Магнитофоны «Электроника»: история и обзор моделей

Магнитофоны «Электроника»: история и обзор моделей

  1. О производителе
  2. Особенности устройств
  3. Обзор лучших моделей

Неожиданно для многих в последние годы популярным стал ретростиль. По этой причине на прилавках антикварных магазинов снова появились магнитофоны «Электроника», которые в свое время были в доме практически у каждого человека. Конечно же, некоторые модели находятся просто в плачевном состоянии, но для любителей вещей из прошлой эпохи это совершено не имеет значения, ведь даже их можно отреставрировать.

О производителе

Под брендом «Электроника» в СССР выпускалось большое количество бытовых приборов. В их числе и магнитофон «Электроника». Изготовлением данного электроприбора занимались заводы, которые относились к ведомству Министерства электропромышленности. Среди них стоит отметить Зеленоградский завод «Точмаш», Кишиневский – «Мезон», Ставропольский – «Изобильный», а также Нововоронежский – «Алиот».

Серии, которые выпускались на экспорт, назывались «Elektronika». Все, что оставалось от данных продаж, можно было увидеть на прилавках магазинов.

Особенности устройств

Для начала необходимо отметить то, ради чего многие скупают данные модели магнитофонов. В каждом из них находится небольшое количество драгметаллов. Их содержание следующее:

  • 0,437 гр. – золота;
  • 0,444 гр. – серебра;
  • 0,001 гр. – платины.

Помимо этого, в данных магнитофонах есть усилитель, блок питания и дополнительные запчасти. При помощи микрофона МД-201 можно сделать запись и с приемника, и с тюнера, и даже с другой магнитолы. Слушать музыку можно через громкоговоритель, а также через усилитель звуков. Также в обязательном порядке к такому устройству прилагается схема. Используя ее, можно устранить любые неполадки, если они появятся в процессе использования.

Обзор лучших моделей

Надо отметить, что все устройства «Электроника» были разными. Среди них встречались и кассетные, и стереофонические кассетные, и катушечные модели.

Кассетные

Прежде всего нужно ознакомиться с магнитофоном «Электроника-311-стерео». Выпуском данной модели занимался Норвежский завод «Алиот». Датируется это 1977 и 1981 годами. Если говорить об оформлении, схеме, а также устройстве, они одинаковые во всех моделях. Прямым предназначением магнитофона является воспроизведение, а также запись звука из любого источника.

Эта модель имеет и автоматическую, и ручную регулировку уровня записи, возможность стирания записей, кнопку паузы. Существует 4 варианта комплектации этих устройств:

  • с микрофоном и блоком питания;
  • без микрофона и с блоком питания;
  • без блока питания, но с микрофоном;
  • и без блока питания, и без микрофона.

Что касается технических характеристик, то они следующие:

  • скорость протяжности ленты равна 4,76 сантиметрам в секунду;
  • время перемотки равняется 2 минутам;
  • имеются 4 рабочие дорожки;
  • мощность, которая потребляется, равна 6 ваттам;
  • от батарей магнитофон может работать непрерывно в течение 20 часов;
  • диапазон частот равен 10 тысячам герц;
  • коэффициент детонации равен 0,3 процентам;
  • вес данной модели находится в пределах 4,6 килограмма.

Еще одна известная модель магнитофона прошлой эпохи – это «Электроника-302». Ее выпуск датируется 1974 годом. Она относится к 3 группе по сложности и предназначается для воспроизведения звуков. Используется здесь лента А4207-ЗБ. С его помощью можно делать запись с микрофона, с любого другого устройства.

Наличие стрелочного индикатора позволяет совершать контроль уровня записи. Его стрелка не должна быть за пределами левого сектора. Если же это происходит, то элементы надо заменить. Включать и выключать записи можно обычным нажатием клавиши. Если нажать еще один раз, то сразу же происходит подъем кассеты. Временная остановка случается при нажатии на кнопку паузы, а после еще одного нажатия воспроизведение продолжается.

Характеристики устройства следующие:

  • движение ленты происходит со скоростью 4,76 сантиметрам в секунду;
  • частота переменного тока равна 50 герцам;
  • мощность – 10 ватт;
  • беспрерывно магнитофон может работать от батарей в течение 10 часов.

Немного позже, в 1984 и 1988 годах, на Кишиневском заводе, а также на заводе Точмаш были выпущены более усовершенствованные модели «Электроника-302-1» и «Электроника-302-2». Соответственно, они отличались от своих «собратьев» только схемами и своим внешним видом.

На базе всем известного магнитофона «Весна-305» были разработаны такие модели, как «Электроника-321» и «Электроника-322». Произошла модернизация привода приемного узла, а также был установлен фиксатор блока магнитной головки. В первой модели дополнительно был встроен микрофон, а также регулировка записи. Проводить ее можно было и ручным способом, и автоматическим. Работать устройство может от сети в 220 Вт и от автомобиля. Если рассматривать технические характеристики, то они следующие:

  • лента крутится со скоростью 4,76 сантиметра в секунду;
  • коэффициент детонации равен 0,35 процентам;
  • максимально возможная мощность – 1,8 ватта;
  • диапазон частот находится в пределах 10 тысяч герц;
  • вес магнитофона равен 3,8 килограммам.

Катушечные

Не менее популярными в прошлом столетии были катушечные модели магнитофонов. Так, на Учкекенском заводе «Элия» в 1970 году была выпущена линейка «Электроника-100-стерео». Все модели предназначались как для записи, так и для воспроизведения звуков. Что касается их технических характеристик, то они следующие:

  • скорость движения ленты равняется 4,76 сантиметрам в секунду;
  • диапазон частот равен 10 тысячам герцам;
  • мощность – 0,25 ватта;
  • питание может происходить от батарей А-373 или от сети.
Читайте также:
Как утеплить крышу из бетонных плит-перекрытий?

В 1983 году на Фряинском заводе под названием «Рений» выпустили магнитофон «Электроника-004». Ранее это предприятие занималось изготовлением продукции только военного назначения.

Считается, что эта модель является точной копией швейцарских магнитол Revox.

В самом начале все комплектующие были одинаковыми, но со временем их стали доставлять с Днепропетровска. К тому же выпуском данных моделей стали также заниматься Саратовский и Киевский электрозаводы. Их технические характеристики следующие:

  • лента двигается со скоростью 19,05 сантиметроа в секунду;
  • диапазон частот равен 22 тысячам герц;
  • питание происходит от сети или от батарей А-373.

В 1979 году на Фрязинском заводе «Рений» был выпущен магнитофон «Электроника ТА1-003». Данная модель от других отличается наличием блочно-модульной конструкции, а также автоматизацией высокого уровня. Устройство может работать в нескольких режимах. В наличии есть такие кнопки, как «Стоп» или «Запись». Помимо этого, есть шумопонижающая система, индикатор уровня записи, беспроводной пульт. Что касается технических характеристик, то они следующие:

  • движение ленты происходит со скоростью 19,05 сантиметра в секунду;
  • диапазон частот равен 20 тысячам герцам;
  • мощность потребления – 130 ватт;
  • весит магнитофон не меньше 27 килограммов.

Подводя итог, можно сказать, что магнитофоны «Электроника» в Советском Союзе были довольно популярными. И это не зря, ведь благодаря им можно было слушать любимую музыку не только дома, но и на улице. Сейчас это, скорее, не устройство для прослушивания музыки, а просто раритетный инструмент, который понравится ценителям таких вещей.

Обзор магнитофона “Электроника-302-1” в видео ниже.

Бобинники: десять культовых катушечных магнитофонов — рассказываем и показываем

Ранее мы писали об истории появления бобинников в мире и СССР. Сегодня — расскажем про винтажные аппараты, за которыми продолжают гоняться коллекционеры.


Фото MIKI Yoshihito / CC / Магнитофон TEAC A-4010

TEAC A-4010

Четырехдорожечный TEAC A-4010 1966 года выпуска стал одной из наиболее продаваемых моделей японской компании Tascam. Магнитофон поддерживал 7-дюймовые катушки и имел функцию автоматической перемотки — для обозначения конца ленты, на него нужно было наклеить кусочек фольги.

В 1967 году, чтобы увеличить продажи, Tascam открыли фирменные сервисные центры в США. Их надежды оправдались: всего в мире было продано более 200 тысяч устройств этой серии. На основе A-4010 создали ещё две модели: A-4010S и A-4010SL, и они выпускались до 1972 года.

Пользователи хвалили TEAC A-4010S за простоту использования и технические характеристики, которые превосходили заявленные производителем. Диапазон воспроизводимых частот при скорости движения ленты в 7½ IPS варьировался от 35 до 19 000 Гц. После успеха серии марка продолжила выпускать катушечные магнитофоны, и новые модели выходили вплоть до 1992 года.

Akai GX-77

GX-77 выпускался с 1981 по 1985 год. Магнитофон мог воспроизводить катушки размером до 7 дюймов и поддерживал новый формат пленки — EE (Extra Efficiency). Этот формат создавался с целью улучшить звучание аудиокассет, и в нем использовался диоксид хрома.

GX-77 был компактным по сравнению с магнитофонами конкурентов: его размеры составляли 440x244x227 мм. Также он стоил дешевле других новинок того времени — $775. Для сравнения, в том же году вышел Akai GX-747, который продавался за $1200. Таким образом, GX-77 был более доступным катушечным магнитофоном.

Модель также известна своим внешним видом. За дизайн проигрывателя в 1982 году создателям вручили японскую премию Good Design. В обзорах GX-77 хвалят за легкость управления и хорошее качество звука. Поэтому магнитофоны пользовались спросом, и на eBay до сих пор можно найти в продаже как сами аппараты, так и комплектующие к ним.

Дальнейшего развития GX-77 не получил. В 1985 году Akai полностью прекратила производство катушечных магнитофонов открытого типа.

«Маяк-001»

Первым магнитофоном высшего класса в СССР стал «Маяк-001-стерео». Его создали на основе опытной модели «Юпитер» в 1973 году. Производили аппараты на заводе «Маяк» в Киеве, на котором в 1950-м изготовили первые советские магнитофоны под маркой «Днепр». Завод выпускал всего по тысяче «Маяков» в год, и потому они были в дефиците. Комплектующие для магнитофонов закупали за границей.

«Маяк-001» проигрывал и записывал звук в форматах моно и стерео. В 1974 году это устройство получило золотую медаль на международной выставке.

На его основе в 1984 году создали магнитофон «Маяк-003-стерео», который воспроизводил расширенный диапазон частот. Следующую модель высшего класса «Маяк-005-стерео» выпустили ограниченной серией (примерно 20 штук), и после этого на заводе производили только магнитофоны более низкого уровня.

«Электроника-004»

Магнитофонную приставку «Электроника-004» собирали в 1983 году на Фрязинском заводе «Рений», который до конца 70-х выпускал только продукцию военного назначения.

«Электроника-004» была клоном швейцарских магнитофонов Revox. Полностью заменить зарубежные комплектующие сначала не получалось. Руководство завода настаивало, чтобы инженеры использовали конденсаторы К-50-6 производства Армении, но их качество оставляло желать лучшего. В итоге замену им все же нашли — компоненты начали поставлять из Днепропетровска.

Позже документацию на «Электронику-004» передали на заводы в Саратов и Киев, и модель начали выпускать на трех предприятиях.

При скорости движения ленты в 19,05 см/с, рабочий диапазон «Электроники» составлял от 31,5 до 22000 Гц. С 1984 года на базе этого устройства выпускался многоканальный регистратор оперативной диспетчерской связи под названием «Электроника-004Д».

Читайте также:
Как покрасить стены в полоску

«Олимп-004-стерео»

Магнитофонная приставка высшего класса «Олимп-004-стерео» вышла в 1985 году и стала одним из наиболее технически совершенных советских катушечных проигрывателей. Аппарат выпускали на Кировском электромашиностроительном заводе им. Лепсе. Приставка вышла в разгар популярности кассетных магнитофонов и была рассчитана на покупателей, ценящих качество звука.

Завод им. Лепсе сотрудничал с Фрязинским предприятием, и потому в основе «Олимпа» лежит тот же магнитофон Revox. По характеристикам аппарат похож на «Электронику-004». Основные отличия — отсутствие автоматического реверса и наличие электронного счетчика расхода ленты.

Наряду с «Электрониками», «Олимпы» часто вспоминают на форумах любителей аудиооборудования как лучшие советские магнитофоны. Эти модели и сейчас довольно популярны среди энтузиастов.

Revox A77

Компания Studer-Revox выпускала преимущественно студийное оборудование. На их магнитофоны записывались такие музыканты и группы, как Боб Дилан, The Beatles и Pink Floyd. С 1960 года компания начала выпускать электронику для дома. Частью этой серии стал и Revox A77, который вышел в 1967 году.


Фото Wikimedia / CC

Revox считают A77 своей самой успешной моделью. Всего компания продала 150 тыс. таких магнитофонов. Последняя, четвёртая, модификация аппарата вышла в 1974 году и продолжала выпускаться до 1977. Магнитофон имел множество вариаций: с разным количеством дорожек для записи и с разными скоростями движения ленты.

В 1977 году вышла другая успешная модель от Revox — B77. Обе модели отличаются надежностью и долговечностью, поэтому их все еще можно найти на аукционах, где они пользуются спросом.

Pioneer RT-909

RT-909 стал последним из катушечных магнитофонов компании Pioneer. Хотя модель производилась в Японии, на домашнем рынке она не продавалась, и все RT-909 шли на экспорт (с 1978 по 1984 год).

Проигрыватель рекламировался как устройство, «в котором есть любая мыслимая функция». В нём были системы контроля скорости пленки и высоты звука, автоматическая обратная перемотка и автоповтор. Магнитофоны этой модели продолжают покупать и восстанавливать.

Technics RS-1500U

Один из лучших магнитофонов знаменитой японской марки Technics вышел в 1976 году. Это была дорогостоящая модель: на момент выхода аппарат продавался за $1500. Он поддерживает три скорости воспроизведения (9, 19 и 38 см/с) и многоканальную запись.

RS-1500U любим по сей день. Проект The Tape Project, издающий классическую музыку на пленке, использовал RS-1500U для мастеринга.

Tandberg TD 20A

Норвежская компания Tandberg занималась аудиооборудованием ещё с 1933 года. Её аппаратами для записи пользовался даже Джон Кеннеди. TD 20A вышел в 1977 году и стал одним из последних катушечных проигрывателей компании. Аппарат позиционировали как технику для «продвинутого любителя».

Одним из основных новшеств в TD 20A была возможность записи на «металлическую» пленку Metafine. Рабочий слой такой магнитной ленты содержал чистые порошки металлов вместо их оксидов. Магнитофон поддерживал катушки размером до 10 дюймов и две скорости движения ленты с опциональной третьей: 9,5 см/с, 19,05 см/с и 38,1 см/с.

Позже в серии выпустили ещё две модели: TD 20A-SE и TD 20-SES. Магнитофон остается востребован и в наши дни — любители аудио называют его одним из лучших бобинников.

Sony TC-880-2

Модель вышла в 1974 году. Это был технически продвинутый магнитофон для своего времени со скоростями движения ленты 19 и 38 см/с, и частотным диапазоном до 40 кГц (при максимальной скорости). Аппарат мог похвастаться точными индикаторами уровня громкости, инструментом синхронизации дорожек, а также наличием цепей фазовой компенсации.

Сейчас магнитофон встречается достаточно редко, потому что он был слишком дорогим. В 1979 году цена TC-880-2 составляла $2495 ($8660 в современном эквиваленте). Это досадно, потому что его называют лучшей из моделей катушечных магнитофонов Sony.

В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:

Кино на пластинках
Необычная портативка
Гид по встраиваемой акустике
Что такое HD-винил
Необычные аудиогаджеты

Что осталось от советских заводов магнитофонов — 5 самых популярных марок

Все, кто помнит СССР, не понаслышке знают следующие пять марок советских магнитофонов – «Весна», «Электроника», «Романтик», «Маяк» и «Олимп». Раньше их уважали, а сейчас встретишь разве что на барахолке. А что же с заводами? Куда делись акулы великой промышленности? Или, точнее, что от них осталось?

Весна

Магнитофоны марки «Весна» были одними из самых популярных кассетных проигрывателей. Модельный ряд «Весны» начинался с портативных катушечных устройств и заканчивался стационарными стереосистемами. Стоит ли говорить о многогранности этой техники?

Магнитофоны «Весна» стали выпускать в начале 60-х. Более 30 лет славного существования завершились в конце 80-х, когда советские проигрыватели попросту не выдержали западной конкуренции и плавно ушли с рынка.

«Весну» выпускали на нескольких заводах. Первый – Киевский, тогда гордо именуемый «Коммунистом», а сегодня – «Радаром». Начиная с 30-х, этот завод несколько раз менял направление своей деятельности. Помимо пресловутых магнитофонов он также работал в сфере авиационной промышленности.

Сегодня завод успешно производит продукцию военного и гражданского назначения. Высокую оценку на мировом рынке получили медоборудование для травматологий, светодиодные светильники, котлы отопления, регуляторы давления газа.

Еще выпуском магнитофонов «Весна» занимались на Запорожском заводе передвижных электростанций «Искра». Это предприятие ведет свою историю с конца 50-х. Сегодня завод «Искра» входит в перечень стратегических объектов Украины и выпускает суперсовременные образцы вооружения.

Читайте также:
Как постирать изделие из шерсти, чтобы оно село

Электроника

Магнитофоны «Электроника» имели свои преимущества: во-первых, они могли не только воспроизводить, но и записывать звуки; во-вторых, они были способны работать автономно, питаясь от батарей и автомобильных аккумуляторов, что значительно расширяло возможности их применения.

Выпускали «Электронику» на Нововоронежском заводе «Алиот». Он был основан практически сразу после войны и закончил свое славное существование, как и большинство советских предприятий, в лихих 90-х.

Сейчас на «Алиот» невозможно смотреть без слез.

Здание некогда серьезного предприятия сегодня разносят буквально по кирпичику, вытягивая арматуру на металлолом и сдают уцелевшие корпуса под торговые точки. О былой славе и гордости приходится только вспоминать.

Романтик

Первая модель «Романтика» появилась в середине 60-х. Это был портативный транзисторный магнитофон. Далее последовали различного рода модификации. Например, «Романтик-6» отличался отменным качеством и слыл наиболее востребованным магнитофоном в 80-х.

Завершающей моделью стал «Романтик-311-стерео» – двухкассетный магнитофон, разработанный в начале 90-х.

Выпуском проигрывателей данной марки занимался Горьковский завод имени Петровского в Нижнем Новгороде. Предприятие работает и сейчас, предлагая различные продукты военного, промышленного и гражданского назначения.

Кроме того, выпуском «Романтиков» занимался Петропавловский завод имени Кирова, расположенный в Казахстане. Он также сохранил свои мощности, но, в отличие от Петровского, отошел от оборонного производства, несмотря на то, что во Вторую мировую этот завод был одним из главных поставщиков продукции военного назначения.

Советские эксперты высоко ценили магнитофоны этой марки. Особенно речь идет о «Маяке-001 Стерео», все детали которого были исключительно заграничными. Были еще и такие модели, как «Маяк-003 Стерео» и «Маяк-005 Стерео», позиционируемые производителем, как более усовершенствованные модификации.

В то же время количество единиц каждой новой серии урезалось в геометрической прогрессии.

Так, например, «Маяк-005 Стерео» выпустили ограниченной партией в количестве 20 шт. Ну а после этой модели производитель и вовсе отказался от дорогостоящей аппаратуры в пользу более доступной для народа, а следовательно и продаваемой продукции.

Киевский завод «Маяк», который, собственно, и занимался выпуском одноименных магнитофонов, был основан еще в далеких 20-х. Начинал он с музыкальных инструментов, встав в 40-е на военные рельсы, а дальше перейдя на производство электроники.

Сегодня киевский «Маяк» по-прежнему занимает свою нишу, сосредоточив основное производство на электронной продукции. Также в последние годы некоторые цеха гиганта были переоборудованы под оборонную промышленность.

Олимп

Пожалуй, самыми серьезными из перечисленной техники, были катушечные проигрыватели марки «Олимп». Самый веский аргумент – именно на такие машины частенько записывали свои хиты советские звезды, которым специальные студии были не по карману.

«Олимпы» выпускали на Кировском электромашиностроительном ПО им. Лепсе. Завод жив и по сей день. Мало того, удалось расширить сферу его производства до медицинской, автомобильной и железнодорожной и нефтеперерабатывающей продукции.

Да, от былой славы знаменитых советских магнитофонов остались лишь воспоминания. К сожалению, кануло в лету и величие многих заводов, которые их выпускали, и сегодня только некоторые из них смогли сохранить свое имя и какую-то часть производственного потенциала.

RT22.RU Радиотехника 20 века, форумы

Текущее время: 29 янв 2022 11:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа

НПП “Исток” г. Фрязино история создания Электроники 004 С

Глава 5
Гражданская продукция

Выпуск бытовой аппаратуры

С 1978 г. «Исток» в течении ряда лет выпускал катушечные магнитофоны высшего класса, в которых использовались новейшие достижения технологий, освоенных на предприятии (Ю.Б. Соколов, А.В. Кустов, М.Ф. Воскобойник)
Бытовой магнитофон-приставка «Электроника-004» получил широкое распространение благодаря отличным параметрам, удовлетворяющим профессиональным требованиям звукозаписи и воспроизведению.
Совершенствуя магнитофон-приставку, специалисты «Истока» разработали комплект оборудования, в который входят магнитофоны-приставки для профессионального применения
«Электроника-4СН-Prof», «Электроника PRO-стерео» и «Электроника-60» .
Эти 2-х и 4-х канальные катушечные аппараты с высокопрочными ферритовыми монокристаллическими головками и электронной системой управления рассчитаны на интенсивную эксплуатацию в течении длительного времени. Технические характеристики магнитофонов на то время превышали отечественные аналоги и не уступали магнитофонам ведущих зарубежных фирм. Объем выпуска составил около 11 тыс. штук.
На базе бытового катушечного магнитофона-приставки «электроника-004» в ПТК-7 был разработан многоканальный регистратор оперативной диспетческой связи «Электроника-004Д». Регистратор предназначен для записи переговоров диспетчерских служб – на станции скорой медицинской помощи, в пожарной охране, милиции, МСЧ. Регистратор позволял вести одновременную запись телефонных переговоров, запись радиопереговоров, фиксировать время каждого вызова.
В настоящее время разработан и поставляется заказчикам многоканальный регистратор аудио и видео информации на базе персонального компьютера, позволяющий вести непрерывную запись речевых и видео сигналов.
Большой спрос у покупателя находит выпускаемые опытным заводом «Истока» более 40 лет общим объемом свыше 700 тыс. штук в год, бытовые термосы со стеклянными колбами нескольких видов ( директор завода – И.М. Панас, технолог А.Ф. Попадьин, начальник цеха – Р.П. Тараканов, Ю.Р. Коновалов). Их изготовление основано на использовании достижений электровакуумного производства в области стекловарения и создания вакуумно-плотных стеклянных конструкций. За прошедшие десятилетия было выпущено более 20 млн штук термосов.

Читайте также:
Кирпичный портал для банной печи (23 фото): кладка, размеры портала и порядовка. Какой кирпич лучше использовать?



Глава 8
Опытный завод
НПК-12

В апреле 1977 г. В НПО «Исток» была создана лаборатория № 50 ( начальник лаборатории – Н.А. Трещиков ) для организации выпуска товаров народного потребления. Генеральный директор С.И. Ребров выбрал сложное техническое направление по созданию магнитофонов высшего класса. Надо отметить, что тогда у нас в стране в массовом количестве выпускались магнитофоны только второго и третьего класса.
За основу была взята лабораторная разработка ЦНИИ «Циклон» Электроника ТА1-002 в основном скопированная с магнитофона швейцарской фирмы «Revox». В то время для разработки и массового серийного выпуска магнитофонов на «Истоке» не было ни инженерных кадров, ни производственной базы, ни опыта работы. Была сделана ставка на творческую молодежь, на ее энтузиазм и стремление к новому.
В июле 1980 г. новую производственную организацию НПК -12 возглавил В.П. Калугин – начальником производства, начальником цеха № 7 был назначен 36-ти летний А.В. Кустов и начальником разрабатывающего отдела – главным конструктором – 37-ми летний Ю.Б. Соколов. В кратчайшие сроки были созданы функциональные службы НПК -12. Их также возглавили молодые специалисты. Так, конструкторское бюро – В.И. Котов и Ю.П. Спиридонов, схемотехническую лабораторию – В.Н. Куковинец и Н.Г. Малеваный; технологическое бюро – Е.И. Станев и Н.В. Голант; лабораторию магнитных головок – Ю.Е. Демин; бюро стандартизации – Ю.А. Воронин.
Параллельно создавались производственные участки.
Участок производства печатных плат создавали С.И. Щеглов и А.А. Иванова; участок сборки и настройки плат – М.П. Цикунова и Т.А. Максимкина; участок настройки блоков- А.В. Зюкин и Ю.С. Межаков; участок комплексной настройки – И.М. Хусаинов и Б.А. Гершликович; участок химии – А.И. Гончеренко и Т.Г. павликова; производственно-распределительное бюро – В.И. Алексеенков и В.М. Сипливый; участок изготовления головок – З.Г. Прохорцева; технологическое бюро – А.Г. ильин и А.В. Саломатин; планово-экономическое бюро – Г.П. Тырышкина и Т.Ю. Кауфман.
Группе механика во главе с В.И. Черваковым и В.Д. Кутилиным приходилось проявлять чудеса изобретательности и небывалого энтузиазма, чтобы в кратчайшие сроки выполнить огромный объем пуско-наладочных работ.
Все это создавалось в жатые сроки. На выделенных площадях в корпусах № 13 и № 24 одновременно проходил демонтаж старого оборудования, и тут же устанавливалось новое по всей необходимой технологической цепочке.
Разработка шла под непосредственным контролем Сергея Ивановича Реброва, а организатором производства магнитофона-приставки был директор завода «Рений» И.М. Панас. За неполные 3 года впервые на «Истоке2 было создано серийное радиотехническое производство с численностью более 600 человек.
В последующие 10 лет НПК-12 выпустило около 11 тыс. магнитофонов-приставок высшего класса и примерно столько же комплектов электронных блоков для предприятий-смежников. Кировское электромашиностроительное производственное объединение им. Лепсе выпускало под торговой маркой «Олимп» модель «Электроника ТА-1 003», а НПО «Тантал» в Саратове и НПО «Октава» в киеве выпускали модификацию магнитофона – модель «Электроника 004».
Страна отметила достижения НПО «Исток», наградив в 1983 г. магнитофон «Электроника -004С» золотой медалью ВДНХ , а в 1986 г. модель «Электроника -007» была удостоена золотой медали Лейпцигской ярмарки .
На рубеже 80 -90-х гг. спрос на магнитофоны-приставки высшего класса упал, объемы производства резко сократились. На спасение НПК-12 был поставлен сначала блестящий производственник Винник Илья миронович, а после его ухода талантливый научный разработчик Воскобойник Михаил Филиппович, но эти кадровые изменения ситуацию не спасли.
Разработка магнитофонов-приставок «высшего класса» на предприятии прекратила свое существование.
В 1988 г. была предпринята попытка совместно с фирмой Matsushita Electric (Япония) организовать сборочное производство цветных видеокамер Panasonic NV-MC20. Было закуплено 500 комплектов укрупненных блоков, из них было собрано 492 видеокамеры. Но мы в то время не представляли себе, в какой степени наша страна отстала как в технологическом, так и в организационном плане. В итоге проект не состоялся.
Цех № 7 во главе с А.В. Кустовым пытался выжить в этой ситуации. На базе магнитофона «Электроника-004» был разработан 2-х, 4-х, а затем и 8-ми канальный регистратор диспетчерских переговоров «Электроника-004Д» для круглосуточной записи речевой информации для МВД, скорой помощи, энергетиков, диспетчерских и аэродромных служб. В связи с появлением нового поколения записывающих электронных устройств молодые инженеры цеха разработали на базе персонального компьютера 32-х канальный регистратор аудио и видео информации « Электроника -007Д»
По сравнению с записью на магнитной ленте запись на жесткий диск имела ряд неоспаримых преимуществ, как по длительности непрерывной записи речевой информации, так и по увеличение числа регистрируемых каналов. Кроме того, появилась возможность вести запись видео информации одновременно с нескольких видеокамер. Выпуск этой аппаратуры явился хорошим экономическим подспорьем ПТК-7.



источник

_________________

Ищу дискотечные сборники

г.Щелково Московской области Клуб КОР (клуб имени Октябрьской революции)

Читайте также:
Краска для стен (71 фото): как выбрать интерьерную и маркерную краску для потолков в квартире,

Последний раз редактировалось djPrihod 04 фев 2016 19:35, всего редактировалось 3 раз(а).

Вечная классика: рейтинг лучших дешёвых катушечных магнитофонов

*Обзор лучших по мнению редакции Zuzako.com. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

В Советском Союзе огромной популярностью пользовались катушечные (бобинные) магнитофоны. Их производили на многих предприятиях, а также завозили из-за рубежа. В наши дни такая техника используется редко, так как имеет много современных аналогов. Однако если вы всё же захотите стать владельцем раритетного аппарата, то обязательно изучите рейтинг лучших дешёвых катушечных магнитофонов, который редакция Zuzako составила на основании отзывов меломанов и мнений экспертов.

Ведущие производители старых и современных бобинных магнитофонов

В наше время найти в продаже и купить катушечный магнитофон довольно сложно. Это связано с небольшим количеством сохранившихся аппаратов советской эпохи и редким производством таких моделей современными фирмами.

Лучшие производители современных бобинных магнитофонов:

  • Metaxas (Греция);
  • Thorens (Швейцария);
  • Ballfinger (Германия);
  • Analog Audio Design (Франция);
  • Uha-HQ (США);
  • Mara Machines (США).

Лучшие производители устройств времён СССР:

  • Кировский электромашиностроительный ПО имени Лепсе («Олимп»);
  • Фрязинский завод «Рений» при НИИ «Исток» («Электроника»);
  • Киевский завод «Маяк» («Маяк»);
  • Киевский завод «Коммунист» («Мрия»);
  • Studer (Швейцария);
  • Akai (Япония);
  • Tascam (Япония);
  • Pioneer (Япония);
  • Tandberg (Норвегия);
  • Otari (Япония).

Обзор топа недорогих советских и зарубежных моделей катушечных магнитофонов

А что из этого предпочтете Вы?

Олимп МПК 005C

Песни старых групп и сольных исполнителей лучше всего слушать на катушечном магнитофоне Олимп МПК 005C. Этот аппарат выделяется прекрасными эксплуатационными характеристиками. Он воспроизводит звуки в диапазоне от 20 до 18 000 Гц и на самой высокой скорости имеет показатель сигнал/шум равный 60 дБ.

К положительным качествам устройства пользователи относят наличие микроконтроллера управления, системы стабилизации скорости и сквозного канала записи. Также выделяют функцию полного автореверса и поиска по паузам.

  • Прекрасные характеристики
  • Чистый звук
  • Много полезных функций
  • Высокая стоимость

TEAC A-2300SD

Этот магнитофон японского производства заслуживает внимание своей надёжной работой и долгим сроком службы. Такое стало возможным благодаря уникальной конструкции, в которой отсутствуют недолговечные приводные ремни.

Магнитофон TEAC A-2300SD воспроизводит звуки в стандартном частотном диапазоне. Несмотря на это, он может поразить отменным звучанием любых мелодий. Единственным недостатком модели называют не самое лучшее качество модуля управления двигателем.

  • Надёжность
  • Долговечность
  • Хорошее звучание
  • Слабый модуль управления двигателем

Akai GX-280D

GX-280D от японской фирмы Akai является универсальным бобинным магнитофоном, способным воспроизводить моно- и стереозвуки. Эта модель имеет четыре дорожки, два мотора, а также три отдельные головки для воспроизведения, записи и стирания аудиоданных.

Среди характеристик устройства стоит выделить высокий показатель сигнал/шум (50 дБ), минимальные значения колебания скорости передвижения плёнки и широкий частотный диапазон (30 – 24 000 Гц).

  • Универсальность
  • Хороший набор характеристик
  • Сравнительно невысокая цена
  • Часто выходят из строя отдельные элементы

Akai GX-77

Этот бобинный аппарат привлекает внимание своим красивым внешним видом. По этому показателю он намного опережает все модели советского производства. Также устройство выгодно отличается от конкурентов своей компактностью и сравнительно небольшим весом.

GX-77, как и большинство других моделей фирмы Akai, имеет три головки для записи, стирания и воспроизведения звуков. Кроме этого, стоит выделить наличие трёх моторов.

  • Компактность
  • Небольшой вес
  • Красивый внешний вид
  • Хорошее звучание
  • Высокая цена

Pioneer RT-1050

Этот старый магнитофон фирмы Pioneer выделяется коротким путём между лентопротяжным механизмом и блоком магнитных головок. Среди других особенностей конструкции стоит отметить наличие трёх моторов и такого же количества головок.

Характеристики устройства также заслуживают уважения. Из них пользователи выделяют минимальные колебания скорости ленты (0.04% на 38 см/с) и высокое значение параметра сигнал/шум (57 дБ). Всё это обеспечивает прекрасное качество и чистоту звука.

  • Хорошие эксплуатационные характеристики
  • Чистый звук
  • Долгий срок службы
  • Сложно найти в продаже

Otari MX-5050 BII

Этот профессиональный магнитофон позволяет получать идеальное качество звука, сравнимое с некоторыми современными бобинными моделями. MX-5050 BII оснащён прочным корпусом, который надёжно защищает детали от механических повреждений. Из-за этого устройство весит 28 кг, что является его главным недостатком.

Среди характеристик техники следует отметить 70 дБ показателя сигнал/шум и 0.2% колебаний скорости движения. По этим показателям MX-5050 BII опережает большую часть моделей советской эпохи.

  • Отменное звучание
  • Прочный корпус
  • Высокий показатель сигнал/шум
  • Минимальные колебания скорости движения
  • Большой вес

Tandberg TD 20A

Tandberg TD 20A представляет собой качественный катушечный магнитофон, который по праву считается одним из лучших в истории. Он имеет четыре дорожки и две скорости (9.5 см/с и 19 см/с), а также выделяется отличными значениями рабочих параметров.

Устройство воспроизводит звуки в диапазоне от 20 Гц до 30 кГц. Среди прочих характеристик владельцы техники отмечают высокий показатель сигнал/шум, минимум гармонических искажений (2%) и колебания скорости движения ленты 0.08% и 0.14% (для разных скоростей).

  • Компактность
  • Расширенный частотный диапазон
  • Четыре дорожки
  • Сложно найти в продаже
Читайте также:
Кронштейн для телевизора потолочный: поворотный, выдвижной

Revox C270

Эта модель от швейцарской компании Studer была выпущена намного позже большинства других топовых магнитофонов. Благодаря этому она вобрала в себя все современные, на тот момент, разработки и стала одной из наиболее популярных.

Revox C270 имеет три скорости (9.5 см/с, 19 см/с, 38 см/с), расширенный диапазон воспроизводимых частот и высокое значение соотношения сигнала и шума. Среди функций аппарата стоит выделить автолокатор и возможность использования синхронного канала.

  • Расширенный диапазон воспроизводимых частот
  • Три скорости
  • Много полезных функций
  • Очень высокая цена

Маяк-001-стерео

Маяк-001-стерео – это качественный бобинный магнитофон, который собирали на базе более старой модели «Юпитер». Большая часть комплектующих закупалась за рубежом, что позволило добиться максимальной надёжности и долговечности техники.

Устройство не отличается широким частотным диапазоном. Несмотря на эту особенность, оно выдаёт неплохое качество звука.

  • Доступная цена
  • Качественный звук
  • Зарубежные комплектующие
  • Не самый широкий диапазон воспроизводимых частот

Электроника-004

Этот катушечный магнитофон является немного видоизменённой копией модели Revox. Он выпускался Фрязинским заводом «Рений», который ранее специализировался на производстве военного оборудования.

Электроника-004 имеет две скорости (4.76 см/с и 9.5 см/с) и частотный диапазон от 31.5 Гц до 22кГц. Этих характеристик хватает для получения неплохого качества звука. Главным недостатком модели считают довольно внушительные габариты.

  • Качественная сборка
  • Хорошее звучание
  • Долгий срок службы
  • Большой размер

TEAC A-4010

Этот магнитофон у японской фирмы Tascam получился наиболее удачным из всех. Он пользовался огромным спросом в стране и за рубежом, поэтому выпускался большими партиями.

TEAC A-4010 – это четырёхдорожечное устройство, которое использует стандартные 7-дюймовые бобины. Оно имеет максимально простое управление и прекрасный набор характеристик. Приятным дополнением для владельцев техники стало наличие нескольких полезных функций (например, автоматическая перемотка).

  • Простое управление
  • Оптимальные характеристики
  • Наличие дополнительных функций
  • Недолговечность некоторых деталей

Revox A77

Этот бобинный аппарат стал популярен благодаря своей компактности и небольшому весу. Он имеет два рабочих положения, что позволяет устанавливать его горизонтально и вертикально.

Магнитофон Revox A77 имеет три асинхронных двигателя и такое же количество магнитных головок. Все эти элементы конструкции изготовлены по уникальной фирменной технологии. Среди прочих преимуществ пользователи отмечают наличие электронного регулятора скорости и прекрасного набора рабочих параметров.

  • Компактность
  • Два рабочих положения
  • Наличие электронного регулятора скорости
  • Сложно найти в продаже

Советы редакции Zuzako по выбору винтажного бобинного магнитофона

Если появится желание купить себе винтажный бобинный магнитофон, то для правильного его выбора вам нужно будет просмотреть много информации из разных источников. Начинать нужно с характеристик доступных моделей, а также с изучения цен и качества воспроизводимого звука. Избавить вас от выполнения этой сложной работы смогут рекомендации нашей редакции. В них учтены все наиболее важные критерии выбора устройств советской эпохи.

Советы по выбору:

  1. Лучше всего покупать модели, у которых значение колебания скорости передвижения плёнки (ленты) будет минимальным.
  2. Оптимальным решением будет выбор магнитофонов с максимально широким диапазоном воспроизводимых частот (от 20–25 Гц до 30–33 кГц).
  3. Лучшими считаются устройства с тремя скоростями движения носителя при записи и воспроизведении звука (9.5 см/с, 19 см/с, 38 см/с).
  4. Советуем выбирать технику с максимально высоким значением соотношения сигнала и шума, влияющим на чистоту воспроизводимого звука.
  5. Предпочтение лучше отдавать наиболее компактным и лёгким моделям, которые легко будет размещать в комнате и переносить с места на место.
  6. Лучше покупать бобинные магнитофоны, выпущенные в период с 1970 по 1980 годы. В это время были произведены наиболее популярные модели, сочетающие в себе хорошее качество и невысокую стоимость.

Катушечный магнитофон – это классика, которая всегда будет оставаться популярной. Прежде чем покупать такую технику, рекомендуем вам ещё раз прочитать нашу статью. В ней кратно описаны дешёвые и качественные модели, обеспечивающие хорошее звучание любимых мелодий.

Ставьте лайки, пишите комментарии и делитесь информацией в социальных сетях.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.

Магнитофоны «вега»: особенности, модели, инструкция по использованию

Вильма-102-стерео


Вильма-102-стерео Еще один венец творения от Вильнюсского приборостроительного .

Начали его выпускать в 1981 году. Что примечательно, «Вильма» была оснащена двухмоторным лентопротяжным механизмом с закрытым трактом и квазисенсорным управлением. Оснащалась дека шумоподавителем типа Dolby-B, автостопом, индикатором уровня сигнала и счетчиком расхода ленты. Вся электронная часть магнитофона была выполнена на интегральных микросхемах. Сигнал считывался комбинированной магнитной головкой записи и воспроизведения.

Была так же возможность калибровки тока записи под определенный тип ленты и регулировка тока подмагничивания. Весил данный аппарат неподъемных 13 кг!

Олимп

Пожалуй, самыми серьезными из перечисленной техники, были катушечные проигрыватели марки «Олимп». Самый веский аргумент – именно на такие машины частенько записывали свои хиты советские звезды, которым специальные студии были не по карману.

«Олимпы» выпускали на Кировском электромашиностроительном ПО им. Лепсе. Завод жив и по сей день. Мало того, удалось расширить сферу его производства до медицинской, автомобильной и железнодорожной и нефтеперерабатывающей продукции.

Читайте также:
Как сделать наличники на окна

Да, от былой славы знаменитых советских магнитофонов остались лишь воспоминания. К сожалению, кануло в лету и величие многих заводов, которые их выпускали, и сегодня только некоторые из них смогли сохранить свое имя и какую-то часть производственного потенциала.

Арго РМ-006С


0 Похожая на импортные геттобластеры модель производилась с 1988 года Ленинградским . Ее приемник работал в диапазонах ДВ, СВ, КВ и УКВ-ЧМ, в котором принимались стереопрограммы. Кассетный магнитофон мог записывать и воспроизводить фонограммы с встроенных микрофонов, радиоприемника и внешних источников сигнала. Из функций следует отметить пятиполосный эквалайзер, систему шумопонижения, автоматическое переключение типов магнитной ленты, электронные часы с таймером. Максимальная выходная мощность при работе от сети составляла 5 Ватт на канал. Габариты магнитолы были 519 х 327 х 170 мм, вес — 7,7 килограммов. Стоила эта красота 608 рублей.

Арго-004-стерео


0 Данная магнитола высшего класса и ее сестра-близнец с индексом 002 с 1984 года производились Ленинградским . Встроенная кассетная дека имела отключаемую систему АРУЗ, устройство шумопонижения, регуляторы уровня записи, счетчик ленты, а также автостоп. Приемник работал во всех диапазонах вещания, встроенные колонки имели двухполосную конфигурацию. Для подстройки звучания под свой вкус имелись темброблоки на НЧ и ВЧ, а также контур расширения стереобазы. Питание было от сети либо шести батарей А-373 или внешнего источника. Номинальная выходная мощность модели была 2 х 1,5 Ватта, то есть максимальная была в два раза выше. Весила магнитола 8,5 килограммов и стоила 595 рублей.

История компании

Компания «Вега» – это известный и крупный производитель техники, созданный в Советском Союзе. Территориально он располагается в Новосибирской области. Производственная компания «Вега» возникла в связи с преобразованием Бердского радиозавода (или БРЗ) в середине 1980-х годов.

Данное предприятие производило большое количество техники, включая:

  • приемопередающие радиостанции;
  • судовые и береговые радиостанции;
  • блоки питания;
  • телефонные аппараты проводного типа;
  • акустические системы;
  • радиоприемники и радиолы;
  • тюнеры;
  • магнитолы;
  • магнитофоны разного типа (приставки, кассетные, мини-магнитофоны);
  • кассетные плееры;
  • диктофоны;
  • радиокомплексы;
  • виниловые проигрыватели;
  • усилители;
  • проигрыватели компакт-дисков;
  • стерео-комплексы.

Таким образом, вы можете убедиться в том, что ассортимент производителя является довольно широким.

Следует отметить тот факт, что на протяжении всего времени своего существования компания несколько раз преобразовывалась. Что касается современного периода существования компании «Вега», то с 2002 года она функционирует в форме открытого акционерного общества и занимается ремонтом и производством бытовой радиоаппаратуры авторской разработки по индивидуальным заказам.

«Спутник» выходит на орбиту

Несмотря на то, что кассетные магнитофоны в начале своего развития не пользовались народной любовью из-за своей высокой цены, инженеры «Протона» верили, что в их продукте есть значительный потенциал, и что нужно модернизировать эту модель дальше. Совершенствованием «Десны» они занимались несколько лет — до 1982 года. В результате уже к 1971 году появился магнитофон «Спутник-401», который был создан на основе механики и электронной начинки «Десны». Вскоре наряду с «Протоном» заниматься выпуском этой модели стал арзамасский приборостроительный завод. Новая версия магнитофона получила название «Легенда-401». Усовершенствованные магнитофоны отличались от своих предшественников прежде всего качеством звучания. И в лучшую сторону. Конструкторы провели основательную работу над уменьшением детонации, отладкой шумосигнального соотношения, улучшением усилителей и модернизацией схем «Спутника-401». Был предусмотрен даже ряд качественных нововведений: устройство получило возможность воспроизводить кассеты на второй скорости (2,38 см/с), а также выполнять функции длинноволнового радиоприёмника. Для этого необходимо было использовать так называемые радиокассеты, которые можно назвать неким прототипом MP3-кассет.

Инструкция

Инструкция по эксплуатации – это документ, который прилагается к каждому устройству, произведенному компанией «Вега». Он содержит всю необходимую информацию об устройстве магнитофонов, а также схемы работы.

Инструкция содержит такие разделы:

  • общие указания;
  • комплект поставки;
  • основные технические характеристики;
  • указания по технике безопасности;
  • краткое описание изделия;
  • подготовка к работе и порядок работы с магнитофоном;
  • техническое обслуживание магнитофона;
  • гарантийные обязательства;
  • сведения для покупателя.

Инструкция по эксплуатации – это документ, который дает вам полное понимание принципов функционирования приобретенного вами магнитофона, а также предоставляет такую важную информацию как гарантийные обязательства производителя.

Далее представлен обзор магнитофона «Вега РМ-250-С2».

Электронная весна

Модели кассетных магнитофонов «Весна-305» и «Весна-306» пользовались популярностью, и в частности из-за этого до 1978 года выпускались без каких-либо конструктивных изменений. Всего таких магнитофонов выпустили около восьмисот пятидесяти тысяч. На основе первых кассетников серии «Весна» были созданы «Весна-202» и «Весна-205», уже имевшие ряд нововведений и модернизаций. Заводы, которые изначально занимались производством линейки «Весна», в дальнейшем продолжили их производство. В конце 1970-х появились стереомагнитофоны «Весна-201 стерео», а спустя год после неё — «Весна-211 стерео», имевшая более мощный усилитель и стереопару. Семидесятые годы стали для советских инженеров магнитофонов временем развития и прогресса. «Весна» сделала новый виток развития в 1985 году, когда были выпущены магнитофоны с принципиально новой компоновочной схемой — «Весна-310С». В дальнейшем выпуском идентичных по конструкции устройств под названием «Русь» занялся рязанский приборный магнитофонов заслуженное место занимает модель «Электроника-301», также известная как «Парус-301». Его разработкой и выпуском занимался московский «ТочМаш». Серийный выпуск этой линейки стартовал в 1972 году, и вскоре она завоевала такую же известность среди советских людей, как и кассетники «Весна». Некоторые элементы механики были скопированы с магнитофона Grundig C100L. Устройство было оснащено износостойким лентопротяжным механизмом советской разработки, дополнено электронным стабилизатором скорости. Через два года после появления «Электроники-301» выпустили версию «302», внешне очень похожую на предшественника. Она получила громкоговоритель 1ГД-40, благодаря чему удалось усовершенствовать верность воспроизведения. В разные моменты своей истории магнитофоны «Парус» выходили с использованием импортных комплектующих, в частности головок JVC японского производства и двигателей SONY. Начало развития магнитофоностроения в СССР стало временем, когда инженеры прибегали и к полным заимствованиям, и к разработке целиком оригинальных блестящих решений. Причём, несмотря на неопытность советских инженеров в этой сфере, отечественные разработки удовлетворяли нужды пользователя лучше, чем западные. Советским специалистам нередко удавалось реализовать модернизационный потенциал устройств, которые в других странах считались устаревшими.

Читайте также:
Как сделать оригами танк своими руками?

Метки: СССР, электроника, механизм, Историческая правда, магнитофон, двигатель, кассета

  • Назад
  • Вперед

Обзор моделей

Ассортиментный ряд магнитофонов от компании «Вега» включает в себя большое количество моделей. Одними из самых популярных моделей являются МП-122С и МП-120С. Рассмотрим характеристики известных моделей магнитофонов от компании «Вега».

«Вега-101 стерео». Этот аппарат является самым первым электрофоном времени Советского Союза. Он относится к первому классу и предназначен для воспроизведения стерео-пластинок.

Устройства, производимые компанией «Вега», удовлетворяли потребности советских потребителей. Каждый житель нашего государства, а также стран ближнего зарубежья мог приобрести себе агрегат, который соответствовал бы его желаниям и требованиям.

Выводы

На самом деле, кассетный магнитофон звучит не плохо. Но сам факт увлечения кассетами больше похож на ностальгию по прошлым временам. В итоге, наш купленный магнитофон NAD займет достойное место на нашей стойке и мы тоже будем иногда прослушивать кассеты, вспоминая далекое прошлое.

Но рассматривать кассетный магнитофон, как высококачественный источник аналогового звука, не стоит. Кроме того, следует помнить, что механизм магнитофонов за продолжительное время эксплуатации может быть очень изношен. Поэтому никто не может знать, как долго он проработает. Запчастей к старым магнитофонам не выпускают, поэтому ремонт будет затруднительным и затратным.

Nakamichi DRAGON один из лучших аппаратов, средняя цена $2000

Ясное дело, владельцы кассетных магнитофонов, особенно дорогих моделей Nakamichi будут спорить по поводу разницы в качестве звука, аргументируя, что для теста мы выбрали магнитофон не топовый, а среднего класса.

На самом деле, все характеристики упираются в кассету. Даже используя самые лучшие кассеты II(CrO2) или IV (Metal) на топовых моделях магнитофонов Nakamichi, максимум, на что можно рассчитывать, это:

  • частотный диапазон 20 — 20 000 Гц;
  • отношение сигнал-шум 60 дБ, без Dolby;
  • разделение каналов 40 дБ;
  • коэффициент детонации 0,08 %.

Безусловно, для кассетника это очень хорошие характеристики. Тем не менее, в 21 век это нельзя назвать качественным звучанием.

Если вы решили купить себе магнитофон, старайтесь выбирать таковой без автореверса, внешне в идеальном состоянии. А при осмотре, если вы не профи в кассетных деках, возьмите с собой специалиста, который сможет оценить состояние деки.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Мне было интересно проанализировать насколько наши разработчики приблизились к коллегам из Японии, Западной Европы и США, удалось ли им догнать и перегнать, а также понять, почему советские разработки в этой области порой пользовались редким или т. н.”вынужденным” спросом, а большинство их современников стремились приобрести зарубежные образцы.

Ввиду того, что тема достаточно обширна, я разделю материал на четыре части, в первых двух я расскажу об эволюции портативных устройств, а в остальных — рассмотрю развитие и упадок стационарных дек.

Spirit of 1969 или 26 мм оригинальной конструкции

История советских кассетных магнитофонов под стандарт компакт-кассета начиналась на 5-6 лет позже, чем на западе, что в целом совпадает с хронологическим отставанием Страны победившего развитого социализма от “западных партнёров” по электронике широкого потребления. Известно, что первые кассетные магнитофоны (с магнитной проволокой) появились еще в Третьем Рейхе в 1930-х, такие, в частности, выпускались компанией C. Lorenz AG. Первый кассетный магнитофон с магнитной лентой был выпущен в 1950-м году, им стал Loewe Optaphon.

Кассетный магнитофон 30-х

Loewe Optaphon

Всё это время кассетам не придавали значения в СССР и обходились катушками, которые получили народное наименование бобины. В 1963-м компания Philips представила компакт-кассету, а в 1964 появилось одно из первых портативных устройств для его воспроизведения, им стал Philips EL3300. В дальнейшем именно этот портативный кассетный магнитофон послужил прообразом для советского первенца “Десна”.


EL3300


«Десна»

Следует отметить, что в 1960-х в Стране советов магнитофоны были в большом дефиците, и до появления “Десны” существовали только бобинники. Понимая отставание в этой области, советские чиновники поставили инженерам задачу скопировать Philips EL3300. Разработку (т.е. копирование механики и адаптацию электроники) поручили харьковскому радиозаводу «Протон», который к 1969 году сумел освоить серийный выпуск новинки.

Читайте также:
Как подобрать цвет металлочерепицы: палитра по шкале RAL и RR

Компоновочная схема, конструкция лентопротяжного механизма, а также дизайн корпуса был идентичен EL3300. Электроника имела ряд существенных отличий и местами даже превосходила американскую разработку. Так усилитель советского устройства имел четыре каскада (у Philips было три), для двигателя был предусмотрен отдельный транзисторный стабилизатор частоты вращения. Отличалась и элементная база, так американское устройство использовало семь, а “Десна” девять германиевых транзисторов. Значимым отличием стало напряжение питания (9 В для “Десны, 7,5 у EL3300), для чего в “Десне” понадобилось увеличить количество батарей питания. Это привело к росту габаритов — длина выросла на 26 мм.


EL3300 внутри

Характерных достоинств, кроме относительно небольшого размера, по сравнению с катушечными собратьями, у магнитофона не было, и был по крайней мере один вопиющий недостаток — цена. Стоил гаджет 220 рублей — около 2-х зарплат опытного инженера. Учитывая низкий 4-й класс устройства, можно считать, что новинка была неконкурентоспособна даже на изголодавшемся по технике советском рынке.

Торопливые «Протоны»

Отдельной проблемой было достать кассеты, которые в то время выпускались совсем небольшими тиражами и были редкостью. Что интересно, компакт-кассеты “Протон МК-60” (с длительностью 38, 40 или 60 минут) создали раньше, чем появилась “Десна”.

Сам магнитофон планировали выпустить к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, т.е. в 1967-м году, но не успели, а первый тираж “Протона” уже появился на свет. Скопировать носитель оказалось проще, чем адаптировать для серии забугорный магнитофон.

Внешний вид советских кассет был крайне аскетичен, если не сказать убог, с дизайном не заморачивались, да и слова такого в Стране Советов в те годы не знали, ограничились простенькой наклейкой.

Более того, до начала 70-х кассеты не были полностью советскими, ленту для них выпускали в ГДР на предприятии «Filmfabrik Wolfen». С 1971-го года выпуск пленки для кассет организован на нескольких предприятиях СССР, в частности, на заводе “Свема”. Позже, там же начали производство кассет.

Ценник, как и в случае с первым кассетным магнитофоном, для советского человека в конце 60-х был почти космическим — по 6 рублей за одну кассету. Это, как и дефицитность носителя, также не способствовало популярности устройства.

По сей день живет легенда (https://daxgarth.wordpress.com/2017/08/23/compact-cassette-proton-ussr/) о том, что на первых “Протон МК-60” можно было обнаружить различного вида незатертые надписи “Made in USA”, а также, что они окончательно пропали в начале 70-х. Мне не удалось найти подтверждения этому, но вполне допускаю, что такое могло быть.

Буду рад комментариям, поделитесь своими мыслями по поводу того, как надпись могла оказаться на кассете (у меня есть несколько гипотез).

Потомки “Десны”

Несмотря на сравнительную неудачу первого кассетника, Харьковские инженеры высоко оценили модернизационный потенциал своего детища. Забегая вперед, скажу, что советский “филипс” модернизировали аж до 1982-го года. Проведя основательную работу над ошибками, к 1971-му году выпустили «Спутник» и «Спутник-401». Через год производство модернизированной версии освоил приборостроительный завод в Арзамасе. Очередной доработанный клон “Десны” получил звучное название «Легенда-401».

Новые магнитофоны получили более качественный звук. Была снижена детонация, улучшено соотношение сигнал-шум, были основательно улучшены показатели усилителей, проведена оптимизация схемотехнических решений для «Спутник-401», даже предусмотрели использование второй скорости — 2,38 см/с.

Еще одним характерным отличием стала возможность применения т.н. радиокассет, вставляя которые можно было превратить магнитофон в ДВ-радиоприёмник. Они стали своеобразным прообразом MP3 кассет, которые серьезно хайпанули пару лет назад.


Радиокассета


mp3 кассета

При этом стоимость устройств стала ниже и составила 180 рублей, что, одновременно с улучшениями и ростом кассетных тиражей, качественно повлияло на спрос.

В 1974-м и 76-м годах последовали ещё две харьковские модернизации, они стали наиболее массовыми версиями “Десны” того периода — «Спутник-402» и «Спутник-403». Модели получили косметические и оптимизационные обновления, усовершенствованную схемотехнику. Неизменным оставалась лентопротяжная техника, скопированная с филипсовского первенца.

Можно смело утверждать, что последним устройством в семействе «Десны» стал «Спутник-404», который увидел свет в 1982 году. От американского прародителя из 60-х магнитофон традиционно позаимствовал лентопротяжную механику и компоновочную схему.

Запорожская “Весна”

Одной из знаковых и наиболее популярных в 70-е — 80-е линеек портативных магнитофонов стали устройства с названием “Весна”. Они также были созданы в Украинской ССР, которая в то время на ряду с большинством западных республик выполняла функцию всесоюзного сборочного цеха. Магнитофоны под брендом «Весна» производили на запорожском предприятии «Искра», а также на киевском заводе “Коммунист” (ныне “Радар”).


«Весна-305»

Первый кассетный магнитофон оригинальной конструкции (вероятно, первый советский портативный магнитофон “собственной” разработки) планировали выпустить в 1971-м. Им должно было стать устройство с двухскоростным бесколлекторным двигателем БДС с электронным управлением, которые до этого момента не выпускались в СССР.

Двигатель стал головной болью для разработчиков, а советские пользователи, уставшие от проблемной “десны”, явно нуждались в чем-то новом. Тогда разработчики отказались от сложного двигателя, заменив его классическим японским коллекторным мотором.

Читайте также:
Как приготовить перепелку?

Так на свет появился первый народный кассетник — «Весна-305». Через год киевляне доработали трехфазный бесколлекторный двигатель (названный БДС-0,2) и в Запорожье стартовал выпуск «Весна-306». Функциональным отличием устройств стало наличие у флагмана с бесколлекторным двигателем двух скоростей работы (4,76 и 2,38 см/с, соответственно).


«Весна-306»

Благодаря новому двигателю “Весна-306” обладала большим ресурсом автономной работы, пониженным электропотреблением, а также создавала меньше помех при работе. При этом стабильность оборотов устройства была выше, а соответственно, обеспечивалась более высокая верность воспроизведения.

Несмотря на очевидные преимущества модели 306, пользователи признали настоящим народным магнитофоном именно “Весну -305”. Дело в том, что об оврагах как обычно забыли. Отсутствие опыта в производстве бесколлекторных моторов переменного тока и низкое качество сборки с лихвой компенсировали достоинства двигателя. Выходящий из строя сложный двигатель с электронной синхронизацией нередко вообще заменяли на японский мотор от “Весна-305”, немного снижая качество, но уравнивая магнитофоны в эксплуатационной надежности.

Иными словами, магнитофоны этой линейки полюбились отнюдь не благодаря новому двигателю. Наиболее ценным эксплуатационным достоинством системы стал лентопротяжный механизм, который вопреки обыкновению не копировался с западных образцов, а создавался с нуля. Он был оборудован двумя идентичными маховиками, которые вращались в разные стороны и благодаря удвоенной массе существенно повышали стабильность протяжки ленты. Это особенно помогало при эксплуатации во время переноски. С 1976 г. полные аналоги “Весна 305” и ”Весна-306” изготавливались Пермским электроприборный заводом, они получили название «Ритм-301».

Стабильность и надежность механизма сделали его универсальной платформой, на базе которой были созданы другие советские магнитофоны «Романтик-306», «Электроника-311», «Электроника-323», «Квазар-303». Думаю, не будет ошибкой отнести эти устройства к семейству “Весна — 305 — 306”.

Отдельного внимания заслуживают характеристики ранних магнитофонов “Весна”, которые во многом превосходили нормы заявленного третьего класса:

  • Рабочий диапазон звуковых частот на линейном выходе при скорости 4,76 см/с — 63…10 000 Гц, при скорости 2,38 см/с — 63…5000 Гц.
  • Номинальная выходная мощность: 0,8 Вт.
  • Напряжение питания — 9 вольт (шесть элементов 373 или сеть переменного тока, блок питания встроенный),
  • Мгнитофон сохраняет работоспособность при падении напряжения до 5,1 В.
  • Габариты магнитофона — 242×242×68 мм.
  • Масса вместе с батареями 3,7 кг.
  • Цена на старте продаж достигала 195 рублей, к 1978-му году упала да 165 руб.

Продолжение “Весны”

Почти без изменений модели 305 и 306 выпускали до 1978 года, всего этих магнитофонов было произведено более 850 тысяч. Если верить статье в Википедии, то сегодня тяжело найти работоспособные экземпляры, так как надежная конструкция позволяла беспощадно расходовать эксплуатационный ресурс. На базе моделей 305 и и 306 в дальнейшем были разработаны функционально усовершенствованные модели «Весна-202» и «Весна-205», а также (в какой-то степени) магнитола «Весна-204».

В дальнейшем киевский “Коммунист” и запорожская “Искра” выпустили портативные стерео магнитофоны. «Весна-201 стерео» появилась в 1977-м году, в 1978-м — усовершенствованный вариант «Весна-211 стерео», который оборудовался более мощным усилителем и дополнительно стереопарой.

Для советского магнитофоностоения середины-конца 70-х годов это было не то чтобы прорывом, но успехом и показателем серьезного прогресса. Очередной этап для “Весны” наступил в 1985 году, когда начался выпуск линейки «Весна-310С» — магнитофонов с принципиально новой компоновочной схемой.

В дальнейшем идентичные устройства были успешно скопированы Рязанским приборным заводом и выходили также под маркой “Русь”.

Народный советский Grundig или просто “Электроника 301”

Рассказ о народном магнитофоне будет неполным без упоминания “Электроники 301“ (она же «Парус-301», разработки Московского завода “ТочМаш”.

Этот магнитофон, равно как и “Весна-305/306”, завоевал огромную популярность среди советских граждан благодаря высокой надежности в сочетании со сносными характеристиками. Его серийный выпуск был начат в 1972-м году. Традиционно модель была частично скопирована с магнитофона C100L, выпускавшегося компанией Grundig с 1966 по 1968-й годы.


«Парус 301»


Grundig C100L

Магнитофон получил износоустойчивый лентопротяжный механизм, электронную стабилизацию скорости, а также сравнительно неплохой усилитель на германиевых транзисторах. Уже через 2 года он был модернизирован до версии “Электроники 302“, с дизайном максимально близким к оригиналу и применением громкоговорителя 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, что улучшило верность воспроизведения.

В разное время в магнитофоне применялись различные комплектующие, несколько версий получили японские головки JVC и двигатели SONY.

Зарю советского магнитофоностроения можно назвать периодом неистового поиска, бессовестного плагиата смелого заимствования и умелых адаптаций западных разработок. Кассетных магнитофонов это касается, возможно, даже больше, чем бобинников. При этом необходимо отметить, что собственные разработки иногда больше подходили пользователям, ибо адаптировались под их требования, и были, как говорят в народе, неубиваемыми. Думаю, не ошибусь, если скажу, что советские инженеры дали новую жизнь устройствам, которые считались устаревшими на западе и смогли эффективно использовать их модернизационный потенциал. Буду традиционно признателен за ваши комментарии. Это далеко не всё, продолжение следует.

Джинса
Мы торгуем электроникой. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: