более 41. И 53,5 килограмма будет весить фанерный лист с толщиной 27 миллиметров. Показатели веса указаны при данных плотности 665 кг/м3.

Видео о производстве ламинированной фанеры:

Опалубочная и транспортная продукция

Большой устойчивостью к действию влаги обладают все виды фанеры, для изготовления которых использовались смолы: бакелитовая, формальдегидная или меламиновая. Не годится для эксплуатации во влажном окружении только продукция из шпона, проклеенного белковыми средствами.

Фанера ламинированная для опалубки на основе ФСФ-листов обладает повышенной степенью защиты, имеет снаружи полимерное покрытие, отторгающее воду, отличается высокой оборачиваемостью. Это означает, что опалубочный материал можно использовать до 50 раз, а при бережном уходе и аккуратном применении – до 100 раз. При такой оборачиваемости затраты на покупку качественной ламинированной фанеры многократно окупятся.

Для увеличения сопротивляемости наружной поверхности к истиранию, уменьшения скольжения на листах фиксируют полимерные сетки с различным размером ячеек. Такая сетчатая фанера называется еще транспортной, поскольку используется для облицовки днища фургонов, судов.

Ламинированная транспортная фанера имеет рифленую поверхность, способствует удержанию грузов на изначальном месте установки, упрощает процедуру погрузки и разгрузки. Ее также можно применять для обустройства опалубки, облицовки прицепов, для садовой мебели, игровых площадок.

Сферы использования ламинированной фанеры

Как уже упоминалось, применение ламинированной фанеры довольно обширно в строительстве, где материал используется как многократно оборачиваемая опалубка, особенно там, где предъявляются повышенные требования к состоянию бетонной поверхности конструкций: колонн, перекрытий, стен, фундаментов, тоннелей и мостов.

Для этих целей обычно применяется вид с маркировкой ФСФ, обладающий высокой степенью водоотталкивания.

К сведению! Многократная оборачиваемость означает, что материал б у (бывший в употреблении) после набора проектной прочности бетона в конструкции демонтируется и используется повторно в том же качестве. Конечно, это возможно при условии правильного ухода за опалубкой.


Опалубка из ламинированного материала – надежна, прочна и долговечна

Фанера с сеткой являет собой идеальный строительный материал:

  1. Для устройства безопасных (не скользких) настилов:
      Строительных подмостей и лесов, применяемых при монтажных и ремонтных работах;
  2. Монтажных и ремонтных площадок (мостиков) для крупногабаритного оборудования;
  3. Погрузочных участков;
  4. Оборудования детских игровых площадок и т.п.;
  5. Для создания не скользящих полов:
      В складах;
  6. Сельхозпостройках и т.п.

Из ламинированной фанеры бу в хорошем состоянии можно возвести своими руками заборы и ограждающие сооружения, а также временные хозяйственные постройки.

Так называемая корабельная фанера используется не только в судостроении, но и как декоративный материал для:


Не забудьте про нее, когда решитесь построить корабль

  • Отделки металлических и утепленных дверей;
  • Создания мебельных фасадов;
  • Декора помещений.

Однако, данный вид имеет еще большую стоимость, поэтому рекомендацию к использованию в частных строений не получает.

Если же говорить о том, можно ли произвести ламинирование фанеры своими руками, то наш ответ будет категоричным – нет. В первую очередь это связано с низким качеством продукта на выходе, так как требуется пресс, который будет оказывать равномерную нагрузку на всю поверхность изделия.

Цветные покрытия

В состав синтетического слоя могут быть добавлены пигменты, придающие тот или иной цвет материалу.

Белая ламинированная фанера может применять для отделки ванной комнаты, других влажных помещений в квартире. По желанию заказчиков многие предприятия готовы сделать продукцию другой окраски. Современные технологии позволяют быстро наносить красители на ламинированную древесную продукцию.

Яркие цветные листы применяют для строительства детских спортивных площадок.

Более темная или светлая ламинированная фанера идет на производство фургонов, сидений в общественных местах, перегородок в транспорте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: